logo
Вопросы к экзамену по ГиМФ

Тема 4. Механизмы планирования

Планирование расходов по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» начинается с составления проекта бюджетной сметы.

Проект бюджетной сметы - заявка, которая составляется бюджетным учреждением на очередной финансовый год и рассчитывается исходя из прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения бюджетной сметы отчетного периода.

В ходе составления проекта сметы тщательно проверяются основные показатели работы учреждения, целесообразность включаемых в смету расходов, установленные нормы и режим экономии бюджетных средств. Сроки составления и представления проекта сметы по бюджетной деятельности в зависимости от ведомства различны. Так, проекты смет на следующий финансовый год учреждения культуры (управления культуры) начинают делать, как правило, в сентябре-октябре текущего финансового года. Перед этим в марте-апреле, в соответствии с письмом департамента культуры Нижегородской области, представляются сетевые показатели по учреждениям культуры для определения фонда оплаты труда на следующий финансовый год.

Сетевые показатели  - показатели, характеризующие количество учреждений в той или иной области бюджетно-финансируемой части сферы услуг: количество школ, детских садов, больниц, кинотеатров и т.п.

Развертывание сети учреждений культуры (библиотек, клубов, музеев и т.д.) происходит в зависимости от численности населения в городах, поселках и деревнях на основе нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры. Так в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 13.07.2007 года №923-р «Об изменении социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 №1063р» нормы потребности, например, в музеях следующие:

Услуги музеев

Субъекты Российской Федерации

2 - 5

Муниципальные районы с числом жителей:

5-10 тыс. человек

1

10-20 тыс. человек

2

Городские поселения и городские округа с числом жителей:

100 тыс.человек

2-4

более 100 тыс.человек

4-5

Сельские поселения с числом жителей до 10 тыс. человек

1

В соответствии с изменением количества населения и количество учреждений меняется. Соответственно штатная численность работников и расходы на учреждения культуры тоже меняются.

Еще одним фактором, влияющим на определение фонда оплаты труда, является группа по оплате труда руководителей. Существуют 4 группы по оплате труда, которые определяются по показателям, отражающим деятельность учреждений. Например:

  1. Показатели отнесения библиотек Нижегородской области к группам по оплате труда руководителей:

Группы по оплате труда

Среднегодовое число пользователей (тыс. чел.)

Книжный фонд

(тыс.экз.)

Среднегодовое количество посещений (тыс. чел.)

1

Свыше 45

Не менее 3500

Свыше 240

2

Не менее 25

Не менее 180

Не менее 170

3

Не менее 10

Не менее 140

Не менее 30

4

Не менее 3

Не менее 100

Не менее 10

  1. Показатели отнесения музеев к группам по оплате труда руководителей:

Группа по оплате труда

Кол-во посетителей в год (тыс. чел.)

Кол-во экспонатов основного фонда

(тыс. ед.)

1

Свыше 60

Свыше 50

2

От 50 до 60

От 30 до 50

3

От 10 до 50

От 10 до 30

4

До 10

До 10

Присвоение той или иной группы позволяет увеличить оплату руководителей данных учреждений. Соответственно увеличивается и ФОТ.

На основе этих показателей рассчитывается средняя заработная плата по соответствующим учреждениям.

Проект бюджетной сметы составляется в разрезе статей бюджетной классификации. Причем необходимость в финансовых ресурсах по каждой статье должна обосновываться расчетным путем. Данные расчета потребностей в финансовых ресурсах, как правило, остаются у бюджетного учреждения, а до главного распорядителя бюджетных средств доводятся лишь конечные цифры.

Рассмотрим порядок составления проекта бюджетной сметы по основным подстатьям.

Подстатья 211 "Заработная плата"

В ней планируются расходы по оплате труда в соответствии с трудовым законодательством РФ и сетевыми показателями учреждений культуры. Рассчитывая необходимый объем денежных средств по этой статье, как правило, используют:

  1. Штатное расписание, утвержденное вышестоящей организацией, в котором указан полный перечень должностей, размеры окладов, количество ставок по каждой должности.

  2. Нормативный акт (акты), регламентирующий размер окладов, надбавок, премий, материальной помощи.

Подстатья 212 "Прочие выплаты"

По этой подстатье планируются расходы учреждения на дополнительные выплаты и компенсации согласно законодательству РФ и условиям трудового договора. При расчете используют:

  1. Штатное расписание, утвержденное вышестоящей организацией, которое необходимо для установления количества лиц, которым выплачиваются дополнительные выплаты и компенсации.

  2. Нормативный акт (акты), регламентирующий размер и порядок выплаты компенсаций.

  3. План повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок и их продолжительности (в части расчета суточных при командировках).

  4. Данные о лицах, находящихся в отпуске по уходу за ребенком по достижении им 3-летнего возраста.

Подстатья 213 "Начисления на оплату труда"

В этой подстатье указываются расходы на уплату учреждением единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством РФ, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При определении расходов по данной подстатье необходимо руководствоваться гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184. Для расчета суммы данных расходов фонд оплаты труда умножается на установленную ставку:

- 26% - единый социальный налог;

- 0,2%- страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев.

Подстатья 221 "Услуги связи"

Здесь планируются расходы на оплату услуг связи в целях обеспечения собственных нужд учреждения. Размер расходов определяется исходя из заключенных договоров. При определении суммы средств для данной подстатьи учитываются:

  1. Размер абонентской платы за один телефон и пользование Интернетом, стоимость одного почтового отправления, стоимость конвертов и знаков почтовой оплаты.

  2. Количество телефонных точек, радиоточек, среднегодовое количество почтовых отправлений.

  3. Сведения о сложившихся расходах по услугам междугородней телефонной связи, почтовых услугах.

Подстатья 222 "Транспортные услуги"

В ней планируют расходы на оплату транспортных услуг. Основным направлением расходов, как правило, является оплата проезда при служебных командировках и расходы по доставке нефинансовых активов. При определении расходов по этой подстатье классификации операций сектора государственного управления используют:

  1. План повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок (в части стоимости проезда от места работы до места командировки).

  2. Стоимость проезда до пункта командирования и обратно.

  3. Данные о среднегодовых расходах по найму транспорта.

Подстатья 223 "Коммунальные услуги"

По этой статье показываются расходы учреждения по оплате договоров на оказание коммунальных услуг исходя из:

Подстатья 224 "Арендная плата за пользование имуществом"

При расчете объема средств по данной подстатье следует принять во внимание:

  1. Количество арендуемых зданий и сооружений.

  2. Площади арендуемых помещений.

  3. Ставки арендной платы.

Подстатья 225 "Услуги по содержанию имущества"

В силу того что по этой подстатье планируются расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся как в оперативном управлении, так и в аренде, при определении необходимого объема финансовых ресурсов по этой статье используют:

  1. План капитального, текущего ремонта зданий и сооружений, в котором учтены нормативные сроки проведения разных видов ремонтов.

  2. План ремонта коммунальных систем.

  3. Количество легковых автомобилей и их эксплуатационные характеристики.

  4. Расчет стоимости технического обслуживания одного автомобиля в год.

  5. Среднегодовую стоимость работ по текущему ремонту автомобиля.

  6. Среднегодовой расход денежных средств на профилактику и заправку оргтехники.

  7. Расчет стоимости услуг по техническому обслуживанию, наладке, эксплуатации охранной и пожарной сигнализации, локальных вычислительных сетей.

  8. План проведения капитального и текущего ремонта нефинансовых активов.

Подстатья 226 "Прочие услуги"

При определении объема расходов по этой подстатье применяются:

  1. Расчет оплаты проживания командированных сотрудников (расчет производится путем использования плана повышения квалификации и данных о среднегодовом количестве командировок).

  2. Расчет платежей по автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с действующим законодательством (для расчета берутся данные о количестве автомобилей и мощности их двигателей).

  3. Расчет расходов по монтажу локальных вычислительных сетей, информационному обслуживанию учреждений.

  4. Расчет среднегодовой стоимости услуг по вневедомственной охране.

  5. Расчет среднегодовой стоимости подписки на периодическую литературу.

  6. План мероприятий в рамках текущей деятельности (проведение выездных семинаров и др.).

Подстатья 290 "Прочие расходы"

Основным направлением планирования расходов по этой подстатье является расчет расходов на уплату налогов, пошлин, лицензий, разного рода платежей и сборов в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов учреждения. Так, при составлении проекта сметы доходов и расходов в расчет принимается сумма налогов, уплаченная за предыдущий налоговый период, а также учитываются все изменения, произошедшие в налоговом законодательстве.

Статья 310 "Увеличение стоимости основных средств"

Здесь отражают расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию объектов основных средств. При составлении проекта бюджетной сметы по этой статье расчет данных расходов целесообразно производить отдельно по приобретению основных средств, их реконструкции и техническому перевооружению. При этом используются:

  1. Нормы обеспечения основными средствами (утверждены главным распорядителем) и сведения о фактической обеспеченности учреждения основными средствами.

  2. Расчет потребности в периодических изданиях, приобретаемых для библиотечного фонда.

  3. Сведения о ценах на объекты основных средств.

  4. План капитальных вложений (как правило, главные распорядители устанавливают порядок обоснования необходимости и планирования капитальных вложений).

Подстатья 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов"

В ней показывают расходы учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к нематериальным активам. Объем расходов по этой подстатье рассчитывается исходя из:

Подстатья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"

По этой подстатье планируются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение материальных запасов. Рассчитывая необходимый объем денежных средств по этой подстатье, как правило, учитывают:

  1. Нормы обеспечения материальными запасами (утверждены главным распорядителем).

  2. Данные о количестве автотранспортных средств, утвержденных нормами пробега и расхода ГСМ.

  3. Данные о стоимости ГСМ.

  4. Средние данные о количестве и цене запчастей, используемых в год для одного автомобиля.

  5. Данные о годовой потребности в канцтоварах, бумаге, картриджах, хозтоварах и т.п., стоимости единицы материалов.

  6. Сведения о потребности в котельно-печном топливе, стоимости топлива.

  7. Данные о среднем расходе картриджей, запасных частей к оргтехнике.

  8. Данные по иным сложившимся в учреждении направлениям расходов, отражаемых по подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"

Полученные расчеты потребности в бюджетных средствах доводятся до главного распорядителя. После принятия бюджета на следующий финансовый год утвержденные лимиты бюджетных ассигнований доводятся главными распорядителями до получателей. Тогда и составляется окончательная бюджетная смета по бюджетной деятельности и внебюджетной деятельности.

Механизм составления бюджетной сметы по бюджетной деятельности несложен. В соответствии со ст. 221 БК РФ в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение распорядителя бюджетных средств бюджетную смету по установленной форме. В течение 5 дней со дня представления бюджетным учреждением сметы главный распорядитель бюджетных средств ее утверждает.

Таким образом, бюджетная смета дублирует выделенные бюджетополучателю бюджетные ассигнования, не отражая его реальных потребностей в бюджетных ресурсах по тому или иному виду экономической классификации расходов бюджета. Принимая во внимание то, что согласно Концепции реформирования бюджетногопроцесса в РФ в 2004 - 2006 гг., которая была утверждена Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", средства бюджета должны расходоваться эффективно и результативно. Такой порядок составления сметы доходов и расходов препятствует отражению действительной потребности получателей бюджетных средств в бюджетных ресурсах и эффективному расходованию бюджетных средств.

Некоторые специалисты придерживаются мнения, что «смета доходов и расходов должна отражать объем необходимых бюджетному учреждению в текущем финансовом году бюджетных ресурсов, вне зависимости от того, соответствуют ли эти расходы выделенным бюджетным ассигнованиям». Составленная таким образом смета расходов позволит главному распорядителю скорректировать объем бюджетных ассигнований в разрезе статей бюджетной классификации в начале финансового года и будет способствовать их рациональному расходованию.

На сегодняшний день соответствие реальной потребности в бюджетных ресурсах и объема выделенных бюджетных ассигнований достигается путем внесения корректировок в первоначально доведенный объем бюджетных ассигнований. Так, получатель бюджетных средств направляет своему главному распорядителю мотивированную просьбу о перераспределении бюджетных ассигнований между статьями бюджетный классификации (в соответствии с возникшей потребностью) или о выделении дополнительных ресурсов по определенной статье бюджетной классификации. В случае если главный распорядитель бюджетных средств удовлетворит просьбу, в бюджетную смету учреждения вносятся соответствующие изменения (п. 6 ст. 158 БК РФ).

Таким образом, цифры, получаемые при составлении проекта сметы доходов и расходов, являются приблизительными и не отражают реальной потребности бюджетного учреждения в бюджетных ресурсах.