logo
Документ Microsoft Word (14)

13. Планирование и прогнозирование расходов бюджета

Государственные расходы это одна из сторон финансовой деятельности государства. Независимо от источников поступления всех расходы государства имеют единые принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально - экономическими программами правительства, а размер государственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.

В условиях рынка государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и иных негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой государства, уровнем благосостояния населения, размера государства, уровнем благосостояния населения, размерами государственного сектора в экономике и другими факторами.

Государственные расходы – это широкое понятие. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, так и расходы государственных предприятий, расходы по государственному страхованию и предоставлению кредитов. При этом центральное место в системе государственных расходов занимают расходы бюджета.

Расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Следует сказать о том, что расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально - экономического развития страны; административно – территориального устройства государства; внутренней и внешней политики; приоритетов государства и т.д.

Управление расходами во все времена считалось одной из важнейших проблем в каждом государстве независимо от уровня развития экономики и поступлений в казну правительства.

Задачи управления расходами включают три этапа:

1) определение политики, целей и необходимых для их достижения ресурсов;

  1. распределение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей;

  2. обеспечение выполнения конкретных задач наиболее эффективным образом.

На практике все эти этапы соответствуют разработке и исполнению бюджета, каждое из названных направлений также можно рассматривать с точки зрения планирования, распределения ресурсов, рационального их использования, информационных систем, обеспечивающих принятие решений.

Важно обратить внимание на то, что в целом все государственные расходы классифицируются по группам: - расходы на управление; - расходы на оборону и содержание правоохранительных органов; - социальные расходы; - расходы, связанные с проведением экономической политики государства.

При классификации расходов в любой социально – экономической формации важным является не только объем расходов, параллельно с этим необходимо определить их рациональный состав и структуру. Только с помощью обоснованного определения указанных параметров государственных расходов можно рассчитывать на успех в реализации задач, поставленных государством.

Необходимо также отметить, что бюджетные расходы подразделяются на обычные – планируемые расходы и непредвиденные расходы. Для финансирования последних в бюджете создается специальный резервный фонд правительства.

Государство может и должно, регулируя объем и структуру расходов, оказывать воздействие на темпы развития экономики и макроэкономическую стабилизацию в стране.

Следует отметить, что в зависимости от экономического содержания расходы подразделяются на текущие и капитальные.

В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное.

Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить чрезвычайный, кризисный, антикризисный и межбюджетный дефициты.

Следует обратить внимание на то, что для покрытия дефицита государство использует в основном внутренние и внешние заимствования, доходы от реализации государственной собственности.