logo search
Финансы - Романовский

16.3. Международные организации в системе международных финансов

Международная организация — это объединение суверенных го­сударств, созданное на основе международного договора и устава для выполнения определенных целей, имеющее систему постоянно дей­ствующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом.

Классификация международных организаций может быть прове­дена по следующим признакам: юридическая природа организаций; масштаб деятельности организаций; предмет деятельности организа­ций. Выделяют следующие виды международных организаций.

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира:

а) Организация Объединенных Наций (ООН), главными органами которой являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Эко­номический и социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Меж­дународный Суд и Секретариат. ООН преследует следующие цели:

— поддержание международного мира и безопасности;

— применение эффективных коллективных мер для предотвраще­ния и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

— улаживание или разрешение в соответствии с принципами справедливости и международного права международных споров или ситуаций, в том числе и в области международных финансов, кото­рые могут привести к нарушению мира, и т.п.;

б) специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоя­тельными международными организациями. Непосредственное отноше­ние к международным валютно-финансовым и кредитным отношени­ям имеют такие организации, как МВФ, Международный банк и др.

2. Международные организации регионального характера создают­ся государствами одного географического региона по любым вопро­сам, в том числе вопросам экономического и финансового характера (например, Лига арабских государств, ЕС и т.п.).

3. Международные неправительственные организации — любая международная организация, не учрежденная на основании межпра­вительственного соглашения. Примерами таких организаций являют­ся Парижский и Лондонский клубы кредиторов, призванные урегу­лировать внешнюю задолженность стран. Деятельность таких орга­низаций оказывает существенное влияние на политику государств и международных организаций в области валютно-финансовых и кре­дитных отношений.

К основным международным организациям, занимающимся регу­лированием международных валютно-финансовых и кредитных от­ношений, можно отнести МВФ, группу Мирового банка и Банк меж­дународных расчетов.

МВФ был создан по решению международной конференции, прохо­дившей в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США) с 1 по 22 июля 1944 г. Официально он начал существовать 27 декабря 1945 г., когда пред­ставители 29 государств поставили свои подписи под статьями соглашения, являющегося уставом фонда. Свои операции фонд начал 1 марта 1947 г. Членами фонда в настоящее время являются 183 страны.

МВФ был создан для того, чтобы содействовать международно­му валютному сотрудничеству стран и облегчать развитие и сба­лансированный рост международной торговли. Кроме того, в его за­дачи входило поддержание стабильности валютных курсов и оказа­ние помощи в создании многосторонней платежной системы. Для выполнения этих функций фонду было дано право при условии над­лежащего контроля предоставлять свои ресурсы в распоряжение го­сударств-членов с тем, чтобы сгладить временные неравновесия в международных платежных балансах. МВФ — составная часть миро­вой денежной системы. Он оказывает реальную помощь государствам в моменты валютно-финансовых кризисов, предоставляя средства фонда для реализации стабилизационных программ на территории этих государств. Финансовая помощь МВФ предоставляется прави­тельствам стран, испытывающих сложности с платежным балансом страны. Российская Федерация является членом МВФ с 1992 г.

Платежный баланс страны — систематические записи всех пла­тежей, поступающих в данную страну из-за границы, и денежных платежей данной страны другим странам в течение определенного периода времени.

МВФ эмитирует международную расчетную единицу — СДР (Special Drawing Rights) — специальные права заимствования, кото­рая является в тоже время одним из ликвидных средств, входящим в состав валютного запаса страны. СДР существует в виде записей по счетам стран — участниц МВФ, является безналичной, необеспечен­ной валютой, построенной на основе ведущих валют мира. В настоя­щее время в корзину СДР входят в определенных пропорциях доллар США, евро, японская иена, английский фунт стерлингов. Стоимость единицы СДР котируется в долларах США и публикуется ежедневно во всех ведущих финансовых газетах мира и в Интернет. Состав и про­порции валют в корзине СДР пересчитываются один раз в пять лет. Последние изменения в корзину СДР были внесены в 2000 г.

Также на конференции в Бреттон-Вудсе было принято решение о со­здании еще одной международной организации — Мирового банка. Пос­ледний концентрирует свои усилия на содействии экономическому раз­витию стран-членов и оказании помощи беднейшим странам мира. В 2000 финансовом году Банк осуществлял проекты в более чем 100 развива­ющихся странах, в которые вложил более 15 млрд дол. США. Работать с Мировым банком могут только страны, являющиеся членами МВФ.

Спектр деятельности Мирового банка включает инвестиции в чело­веческое развитие, в основном через улучшение систем здравоохране­ния и образования, развитие сектора услуг, охрану окружающей среды, поддержку малого предпринимательства и содействие реформам, направленным на создание макроэкономической стабильности и улучше­ние инвестиционного климата. В связи с разнообразием стоящих перед Банком задач свою деятельность он осуществляет совместно с пятью другими организациями, входящими в Группу Мирового банка.

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (The International Bank for Reconstruction and Development), учрежденный в 1945 г., предоставляет странам со средним уровнем дохода и более бедным платежеспособным странам кредиты по рыночным ставкам на осуществление программ снижения бедности и ускорения эконо­мического развития, на структурную перестройку экономики, а так­же оказывает им техническую помощь. МБРР предоставляет креди­ты непосредственно предприятиям, осуществляющим важные для страны, региона или города инвестиционные проекты. МБРР полу­чает значительную часть своих капиталов за счет продажи облигаций на международных рынках капитала.

2. Международная ассоциация развития (MAP) (The International Development Association) была создана в 1960 г. для работы с бедней­шими странами мира. Странам, которые не могут позволить себе зай­мы у МБРР, т.е. странам со среднедушевым доходом менее 885 дол., она предоставляет беспроцентные ссуды и техническое содействие, а также помощь в выработке программ реформирования экономики. Обеспеченность MAP финансовыми ресурсами в значительной сте­пени зависит от вкладов более богатых стран — членов Ассоциации, включая и некоторые развивающиеся страны.

3. Международная финансовая корпорация (The International Finance Corporation) была основана в 1956 г. для стимулирования экономичес­кого роста в развивающихся странах путем финансирования проектов в частном секторе, мобилизации капиталов на мировых финансовых рынках и оказания технического содействия и консультирования пред­ставителей правительственных органов и частного бизнеса. В сотрудни­честве с международными частными инвесторами Международная финансовая корпорация как предоставляет долгосрочные займы, так и приобретает доли в капитале предприятий из развивающихся стран. В настоящее время Корпорация ведет бизнес в 78 странах, причем 40% ее инвестиций приходится на финансовый сектор, что отражает его важ­ность для создания основ здорового экономического роста.

4. Взаимное агентство гарантирования инвестиций (The Multilateral Investment Guarantee Agency), созданное в 1988 г., помо­гает привлекать иностранных инвесторов за счет предоставления гарантий защиты иностранных инвестиций от потерь, связанных с некоммерческими рисками в развивающихся странах. Кроме того, агентство предоставляет консультационную помощь при подготов­ке проектов и распространяет по своим каналам информацию об ин­вестиционных возможностях.

5. Международный центр урегулирования инвестиционных споров (The International Center for Settlement of Investment Disputes - ICSID), основанный в 1966 г., предоставляет возможности урегулирования и арбитражного разбирательства инвестиционных споров, возникших между иностранными инвесторами и принимающими странами.

Особое место в системе органов, призванных регулировать функ­ционирование мировой валютной системы, занимает Банк междуна­родных расчетов (БМР) (The Bank for International Settlements BIS). БМР — это международная организация, имеющая целью упрочение международного валютного и финансового сотрудничества, но одно­временно служащая и банком для центральных банков стран — чле­нов организации. Для этого БМР предоставляет центральным банкам возможность проведения дискуссий по актуальным проблемам функ­ционирования мировой валютной системы, осуществляет научные исследования в области экономики и финансовой политики, высту­пает контрагентом по сделкам центральных банков и представляет их интересы в международных операциях.

Свою деятельность БМР начал в Базеле, Швейцария, в 1930 г., а по­тому является старейшей финансовой организацией мира. Пятьдесят организаций обладают правом голоса в БМР К ним относятся централь­ные банки или иные органы финансового регулирования из Аргентины, Австралии, Австрии, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Брази­лии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Гонконга, Дании, Индии, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Македонии, Малайзии, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, России, Саудовской Аравии, Сингапу­ра, Словакии, Словении, США, Таиланда, Турции, Финляндии, Фран­ции, Хорватии, Чехии, Швеции, Швейцарии, Эстонии, Югославии, Южной Африки, Японии, а также Европейский центральный банк.

Как и большинство создававших его центральных банков, в 1930 г. БМР получил статус акционерного общества, эмитировавшего свои акции. Однако на основе Гаагских соглашений БМР был придан ста­тус международной организации, подчиняющейся международному праву и обладающей всеми привилегиями и иммунитетами, необхо­димыми для выполнения функций банка.

Качество финансовых исследований, проводимых БМР, и форму­лируемых им рекомендаций настолько велико, что под его эгидой воз­никло нескольку влиятельных международных органов. Наиболее из­вестным из них является Базельский комитет по банковскому надзору (The Basle Committee on Banking Supervision). Базельский комитет представляет собой форум для дискуссий по насущным проблемам регулирования и надзора за деятельностью финансово-кредитных уч­реждений. Он координирует международные усилия в данной облас­ти, вырабатывает общепринятые нормы пруденциального надзора.

Комитет по платежным и расчетным системам (Committee on Payment and Settlement Systems — CPSS) занимается разработкой мер по повышению надежности внутренних и международных платежных и расчетных систем. Комитет по глобальной финансовой системе (Committee on the Global Financial System) занимается краткосрочным мониторингом и долгосрочным анализом ситуации на мировых финан­совых рынках, на основе которых он формулирует рекомендации, на­правленные на улучшение функционирования рынков.

В 1998 г. по совместной инициативе Банка международных рас­четов и Базельского комитета по банковскому надзору был создан Институт финансовой стабильности (Financial Stability Institute), который призван помочь улучшить и укрепить финансовые системы и финансовые институты по всему миру, прежде всего содействуя внедрению рациональных норм пруденциального надзора. Институт занимается продвижением общепринятых норм надзора, выработкой кодексов добросовестного поведения на финансовых рынках, предо­ставлением регулирующим органам информации о последних изме­нениях в этой области и обучением и консультированием персонала.

В 1998 г. также был создан Форум финансовой стабильности (Financial Stability Forum — FSF). Его особенностью является объеди­нение усилий международных финансовых институтов, национальных регулирующих органов наиболее влиятельных стран, а также объедине­ний, представляющих интересы участников финансовых рынков, и экс­пертов центральных банков для выработки мер, позволяющих снизить восприимчивость мировой финансовой системы к кризисам.