logo search
Вопросы к экзамену по ГиМФ

Тема 3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы

С начала 2008 г. реализуется имеющая статус приоритетного национального проекта пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий. Госпрограмма преследует следующие цели:

1. Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

2. Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

3. Сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Реализация Госпрограммы Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется по пяти основным направлениям:

  1. Устойчивое развитие сельских территорий:

  1. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства.

  1. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства:

  1. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.

5. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем. К основным рискам относятся следующие:

3.1. Основные агрегированные показатели реализации государственной программы на 2009 г. Меры по оздоровлению финансовой ситуации в АПК

В соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 25 декабря 2007 г. №25 для оценки реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в рамках, Госпрограммы, определены целевые показатели, характеризующих развитие сельского хозяйства.

    1. Агрегированные показатели развития сельского хозяйства

На плановый период 2010-2011 гг. предусмотрена реализация новых направлений Госпрограммы:

В связи с кризисными явлениями на финансовых рынках в сфере финансового обеспечения агропромышленного комплекса складываются следующие негативные тенденции: отказы в кредитовании организаций АПК по инвестиционным проектам, а также в рефинансировании кредитов на текущую деятельность; повышение размера процентных ставок и требований к залоговому обеспечению; возникновение проблем с полнотой и своевременностью расчетов за поставленную агропродовольственную продукцию.

Учитывая, что значительная часть оборотных средств в отрасли приобретается за счет кредитов, такое положение с кредитованием сельскохозяйственных товаропроизводителей может привести к вынужденному сокращению спроса на минеральные удобрения, химические средства защиты растений, семена, комбикорма и другие материально-технические ресурсы, что будет иметь нежелательные по- следствия для обеспечения планируемых объемов производства в животноводстве и растениеводстве.

В последние время, ситуация в АПК находилась под пристальным вниманием Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Был принят ряд ключевых для отрасли решений:

Кроме того, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации Минсельхозом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти прорабатываются следующие вопросы:

Тесты по разделу «АПК»

  1. Главная задача агропромышленного комплекса заключается в:

  1. удовлетворении потребностей населения в продуктах питания;

  2. удовлетворении потребностей населения в товарах народного потребления;

  3. максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления;

  4. ускоренном развитии животноводства.

  1. Первая сфера агропромышленного комплекса включает в себя:

  1. предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;

  2. отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителей;

  3. отрасли, которые обеспечивают АПК средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;

  4. коммерческие банки, страховые компании и другие финансовые учреждения.

  1. Вторая сфера агропромышленного комплекса включает в себя:

  1. предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;

  2. отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителей;

  3. коммерческие банки, страховые компании и другие финансовые учреждения;

  4. отрасли, которые обеспечивают АПК средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.

  1. Третья сфера агропромышленного комплекса включает в себя:

  1. коммерческие банки, страховые компании и другие финансовые учреждения;

  2. предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;

  3. отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителей;

  4. отрасли, которые обеспечивают АПК средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.

5. К основным рискам аграрного комплекса не относятся:

  1. макроэкономические риски;

  2. законодательные;

  3. природно-климатические;

  4. все вышеперечисленное.

6. Устойчивое развитие сельских территорий не включает:

  1. повышение уровня и качества жизни сельского населения:

  2. повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

  3. поддержку комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

  4. поддержание почвенного плодородия.

Темы курсовых работ по разделу «АПК»

  1. Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона;

  2. Расходы регионального бюджета на агропромышленный комплекс;

  3. Государственное регулирование АПК в современных условиях;

  4. Финансово-экономическое положение АПК в России;

  5. Проблемы финансирования АПК региона.

Контрольные вопросы по теме «АПК»

  1. Что представляет собой агропромышленный комплекс?

  2. Какие отрасли входят в состав агропромышленного комплекса?

  3. Какие сферы включает в себя АПК?

  4. Какие взаимосвязанные стадии выделяются в агропромышленном производстве?

  5. В чем заключается государственное регулирование АПК?

  6. Что является причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства?

  7. Какие банки являются основными участниками приоритетного национального проекта?

  8. Каковы цели Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы?

  9. Какие меры были предусмотрены, в рамках региональной поддержки субъектов малого предпринимательства областным бюджетом Нижегородской области?

  10. Чем объясняется необходимость увеличения горизонта бюджетного планирования в агропродовольственном секторе?

Практические задания.

Задача 1.

Определить степень участия бюджетов разных уровней в финансировании образовательных услуг. Постройте таблицу характеризующую изменение динамики расходов бюджета за 3 года по видам расходов и уровням бюджетной системы. По результатам анализа напишите заключение.

Таблицу составить по:

Таблицу рекомендуется составить по форме:

Вид расходов

200... г.

Объем расходов

% к сумме расходов на социальную сферу

% к общей сумме расходов бюджета

% к ВВП

Расходы на образование,

в том числе:

(Перечисляются виды расходов по подразделам функциональной классификации)

Задача 2.

Составьте схему типов и видов образовательных учреждений по направлениям расходов бюджета на образование в соответствии с функциональной классификацией.

Задача3.

Дайте сравнительную характеристику оперативно-сетевых показателей, применяемых в планировании расходов различных видов образовательных учреждений. Составьте схему, отражающую состав оперативно-сетевых показателей в разрезе отдельных видов образовательных учреждений и отдельных статей сметы.

Задача 4.

Охарактеризуйте методику планирования отдельных статей расходов по разным видам образовательных учреждений (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, школы-интернаты, вузы и др.); произведите сравнение, выделите особенности по видам учреждений.

Задача 5.

В школе с августа был увеличен штат работников, который в течение августа комплектовался постепенно. При этом с 1 по 5 августа было замещено 55 должностей, с 6 по 15-58, с 16 по 25-60, с 26 по 30-65.

На 1-е число каждого месяца показатели были следующие:

на 1 февраля

50

на 1 марта

55

на 1 апреля

49

на 1 мая

48

на 1 июня

46

на 1 июля

46

на 1 августа

50

на 1 сентября

на 1 октября

59

на 1 ноября

60

на 1 декабря

60

на 1 января

60

Итого

619,5

Задача 6.

Определить годовой ФОТ учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала.

Заполнить таблицу:

Наименование должностей

Число ставок

Средняя ставка в месяц, руб.

ФОТ в месяц, руб

На н.г.

На к.г.

Среднегодовое

Директор школы

1

1

1

3100

Заместитель директора

4

4

4

2648

Заведующая библиотекой

1

1

1

1450

Секретарь-машинистка

1

1

1

1240

Уборщик

8

8,25

8,1

850

Всего

Задача 7.

Определить годовой ФОТ педагогических работников. Заполнить таблицу.

Показатели

1-4 классы

5-8 классы

10-11 классы

Итого по все классам

Кол-во классов

12

32

6

Число часов в неделю по учебному плану

24

36

42

x

Фактически оплачивается часов в неделю

28

40

46

x

Норма нагрузки учителя в неделю, час.

20

18

18

x

Средняя ставка учителя в месяц

1800

2000

2200

x

Количество педагогических ставок на все классы.

28/20*12=

16,8

40/18*32=

71,1

46/18*6=

15,3

103,2

ФОТ в год

16,8*1800*

12=362880

71,1*2000*12=

142200=1706400

15,3*2200*12=403920

2473200

Задача 8.

Образовательные учреждения имеет право на максимальный надтарифный фонд (т.е. 25% фонда оплаты труда), определить фонд оплаты труда, при тарифном фонде, составляющем, 195 млн. Руб.

Задача 9.

Фонд оплаты труда учреждения равен 92 млн. руб. Определить тарифный фонд, если надтарифный фонд формируется в размере 12% .

Задача 10.

Рассчитать сводный фонд оплаты труда (ФОТсв) на планируемый год (на примере данных двух предыдущих таблиц). Заполнить таблицу.

Показатели

Период январь-август

Период сентябрь-декабрь

Фонд оплаты труда в месяц

Педагогический персонал (основной)

18216

20320

Воспитатели групп продленного дня

1320

1700

Педагоги дополнительного образования (кружки)

620

620

Педагогический персонал для обучения больных детей на дому

6300

6400

Учебно-вспомогательный и административно-хозяйственный персонал

6200

6120

Итого тарифный фонд оплаты труда

Надтарифный фонд оплаты труда

Региональные доплаты

4850

5240

Итого ФОТ

Количество месяцев

ФОТ в год

Задача 11.

В школе три 6-х класса: часы по учебному плану-30 часов в неделю.

Деление- по иностранному языку-4 часа;

По труду-2 часа.

Определить число педагогических ставок.

Задача 12.

С 1 мая открылся новый детский сад на 180 мест. Списочное число детей в мае изменялось так: с 1 по 10 мая-80 человек, с 11 по 25 мая -130 человек, с 26 по 31 мая-180 человек. Определить среднемесячное число детей за май и среднегодовой контингент детей.

Для исчисления среднегодового контингента имеются следующие показатели:

на 1 июня

на 1 июля

175

на 1 августа

180

на 1 сентября

176

на 1 октября

168

на 1 ноября

144

на 1 декабря

165

на 1 января

176

Итого

Задача 13.

Площадь здания школы составляет 1000 м.кв. С 1 сентября планируется ввод новой школы площадью 1400 м.кв. Рассчитать расходы по электроэнергии, если норма расхода электроэнергии на 1 м.кв. установлены 80 рублей за 1 квт.ч. в месяц.

Задача 14.

Департамент образования г. Нижнего Новгорода запланировал объем финансирования расходов на питание, оплату коммунальных услуг и хозяйственных расходов по смете общеобразовательной школы г.Нижнего Новгорода в размере 5 млн. руб.

При составлении расчетов указанных расходов использовались следующие данные.

1. Численность учащихся школы составляет 1216 человек, в т. ч. I-IV классы – 485 человек; V-IX классы – 456 человек. В I-II классах обучается 245 человек, III-IV – 240 человек.

2. Учащиеся I-IV классов получают бесплатное одноразовое питание из расчета 20 руб. в день на одного ребенка. Учащиеся V-XI классов получают компенсацию на питание в размере 10 руб. в день на одного ребенка.

На основании приказа директора школы бесплатное питание (завтраки и обеды) получают дети из малообеспеченных семей в количестве 15 человек из расчета 25 руб. на одного ребенка, из них три человека получают компенсационные выплаты на питание по заявлению родителей в связи с заболеванием органов пищеварения.

3. Ассигнования на оплату водоснабжения и отопление заложены в смете в соответствии с договором – 30 и 25 руб. в месяц исходя из одного метра кубического здания. Содержание школьного автобуса запланировано на уровне фактически сложившихся расходов в размере 60 тыс. руб. при лимите расходов 40 тыс. руб. Кубатура здания увеличивается за счет пристроя с 1 ноября с 1230 до 1650 метров. Фактический расход электроэнергии в месяц 50 тыс.руб. Кредиторская задолженность прошлого года 450 тыс.руб.

Проверкой расчета расходов на питание, канцелярских и хозяйственных расходов установлены нарушения:

Требуется:

Задача 15.

В соответствии с проектом сметы городской гимназии объем бюджетных ассигнований на ее содержание в планируемом году составляет 1771,2 тыс. руб., в т.ч. фонд оплаты труда – 752,3 тыс. руб., начисления на оплату труда – 289, 6 тыс. руб., расходы на питание – 616,1 тыс. руб., другие расходы – 113,2 тыс. руб.

В проекте сметы заложены следующие основные производственные показатели:

Показатели

Проект на планируемый год

Среднегодовое количество классов

классы

на 1 января

на 1 сентября

классов

учащихся

классов

учащихся

I

II

III

IV

Итого по I-IV классам

4

4

4

4

16

121

120

115

112

468

5

4

4

4

17

130

118

120

110

498

4,5

4

4

4

16,5

V

VI

VII

VIII

IX

Итого по V-IX классам

3

3

3

3

3

15

92

91

89

88

80

440

3

2

2

2

2

16

110

90

90

85

86

461

3,5

3

3

3

3

15,5

X

XI

Итого по X-XI классам

2

2

4

50

52

102

2

2

4

48

50

98

2

2

4

Всего по школе

Группы продленного дня

35

16

1010

468

37

17

1057

498

36

16,5

При проверке расчетов к смете необходимо иметь в виду:

1. В планируемом году прием в X классы составит 60% учащихся, окончивших IX классы. Выпуск из IX классов составит 79 учащихся, а из XI - 52 учащихся. Для учащихся I-IV классов организованы группы продленного дня. Наполняемость в I-IV классах и группах продленного дня в пределах нормы.

2. Начиная с VII класса учащиеся в гимназии могут изучать два иностранных языка.

3. Месячный фонд заработной платы педагогического персонала по тарификации по I-IV классам составил 8648 руб., по V-IX - 6285 руб., X-XI - 3574 руб.

Доплата за проверку тетрадей в I-IV классах составляет 10% от фонда заработной платы педагогического персонала, V-XI – 5%.

Дополнительные виды оплаты труда за классное руководство, заведование кабинетами составляет 10% от фонда оплаты труда педагогического персонала; фонд заработной платы административно-хозяйственного персонала составляет 40% ФЗП педагогического персонала.

Ассигнования на выплату премий планируются в размере 2%, на оказание материальной помощи 1% планового фонда оплаты труда, среднесписочная численность учителей составляет 42 человека.

4. В соответствии с действующим законодательством учащиеся I-IV классов получают бесплатные завтраки из расчета 1,5% от размера минимальной месячной ставки оплаты труда.

На основании приказа директора гимназии бесплатное двухразовое питание (завтраки и обеды) получают дети из малообеспеченных семей в количестве 15 человек, из них 3 человека получают компенсационные выплаты. Размер выплат в соответствии с действующим законодательством составляет 3% от минимальной месячной ставки оплаты труда.

При проверке проекта сметы гимназии финорганами установлено, что:

Требуется:

Задача 16.

Высшее учебное заведение представило главному распорядителю бюджетных средств проект сметы расходов на планируемый год. В проекте заложены следующие основные производственные показатели:

( человек)

Число студентов на начало планируемого года

Прием

Выпуск

Отсев

Число студентов на конец года

Среднегодовое число студентов

Расчетное число студентов

Среднее число студентов на 1 преподавателя

Среднегодовая численность профессорско-преподавательского состава

8565

2000

2100

500

8456

7431

8536

11

776

По результатам проверки главным распорядителем ассигнований установлены следующие показатели:

( человек)

Текущий год:

Число студентов на начало года

Прием (с 1 сентября)

Выпуск (с 1 июля)

Отсев

Планируемый год:

Прием ( с 1 сентября)

Выпуск (с 1 июля)

Отсев

8633

2000

2100

70

1900

2100

80

Среднее число студентов на 1 преподавателя установлено Министерством образования РФ в размере 12 человек.

Среднегодовое число ставок по аппарату управления в планируемом году составит: по аппарату управления – 132 человека, учебно-вспомогательному персоналу – 256 человек.

Средняя ставка в месяц в текущем году составляет:

В расчетах к бюджету на планируемый год заложен дефлятор по фонду заработной платы в бюджетных организациях в размере 1,034.

В ходе проверки Министерством финансов РФ установлено, что в результате сокращения численности профессорско-преподавательского состава с ученой степенью кандидата наук и ученым званием доцента средняя ставка в месяц сократится на 2,4%.

Почасовой фонд заработной платы составляет в текущем году 2% от фонда заработной платы профессорско-преподавательского персонала.

Требуется:

Определить основные производственные показатели вуза и размер фонда заработной платы с учетом уточнений по результатам проверки главным распорядителем ассигнований.

Задача 17.

В проекте меты расходов высшего учебного заведения на планируемый год заложены следующие основные производственные показатели:

( человек)

Число студентов на начало планируемого года

Прием

Выпуск

Число студентов на конец года

Среднегодовое число студентов

Среднегодовое число стипендиатов – всего,

в том числе за счет бюджета

Расчетное число студентов

4678

990

785

4883

4615

3777

3962

4660

По результатам проверки установлены следующие показатели:

( человек)

Текущий год:

Число студентов на начало года

Прием ( с 1 сентября )

Выпуск ( с 1 июля )

Отсев

Планируемый год:

Прием ( с 1 сентября )

Выпуск ( с 1 июля )

Отсев

4550

900

800

60

950

785

50

Процент охвата студентов стипендиями установлен министерством общего и профессионального образования РФ для данного вуза в размере 78%.

Средний размер стипендии предусмотрен на планируемый год в размере 152,7 руб.

Стипендиальный фонд в текущем году составил 4086216 руб., в том числе:

Требуется:

Определить размер стипендиального фонда в планируемом году.

Практические задания по теме «Доходы бюджета»

1. Рассчитать долю запланированных поступлений от каждых групп, подгрупп и статей доходов в федеральный, региональный и местный бюджеты (на примере любого района в соответствии с утверждающем законодательством на текущий финансовый год).

2. Проанализировать отличия об исполнении бюджета по доходам за прошлый год в разрезе групп, подгрупп и статей доходов. Выявить причины отклонений фактических значений поступивших доходов от установленных по бюджету.

3. Рассчитать поступления налога на прибыль в бюджет, если имеется следующая информация (в тыс. руб.)

Расчетная налогооблагаемая база по налогу на прибыль с учетом прогнозных оценок основных макроэкономических показателей для налогообложения – 11 308 000

Уменьшение налогооблагаемой базы на сумму убытков прошлого периода – 14 700

Возврат реструктурированной задолженности по налогу на прибыль в местный бюджет – 2920

Погашение недоимки прошлых лет в местный бюджет – 17 478

В основу расчета принята сложившаяся налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций за предыдущий год по данным отчетности Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации, скорректированная с учетом прогноза на следующий год по данным департамента экономики и планирования.

При расчете учтены ожидаемое поступление налога в текущем году, а также основные макроэкономические параметры развития экономики на прогнозируемый период.

Также налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций скорректирована: