logo search
Финансы - Романовский

16.4. Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения (МВФКО) имеют два уровня отношений: публично-правовой и ча­стноправовой.

Частноправовой уровень МВФКО составляют хозяйственные, гражданско-правовые отношения между физическими (юридически­ми) лицами разных стран. Этот уровень МВФКО регулируется наци­ональным правом соответствующего государства, а в случае определен­ных коллизий между национальными правовыми системами разных стран — международным частным правом. Участников МВФКО на частноправовой основе принято называть операторами МЭО. Имен­но операторы МЭО совершают преобладающую часть международных сделок по трансграничному перемещению финансов и инвестиций. В рамках национальных правовых систем действует огромное множе­ство правовых режимов, так или иначе включенных в регулирование валютно-финансовой сферы: правовой статус субъектов финансового

рынка, режим банковского кредитования, режим эмиссии, денежного обращения, финансовых инструментов, валютный режим, режимы пла­тежного баланса, валютных резервов, расчетов с иностранными госу­дарствами, иностранных инвестиций и др.

Публично-правовой уровень МВФКО составляют отношения меж­ду публичными лицами — государствами, межгосударственными организациями. В этой сфере указанные субъекты:

а) выстраивают отношения по поводу трансграничного перемеще­ния ресурсов, в том числе финансов, инвестиций и т.п. При этом речь может идти как о конкретных перемещениях ресурсов, когда их по­лучателями и отправителями являются публичные лица, так и о ре­гулировании системы МВФКО, ее подсистем на макроуровне;

б) выстраивают отношения по поводу внутренних правовых ре­жимов, в которых действуют частные операторы МВФКО и обраща­ются ресурсы.

Решающее влияние на регулирование МВФКО принадлежит пуб­личным лицам. Так, государства договариваются между собой о без­возмездной поставке товаров в качестве экономической помощи, об урегулировании задолженности, о механизме двухсторонних расче­тов, о совместном инвестировании в какой-либо общий объект, об унификации внутреннего правового режима для принятия иностран­ных предприятий и т.п.

В рамках группы G7+1, МВФ, Всемирной торговой организации (ВТО), отдельных интеграционных объединений государств и между­народными организациями могут согласовываться вопросы управле­ния системой МВФКО или ее подсистемами на макроуровне. В насто­ящее время прослеживаются две взаимосвязанные тенденции:

1) усиление внимания публичных лиц к частноправовым вопросам и углубляющееся участие публичных лиц в частноправовых отношениях;

2) вынесение все большего объема вопросов на международный публично-правовой уровень.

В результате можно констатировать, что формируется глобальная экономико-правовая система.

Правовое регулирование может осуществляться различными спо­собами. Можно выделить несколько критериев классификации и со­ответствующих им набор методов. Например, государства, формули­руя нормы, активно применяют такие методы, как запрет, обязывание и дозволение. Различают также методы односторонних действий, двустороннего, многостороннего и наднационального регулирования. С точки зрения целей и интересов, государства предпочитают либо координационный, либо субординационный методы регулирования. Само международное право воздействует на реальность методом ре­гулирования с помощью заключения договоров и посредством меж­дународных обычаев. Методами воздействия на всю систему международных отношений целиком являются методы учреждения между­народных организаций, включая неправительственные, и создания интеграционных (платежных, валютных, экономических и др.) со­юзов. Внутри международных организаций применяют методы при­нятия решений путем консенсуса, большинства, квалифицированно­го большинства, взвешенного голосования.

Юридическая сила постановлений, которые принимаются по устав­ным вопросам деятельности международной организации, касающим­ся отношений государств-членов с организацией или государств между собой, согласно предмету деятельности международной организации зависит от характера международной организации (например, рекомен­дации Генеральной Ассамблеи ООН в адрес ЭКОСОС, согласно ст. 66 Устава ООН, имеют характер обязательных указаний), а также от воле­изъявления государств по поводу признания данных постановлений международных организаций в качестве обязательных для исполнения, т.е. имеющих статус международно-правовой или иной нормы.

Юридическая обязательность резолюций международной организа­ции может быть также зафиксирована в нормах национального права. Рекомендации международных организаций имеют меньшую юридичес­кую силу по сравнению с международно-правовыми или национальны­ми нормами. Особенно это касается резолюций различных неправитель­ственных международных организаций: постановления этих организа­ций имеют рекомендательный характер для субъектов международного или национального права, однако финансово-кредитные институты и даже государства и (или) межгосударственные организации могут ис­пользовать их для публичного воздействия на те органы и организации, которые препятствуют их деятельности или иным образом нарушают права, с целью принятия позитивных решений.

Несмотря на то что стандарты международных организаций в ос­новном имеют характер рекомендаций, государства, государственные органы, должностные лица и т.д. могут быть подвергнуты моральному осуждению в случае отказа от реализации рекомендаций международ­ных организаций. В рекомендациях органов международной органи­зации выражается ее позиция, воля и оценка поведения государств: рекомендация, одобряющая политику определенной категории лиц, облегчает проведение этой политики; и наоборот, рекомендация, про­тиворечащая интересам каких-либо лиц или государства, затрудняет ее проведение. Государство и должностные лица, как правило, обяза­ны оправдываться, почему они не выполняют рекомендаций между­народной организации (которые формируются под воздействием ос­новных и специальных принципов и норм международного права).

Государство — член международной организации, а также иные лица не могут уклониться от исполнения рекомендаций междуна­родной организации. Это связано с тем, что они, во-первых, обычно

исходят от опытных и компетентных международных организаций (в подготовке решений которых принимали участие и согласовывали свою волю большинство государств-членов в лице экспертов научно-исследовательских международных и национальных институтов и в лице уполномоченных представителей правительств, а также иные межправительственные и неправительственные международные организации); во-вторых, относятся к вопросам обеспечения и защи­ты национальных и международной валютно-кредитных систем, а также международного и национальных сообществ.

В целом, наиболее заметными тенденциями последних лет являются;

1) по все более широкому кругу вопросов происходит смещение акцентов от метода двустороннего регулирования к многосторонне­му, а от него — к методу наднационального регулирования;

2) происходит смещение акцентов от метода мягкого регулирова­ния (например, политических норм, действующих в рамках большой восьмерки) ко все более жесткому регулированию.

Международную финансовую систему в настоящее время на по­стоянной основе никто не регулирует. МВФ и Мировой банк подклю­чаются к национальным органам денежно-кредитного регулирования только в периоды кризисов. Создание международных институтов регулирования финансовых рынков, адекватных по своей эффектив­ности национальным органам регулирования и надзора, сдерживает­ся поддержанием национального суверенитета, государственными интересами и преимуществами, от которых странам — лидерам ми­ровой экономики трудно отказаться.

Международные валютные рынки частично находятся под конт­ролем национальных законодательств, однако в основном операции на этих рынках базируются на обычаях и нормах поведения, приня­тых между участниками этих рынков. Среди национальных законов, которые частично регулируют операции на этом рынке в рамках на­циональных валютных систем, можно назвать, например, федераль­ные законы от 21 ноября 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулирова­нии и валютном контроле» и от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иност­ранных инвестициях в Российской Федерации» и др.

Движение капиталов регламентируется прецедентными нормами английского права и кодексом процедур на финансовых рынках, опи­санных на стандартном рыночном языке Международной ассоциаци­ей первичных рынков IPMA. Процентные ставки, курсы и котиров­ки в различных странах никто не согласовывает, но они в рамках глобального финансового рынка тесно связаны между собой. Меха­низмом такого связывания является арбитраж, к которому прибега­ют все глобальные игроки мирового финансового рынка.

Финансовый капитал концентрируется в финансовых институтах (ТНБ, ИБ, инвестиционных, паевых, пенсионных, страховых и других фондах) и ТНК, а посредниками движения капитала выступают ми­ровые финансовые рынки — рынки денег и капитала. Эти рынки нахо­дятся вне контроля национальных и международных институтов. Международные финансовые рынки функционируют по законам сво­бодного рынка. Этот порядок, построенный исключительно на меха­низмах рынка и рыночных сил, способен разрушить национальные финансы. И сегодня МВФ направляет усилия на создание системы противовесов для спекулятивной игры на международных рынках.

Надежность и стабильность всей системы глобальных финансов во многом зависит от таких субъектов финансового рынка, как ком­мерческие банки. Учитывая их исключительно важную роль в миро­вой экономике, особое внимание уделяется надежности и кредито­способности банков. Эти параметры являются предметом надзора не только центральных банков стран, но и Базельского комитета меж­дународных расчетов, ТНБ и лид-менеджеров эмиссий еврооблига­ций и евробондов. Первоначально (в начале 1960-х гг.) Банк между­народных расчетов в Базеле использовался в целях поддержания механизма свопов центральных банков 15 стран и Федеральной ре­зервной системы США для получения средств для интервенций на валютном рынке. Эти стандарты легли в основу Директив ЕС по бан­ковскому надзору и установлению единообразного требования мини­мальной достаточности капитала в банковской системе ЕС.

В конце 2000 г. ведущие банки мира подписали руководство «Гло­бальные стандарты надлежащей проверки», согласно которому будут проверяться банки, ведущие бизнес с состоятельными частными кли­ентами. Договоренности и правила борьбы крупнейших мировых банков против глобального отмывания денег уже привели к усилению подразделения по проверке денежных переводов в Департаментах управления международных платежей и денежной наличности.

В самое последнее время основные усилия мирового сообщества концентрируются на выработке рекомендаций по управлению рис­ками (кредитными, валютными, платежными), анализе воздействия финансовых инноваций, таких как электронный банковский бизнес и электронные системы торговли на рынке ценных бумаг, внедрении рекомендаций, касающихся регулирования финансовых потоков и оффшорных финансовых центров. В сентябре 2000 г. Базельским комитетом по банковскому надзору приняты такие основополагаю­щие документы, как «Принципы управления кредитным риском», «Надзорные указания по управлению расчетным риском при прове­дении валютообменных операций», в январе 2001 г. Комитетом по платежным и расчетным системам и Международной комиссией по рынку ценных бумаг приняты такие документы, как «Базовые прин­ципы системно значимых платежных систем» и «Рекомендации по платежным системам на рынке ценных бумаг» и др.

Таким образом, мировая финансовая система переживает в настоя­щее время период активной трансформации. Результатом этих измене­ний должно стать создание стабильных условий для дальнейшего эко­номического роста и равноправного доступа всех стран мира на миро­вые финансовые рынки. Параллельно создаются и условия для унификации операций, проводимых на международных финансовых рынках, и основы для разработки международных правовых докумен­тов, регламентирующих операции субъектов международных финансов.