logo
Вопросы к экзамену по ГиМФ

Тема 3. Определение заработной платы работников здравоохранения в соответствии с новой системой оплаты труда

Объем расходов на оплату труда в целом по отрасли складыва­ется из расходов на оплату труда по каждой целевой статье. Расчет расходов на оплату труда по каждой целевой статье производится исходя из количества штатных единиц и средней заработной пла­ты по данному типу учреждений.

Начисления на фонд оплаты труда рассчитываются на основе установленных Правительством РФ нормативов обязательных на­числений на фонд оплаты труда: в Фонд социального страхова­ния, в Пенсионный фонд и т.д.

3.1. Порядок и условия установления окладов работников

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Руководитель федерального бюджетного учреждения определяет размеры окладов (должностных окладов), ставки заработной платы на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся равноценными, по следующим параметрам:

А также с учетом:

3.2. Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников

Табл. 4.2.Профессиональная квалификационная группа "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня"

Квалификационные уровни

Должности служащих, отнесенные к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень

санитарка; санитарка (мойщица); младшая медицинская сестра по уходу за больными; сестра-хозяйка; фасовщица

Табл.4.3.Профессиональная квалификационная группа "Средний медицинский и фармацевтический персонал"

Квалификационные уровни

Должности служащих, отнесенные к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень

гигиенист стоматологический; инструктор- дезинфектор; инструктор по гигиеническому воспитанию; инструктор по лечебной физкультуре; медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская сестра стерилизационной; продавец оптики; младший фармацевт; медицинский дезинфектор; медицинский регистратор

2 квалификационный уровень

помощник врача по гигиене детей и подростков врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога); помощник энтомолога лаборант; медицинская сестра диетическая; рентгенолаборант

3 квалификационный уровень

медицинская сестра; медицинская сестра палатная (постовая); медицинская сестра патронажная; медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя); медицинская сестра по физиотерапии; медицинская сестра по массажу; медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; зубной техник; фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинская сестра участковая; медицинский лабораторный техник; фармацевт; медицинский оптик-оптометрист

4 квалификационный уровень

акушерка; фельдшер; операционная медицинская сестра; медицинская сестра - анестезист; зубной врач; медицинский технолог; медицинская сестра процедурной; медицинская сестра перевязочной; медицинская сестра врача общей практики; фельдшер-лаборант

5 квалификационный уровень

старший фармацевт; старшая медицинская сестра (акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник); заведующая молочной кухней; заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; заведующий аптекой лечебно-профилактического учреждения;

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом -

фельдшер (акушерка, медицинская сестра); заведующий здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра); заведующий медпунктом - фельдшер (медицинская сестра)

Табл.4.4. Профессиональная квалификационная группа "Врачи и провизоры"

Квалификационные уровни

Должности служащих, отнесенные к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень

врач-интерн; врач-стажер; провизор-интерн; провизор-стажер

2 квалификационный уровень

врачи-специалисты провизор-технолог; провизор-аналитик

3 квалификационный уровень

врачи-специалисты стационарных подразделений лечебно-профилактических учреждений, станций (отделений) скорой медицинской помощи и учреждений социально-медицинской экспертизы; врачи-терапевты участковые; врачи-педиатры участковые; врачи общей практики (семейные врачи)

4 квалификационный уровень

врачи-специалисты хирургического профиля,

оперирующие в стационарах лечебно-профилактических учреждений; старший врач; старший провизор

Табл.4.5. Профессиональная квалификационная группа "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)"

Квалификационные уровни

Должности служащих, отнесенные к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень

заведующий структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения (отдела;

отделения; лаборатории; кабинета; отряда и др.)

2 квалификационный уровень

заведующий отделением хирургического профиля стационаров

Минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендуется устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки.

Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ (повышающие коэффициенты к окладу по занимаемым должностям) рассчитываются на основе осуществления дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание бюджетных учреждений, соответствующих уставным целям федеральных бюджетных учреждений и содержащихся в соответствующих разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.

Повышающий коэффициент к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ по учреждению (структурному подразделению) не применяется к должностному окладу руководителя учреждения и окладам (должностным окладам) работников, у которых они определяются в процентном отношении к должностному окладу руководителя.

Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.

При расчете средней заработной платы учитываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера работников основного персонала учреждения

Расчет средней заработной платы работников основного персонала учреждения осуществляется за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения.

Расчет средней заработной платы работников основного персонала осуществляется по формуле:

где Оi - оклад i – ого работника основного персонала учреждения за отработанное время в предшествующем календарном году,

Сj – ставка заработной платы j – ого работника основного персонала учреждения за отработанное время в предшествующем календарном году,

Вс – выплаты стимулирующего характера

- сумма среднемесячной численности работников основного персонала учреждения за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителя учреждения.

Среднемесячная численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, исчисляется путем суммирования численности работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая выходные и нерабочие праздничные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за выходные или нерабочие праздничные дни принимается равной численности работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за рабочий день, предшествовавший выходным или нерабочим праздничным дням.

Работники основного персонала учреждения, работавшие на условиях неполного рабочего времени в соответствии с трудовым договором или переведенные на работу на условиях неполного рабочего времени, при определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения учитываются пропорционально отработанному времени.

Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:

а) исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели, например:

40 часов - на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);

39 часов - на 7,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);

36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);

33 часа - на 6,6 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 5,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);

30 часов - на 6 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 5 часов (при шестидневной рабочей неделе);

24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе);

б) затем определяется средняя численность неполностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней в месяце по календарю в отчетном месяце.

Перечень выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях:

1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

3. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

Учитывая, что в описываемой системе оплаты труда оклады работников будут самостоятельно устанавливаться руководителем федерального государственного учреждения здравоохранения или социальной защиты населения в пределах диапазона окладов соответствующего квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы работников, то в качестве компенсационных выплат могут быть использованы либо компенсационные доплаты, либо компенсационные надбавки, а также выплаты по районному регулированию оплаты труда. В них надо будет трансформировать применяемые в настоящее время компенсационные повышения окладов, т.к. в случае установление оклада работника в максимальном размере, предусмотренном диапазоном окладов квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы работников осуществить дополнительное повышение будет невозможно.

В связи с этим необходимо трансформировать в компенсационные доплаты и надбавки применяемые в настоящее время повышения окладов работников:

Кроме того, сохранены применяющиеся в действующих системах оплаты труда работников федеральных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения компенсационные доплаты и надбавки.

Выплаты стимулирующего характера – выплаты, предусматриваемые системами оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда.

Стимулирование работников в новых системах оплаты труда может осуществляться в виде установления ему надбавок стимулирующего характера или с помощью премиальных выплат.

Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях

  1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.

  2. Выплаты за качество выполняемых работ.

  3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

  4. Премиальные выплаты по итогам работы.

Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях согласно приложению № 1 в пределах фонда оплаты труда.

При этом следует учитывать, что, начиная с 1 января 2010 года, объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Таким образом, решение, какие из выплат использовать остается за руководителями учреждений. Например, если руководитель посчитает нецелесообразным применение надбавки за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, то «сэкономленные» средства он сможет использовать для введения премиальной выплаты по итогам работы за месяц (учитывающий объем и качество выполняемой работы) и т.п.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.

Фонд оплаты труда федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения формируется на календарный год, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, поступающих из внебюджетных источников.

При введении систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в федеральном бюджете фиксируется объем финансовых средств, выделяемых на оплату труда. Соответствующие лимиты доводятся до учреждений. При сокращении численности работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, предельные лимиты средств на оплату труда работников и размеры средств по другим статьям расходов на их содержание, исчисленные исходя из установленной на момент их перехода на отраслевые системы оплаты труда, предельной численности работников, сохраняются.

Исчисление размеров фонда оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения и размеров средств по другим статьям расходов на их содержание осуществляется, исходя из установленной на дату перехода предельной численности работников по видам экономической деятельности и увеличения (индексации) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий года с учетом уровня инфляции (потребительских цен) размеров окладов (заработной платы) работников, установленных Правительством Российской Федерации.

Средства фонда оплаты труда работников и средства по другим статьям расходов на их содержание, высвободившиеся в результате сокращения штатной численности работников, остаются в распоряжении руководителей федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения и могут использоваться ими на выплату работникам премий по результатам работы.

При этом, учреждение обязано выполнять в полном объеме те функции и задачи, которые перед ним поставил учредитель. Должностные и рабочие инструкции, определяющие содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте, утверждаются руководителем учреждения в соответствии с квалификационными (профессиональными) требованиями и профессиональными стандартами. Наименования должностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Руководитель федерального государственного учреждения здравоохранения или социальной защиты населения самостоятельно определяет фонд оплаты труда на соответствующий финансовый год.

В обязательном порядке в фонд оплаты труда включаются бюджетные ассигнования, предусмотренные на оплату труда работников учреждения законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При наличии в нормативных правовых актах Российской Федерации норм, предусматривающих возможность использования для оплаты труда работников части из средств, полученных учреждением из определенных источников или в рамках программ и проектов, по решению руководителя учреждения определяется конкретный объем средств, включаемых в фонд оплаты труда в пределах соответствующих диапазонов.

Решение о включении в фонд оплаты труда иных средств, полученных учреждением (в том числе из внебюджетных источников, а также от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности), принимаются руководителем учреждения самостоятельно.

Основная проблема систем оплаты труда на основе тарифных сеток состоит в том, что система коэффициентов сложности выполняемой работы и квалификации работника не дает возможности организации быть гибкой в связи с изменением ситуации на рынке труда. Например, на рынке труда дефицит водителей, соответственно стоимость их труда возрастает. Для привлечения (удержания) работника учреждению нужно повысить его оклад. Но это потребует повышения окладов всех работников оплачиваемых по тарифной сетки, т.е. дополнительных неоправданных расходов. В противном случае учреждение потеряет необходимого ему работника, что в свою очередь приведет к невыполнению работы. При этом на следующий год дефицит водителей на рынке труда может уменьшится, в результате стоимость их труда снизится. Однако за это время может возникнуть дефицит других специалистов.

Таким образом, ЕТС обладает рядом недостатков, в числе которых:

Перечисленные недостатки ЕТС обусловливают необходимость разработки новой системы оплаты труда для учреждений, в которых возможно введение финансирования по принципу направленности на результат (в форме оплаты за выполнение государственного заказа и государственного задания). В учреждениях, в которых принцип направленности на результат ввести нельзя (сохранение сметного финансирования), целесообразнее использовать тарифные сетки, максимально учитывающие отраслевые особенности; при разработке этих сеток следует существенно нивелировать недостатки, присущие ЕТС.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений слишком централизованы для современной рыночной экономики. Применение Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений не позволяет значительно поднять размер заработной платы работников бюджетной сферы, а руководителю оперативно реагировать на ситуацию на рынке труда.

В связи с этим более целесообразным представляется введение новой системы оплаты труда, учитывающей отраслевую специфику, а также позволяющее осуществить поэтапное (в течение 2-3 лет) значительное повышение заработной платы работников бюджетной сферы (минимизировав при этом дополнительный инфляционный скачок). И одной из таких систем должна стать система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.

3.3. Сравнение систем оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений и отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области

Табл.4.6. Алгоритм тарификации учреждений здравоохранения на основе Единой тарифной сетки

1. Определяется группа по оплате труда руководителям

Устанавливается по показателям деятельности учреждений (количеству сметных коек или числу врачебных должностей

2. Определяется разряд по ЕТС

Устанавливается в соответствии с группой по оплате труда руководителей учреждений

3. Повышение разрядов

1. на один разряд:

врачам и провизорам - руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям, главным медицинским сестрам, главным акушеркам, главным фельдшерам, которым в результате аттестации присвоена первая квалификационная категория;

лицам, занимающим врачебные и провизорские должности, в том числе руководителей, имеющим ученую степень кандидата медицинских (фармацевтических, биологических, химических) наук;

врачам, имеющим почетное звание "Заслуженный врач";

2. на два разряда:

врачам и провизорам – руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям, главным медицинским сестрам, главным акушеркам, главным фельдшерам, которым в результате аттестации присвоена высшая квалификационная категория;

лицам, в том числе допущенным в установленном порядке к медицинской деятельности, занимающим врачебные и провизорские должности, в том числе руководителей, имеющим ученую степень доктора медицинских (фармацевтических, биологических, химических) наук;

врачам, имеющим почетное звание «Народный врач».

4. Определяется итоговый разряд оплаты труда

Сумма строк 2 и 3

5. Определяется размер увеличения оклада руководителя

Оклады руководителей, определенные по 18 разряду Единой тарифной сетки, увеличиваются по каждому из оснований, предусмотренных в графе, соответственно на 10 и 20 процентов.

6. Определяется рамер увеличения сверх 18 разряда

Размер увеличения в процентах оклада, соответствующего 18 разряду ЕТС, определяется путем умножения числа разрядов сверх 18 на 10 процентов.

7. Определяется оклад в соответствии с разрядом оплаты труда в руб.

Сумма строк 4 ,5,6

8. Оклад с учетом повышения за работу на селе

Определяется путем умножения строки 7 на 1,25

9. Повышение оклада в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда

15-60%

10. Итого месячный оклад

Сумма строк 6 и 7

11. Надбавка за продолжительность непрерывной работы

20-80%

12. Итого месячный фонд заработной платы по тарификационному списку

Сумма строк 10 и 11

Табл.4.7. Алгоритм тарификации учреждений здравоохранения на основе отраслевой системы оплаты труда

1. Определяется минимальный размер оплаты труда с учетом повышающего коэффициента, в рублях

На основании региональных нормативно-правовых актов

2. Определяется объем работ по данной должности (1,0; 0,75;.0,5; 0,25) с указанием вида работ

Выплата за интенсивность и высокие результаты работы исчисляется от минимального оклада с учетом повышающего коэффициента, коэффициентов образования, коэффициентов за работу в сельской местности, за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда.

3. рассчитывается размер оклада с учетом объема работы

Определяется путем перемножения строк 1 и 2

4. Определяется коэффициент уровня образования, связанный с наличием квалификационной категории

На основании региональных нормативно-правовых актов

5. Определяется коэффициент уровня образования, связанный с наличием почетного звания

На основании региональных нормативно-правовых актов

6. Определяется коэффициент уровня образования, связанный с наличием ученой степени

На основании региональных нормативно-правовых актов

7. Итого оклад с учетом коэффициента уровня образования, руб.

строка 3 +стр. 3 × стр. 4 + стр. 3 × стр. 5 +стр. 3 × стр. 6

8. Оклад с учетом коэффициента специфики за работу в сельской местности

Строка 7×1,25

9. Выплаты с применением коэффициента специфики за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда

На основании региональных нормативно-правовых актов

10. Итого месячная заработная плата

Строка 8 +9

Для более наглядного сравнения рассматриваемых систем оплаты труда можно рассмотреть несколько практических примеров.

          1. Пример расчета для участкового врача-терапевта

ЕТС

Отраслевая система оплаты труда

Оклад по 13 разряду 3196,58

Оклад 5200

Увеличение на один разряд за звание Заслуженный врач - 238,09

Повышающий коэффициент - 0,05

260

Надбавка за стаж – 60% 1917,95

Надбавка за квалификационную категорию – 10% - 520

Стимулирующая надбавка 15% - 480

Персональный коэффициент – 1,2 6240

Стимулирующая надбавка к зарплате – 14% 448

Итого 6649

Итого 12220

2. Пример расчета для врача высшей категории, работающего в психиатрической больнице

ЕТС

Отраслевая система оплаты труда

Оклад по 14 разряду 3434,67

Оклад 5200

Увеличение на два разряд за ученую степень - 545

Повышающий коэффициент - 0,05

260

Повышение за опасные условия – 15% 597

Повышение за особые условия труда – 30% 1560

Надбавка за стаж – 80% 2748

Надбавка за квалификационную категорию – 10% - 520

Стимулирующая надбавка 15% - 515

Персональный коэффициент – 1,2 6240

Стимулирующая надбавка к зарплате – 14%

Итого 8937,6

Итого 13780

Полученные расчеты позволяют сделать вывод об эффективности внедрения новой системы оплаты труда. Основные положения результатов проведенного анализа представлены в таблице.

3.4. Сравнение систем оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений и отраслевых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения

Параметры системы оплаты труда работников

Система оплаты труда работников

На основе Единой тарифной сетки

На основе отраслевой системы оплаты труда

Тарифные ставки (Оклады) работников

Устанавливаются Правительством Российской Федерации одновременно для всех федеральных государственных учреждений. Жестко регламентированы Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Устанавливаются руководителем учреждения в пределах диапазонов окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников. Профессиональные квалификационные группы работников утверждаются Минздравсоцразвития России, диапазоны окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников утверждаются Правительством Российской Федерации.

Жесткая регламентация тарифных ставок (окладов) в системах оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений не позволяет руководителю оперативно реагировать на ситуацию на рынке труда. Они слишком централизованы для современной рыночной экономики, условий, когда федеральные государственные учреждения здравоохранения и социальной защиты населения осуществляют найм персонала на сильно отличающихся друг от друга региональных рынках во всех субъектах Российской Федерации. Тарифные ставки (оклады) достаточные для привлечения работников во многих субъектах Российской Федерации, скорее всего, не помогут решить проблему с комплектацией учреждений работниками, например в Москве. В отраслевых системах оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения напротив предлагается разумная децентрализация приостановлении окладов. На федеральном уровне устанавливаются только диапазоны окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников, чем обеспечивается дифференциация в оплате труда работников с учетом требований к профессиональной подготовки и сложности выполняемой работы.

Установление окладов в пределах этих диапазонов отнесено к компетенции руководителей учреждений, что позволит им оперативно подстраивать системы оплаты труда, с учетом ситуации на рынке труда соответствующего региона. Децентрализация при установлении окладов работников в отраслевых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения делает их более гибкими, позволяющими более эффективно управлять персоналом, соответственно их применение позволит учреждениям более эффективно выполнять свои функции и поставленные перед ними задачи.

Выплаты компенсационного характера

Устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации

Устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации

В отраслевых системах оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения практически сохраняются выплаты компенсационного характера, применяющиеся в настоящее время в системах оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Единственное отличие – повышения окладов заменяются на компенсационные надбавки, носит в основном технический характер.

Выплаты стимулирующего характера

Устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Руководитель учреждения может вводить дополнительные стимулирующие выплаты за счет экономии фонда оплаты труда и поступления финансовых средств из внебюджетных источников.

Для применения остаются обязательными лишь отдельные стимулирующие выплаты, установленные федеральными законами. На уровне Правительства Российской Федерации утверждается Перечень выплат стимулирующего характера. Руководитель учреждения самостоятельно формирует систему стимулирования работников учреждения в пределах фонда оплаты труда

В системах оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений порядок и условия осуществления большинства стимулирующих выплат. Если в учреждении практически нет экономии фонда оплаты труда и отсутствуют внебюджетные источники, то руководитель практически не имеет возможности стимулировать работников к качественному результату труда. При переходе к новым системам оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения за учреждением закрепляется определенный объем бюджетных ассигнований, включающий в себя средства которые ранее шли на осуществление стимулирующих

выплат. Используя Перечень выплат стимулирующего характера, руководитель учреждения сможет в пределах бюджетных ассигнований создать эффективную систему стимулирования работников к качественному труду. При этом из Перечня выплат стимулирующего характера он может выбрать те выплаты, которые, по его мнению, оптимально применять для его учреждения. Одновременно упорядочивается применение стимулирующих выплат, которые в настоящее время устанавливаются за счет средств экономии фонда оплаты труда и внебюджетных источников. Таким образом, новая организация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения позволяет создавать более эффективные системы стимулирования, при этом повышает их прозрачность

Порядок и условия оплаты труда руководителей учреждений

Оклады, как и у работников учреждений, устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера жестко регламентируются федеральными нормативными правовыми актами

Оклады устанавливаются федеральными агентствами при заключении трудовых договоров (индивидуальные условия оплаты труда). Предусматривается, что основной стимулирующей выплатой станет «вознаграждение по итогам работы за год», максимальный размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации (не более 5% от фонда оплаты труда). Конкретный размер, порядок и условия его получение регулируются соответствующим федеральным исполнительной власти к ведению которого отнесено федеральное учреждение здравоохранения или социальной защиты населения

Жесткая регламентация оплаты труда руководителей учреждения федеральными нормативными правовыми актами существенно ограничивает возможности федеральных органов исполнительной власти к ведению которого отнесено то или иное учреждение здравоохранения или социальной защиты населения использовать оплату труда руководителя учреждения как элемент управления персоналом. Кроме того, у федеральных органов исполнительной власти практически отсутствует возможность предлагать компетентными руководителям заработную плату, с учетом ситуации на рынке труда. Кроме того, при благоприятных условиях руководитель может «увлечься» коммерческой деятельностью, пренебрегая работой по обеспечению выполнения основных функций и задач учреждения. В новых системах оплаты труда существенно расширены права по установлению порядка и условий оплаты труда руководителей федеральных государственной

власти, к ведению которого отнесено федеральное учреждение здравоохранения или социальной защиты населения. Основная доля оплаты труда руководителя будет увязана с выполнением его функций и задач. Причем, это правило будет распространятся не только на бюджетную часть заработной платы. К примеру максимальный размер вознаграждения по итогам работы за год установлен для руководителя в размере 4% от фонда оплаты труда. При наличии возможности руководитель будет стремиться более эффективно управлять учреждением с тем, чтобы увеличить объем средств поступающих в фонд оплаты труда из внебюджетных источников, тем самым увеличить максимальный размер своего вознаграждения. Однако получить вознаграждение в максимальном размере он сможет только при условии выполнения всех задач, которые поставлены перед учреждением соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Если коммерческая деятельность будет осуществляться в ущерб выполнению основных функций учреждения, то размер вознаграждения по итогам работы за год будет уменьшаться.

Формированию фонда оплаты труда утверждение штатного расписания

Штатное расписание утверждается на основе нормативов штатной численности, фонд оплаты труда формируется на основе сметы

Штатное расписание утверждается руководителем учреждения, объем бюджетных ассигнований фиксируется на момент перехода, т.е. отрывается от штатного расписания

На сегодняшний день финансирование осуществляется по сметному принципу, который удобен, в первую очередь, для финансовых органов при планировании бюджетных расходов, а также для осуществления контроля целевого использования выделенных средств. Но сметное финансирование обладает серьезным недостатком – выделение средств осуществляется без увязки с результатами работы их получателей, что не создает у учреждений стимулов к более рациональному использованию ресурсов и воспроизводит затратный тип хозяйствования. Руководители бюджетных учреждений заинтересованы в увеличении штанных единиц как средстве увеличения фонда оплаты труда, даже если необходимая работа может быть выполнена персоналом меньшей численности. При финансировании учреждения по смете, сокращение численности персонала, до оптимальной приведет пропорциональному сокращению фонда оплаты труда, при этом заработная плата сотрудников останется на прежнем уровне. На уровне отраслей сметное финансирование приводит к тому, что выделение средств учреждениям не отражает приоритетов государственной политики в предоставлении государственных гарантий. Все эти факторы обусловливают целесообразность отказа от сметного принципа финансирования и переход к иным основам формирования бюджетов учреждений. Однако применение систем оплаты труда основе Единой

сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений возможно только по сметному принципу. При переходе на отраслевые системы оплаты труда работников федералных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения произойдет отрыв формирования бюджетной составляющей фонда оплаты труда от штатной численности работников учреждения. Это позволит применять указанную систему оплаты труда как при сметном финансировании (расширенная смета), так и при переходе на финансирования государственного заказа и государственного задания (фиксирования на результат). Одновременно это будет способствовать сокращению уровня совместительства и оптимизации количества рабочих мест (ликвидации избыточного числа вакантных рабочих мест).