logo
Вопросы к экзамену по ГиМФ

Тема 3. Планирование доходов бюджета

3.1. Планирование контингентов налогов

При определении объема налогов используется понятие «контингент нало­га», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной терри­тории конкретного вида налога или иного платежа.

Прогнозирование налоговых поступлений обычно начинают с составления базового бюджета, под которым понимаются ожидаемые поступления от каж­дого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в тече­ние года. Прогнозы базируются на моделях регрессий временных рядов, ряде коэффициентов для распределения налоговых обязательств по видам плате­жей, динамике изменений объемов налоговых сборов — для соотнесения каж­дого вида платежа к определенному периоду (месяцу или кварталу), т.е. ко вре­мени его фактического осуществления.

Одним из методов прогнозирования базового уровня бюджетных поступлений является метод экспертных оценок, который известен как метод «Дельфи». Он представляет собой метод коллективных экспертных оценок, основанных на выявлении согласованной оценки группы специалистов путем их опроса, проходящего в несколько туров. Экспертные оценки обычно используют в качестве дополнения к результатам, полученным более «строгими» методами. Для расчета объема годовых поступлений бюджетных доходов в целом и налогов, в частности, используется метод определения контрольных значений, для чего существует несколько способов. Широкое распространение получило использование итоговых значений прошедшего года, увеличенных на ожидаемый уровень инфляции.

Методы экстраполяции основываются на изучении сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей функционирования и развития социально-экономической системы и распространении этих закономерностей на будущий период, исходя из того, что в экономической деятельности закономерности достаточно устойчивы в течение некоторого периода времени. Модели экстраполяции имеют ряд преимуществ: они используют большую степень укрупнения данных, поэтому особенно продуктивны, когда информации недостаточно или ее трудно получить. В то же время с такой информацией легче ознакомиться, можно быстрее проанализировать, проще отслеживать изменение данных, к тому же создание таких моделей обходится недорого. Однако возникают существенные трудности, связанные с укрупнением данных, в результате которого пользователь теряет большое количество информации, необходимой для корректировки модели в связи с изменением законодательства либо для анализа причин расхождений между проектировками и факти­ческими поступлениями.

В силу этих причин во многих странах стали пользоваться каузальными методами прогнозирования, в частности, сочетанием в налоговом анализе методов регрессии и моделирования. Чаще всего для определения базового (нормативного) объема поступлений используют регрессионные модели, а для оценки последствий принятых или предлагаемых законов — модели микромоделирования, при этом результаты вносятся в базовый прогноз.

На основе данных репрезентативных выборок деклараций о доходах как физических, так и юридических лиц, информации об объемах реализации продукции и тому подобных данных модели микромоделирования воспроизводят последствия изменений в существующем (или возможном) налоговом законодательстве. При таком подходе рассчитываются налоговые обязательства каждого плательщика или компании, занесенные в базу данных, и в точности воспроизводятся действия налогоплательщика в части определения размера платежей в бюджет. После расчета дохода на основании информации, содер­жащейся в каждой декларации, модель обобщает результаты, распространяя их на всех налогоплательщиков в базе данных, чтобы получить итоговые оцен­ки налоговых поступлений.

3.2. Планирование важнейших налоговых доходов бюджета

Расчет консолидированных доходов, мобилизуемых на территории Ленинградской области, согласно методике, производится по каждому виду налога или сбора отдельно, но алгоритм расчета сохраняется для каждого налога — с некоторым уточнением в зависимости от применя­емого индекса-дефлятора. Так, общая формула расчета сумм поступле­ний налоговых доходов бюджета имеет следующий вид:

где — прогноз поступлений i-го налога в планируе­мом году; — ожидаемые поступления i-го налога в текущем году; i — темп роста показателя, образующего налоговую базу i-го налога, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития; Di — индекс-дефлятор, учитывающий, прогнозный уровень инфляционного дохода; Кс(>1) — коэффициент повышения собираемости налогов; сумма (НDi ) т-1 — ожидаемая сумма недоимок по i-му налогу на конец текущего года; Кс (<1) — коэффициент погашения недоимки, сложившейся на начало планируемого года; Л — сумма льгот по налогу, вступающих в силу в планируемом финансовом году.

На территории Нижегородской области общий вид методики поступлений налоговых доходов можно представить следующим образом:

НП = (НБ - Л) × С + НР + Н, где

НП – общая сумма планируемых налоговых поступлений по определенному виду налога;

НБ – налоговая база по данному налогу;

Л – льготы по уплате налога;

С – ставка налога;

НР – реструктурированная недоимка бюджета по данному налогу;

Н – недоимка бюджета по данному налогу.