logo
Вопросы к экзамену по ГиМФ

Тема 1. Расходные и бюджетные обязательства

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры доходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Реестр расходных обязательств отражает сферу ответственности органа публичной власти и служит основой для финансовой оценки разграничения полномочий между уровнями публичной власти в РФ.

По категориям расходных обязательств реестр расходных обязательств должен включать:

- собственные расходные обязательства уровня публичной власти, финансирующиеся за счет собственных доходов бюджета;

- расходные обязательства, связанные с осуществлением делегированных государственных полномочий, финансирующиеся за счет целевых субвенций фондов компенсаций вышестоящего уровня публичной власти.

Теоретические основы разграничения расходных обязательств.

  1. Субсидиарность – максимальная близость органов власти к потребителям соответствующих бюджетных услуг.

  2. Территориальное соответствие – максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг.

  3. Внешние эффекты – чем выше заинтересованность общества в целом в реализации соответствующих функций, тем при прочих равных условиях за более высоким уровнем власти должно закрепляться их нормативное правовое регулирование и финансовое обеспечение.

  4. Эффект территориальной дифференциации – чем больше территориальные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем при прочих равных условиях на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться.

  5. Эффект масштаба – концентрация бюджетных расходов при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств.