logo
Вопросы к экзамену по ГиМФ

Тема 3. Планирование затрат на новые и капитально возобновляемые постановки

Планирование затрат на новые капитально возобновляемые постановки осуществляется по сметам, которые составляются на каждую новую (или капитально возобновляемую) постановку в отдельности.

В сметах предусматриваются два раздела—овеществленные затраты и неовеществленные затраты. В раздел неовеществленных затрат включаются:

а) оплата драматургам к композиторам за создание произведений по до­говорам (и начисления на нее).

За написание драматических и музыкальных произведений оплата драматургам и композиторам производится в соответствии со ставками авторского вознаграждения, установленными постановлениями Советов Министров российских республик;

б) оплата привлекаемых в необходимых случаях для постановки спектакля режиссеров, художников, балетмейстеров, консультантов, педагогов (и начисления на нее).

Порядок оплаты труда творческих работников, приглашаемых в театры для разовых постановок спектаклей, определен «Положением об условиях труда работников театров».

в) расходы по выездам штатного режиссера или художника для изучения в необходимых случаях мест действия спектакля;

г) приобретение иконографических и литературных материалов, необходимых для данной постановки;

д) изготовление макетов;

е) оплата за запись музыкального и шумового оформления;

ж) фотографирование эскизов, макетов, исполнителей ролей и отдельных сцен.

В раздел овеществленных (материальных) затрат включаются затраты на изготовление или приобретение предметов материального оформления только для данной постановки, в частности: декораций и конструкций, мебели, бутафории и реквизита, костюмов, грима, электротехнических приборов, шумовых, звуковых аппаратов и приборов.

В расчетах к смете по изготовлению материального оформления определяются не только затраты на отдельные детали и предметы, но и потребность в материалах по их ассортименту и количеству, потребность во времени, необходимом для этой работы, и стоимость рабочей силы.

При составлении сметы должны быть учтены имеющиеся в наличии у театра декорации, костюмы, предметы бутафории и реквизита, которые могут быть использованы при подготовке новой постановки. В этих случаях стоимость имеющихся предметов материального оформления включается в смету затрат по их фактической стоимости (первоначальной стоимости за минусом износа).

Если имеющиеся предметы материального оформления используются в новой постановке только в качестве материалов для изготовления новых предметов, то стоимость их устанавливается по специально составляемым актам.

В театрах, имеющих производственные мастерские, состоящие на самостоятельном балансе или внутреннем хозрасчете, в калькуляцию затрат на новые (капитально возобновляемые) постановки включается заработная плата (и начисления на нее) персонала производственных мастерских, а также все другие-виды расходов по содержанию мастерских (отопление, электроэнергия, содержание и текущий ремонт здания, административно-управленческие и др.).

В театрах, где мастерских не имеется и изготовление оформления постановок осуществляется непосредственно работниками постановочной части, в смету затрат на оформление постановки включаются только расходы на материалы, а заработная плата и другие расходы относятся на соответствующие статьи эксплуатационной сметы театра.

При изготовлении предметов материального оформления спектаклей по договорам со сторонними организациями в смете затрат на постановку предусматриваются расходы в суммах, обусловленных договорами.

Сметы затрат на новые постановки подлежат утверждению директором театра. До утверждения сметы постановочная часть (или мастерские) не имеет права приступить к работе и расходовать средства. В тех случаях, когда для проведения репетиций необходимо заранее изготовить отдельные объемные предметы, директор может разрешить их изготовление до утверждения сметы в целом (не свыше 10—15% от намечаемой общей суммы расходов на материальное оформление).

В плане затрат на новые и капитально возобновляемые постановки затраты на отдельные постановки предусматриваются в соответствии-с их сметной стоимостью. По тем новым постановкам, по которым сметы еще не составлены, в плане предусматривается их предельная стоимость — лимит, который устанавливается директором театра.

В общей сумме затрат на постановки должны предусматриваться затраты по постановкам, переходящим с предыдущего года, по постановкам планируемого года, а также по постановкам, переходящим на следующий за планируемым год.

С соблюдением установленного в основных показателях плана театра количества постановок и в пределах общей суммы затрат на постановки директор театра может изменять затраты на отдельные постановки и за счет уменьшения по одним увеличивать затраты по другим, внося соответствующие изменения в сметы и лимиты.

3.1. Планирование обязательных отчислений

В разделе расходной сметы планируются:

а) обязательные отчисления Всесоюзному агентству по авторским правам, а также в Литературный, Музыкальный и Художественный фонды;

б) в централизованный фонд Министерства культуры России (по рентабельно работающим театрам).

При планировании обязательных отчислений необходимо иметь в виду следующее:

При планировании обязательных отчислений следует учитывать фактический размер их за предыдущий отчетный период и намечаемые изменения репертуара.

Отчисления в централизованный фонд Министерства культуры России предусматриваются только в сметах планово-прибыльных театров в размере 0,3% плановых сборов средств от продажи билетов.

В конце сметы доходов и расходов театра показываются результаты его основной деятельности. Превышение доходов над расходами образует прибыль, а превышение расходов над доходами - убыток.

3.2. Характеристика мирового опыта решения сходных проблем

В развитых странах объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, поскольку в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности, в том числе со стороны бизнеса и общественных организаций. Высокий уровень инфраструктуры этих государств позволяет обеспечивать развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями, для которых характерны следующие основные параметры:

• определение целей государственной культурной политики с точки зрения повышения качества жизни всех членов общества;

• использование многоканальной модели финансирования объектов, учреждений культуры, различных видов культурной активности;

• создание благоприятных условий для устойчивого развития меценатства и спонсорства в сфере культуры за счет налоговых льгот тем, кто вкладывает средства в отдельные культурные объекты, мероприятия, виды культурной профессиональной деятельности;

• поддержание культурной элиты;

• государственный протекционизм по отношению к национальной культуре и языку (в странах континентальной Европы в первую очередь);

• широкий доступ различных социальных групп к культурной информации;

• широкое использование учреждений культуры в просветительских и рекреационных целях;

• интенсивный международный культурный обмен.

В бюджетах также особо выделяют целевые статьи на федеральные, региональные или муниципальные целевые программы и бюджетные инвестиции.

Таким образом, бюджетные ассигнования, выделяемые по этому разделу и подразделам бюджетной классификации, идут, главным образом, на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений культуры и реализацию целевых программ в этой области.

Бюджетные ассигнования учреждениям культуры выделяются на следующие цели:

Кроме бюджетных ассигнований финансовые средства учреждений культуры образуются за счет доходов от платных форм культурной деятельности; платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольных пожертвований, субсидий; кредитов банков и иных кредитных учреждений и других доходов и поступлений.

Учреждения культуры являются бюджетными учреждениями и, как все бюджетные учреждения, расходуют выделенные им бюджетные ассигнования в соответствии с утвержденной главным распорядителем бюджетных средств бюджетной сметой (сметой доходов и расходов).

«Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;

Бюджетная смета (смета доходов и расходов) - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения» (ст.6 БК РФ).

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы определяется главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Указанный порядок должен соответствовать общим требованиям, установленным Минфином (ст. 221 БК РФ). В 2008 году действуют Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений, утвержденные Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

Размеры бюджетного финансирования учреждений культуры рассчитываются исходя из нормативов, а при отсутствии таких нормативов - на основе общих принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Наши учреждения культуры, в основном, финансируются за счет государства, доля собственных доходов очень мала. В первую очередь это относиться к учреждениям культуры, закрепленными за местными органами власти.

Хотя мировой опыт показывает, что учреждения культуры сами могут себя обеспечивать, и формы господдержки также очень разнообразны.

Так, финансирование организаций культуры в США осуществляется по четырем каналам: за счет доходов от собственной деятельности, доходов от инвестиций, за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, и за счет поддержки, оказываемой частными и корпоративными фондами.

В 2005 году собственные доходы (выручка от продажи билетов, рекламы, от взносов членов профессиональных ассоциаций и т.д.) примерно на 55% обеспечивали американские организации культуры необходимыми средствами. Еще около 25% их бюджетов формировались за счет грантов частных и корпоративных фондов, пожертвований частных лиц и компаний. 12% приносят инвестиции в ценные бумаги и около 9% расходов покрывается из государственного сектора.

В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры. Поддержка из государственного бюджета осуществляется: