logo
Документ Microsoft Word (14)

18. Финансы в сфере деятельности учреждений образования.

Право на образование – это одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 в редакции ФЗ от 22.08.04 № 122-ФЗ).

Те учреждения, которые осуществляют образовательный процесс, носят название образовательных учреждений, и по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (п. 3 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 в редакции ФЗ от 22.08.04 № 122-ФЗ).

В настоящее время существуют следующие типы образовательных учреждений:

  1. дошкольные;

  2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

  1. специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

  2. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

  1. учреждения дополнительного образования детей;

  2. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 в редакции ФЗ от 22.08.04 № 122-ФЗ).

Деятельность образовательных учреждений характеризуется с помощью показателей, имеющих особенности для каждого типа учреждений.

Например, к основным показателям деятельности детских дошкольных учреждений можно отнести: численность детей, количество детских групп, количество дней посещения детьми дошкольного учреждения (дето-дни), наполняемость детских групп, укомплектованность детских мест.

Для общеобразовательных школ – это количество учащихся, количество учебных классов, наполняемость классов, количество часов учебной нагрузки учителей.

Для средних специальных и высших учебных заведений – прием студентов, отсев студентов, выпуск специалистов, количество студентов на начало и коней учебного года, их среднегодовая численность, объем учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава по видам работ (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, зачеты, экзамены, руководство курсовыми и дипломными работами и др.), число студентов в расчете на 1 преподавателя, размер учебной площади в расчете на 1 студента, затраты на подготовку специалиста.

Последовательное и широкое привлечение средств населения характерно для развития высшего образования. Этот процесс раз­вивается в следующих направлениях:

1) внедрение платного обучения;

2) введение платы за административные расходы;

3) расширение негосударственного сектора послешкольного образования;

4) выделение платных студенческих кредитов;

5) сокращение количества субсидий в виде грантов;

6) повышение удельного веса работающих студентов, способ­ных самостоятельно оплачивать образовательные услуги.

В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюдже­тов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предо­ставление средств на следующие цели: содержание образователь­ных учреждений федерального ведения; осуществление федераль­ных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах транфертов нуждающимся в финансовой поддержке ре­гионам.

Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий.