4. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса
Исполнение бюджета – процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:
- казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;
- банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет, центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);
- смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральном банком.
Для совершенствования бюджетного процесса в нашей стране были организованы казначейские органы, за счет которых был осуществлен переход от банковской системы исполнения бюджета к казначейской.
Сравнительный анализ процесса доведения средств федерального бюджета до получателей в период до создания системы федерального казначейства и после ее создания позволяет утверждать, что во втором случае уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что создает возможности усиления контроля за их целевым использованием.
Участниками процесса исполнения бюджета являются главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств, бюджетные учреждения, а также финансовые и банковские учреждения
Главный распорядитель бюджетных средств Федерального бюджета (ГРБС) – орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенных ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главными распорядителями бюджетных средств являются министерства.
Распорядитель бюджетных средств (РБС) – орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям.
Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Получатель бюджетных средств (ПБС) – бюджетное или иное учреждение, имеющее право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса ставит задачу выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной классификации расходов бюджетной классификации Российской Федерации по каждому направлению расходования средств.
Важнейшие задачи исполнения бюджета:
- обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику;
- финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет;
- правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации определяются принципы исполнения бюджета.
Финансирование осуществляется с единого счета бюджета (все средства бюджетополучателей находятся на едином счете) – принцип единства кассы.
Учет финансирования ведется в разрезе лицевых счетов, открытых распорядителями и получателями бюджетных средств.
Планирование и исполнение бюджета ведется в разрезе детальной бюджетной классификации Российской Федерации – принцип прозрачности бюджета.
Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей возможно лишь в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.
Осуществление регистрации договоров, проведение конкурсов с целью закупок товаров, работ или услуг для нужд бюджетных учреждений.
5. Федеральное казначейство Российской Федерации в системе финансовых отношений. Основными задачами органов Федерального казначейства Российской Федерации являются:
организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках исходя из принципа единой кассы;
регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных государственных расходов;
сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом;
управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
6) разработка методологических и инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций; подготовка проекта бюджетной классификации; ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.
Система органов казначейства в рамках поставленных перед ней задач обеспечивает:
финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации;
сбор, обработку и анализ данных о состоянии государственных ресурсов;
контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;
ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;
краткосрочное прогнозирование объемов государственных ресурсов;
краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;
распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
размещение на возвратной и платной основе государственных финансовых ресурсов;
взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации и иными государственными органами власти и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета;
обслуживание совместно с Банком России государственного внутреннего и внешнего долга.
Одной из важнейших функций, возложенных на казначейские органы, является контрольно-ревизионная работа по контролю за расходованием бюджета на всех уровнях исполнения.
Органы казначейства в соответствии с этими функциями осуществляют предварительный контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления контрольных функций.
Основными направлениями контрольной деятельности органов казначейства являются:
проверка коммерческих банков и учреждений Банка России по своевременности зачисления и перечисления средств, по ступивших в доход федерального бюджета или в доход государственных (федеральных) внебюджетных фондов, либо средств из федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов на счета получателей;
предварительный и текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями и получателями бюджетных средств;
проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета;
последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета по заданиям Минфина России и ГУФК.
- 1. Экономическая теория и экономическая политика.
- 2. Теневая экономическая деятельность: сущность, основные причины и вид.
- 3. Современная теория собственности.
- 4. Современная теория денег.
- 5. Монетарная политика государств.
- 6. Инвестиции в национальной экономике. «Золотое правило накопления».
- 7. Финансовая безопасность страны.
- 8. Пороговые значения основных индикаторов в кредитно- финансовой сфере.
- 9. Финансовые ресурсы мира.
- 10. Классификация налогов и принципы налогообложения.
- 11. Налоговая система рф и факторы определяющие ее развитие.
- 12. Налоговая политика Российской Федерации. Особенности реализации на современном этапе.
- 13. Налог на прибыль организаций: экономическая сущность и порядок исчисления.
- 14. Ндс. Экономическая сущность и методика исчисления ндс.
- 15. Налог на доходы физических лиц.
- 16. Налоговый контроль: организация и формы проведения.
- 19. Рынок ценных бумаг в системе экономических отношений.
- 20. Участники рынка ценных бумаг.
- 21. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг.
- 22. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах.
- 23. Финансовые ресурсы и денежные фонды организации.
- 24. Содержание и классификация расходов организации. Затраты на производство и реализацию продукции и источники их финансирования.
- 25. Доходы организации. Формирование и использование выручки от реализации продукции
- 26. Формирование и использование финансовых результатов
- 27. Оборотный капитал организации (предприятия).
- 28. Основной капитал организации.
- 29.Финансовое состояние предприятия. Финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, и рентабельность хозяйствующего субъекта.
- 30.Финансовая система, ее структура и функции отдельных звеньев.
- 31. Содержание и значение финансовой политики. Финансовый механизм и его роль.
- 32. Управлении финансами. Органы управления финансами и их функции.
- 33. Содержание и значение финансового контроля, его организация.
- 34.Государственный кредит. Формы государственного кредита и классификация государственных займов.
- 35. Деньги. Денежная экономика. Эволюция денег в современных условиях.
- 36. Денежная система и ее типы.
- 37. Денежная масса. Денежные агрегаты. Скорость обращения денег.
- 38. Денежный оборот и его структура. Наличное и безналичное обращение.
- 39. Денежные реформы: сущность, виды и методы проведения. Денежные реформы в России.
- 40. Кредит и кредитные отношения. Организация процесса кредитования в коммерческом банке.
- 41. Ссудный процент и процентная ставка.
- 42. Банковская система как основная составляющая кредитной системы.
- 43. Центральный банк.
- 44. Коммерческие банки.
- 45. Мировая валютная система.
- 46. Валютный курс.
- 47. Валютные рынки и валютные операции.
- 48. Источники и методы финансирования инвестиций.
- 49. Иностранные инвестиции: понятие, классификация, формы осуществления,
- 50. Бизнес-план инвестиционного проекта, его назначение и основные разделы.
- 51. Принципы и показатели оценки эффективности реальных инвестиций.
- 52. Инвестиции в недвижимость, способы и особенности их осуществления. Оценка недвижимости.
- 53. Страхование в системе финансовых отношений.
- 54. Личное страхование и его общая характеристика.
- 55. Имущественное страхования.
- 56. Страхование ответственности и его основные виды.
- 57. Страховой рынок: структура, перспективы развития.
- 58 Бюджетная система. Понятие и принципы построения бюджетной системы рф.
- 59 Доходы бюджета
- 60 Расходы бюджета. Роль бюджета в финансировании экономики и социально-культурных мероприятий.
- 61 Сбалансированность бюджета. Дефицит, Профицит бюджета.
- 62 Бюджетный процесс, характеристика его этапов.
- 1. Налоговые доходы бюджета.
- 2. Безвозмездные поступления
- 3. Неналоговые доходы.
- 4. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса
- 6.Исполнение федерального бюджета по доходам.
- 7. Исполнение бюджета по расходам.
- 3. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.
- 4. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
- 8. Организация финансового контроля за исполнением бюджета.
- 9. Понятие и роль внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии общества.
- 10. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
- 11. Бюджетное планирование и прогнозирование.
- 12. Планирование и прогнозирование доходов бюджета
- 13. Планирование и прогнозирование расходов бюджета
- 14. Документы, необходимые для составления проекта бюджета, их характеристика.
- 15. Организация финансов бюджетных учреждений.
- 16. Целевое использование средств в бюджетных учреждениях, организация его контроля и анализа.
- 17. Финансовое планирование в бюджетных учреждениях.
- 18. Финансы в сфере деятельности учреждений образования.
- 19. Финансы системы здравоохранения.
- 20. Государственный внешний долг: сущность и формы.
- 21. Государственный внутренний долг: сущность и формы.
- 22. Управление государственным долгом.
- 23. Государственные и муниципальные ценные бумаги Российской Федерации, их обращение в современных условиях.