logo
Документ Microsoft Word (14)

16. Налоговый контроль: организация и формы проведения.

Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства. Налоговый контроль направлен на проверку своевременного и полного выполнения хозяйствующими субъектами и физическими лицами своих налоговых обязательств перед государством.

Налоговый контроль в РФ осуществляется в основном налоговыми органами. Налоговые органы РФ – это органы Федеральной налоговой службы РФ. Таможенные органы также пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу.

Налоговый контроль можно определить как особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений. Основными элементами налогового контроля являются: субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган); объект контроля; формы и методы контроля; порядок осуществления налогового контроля; мероприятия налогового контроля; направления налогового контроля; техника и технология налогового контроля; категории должностных лиц (кадры) налогового контроля; периодичность и глубина налогового контроля; и другие.

В частности, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается: 1)    правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;

2)    проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;

3)    проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;

4)    правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;

5)    выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции. Формами налогового контроля являются:

- налоговые проверки;

-получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения доходов.

Видами налогового контроля являются:

- государственный контроль- оперативный, периодический, документальный, фактический;

- негосударственный контроль – внутренний и внешний аудит.

Содержание налогового контроля:

- наблюдение за подконтрольными объектами;

- прогнозирование,

- планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

- принятие мер по предотвращению правонарушений.

Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогопла­тельщиками причитающихся налогов является налоговая проверка.

Налоговое законодательство установило два вида проверок, проводимых налоговыми органами: камераль­ные и выездные.

Камеральная налоговая проверка — это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога организацией или физическим лицом, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя, и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих для исчисления и уплаты налога, путем их анализа. Проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая поверка - это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога организацией или физическим лицом, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, только на основании письменного разрешения руководителя, на территории налогоплательщика, на основании данных бухгалтерского и налогового учета, осуществляемого налогоплательщиком.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

17. Специальные налоговые режимы. Единый сельскохозяйственный налогдействует на всей территории России, но переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН согласно пункту 2 статьи 346.1 НК РФ осуществляется налогоплательщиками в добровольном, а не в принудительном порядке, как это было ранее. Следовательно, сельхозпроизводителям было дано право выбора: переходить на уплату сельхозналога или платить налоги в обычном порядке.

ЕСХН могут применять организации и индивидуальные предприниматели, отнесенные НК РФ к сельхозтоваропроизводителям, ( в т.ч. и рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, если средняя численность работников не превышает за год 300 человек).

Доля доходов от реализации произведенной продукции (от реализации улова) должна составлять не менее 70%.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕСХН, отменен ряд налогов. Подробнее налогообложение плательщиков можно рассмотреть в таблице.

Отменяются

Сохраняются

Налог на прибыль

Функции налогового агента

Налог на доходы физ.лиц в части, приходящейся на предпринимательскую деятельность, остальные доходы НДФЛ облагаются

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

НДС

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев

Налог на имущество организаций

Другие федеральные, региональные, местные налоги

Налог на имущество физ.лиц ( в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности)

Объектом налогообложения являются доходы за вычетом произведенных расходов.

Налоговой базой является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговая ставка установлена в размере 6%.

Налоговым периодом является календарный год, а отчетным периодом полугодие.

По итогам отчетного периода налоговая декларация представляется не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. Этот срок установлен для всех налогоплательщиков — и для организаций, и для индивидуальных предпринимателей. По итогам налогового периода налогоплательщики-организации должны сдать декларацию не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля следующего года.

Упрощенную систему налогообложения могут применять организации при определенных условиях:

-доход от реализации за год не превышает 60 млн.руб.;

-остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн.руб.;

- средняя численность работников не превышает 100 человек;

- нет филиалов или представительств;

- доля участия других организаций составляет не более 25%.

Налоговой базой является денежное выражение доходов или денежное выражение доходов за вычетом расходов, при этом доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала года. Налоговый период при упрощенной системе налогообложения составляет один календарный год.

Срок уплаты налога и предоставления декларации для организаций –не позднее 31 марта следующего года, для индивидуальных предпринимателей –не позднее 30 апреля следующего года.

Смысл данной системы налогообложения заключается в том, что такие налоги как: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц для ИП; НДС;налог на имущество организаций (физических лиц). - были заменены на единый налог с доходов - нал. Ставка 6 %, с доходов за вычетом расходов – нал. ставка 15% или на стоимость патента.

Единый налог на вмененный доход имеет свою специфику и распространяет свое действие только на указанные в законе виды деятельности, в отношении остальных видов деятельности одновременно будет применяться общий или упрощенный режимы налогообложения. Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы налога является величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности и величины физического показателя. Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя, который характеризует определенный вид деятельности. Базовая доходность умножается на коэффициенты К1 и К2. Размер коэффициента-дефлятора К1 каждый год устанавливается Приказами Минэкономразвития РФ. В 2011 году его величина составила 1,372. Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 определяется органами муниципальной власти.

Налоговая декларация по итогам налогового периода предоставляется в налоговые органы не позднее 20 –го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Уплачивается налог не позднее 25 –го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

«Соглашение о разделе продукцииявляется договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск».

Соглашение о разделе продукции определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

При традиционном разделе порядок раздела следующий:

1) определяется общий объем произведенной продукции и ее стоимость

2) определяется объем компенсационной продукции в соответствии с соглашением, которая не должна быть

3) затем определяется объем прибыльной продукции

4) осуществляется раздел между государством и инвестором прибыльной продукции .

В исключительных случаях применяется прямой раздел при котором:

1) определяется общий объем произведенной продукции и ее стоимость

2) осуществляется раздел произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента в соответствии с долями, установленными в соглашении.

18. Ценные бумаги: экономическая сущность, классификация. Гражданский кодекс Российской Федерации рассматривает ценную бумагу как документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Для раскрытия экономической сущности ценных бумаг необходимо рассмотреть качества, без которых документ не может претендовать на статус ценной бумаги. Так ценные бумаги:

- представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственности (акции корпораций) или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему (облигации корпораций и государства, сертификаты.);

- выступают в качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств;

- отражают требования к реальным активам;

- приносят доход.

Ценным бумагам свойственны также такие качества как: ликвидность, обращаемость, рыночный характер, серийность, стандартность.

Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций:

1) перераспределяет денежные средства (капиталы) между: отраслями и сферами экономики; территориями и странами; группами и слоями населения; населением и сферами экономики; населением и государством и т.п.;

2) предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам, помимо права на капитал. Например, право на участие в управлении, соответствующую информацию, первоочередность в определенных ситуациях и т.п.;

3) обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала и др.

Изучение ценных бумаг предполагает их классификацию по различным признакам. Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два класса: первый класс – основные ценные бумаги; второй класс – производные ценные бумаги. Основные ценные бумаги – это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив (товар, деньги, капитал и др.) Основные ценные бумаги можно разбить на первичные и вторичные.

Производная ценная бумага – это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива.

По способу выпуска различаются эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги.

В зависимости от эмитента ценные бумаги могут быть государственными, муниципальными или частными.

По способу определения управомоченного лица различаются предъявительские, именные и ордерные ценные бумаги (п. 1 ст. 145 ГК). От вида ценной бумаги зависит, в частности, способ передачи прав по такой бумаге.

Давая общую оценку значения ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие важнейшие моменты:

Во-первых, ценные бумаги выступают гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц.

Во-вторых, размещение ценных бумаг – эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей.

В-третьих, ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения.

В-четвертых, на рынке ценных бумаг, прежде всего фондовых биржах, складываются курсы ценных бумаг. Эти курсы – барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. Курсы резко падают в годы кризисов и неблагоприятной конъюнктуры и, наоборот, повышаются в периоды оживления и подъема производства.