15. Организация финансов бюджетных учреждений.
Финансы государственных учреждений – это система экономических отношений, посредством которых осуществляется реализация функций государства некоммерческого характера.
Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений: казенное учреждение – это "государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы"; бюджетное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах".
Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Согласно данному закону автономное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных ФЗ".
Из данного определения следует, что статус государственной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:
1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.
2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.
3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.
4. Основой финансового планирования казенной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.
Имущество государственного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления.
Следует выделить следующие особенности финансов государственных организаций:
1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов казенных организаций по смете, государственное задание бюджетных и автономных учреждений. Благодаря указанной особенности финансы государственных организаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависимости с общественными (централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы.
2. Бюджетные организации могут предоставлять и предоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет отнести их к хозяйствующим субъектам.
3. Поскольку государственные организации в основном находятся на бюджетном финансировании, осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований в отличие от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности.
К основным принципам организации финансов государственных учреждений относятся следующие:
1. Целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств.
2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств.
3. Бюджетный иммунитет. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
4. Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.
- 1. Экономическая теория и экономическая политика.
- 2. Теневая экономическая деятельность: сущность, основные причины и вид.
- 3. Современная теория собственности.
- 4. Современная теория денег.
- 5. Монетарная политика государств.
- 6. Инвестиции в национальной экономике. «Золотое правило накопления».
- 7. Финансовая безопасность страны.
- 8. Пороговые значения основных индикаторов в кредитно- финансовой сфере.
- 9. Финансовые ресурсы мира.
- 10. Классификация налогов и принципы налогообложения.
- 11. Налоговая система рф и факторы определяющие ее развитие.
- 12. Налоговая политика Российской Федерации. Особенности реализации на современном этапе.
- 13. Налог на прибыль организаций: экономическая сущность и порядок исчисления.
- 14. Ндс. Экономическая сущность и методика исчисления ндс.
- 15. Налог на доходы физических лиц.
- 16. Налоговый контроль: организация и формы проведения.
- 19. Рынок ценных бумаг в системе экономических отношений.
- 20. Участники рынка ценных бумаг.
- 21. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг.
- 22. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах.
- 23. Финансовые ресурсы и денежные фонды организации.
- 24. Содержание и классификация расходов организации. Затраты на производство и реализацию продукции и источники их финансирования.
- 25. Доходы организации. Формирование и использование выручки от реализации продукции
- 26. Формирование и использование финансовых результатов
- 27. Оборотный капитал организации (предприятия).
- 28. Основной капитал организации.
- 29.Финансовое состояние предприятия. Финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, и рентабельность хозяйствующего субъекта.
- 30.Финансовая система, ее структура и функции отдельных звеньев.
- 31. Содержание и значение финансовой политики. Финансовый механизм и его роль.
- 32. Управлении финансами. Органы управления финансами и их функции.
- 33. Содержание и значение финансового контроля, его организация.
- 34.Государственный кредит. Формы государственного кредита и классификация государственных займов.
- 35. Деньги. Денежная экономика. Эволюция денег в современных условиях.
- 36. Денежная система и ее типы.
- 37. Денежная масса. Денежные агрегаты. Скорость обращения денег.
- 38. Денежный оборот и его структура. Наличное и безналичное обращение.
- 39. Денежные реформы: сущность, виды и методы проведения. Денежные реформы в России.
- 40. Кредит и кредитные отношения. Организация процесса кредитования в коммерческом банке.
- 41. Ссудный процент и процентная ставка.
- 42. Банковская система как основная составляющая кредитной системы.
- 43. Центральный банк.
- 44. Коммерческие банки.
- 45. Мировая валютная система.
- 46. Валютный курс.
- 47. Валютные рынки и валютные операции.
- 48. Источники и методы финансирования инвестиций.
- 49. Иностранные инвестиции: понятие, классификация, формы осуществления,
- 50. Бизнес-план инвестиционного проекта, его назначение и основные разделы.
- 51. Принципы и показатели оценки эффективности реальных инвестиций.
- 52. Инвестиции в недвижимость, способы и особенности их осуществления. Оценка недвижимости.
- 53. Страхование в системе финансовых отношений.
- 54. Личное страхование и его общая характеристика.
- 55. Имущественное страхования.
- 56. Страхование ответственности и его основные виды.
- 57. Страховой рынок: структура, перспективы развития.
- 58 Бюджетная система. Понятие и принципы построения бюджетной системы рф.
- 59 Доходы бюджета
- 60 Расходы бюджета. Роль бюджета в финансировании экономики и социально-культурных мероприятий.
- 61 Сбалансированность бюджета. Дефицит, Профицит бюджета.
- 62 Бюджетный процесс, характеристика его этапов.
- 1. Налоговые доходы бюджета.
- 2. Безвозмездные поступления
- 3. Неналоговые доходы.
- 4. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса
- 6.Исполнение федерального бюджета по доходам.
- 7. Исполнение бюджета по расходам.
- 3. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.
- 4. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
- 8. Организация финансового контроля за исполнением бюджета.
- 9. Понятие и роль внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии общества.
- 10. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
- 11. Бюджетное планирование и прогнозирование.
- 12. Планирование и прогнозирование доходов бюджета
- 13. Планирование и прогнозирование расходов бюджета
- 14. Документы, необходимые для составления проекта бюджета, их характеристика.
- 15. Организация финансов бюджетных учреждений.
- 16. Целевое использование средств в бюджетных учреждениях, организация его контроля и анализа.
- 17. Финансовое планирование в бюджетных учреждениях.
- 18. Финансы в сфере деятельности учреждений образования.
- 19. Финансы системы здравоохранения.
- 20. Государственный внешний долг: сущность и формы.
- 21. Государственный внутренний долг: сущность и формы.
- 22. Управление государственным долгом.
- 23. Государственные и муниципальные ценные бумаги Российской Федерации, их обращение в современных условиях.