34.Государственный кредит. Формы государственного кредита и классификация государственных займов.
Государственный кредит выражает экономические отношения между государством в лице его органов власти и управления и хозяйствующими субъектами, в процессе которых государство выступает как кредитор, заемщик или гарант. На практике государственный кредит, как правило, характеризует кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на условиях возвратности для финансирования государственных расходов.
Средства, мобилизуемые с помощью государственного кредита, могут быть использованы на следующие цели:
финансирование дефицита государственного бюджета;
выравнивание социальных условий жизни отдельных групп общества, экономического уровня развития регионов и территорий;
приоритетное развитие основополагающих отраслей экономики.
Как способ финансирования расходов государственный кредит обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными мерами: дополнительной эмиссией денег и повышением уровня налогообложения. Использование государственного кредита не ведет к усилению инфляционных процессов, снижению хозяйственной активности экономических субъектов, повышению социальной напряженности в стране. Посредством займов государство может снизить количество денег в экономике, что особенно актуально при проведении антиинфляционной политики.
Активное использование механизма государственного кредита приводит к образованию государственного долга. Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Принимая во внимание уровни бюджетной системы РФ, выделяют также государственный долг субъекта Федерации и муниципальный долг.
Государственный долг можно классифицировать по ряду признаков.
В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Внутренний государственный долг представляет собой задолженность государства перед своими хозяйствующими субъектами. Внешний государственный долг образуется посредством задолженности государства перед иностранными гражданами, юридическими лицами, другими государствами и международными организациями. Внешний государственный долг выражается в иностранной валюте.
В зависимости от срока погашения и объема обязательств государственный долг подразделяют: на текущий и капитальный. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств с наступившим сроком оплаты. Капитальный государственный долг, включает всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства с учетом начисленных по ним процентов.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Государственные займы, как основная и наиболее цивилизованная форма заимствования, классифицируются по следующим признакам:
- по виду эмиссии: именные и на предъявителя. В практике государственных заимствований наиболее часто используются облигации, выпущенные на предъявителя ввиду удобства их обращения;
- по срокам погашения: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
- по форме: в документарной и бездокументарной (в виде записей на счетах) форме;
- по характеру обращения: облигации, обращающиеся на рынке без ограничений (рыночные) и характеризующиеся ограниченным кругом обращения (нерыночные);
- по виду выплат дохода: на процентные и беспроцентные;
- по характеру потенциальных держателей ценных бумаг: облигации, реализуемые только среди физических лиц, только среди юридических лиц, реализуемые и физическим, и юридическим лицам;
- в зависимости от эмитента: выпускаемые правительством РФ, субъектами РФ и местными органами власти.
Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает Министерство финансов – уполномоченный федеральный орган, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета. В качестве агента Министерства финансов может выступать Банк России. Эмитентом ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления.
- 1. Экономическая теория и экономическая политика.
- 2. Теневая экономическая деятельность: сущность, основные причины и вид.
- 3. Современная теория собственности.
- 4. Современная теория денег.
- 5. Монетарная политика государств.
- 6. Инвестиции в национальной экономике. «Золотое правило накопления».
- 7. Финансовая безопасность страны.
- 8. Пороговые значения основных индикаторов в кредитно- финансовой сфере.
- 9. Финансовые ресурсы мира.
- 10. Классификация налогов и принципы налогообложения.
- 11. Налоговая система рф и факторы определяющие ее развитие.
- 12. Налоговая политика Российской Федерации. Особенности реализации на современном этапе.
- 13. Налог на прибыль организаций: экономическая сущность и порядок исчисления.
- 14. Ндс. Экономическая сущность и методика исчисления ндс.
- 15. Налог на доходы физических лиц.
- 16. Налоговый контроль: организация и формы проведения.
- 19. Рынок ценных бумаг в системе экономических отношений.
- 20. Участники рынка ценных бумаг.
- 21. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг.
- 22. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах.
- 23. Финансовые ресурсы и денежные фонды организации.
- 24. Содержание и классификация расходов организации. Затраты на производство и реализацию продукции и источники их финансирования.
- 25. Доходы организации. Формирование и использование выручки от реализации продукции
- 26. Формирование и использование финансовых результатов
- 27. Оборотный капитал организации (предприятия).
- 28. Основной капитал организации.
- 29.Финансовое состояние предприятия. Финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, и рентабельность хозяйствующего субъекта.
- 30.Финансовая система, ее структура и функции отдельных звеньев.
- 31. Содержание и значение финансовой политики. Финансовый механизм и его роль.
- 32. Управлении финансами. Органы управления финансами и их функции.
- 33. Содержание и значение финансового контроля, его организация.
- 34.Государственный кредит. Формы государственного кредита и классификация государственных займов.
- 35. Деньги. Денежная экономика. Эволюция денег в современных условиях.
- 36. Денежная система и ее типы.
- 37. Денежная масса. Денежные агрегаты. Скорость обращения денег.
- 38. Денежный оборот и его структура. Наличное и безналичное обращение.
- 39. Денежные реформы: сущность, виды и методы проведения. Денежные реформы в России.
- 40. Кредит и кредитные отношения. Организация процесса кредитования в коммерческом банке.
- 41. Ссудный процент и процентная ставка.
- 42. Банковская система как основная составляющая кредитной системы.
- 43. Центральный банк.
- 44. Коммерческие банки.
- 45. Мировая валютная система.
- 46. Валютный курс.
- 47. Валютные рынки и валютные операции.
- 48. Источники и методы финансирования инвестиций.
- 49. Иностранные инвестиции: понятие, классификация, формы осуществления,
- 50. Бизнес-план инвестиционного проекта, его назначение и основные разделы.
- 51. Принципы и показатели оценки эффективности реальных инвестиций.
- 52. Инвестиции в недвижимость, способы и особенности их осуществления. Оценка недвижимости.
- 53. Страхование в системе финансовых отношений.
- 54. Личное страхование и его общая характеристика.
- 55. Имущественное страхования.
- 56. Страхование ответственности и его основные виды.
- 57. Страховой рынок: структура, перспективы развития.
- 58 Бюджетная система. Понятие и принципы построения бюджетной системы рф.
- 59 Доходы бюджета
- 60 Расходы бюджета. Роль бюджета в финансировании экономики и социально-культурных мероприятий.
- 61 Сбалансированность бюджета. Дефицит, Профицит бюджета.
- 62 Бюджетный процесс, характеристика его этапов.
- 1. Налоговые доходы бюджета.
- 2. Безвозмездные поступления
- 3. Неналоговые доходы.
- 4. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса
- 6.Исполнение федерального бюджета по доходам.
- 7. Исполнение бюджета по расходам.
- 3. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.
- 4. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
- 8. Организация финансового контроля за исполнением бюджета.
- 9. Понятие и роль внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии общества.
- 10. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
- 11. Бюджетное планирование и прогнозирование.
- 12. Планирование и прогнозирование доходов бюджета
- 13. Планирование и прогнозирование расходов бюджета
- 14. Документы, необходимые для составления проекта бюджета, их характеристика.
- 15. Организация финансов бюджетных учреждений.
- 16. Целевое использование средств в бюджетных учреждениях, организация его контроля и анализа.
- 17. Финансовое планирование в бюджетных учреждениях.
- 18. Финансы в сфере деятельности учреждений образования.
- 19. Финансы системы здравоохранения.
- 20. Государственный внешний долг: сущность и формы.
- 21. Государственный внутренний долг: сущность и формы.
- 22. Управление государственным долгом.
- 23. Государственные и муниципальные ценные бумаги Российской Федерации, их обращение в современных условиях.