logo
Документ Microsoft Word (14)

25. Доходы организации. Формирование и использование выручки от реализации продукции

В экономической литературе под «доходом» понимают денежную сумму, поступающую в распоряжение хозяйствующего субъекта. Денежные дохо­ды коммерческих организаций складываются из выручки от реализации про­дукции (работ, услуг), прочей реализации имущества (основных фондов, нема­териальных активов и т.п.), внереализационных доходов, арендной платы. Со­гласно Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации», введенно­го в действие 1 января 2000 г. «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственного имущества)». Однако не все денежные средства признаются доходами. Так не признаются доходами организации следующие поступления: сумма НДС, акци­зов, экспортных пошлин и иных аналогичных платежей; суммы по договорам комиссии, агентским и иным договорам; суммы в порядке предварительной оп­латы продукции, товаров, работ, услуг (авансов в счет оплаты продукции); суммы залога и задатка; суммы в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Доходы в зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на: 1) доходы от обычных видов деятельности; 2) операционные доходы; 3) внереализационные доходы; 4) чрезвычайные доходы.

Выручка от реализации продукции - это основной источник финансирования затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Выручка от реализации включает суммы денежных средств, поступившие в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В отечественной практике применяются два метода расчета выручки от реализации: 1) по от­грузке - метод начислений; 2) по оплате - кассовый метод. Поступая на предприятие, выручка от реализации распределяется по направлениям возмещения потребленных средств производства, а также формирует валовой и чистый до­ход предприятия. На размер выручки от реализации продукции оказывает влияние система различных факторов, основными из которых являются: 1) в сфере материального производства — объем производства, качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.; 2) в сфере обращения — ритмичность отгрузки, своевременное и правильное оформление транспортных и рас­четных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, формы расчетов, уровень цен и др.; 3) факторы, не зависящие от деятельности предприятия - нарушение договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции.