Тема 1. Сущность и значение управления государственными и территориальными финансами. Цели, задачи и функциональные элементы управления бюджетами различных уровней
Бюджетный менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием государственных ресурсов и оптимизации денежных потоков.
Основной целью бюджетного менеджмента, является повышение благосостояния населения территорий. Эта цель получает конкретное воплощение в увеличении собственных доходов территорий и эффективности их использования.
Повышение благосостояния населения административно-территориальных образований не всегда достигается за счет увеличения собственных доходов. Так, одновременно, с повышением уровня собственных доходов органы государственной власти могут проводить рисковую финансовую политику, увеличивая долю заимствований, предоставляя государственные гарантии финансово неустойчивым хозяйствующим субъектам. Кроме того, имея достаточный уровень собственных доходов, административно-территориальные образования могут неэкономно и неэффективно ими распоряжаться, в том числе направляя государственные ресурсы на финансирование неприоритетных расходов бюджета, допускать рост кредиторской задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, выплате пособий малообеспеченным категориям граждан и прочее.
В процессе реализации основной цели бюджетный менеджмент направлен на решение следующих основных задач:
Обеспечение высокой финансовой устойчивости бюджетного потенциала АТО в процессе его социально-экономического развития.
Эта задача реализуется путем формирования эффективной бюджетно-налоговой политики, благоприятного инвестиционного климата, управления формированием доходов территории за счет различных источников и их эффективного использования;
2. Оптимизация денежных потоков и поддержание финансовой устойчивости бюджетов АТО.
Эта задача достигается за счет синхронизации поступлений и расходования бюджетных средств, в том числе за счет внедрения казначейской системы исполнения бюджета.
3. Обеспечение минимизации бюджетных рисков. Процесс этого управления предусматривает оценку отдельных видов рисков, их профилактику и минимизацию.
Все три задачи бюджетного менеджмента взаимосвязаны. Высокий уровень финансовой устойчивости бюджетного потенциала обеспечивается при достаточно высоком размере его собственных доходов и эффективном их использовании. В свою очередь риски доходной и расходной частей бюджета оказывают непосредственное воздействие на устойчивость бюджетного потенциала. С помощью функциональных элементов управления достигается цель финансового менеджмента и обеспечивается реализация поставленных задач.
С учетом изложенного, систему задач бюджетного менеджмента предлагается сформулировать в виде общей комплексной задачи: достижение на каждом этапе социально-экономического развития АТО повышения устойчивости его бюджетного потенциала, минимизация риска в процессе формирования и исполнения бюджета.
Бюджетный процесс, как частный случай процесса управления, подчиняется общим закономерностям и правилам общей теории управления.
Характеристика функциональных элементов управления бюджетом
Управление бюджетом как частный случай процесса управления содержит в себе все классические функции:
1. Прогнозирование и планирование.
Прогнозирование - это оценка возможных путей развития бюджетного процесса, возможных последствий политических, экономических и иных решений. Для прогнозирования используются разные способы - интерполяция и экстраполяция на основе временных рядов, логарифмирование переменной, экономические и экономико-математические модели, фундаментальный анализ.
Планирование бюджета - это разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого результата. Планирование – это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. С точки зрения общей теории управления бюджетное планирование - на один финансовый год - является оперативным планированием.
В процессе бюджетного планирования осуществляется:
- оценка расходов и доходов бюджета, величина и состав доходов, необходимых для текущего содержания учреждений социальной сферы, а так же капитального характера, источников покрытия дефицита бюджета;
- составление бюджетной росписи, обеспечивающей синхронизацию денежных потоков бюджета;
- оценка риска доходов и расходов бюджета по основным составляющим, и его учет.
2. Организация.
Организация управления бюджетом осуществляется соответствующим финансовым органом. В настоящее время финансовые органы являются одной из основных структур в органах исполнительной власти, поскольку именно они несут ответственность за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения, и, в рамках своей компетенции, за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий.
3. Мотивация (стимулирование).
С целью повышения результативности деятельности всех участников бюджетного процесса, предусматривается система морального и материального поощрения.
4. Учет.
Все операции, связанные с поступлением и расходованием денежных средств бюджета, подлежат бухгалтерскому учету. В Российской Федерации бухгалтерский учет движения бюджетных средств осуществляется в соответствии с Единый планом счетов, который утверждается Правительством РФ. Все операции по исполнению бюджета подлежат отражению в соответствующих регистрах учета. Под регистрами бухгалтерского учета понимаются документы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм, показателей, сроков ее формирования и представления. В целях эффективного управления государственными финансовыми ресурсами на органы казначейства возложены функции организации и осуществления учета операций по движению средств бюджета.
По временному критерию выделяют оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность.
Приказом Министерства финансов РФ от 15.03.2001 года № 23н утверждена Инструкция о порядке составления годового отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ. Данный отчет формируется на базе представляемых отчетов об исполнении консолидированных бюджетов административно – территориальных образований, находящихся на территории субъекта, и отчета об исполнении регионального бюджета. Приложением № 1 к вышеуказанной Инструкции утверждена единая форма представления годового отчета для всех субъектов РФ.
Формируемая, на базе качественно составленной отчетности об исполнении бюджета, информация является основой принятия управленческих решений в процессе управления бюджетом.
5. Контроль.
В рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти всех уровней бюджетной системы РФ.
Целью финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса является:
- обеспечение соблюдения действующего бюджетного законодательства в части формирования и исполнения бюджета: своевременное и в полном объеме поступление доходов и целевое расходование бюджетных средств;
- выявление и устранение негативных факторов, отрицательно сказывающихся на изменении финансового состояния и качества управления бюджетом, реализацию мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния и качества управления бюджетом административно – территориального образования;
- выявление и устранение рисков бюджета.
6. Анализ.
Анализ бюджета – это сбор, обработка, хранение и использование информации в целях управления бюджетом. Анализ играет тройственную роль в цикле управления бюджетом:
- с одной стороны, он предшествует планированию бюджета и служит для оценки предшествующего и планового периодов;
- с другой стороны, он позволяет определить причины отклонений, возникающих в ходе исполнения бюджета;
- с третьей стороны, анализ следует за контролем, завершая цикл управления бюджетом, и служит для оценки результатов.
Экономический анализ бюджетных показателей – важнейший элемент бюджетного управления. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса. Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач. По мнению автора, принципы проведения аналитической работы заключаются в следующем:
- анализ должен основываться на изучении широкого круга показателей, характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс, тенденцию, иными словами, должен быть конкретным;
- анализ должен представлять собой систему аналитической работы по срокам, по охвату вопросов, приемам и взаимосвязи изучаемых показателей;
- анализ должен быть объективным: обоснованный подбор информации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику и тенденции.
Результатом анализа должна быть разработка практических предложений и рекомендаций, на основе которых могут быть приняты управленческие решения, способные качественно повлиять на происходящие процессы, установленные при проведении анализа.
- Учебно-методическое пособие по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
- Лекции по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
- Раздел 1. Теоретические основы управления государственными финансами
- Тема 1. Сущность и значение управления государственными и территориальными финансами. Цели, задачи и функциональные элементы управления бюджетами различных уровней
- Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования бюджетов
- Тема 4. Понятие и роль бюджета в макроэкономическом регулировании
- 4.2 Бюджетное устройство в рф: организация и принципы построения бюджетной системы рф, их характеристика
- Тема 5. Понятие бюджетной классификация рф. Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации
- 5.1. Понятие бюджетной классификации, ее состав
- 5.2. Классификация доходов бюджетов
- 5.3 Классификация расходов бюджетов
- 5.4 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
- 5.5 Классификация операций сектора государственного управления
- Раздел 2. Доходы бюджетов рф
- Тема 1. Доходы бюджетов в соответствие с Бюджетным Кодексом рф
- Тема 2. Мировая практика закрепления налоговых полномочий
- Тема 3. Планирование доходов бюджета
- Тема 4. Определение рисков доходов бюджета
- Определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам финансового и бюджетного риска.
- Выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов финансовых и бюджетных рисков.
- Раздел 3. Расходы бюджета
- Тема 1. Расходные и бюджетные обязательства
- Тема 2. Группировка расходов бюджета
- Тема 3. Виды учреждений, финансирующихся из бюджетов всех уровней.
- Раздел 4. Финансирование расходов бюджета на здравоохранение
- Тема 1. История медицинского страхования в рф
- Тема 2. Финансирование расходов на здравоохранение
- Тема 3. Определение заработной платы работников здравоохранения в соответствии с новой системой оплаты труда
- Тема 4. Анализ эффективности использования коечного фонда
- Раздел 5. Расходы бюджета на образование
- Тема 1. Теоретические основы деятельности учреждений образования
- Тема 2. Финансовое планирование в образовательном учреждении
- Тема 3. Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений
- Тема 4. Производственные показатели системы образования
- Тема 5. Методика расчета потребности бюджетных учреждений в бюджетных средствах
- Тема 6. Планирование расходов на содержание школ-интернатов и детских дошкольных учреждений
- Раздел 6. Теоретические и методологические аспекты исследования расходов бюджета по разделу «Культура»
- Тема 1. Законодательство в области расходования бюджетных средств на культуру
- Тема 2. Расходы на культуру
- Тема 3. Планирование затрат на новые и капитально возобновляемые постановки
- Тема 4. Механизмы планирования
- Тема 5. Исследование управления расходами бюджета по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» на примере Лысковского муниципального района
- Раздел 7. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 1. Значение жилищно-коммунального хозяйства и особенности его функционирования
- Тема 2. Законодательное регулирование жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 3. Основные принципы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 4. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 5. Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 6. Субсидия как способ финансирования расходов жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 7. Механизм определения размера жилищных субсидий населению
- Раздел 8. Расходы на агропромышленный комплекс
- Тема 1. Характеристика агропромышленного комплекса
- Тема 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- Тема 3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- 4. Рассчитать поступления налога на доходы физических лиц в бюджет, если имеется следующая информация (в тыс. Руб.)
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу. Тыс.Руб.
- 5. Рассчитать поступления налога на игорный бизнес в бюджет, если имеется следующая информация
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- Рассчитать поступления акцизов по спирту, пиву и алкогольной продукции в бюджет, если имеется следующая информация:
- Переходящий платеж за 4 квартал предыдущего года – 5212 т.Руб.
- 8. Рассчитать поступления налога на имущество физических лиц в бюджет, если имеется следующая информация:
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- 8. Рассчитать поступления налога на имущество организаций в бюджет, если имеется следующая информация
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- Глава 8. Доходы бюджетов субъектов российской федерации
- Глава 9. Доходы местных бюджетов
- Практические задания по теме «Расходы бюджета»
- Количество учащихся, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала
- Задачи для экзамена
- Учебное пособие по дисциплине по изучению курса «Государственные и муниципальные финасы» для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
- 603600, Г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37.