logo search
Вопросы к экзамену по ГиМФ

Тема 2. Расходы на культуру

В Российской Федерации могут создаваться и действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации организации культуры различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также учредительными документами этих организаций.

Расходы на культуру складываются из расходов на содержание учреждений культуры, расходов на реализацию целевых программ в области культуры и расходов на мероприятия, проводимые органом управления культурой.

К учреждениям культуры относятся библиотеки, театры, дома культуры, клубы, музеи, концертные залы, художественные галереи, музеи-заповедники.

Структура затрат определяется спецификой задач, определенных в учредительных документах, с учетом оказания платных услуг.

Сметы включают доходы от оказания платных услуг и расходов, которые планируются на основании статей затрат по экономической классификации.

Бюджетное финансирование выделяется на оплату разницы между расходами и доходами, получаемыми от оказания платных услуг.

Смета расходов учреждения составляется по статьям классификации операции сектора государственного управления, с учетом специфики деятельности. Например, для библиотек приобретение литературы и подписка на периодические издания относятся к приоритетным расходам. Для музейных учреждений такими расходами будут затраты, связанные с организацией выставочной деятельности, для театров -постановочные расходы, связанные с подготовкой реквизита и костюмов, для музеев-заповедников - организация содержания, организация экскурсионной деятельности и т.д.

Расходы на реализацию целевых программ в области культуры планируются в бюджетах ежегодно по каждой программе в отдельности. На каждый год формируется план мероприятий, который планируется реализовать в рамках выделяемых средств.

Организация культуры может иметь несколько учредителей. Отношения между собственником, учредителем (учредителями) и организацией культуры определяются учредительными документами и договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В договоре могут быть предусмотрены обязательства организации культуры в отношении объемов основной деятельности, установления льготных цен для отдельных категорий населения, другие обязательства, связанные с основной деятельностью организации культуры, а также обязательства собственника, учредителя (учредителей) по обеспечению финансирования организации культуры в согласованных объемах, выделению средств на техническое переоснащение, капитальный ремонт или реконструкцию. В договоре могут быть предусмотрены также выполнение организацией культуры отдельных заказов собственника, учредителя (учредителей) и дополнительное финансирование этих заказов, обязательства собственника, учредителя (учредителей) по социальной защите работников организации культуры и другие, определен порядок использования имущества, закрепленного за организацией, материальная ответственность сторон.

Организации культуры самостоятельно осуществляют деятельность, предусмотренную их учредительными документами, обеспечивают социальное развитие коллектива.

В Российской Федерации допускаются все формы собственности на имущество историко-культурного значения, используемое для осуществления культурной деятельности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры собственник, учредитель (учредители) наделяют организацию культуры имуществом, необходимым для осуществления культурной деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, иным имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Имущество учреждения культуры закрепляется за ним собственником на праве оперативного управления. Имущество, переданное учреждению культуры в дар, в виде пожертвования, по завещанию либо приобретенное учреждением культуры на иных основаниях, поступает в оперативное управление учреждения культуры, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учреждение культуры несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль деятельности учреждения культуры в этой части осуществляется собственником или уполномоченным им органом.

Земельные участки, занимаемые учреждениями культуры, закрепляются за ними в безвозмездное пользование в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на весь срок существования учреждения культуры.

Государственная и муниципальная собственность, земельные участки, закрепленные за учреждением культуры, могут отчуждаться собственником в порядке и на условиях, предусмотренных гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.

Организации культуры иных организационно-правовых форм владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и их учредительными документами.

При передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим организациям (в том числе религиозным), органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение.

В области культуры не подлежат приватизации: особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации;

культурные ценности, входящие в состав музейного, библиотечного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов и являющиеся государственной собственностью, а также здания и сооружения, в которых осуществляется их хранение, изучение и публичное представление; государственные и муниципальные библиотеки, включая помещения и здания, в которых они расположены.

Перечень объектов культурного наследия народов Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих приватизации, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечни объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и не подлежащих приватизации, утверждаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок приватизации иных объектов культуры, а также ограничения на их приватизацию устанавливаются федеральными законами.

Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Минимально необходимые расходы федерального бюджета на культуру, искусство и кинематографию устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на планируемый период на основе норматива минимальной обеспеченности этих расходов в размере 2 процентов расходной части бюджета.

Минимально необходимые расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на культуру, искусство и кинематографию предусматриваются в соответствующих законах субъектов Российской Федерации на планируемый период на основе норматива минимальной обеспеченности этих расходов в размере 6 процентов расходной части соответствующих бюджетов.

В пределах своих полномочий органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе объединять денежные средства, иное имущество для совместной поддержки культуры и культурной деятельности.

В целях привлечения дополнительных финансовых средств для поддержки развития культуры государство законодательно регулирует предоставление некоммерческим организациям культуры налоговых и иных льгот и преимуществ, предусматривает систему налоговых льгот физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие культуры Российской Федерации. Характер, размер и порядок предоставления этих льгот определяется налоговым законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распространять на некоммерческие организации культуры тарифы на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, другие виды коммунальных услуг в размерах, предусмотренных для отпуска данных ресурсов населению.

Учреждения культуры покрывают свои расходы за счет средств собственника, доходов от собственной деятельности и иных доходов и поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Учреждения культуры самостоятельно распоряжаются доходами от предусмотренной их уставом собственной деятельности и приобретенным на эти доходы имуществом.

Доходы от сдачи в аренду имущества учреждений культуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в полном объеме учитываются в доходах соответствующего бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений. Полученные доходы полностью используются этими учреждениями в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития материально-технической базы.

Право учреждений культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и иностранных физических и юридических лиц, международных организаций не ограничивается.

Поступление средств из других источников, не уменьшает размеров бюджетного финансирования учреждений культуры.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с учредительными документами учреждений культуры. Не использованные в отчетном периоде средства не могут быть изъяты у учреждения культуры или зачтены собственником в объеме финансирования следующего года.

В Российской Федерации обеспечивается приоритетное выделение государственных инвестиций в укрепление и развитие материально-технической базы культуры.

Распределение государственных инвестиций по объектам культуры осуществляется соответствующими органами государственной власти на конкурсной основе при соблюдении открытого и гласного обсуждения альтернативных вариантов.

Органы государственной власти обеспечивают потребность в продукции, необходимой для строительства, реконструкции и текущей деятельности особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на условиях поставок продукции для государственных нужд.

Органы государственной власти разрабатывают и реализуют научно-техническую политику, обеспечивающую внедрение новой техники и новых технологий в организациях культуры, стимулируют посредством установления налоговых льгот, кредитования и иными способами участие заинтересованных организации в создании новой техники и новых технологий для культуры.

Материально-техническое обеспечение государственных и муниципальных организаций культуры осуществляется самими организациями культуры в пределах бюджетных и собственных средств.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны оказывать помощь подведомственным организациям культуры в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы.

Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

При проведении платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы. Порядок предоставления льгот для данных категорий населения устанавливается соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается Правительством Российской Федерации.

На продукцию организаций, тиражирующих товары культурного и информационного назначения, за исключением изделий народных художественных промыслов, и занимающих монопольное положение на рынке этих товаров, в целях социальной защиты граждан допускается государственное регулирование цен в порядке, предусмотренном законодательством.

2.1. Нормативы бюджетного финансирования на культуру

Расходы на культуру планируются исходя из:

1) норм бюджетного финансирования на человека

2) на основе процентов от регионального или местного продукта

3) процент от общих расходов на социально-культурную сферу либо процент от общих расходов бюджета

Производственные показатели:

- учреждения культуры

- нормативы финансирования

1. Дома культуры - нормативы устанавливаются по заработной плате на 1 учреждение в год, коммунальные услуги на 1 куб. м, прочие расходы на 1 учреждение. Текущий ремонт оборудования и инвентаря - 0,2% от балансовой стоимости оборудования и инвентаря. Текущий ремонт зданий - 0,5% от балансовой стоимости зданий.

2. Государственные музеи - нормативы постатейно: з/пл на 1 учреждение в год в зависимости от количества экспонатов (от 2500-7500); (от 7500-12500 экспонатов); (от 12500-40000).

3. Библиотеки – устанавливается з/п на 1 1 учреждение в год в зависимости от среднегодового числа читателей.

Среднегодовое число читателей классифицируется:

От 10 до 25 тыс.

От 25 до 50 тыс.

От 50 до 100 тыс.

2.2. Планирование финансово-хозяйственной деятельности театров

Театр выполняет важную роль в идеологической работе, в развитии многонациональной социалистической культуры, в формировании высоких эстетических вкусов народа.

Развиваясь на основе метода социалистического реализма, театр многообразен по жанрам и художественным формам, и каждый театр имеет свои творческие и экономические особенности.

Театры подразделяются на следующие виды:

В зависимости от наличия постоянного помещения для показа спектаклей театры подразделяются на стационарные, имеющие постоянное помещение - собственное или арендованное, и передвижные, не имеющие постоянного помещения для показа спектаклей или показывающие большую часть своих спектаклей на сценических площадках сторонних организаций, переезжая из одного населенного пункта в другой.

По подчиненности театры системы Министерства культуры России относятся к театрам российского подчинения (подчинения непосредственно Министерству культуры России), республиканского подчинения (подчиненные министерствам культуры российских республик) и местного подчинения (подчиненные министерствам культуры автономных республик, краевым, областным и городским управлениям культуры).

Театр является одновременно творческой и производственной организацией, в которой сочетаются процесс создания и проведения спектаклей и участие в этих процессах работников разных многочисленных профессий, объединенных в группы , части, отделы.

Состояние экономики каждого театра и результаты его финансовой деятельности определяются многими факторами. Основными из них являются:

- идейно-художественное качество репертуара, организация творческо-производственного процесса, расстановка и использование творческого состава;

- условия работы (имеется в виду численность населения города и близлежащих районов, насыщенность города другими театрально-зрелищными предприятиями, вместимость зрительного зала, наличие и вместимость площадок для показа выездных спектаклей);

- практика использования текущего и нового репертуара, организация гастролей и выездов, уровень цен на билеты и работа по организации зрителей;

- организационная структура и численный состав работников;

- уровень затрат на новые постановки, на гастроли и выезды и другие производственные и эксплуатационные нужды.

При составлении производственного финансового плана должны учитываться и взаимоувязываться все факторы, определяющие экономику театра. При этом каждый раздел плана должен обосновываться экономическими расчетами с использованием отчетных данных.

Театр является одновременно творческой и производственной организацией, в которой сочетаются процесс создания и проведения спектаклей и участие в этих процессах работников разных многочисленных профессий, объединенных в группы, части, отделы.

Структура театров различна и зависит от характера и масштаба деятельности театра, его жанра и других особенностей.

В структуре драматического театра имеются следующие основные подразделения:

и др.);

В творческом составе многих драматических театров кроме труппы имеется оркестр, вокальная часть.

В творческом составе музыкальных театров имеются вокал, балет, орхестр, хор, миманс.

В театрах юного зрителя имеется педагогическая часть.

Во многих театрах (где есть для этого соответствующие условия) имеются художественно-производственные мастерские, осуществляющие материальное оформление постановок и других работ, связанных с деятельностью театрально-зрелищных предприятий.

Организационная структура устанавливает четкую взаимосвязь отдельных подразделении, их количество и соответствующее распределение обязанностей.

Управление театром на основе единоначалия осуществляется директором, который в непосредственном контакте с главным режиссером (главным дирижером) руководит художественно-творческой деятельностью, опираясь на Художественный совет, актив работников, а также общественные организации.

Права директора театра определяются «Положением о государственном социалистическом театрально-зрелищном предприятии».

Права и обязанности руководителей структурных подразделений и других работников устанавливаются директором театра в соответствии с утвержденными квалификационно-должностными характеристиками.

Перед театральными коллективами стоит задача создания в тесном содружестве с драматургами новых значительных произведений театрального искусства на актуальные темы современности; формирования разнообразного, отвечающего интересам советских зрителей репертуара на основе широкого использования советской драматургии, произведений драматургов стран народной демократии, лучших пьес современной прогрессивной мировой драматургии и произведений отечественной и зарубежной классики.

В целях оказания конкретной помощи театрам в формировании их репертуара и проведении репертуарной политики, министерства культуры союзных республик, краевые, областные органы культуры осуществляют заказ и приобретение драматических и музыкальных произведений.

Наряду с этим театры могут непосредственно вести работу и заключать договоры с авторами на создание новых произведений, полностью отвечая за формирование своего репертуара.

При составлении плана выпуска новых постановок театры должны исходить из анализа состояния имеющегося репертуара, необходимости его пополнения и обновления, а также из реальных возможностей труппы и художественно-постановочной части.

План выпуска новых постановок подготавливается главным режиссером (главным дирижером, главным балетмейстером) совместно с литературной частью и другими режиссерами. При этом сроки работы над новыми постановками должны определяться по каждой постановке в отдельности, в зависимости от творческих особенностей данного произведения и от конкретных возможностей театра (занятости труппы, сцены, технического персонала).

После предварительного обсуждения репертуарного плана руководством театра он выносится на рассмотрение Художественного совета.

Репертуарный план, одобренный Художественным советом, представляется в вышестоящие органы культуры и утверждается в установленном порядке.

В репертуарном плане (плане выпуска новых постановок) предусматриваются название произведения и его автор, постановщики спектакля, сроки выпуска постановок.

Новой постановкой является постановка спектакля, ранее не исполнявшегося в репертуаре данного театра.

К новой постановке может быть отнесена также постановка ранее исполнявшегося в данном театре произведения в тех случаях, когда имеет место новое режиссерское, решение спектакля, новый состав ведущих исполнителей и новое материальное оформление.

Капитально возобновляемой постановкой является постановка спектакля, ранее находившегося в репертуаре театра, которая связана либо с новым режиссерским планом, либо с новым материальным оформлением.

При составлении плана и соответственно при составлении отчета театра два капитальных возобновления учитываются как одна новая постановка.

Количество новых и капитально возобновляемых постановок утверждается в плане театра вышестоящим органом культуры, по подчиненности театра.

В подготовке и выпуске новых спектаклей участвуют и занятые все подразделения театра. Это определяет необходимость четкого плана в организации всех связанных с этим процессов.

В этих целях рекомендуется следующий примерный порядок работы театров над новыми постановками:

1. Директор, по представлению главного режиссера (главного дирижера, главного балетмейстера), утверждает постановщиков спектакля и устанавливает срок представления режиссерского плана. Режиссерский план утверждается главным режиссером (главным дирижером, главным балетмейстером) при участии директора театра.

После утверждения режиссерского плана режиссер-постановщик (дирижер, балетмейстер и художник-постановщик) устанавливает точную экспозицию спектакля, определяет количество картин и основные принципы оформления в пределах установленного директором театра лимита затрат на данную постановку.

2. Художник-постановщик спектакля разрабатывает эскизы декораций и костюмов, представляя театру всю работу полностью, что не исключает предварительной работы режиссера (дирижера, балетмейстера) с художником над отдельными актами или картинами.

3. В соответствии с представленным художником эскизами декораций и костюмов делаются макеты, рабочие чертежи и шаблоны и на этой основе составляется постановочная смета.

4. После утверждения директором театра сметы, постановочная часть или мастерские на основе имеющихся эскизов, макетов, чертежей и шаблонов приступают к изготовлению материального оформления спектакля: декораций, реквизита и бутафории, костюмов, обуви, головных уборов, париков и т. д.

5. Репетиционные работы начинаются после утверждения режиссерского плана.

Постановщик знакомит исполнителей—участников спектакля с экспозицией постановки, и под его руководством проводятся репетиции спектакля:

Для своевременного и ритмичного создания нового репертуара важное значение имеет одновременная, параллельная подготовка новых постановок. Количество одновременно находящихся в работе новых постановок определяется творческими и производственными возможностями театра (количественный и персональный состав художественного и художественно-руководящего персонала, занятость сцены, постановочной части или мастерских и др.).

В целях обеспечения четкой плановой организации работы над новыми постановками она должна осуществляться по календарному плану-графику.

2.2.1. Показатели плана театра

При составлении плана театра экономические показатели плана и расчеты к ним определяются следующим образом: вместимость зрительного зала—это общее количество мест, расположенных по плану зрительного зала, установка и размещение которых обеспечивают удобство зрителей и разрешены Государственной пожарной инспекцией.

При составлении плана театра за основу расчета принимается коммерческая вместимость, т. е. число мест, подлежащих продаже.

В плане театров, не располагающих постоянными зрительными залами (большинство театров кукол, ряд театров юного зрителя, передвижные театры), вместимость зала не предусматривается.

Коммерческая вместимость определяется путем исключения из общего числа мест в зрительном зале количества служебных (предоставляемых бесплатно) мест, устанавливаемых для театров Министерством культуры России.

2.2.2. Количество спектаклей

Спектакли, в зависимости от условий их проведения, подразделяются на следующие виды: спектакли на стационаре; выездные спектакли; гастрольные спектакли; обменные спектакли.

Выездными спектаклями для стационарных театров являются спектакли, проводимые на сценических площадках сторонних организаций в том же городе, где постоянно работает этот театр, или в окрестностях этого города.

Выездными спектаклями для передвижных театров являются спектакли, проводимые вне их основной базы (территории района, где они базируются).

Гастрольными спектаклями для стационарных театров являются спектакли, проводимые за пределами города или его окрестностей, где постоянно работает театр.

Гастрольными спектаклями для передвижных театров являются спектакли, проводимые этими театрами за пределами республики, края, области, района, где базируются эти театры.

Обменными спектаклями являются спектакли стационарных театров, показываемые в другом театре в его выходной день в порядке взаимного обмена.

По времени проведения спектакли подразделяются на утренние и вечерние. Количество спектаклей является одним из основных показателей при составлении плана театра. Определяется количество спектаклей в зависимости от конкретных условий работы театра, с учетом необходимости улучшения культурного обслуживания населения, максимальной эксплуатации имеющихся сценических помещений, наиболее рационального использования рабочего времени наличного творческого и другого состава театра без ущерба для идейно-художе­ственного качества репертуара.

Количество спектаклей в планируемом году определяется исходя из длительности рабочего времени, т. е. из общего количества дней в календарном году исключается количество выходных дней, отпуска и подготовительного периода.

Количество выходных дней определяется по календарю на планируемый год. Длительность отпускного периода предусматривается в количестве 24 рабочих дней (за исключением отдельных театров, для работников которых специальными решениями установлена иная продолжительность отпуска). Подготовительный период

предусматривается по сложившейся практике для драматических театров— 3 дня и для музыкальных театров — 5 дней.

Наряду с показом спектаклей в рабочие дни в плане предусматривается показ спектаклей в праздничные дни

Количество вечерних спектаклей на стационаре определяется, как правило, в соответствии с количеством рабочих дней (т. е. за исключением из общего количества календарных дней в году выходных дней, дней отпуска и подготовительного периода перед началом нового театрального сезона), а также праздничных дней.

В небольших городах, а также в городах с ограниченным контингентом населения коренной национальности количество вечерних спектаклей на стационаре предусматривается в плане театра исходя из опыта работы этих театров за предыдущие годы.

Количество утренних спектаклей на стационаре определяется, как правило, в соответствии с количеством воскресных и праздничных дней в году, за исключением отпускного и подготовительного периода. Кроме того, в плане предусматривается показ утренних спектаклей в дни школьных каникул и в крупных городах, где имеются высшие и средние специальные учебные заведения,—в дни студенческих каникул.

Количество утренних спектаклей и летний период определяется в плане с учетом местных климатических условий.

В плане театров кроме спектаклей на стационаре должны предусматриваться выездные спектакли.

Количество выездных спектаклей стационарных театров определяется исходя из имеющихся возможностей для их проведения - наличия специальных сценических площадок в том же городе и его окрестностях, численности труппы и возможности разведения ее на параллельные составы без ущерба для художественного качества спектаклей.

В плане театров крупнейших городов следует предусматривать так называемые обменные спектакли (когда в выходной день одного театра на его сценической площадке выступает другой театр, одновременно показывая спектакли на своей основной сцене).

Гастрольные спектакли предусматриваются в планах только тех стационарных театров, которые значительную часть года работают вне своего стационара.

В остальных стационарных театрах гастрольные спектакли предусматриваются в порядке уточнения плана, после определения конкретных условий проведения гастролей.

Количество спектаклей в плане театров, не располагающих постоянными зрительными залами, а также театров, значительную часть года работающих вне своего стационара, должно определяться исходя из конкретных географических, национальных и других особенностей.

При определении в плане этих театров общего количества спектаклей следует учитывать время, необходимое для переездов и подготовки репертуара, а также количество спектаклей, проведенных за предыдущие годы.

Из общего количества выездных и гастрольных спектаклей, проводимых как стационарными, так и передвижными театрами, в плане должны предусматриваться спектакли на селе (отдельной строкой).

Кроме спектаклей в плане театра предусматривается количество выступлений по телевидению, которое определяется по предварительной договоренности с органами Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров России и комитетов по радиовещанию и телевидению при Советах Министров российских республик.

2.2.3. Количество зрителей

Основным показателем работы и плана театра является количество обслуженных зрителей.

Для определения количества зрителей в плане стационарных театров предусматривается средняя заполняемость зрительного зала на стационаре раздельно по утренним и вечерним спектаклям. Этот показатель определяется в процентах к коммерческой вместимости зрительного зала театра исходя из достигнутого уровня за предыдущие годы (два-три года) и возможного увеличения в планируемом году.

Заполняемость зрительного зала по отчету исчисляется путем соотношения между фактическим количеством зрителей в среднем на один спектакль (раздельно на утренний и вечерний) и коммерческой вместимостью зрительного зала.

Так же определяется заполняемость залов на утренних спектаклях. В плане среднее число зрителей на один спектакль на стационаре опреде­ляется путем умножения коммерческой вместимости на планируемый процент заполняемости зрительного зала.

Среднее число зрителей на один выездной (гастрольный) спектакль определяется исходя из достигнутого числа зрителей на один спектакль за предыдущие годы с учетом изменения вместимости площадок в планируемом году и возможного повышения посещаемости. Общее число зрителей определяется путем умножения среднего числа зрителей на один спектакль на соответствующее количество спектаклей.

2.2.4. Доходы от продажи билетов

Доходы от продажи билетов на стационаре предусматриваются в плане раздельно по утренним и вечерним спектаклям путем умножения планируемого количества зрителей на среднюю цену одного посещения, сложившуюся за год, предшествующий планируемому.

Средняя цена одного посещения определяется делением фактически полученной суммы сборов на количество зрителей по отчету.

В плане вновь открываемых театров, а также в случаях намечаемого в планируемом году изменения цен на билеты или расценок на места в зрительном зале доходы от продажи билетов на стационаре предусматриваются путем умножения планируемого количества спектаклей (раздельно вечерних и утренних) на планируемый средний сбор с одного спектакля.

Средний сбор с оного спектакля определяется в плане исходя из валового сбора с одного спектакля (аншлага) и планируемой заполняемости зрительного зала.

Валовым сбором (аншлагом) является сумма сбора по установленным расценкам на 100% мест коммерческой вместимости.

Расценки на места в зрительных залах в пределах установленных цен на билеты разрабатываются дирекцией театра и представляются на утверждение в вышестоящие органы культуры (по подчиненности театра). В тех случаях, когда в планируемом году изменения расценок не намечается, при составлении плана предусматриваются ранее утвержденные расценки.

Порядок утверждения цен на билеты в театрах республиканского и местного подчинения устанавливается Советами Министров союзных республик. Цены на билеты в театры союзного подчинения утверждаются Министерством культуры России.

Доходы от выездных спектаклей предусматриваются в плане исходя из среднего сбора с одного спектакля, умноженного на планируемое количество выездных спектаклей.

При этом средний сбор с одного выездного спектакля определяется на основе отчетных данных за предыдущие годы с учетом возможного изменения вместимости площадок и улучшения работы по организации зрителей.

Доходы от гастрольных спектаклей в передвижных театрах и в театрах, работающих значительную часть года в гастролях, планируются исходя из среднего сбора, умноженного на планируемое количество гастрольных спектаклей.

Средний сбор определяется при этом на основе отчетных данных за предыдущие годы с учетом изменения вместимости площадок и повышения посещаемости спектаклей.

В тех случаях, когда планирование гастролей осуществляется в порядке уточнения годового плана театра, доходы от гастрольных спектаклей должны определяться на основе конкретных условий проведения спектаклей: вместимости отдельных площадок, расценок мест, заполняемости зрительных залов раздельно на утренних и вечерних спектаклях и процентах и т д. При этом расчет суммы доходов производится аналогично с расчетом доходов на стационарах вновь открываемых театров.

Общая сумма доходов от продажи билетов определяется путем суммирования, доходов по видам спектаклей.

2.2.5. Смета доходов и расходов театра

2.2.5.1. Доходы

В разделе плана по доходам предусматриваются доходы от продажи билетов и прочие доходы.

К прочим доходам относятся доходы от выступлений по телевидению и другие доходы театра.

Доходы от выступлений по телевидению планируются исходя из количества выступлений, определенного по согласованию с Комитетом по радиовещанию и телевидению (студией телевидения) при составлении проекта плана и доходов в среднем от одного выступления, полученных в предыдущие годы.

Если к моменту составления плана соглашения нет, количество передач определяется исходя из фактических данных за предыдущие два года.

Помимо передач по телевидению постановок, имеющихся в репертуаре театра, театр может подготавливать по договору со студиями телевидения специальные постановки для передач по телевидению. Сумма возмещения, получаемая со студии, определяется в этих случаях по отдельным договорам.

Кроме того, театр может предоставлять телевидению для выступлений отдельных исполнителей с зачислением сумм, поступающих за их выступления, в доход театра.

К прочим планируемым доходам, кроме доходов от выступлений по телевидению, относятся доходы от аренды помещений, от аренды буфетов, от прокатной платы, от реализации программ, от предоставления артистической силы на сторону и др. При планировании этих доходов следует исходить из отчетных данных за предыдущие годы с учетом их изменения в планируемом.

После расчета всех видов доходов и плане определяется общая их сумма.

2.2.5.2. Расходы

Расходная часть сметы театра подразделяется на четыре основных раздела: административно-управленческие расходы, общехозяйственные расходы, затраты на новые и капитально возобновляемые постановки,

отчисления.

Планирование административно-управленческих расходов. Размер административно-управленческих расходов определяется сметой, и утверждаемой директором театра в пределах общего фонда заработной платы и ассигнований на административно-управленческие расходы, устанавливаемых вышестоящим органом культуры (по подчиненности театра).

Заработная плата административно-управленческого персонала предусматривается в смете исходя из годового фонда заработной платы по утвержденному в установленном порядке штатному расписанию этого персонала за минусом 2% экономии, образующейся в связи с тем, что за период временной нетрудоспособности работников оплата им производится на основании больничных листков за счет средств государственного социального страхования.

Начисления на заработную плату предусматриваются в размере 26,2% к фонду заработной платы.

Расходы на легковой транспорт планируются в пределах лимита, установленного на эту цель вышестоящим органом культуры (по подчиненности театра).

Затраты на остальные виды административно-управленческих расходов определяются в смете на основании подробных расчетов по каждой статье, но, как правило, не выше сумм, предусмотренных по плану на год, предшествующий планируемому.

Планирование общехозяйственных расходов. В общехозяйственных расходах одной из основных статей является заработная плата штатного персонала.

За основу расчета принимается штатное расписание театра, утвержденное в установленном порядке на год, предшествующий планируемому, с изменениями, которые проектируются на планируемый год.

Затем составляется расчет фонда заработной платы к плану по труду.

В этом расчете предусматривается годовой фонд заработной платы по штатному расписанию, за исключением экономии (за счет временной нетрудоспособности, неукомплектованности штатов, предоставления отпусков без сохранения содержания и др.) и включая установленные дополнительные виды доплат (за работу в праздничные дни, за сложность выступлений по телевидению, за исполнение технических шумов, за систематическое выполнение дополнительных служебных обязанностей и др.). При определении в плане сумм экономии учитываются фактические (или ожидаемые) данные по экономии за предыдущий год, за исключением фактических доплат за сверхурочные работы и переработку норм выступлений, явившихся следствием неукомплектованности штатов и болезней.

При этом следует иметь в виду, что, по действующему законодательству, предельная норма сверхурочных работ не должна превышать 120 часов в год.

При определении в плане сумм доплат предусматриваются фактические (или ожидаемые) данные по доплатам за предыдущий год с учетом возможного их сокращения за счет улучшения организации работы.

Таким образом, фонд заработной платы определяется по штатному расписанию на планируемый год с корректировкой фонда на суммы экономии и доплат в соответствии с указанным расчетом.

В заработную плату нештатного персонала, предусматриваемую по разделу общехозяйственных расходов, включается:

1. Оплата приглашенных работников художественно-руководящего и артистического персонала.

2. Оплата сторонних лиц за разовые работы, не включаемые в другие (комплексные) статьи расходов.

3. Заработная плата штатных работников театра за разовые работы, не входящие в круг их обязанностей, если эта заработная плата также не включаетсч в комплексные статьи расходов и не предусмотрена по фонду заработной платы штатных работников (артисту – за режиссерскую работу, артисту драмы – за исполнение вокальной партии и т.д.).

Расходы на оплату труда определяется исходя из нормативов численности артистического и художественного персонала и расчётной численности другого персонала, из установленных тарифных ставок, постоянно действующих надбавок и доплат к з/пл. Нормативная численность артистического и художественного персонала устанавливается учредителем театра, но не менее следующих размеров:

Виды театра

Артистический

Художественный

персонал

персонал

  • театры оперы и балета

Не ниже 400

60

  • театры музыкальной комедии

180

28

  • драм, театры и ТЮЗ

40

15

  • театры кукол

20

11

Нормативная численность по театрам, которые не могут быть однозначно отнесены ни к 1 из указанных видов, устанавливается договором между театром и его учредителем. Расчёт численности и номенклатура другого персонала устанавливается на основе договора между театром и учредителем, исходя из фактической потребности обеспечения творческого процесса, при этом в составе другого персонала не учитывается содержание работников, обеспечивающих предпринимательскую деятельность.

Оплата за создание по договорам драматургических и музыкальных произведений, за реализацию билетов, за работы по текущему ремонту, содержанию здания, рекламе, содержанию и текущему ремонту материального оформления и другим работам по эксплуатационной деятельности предусматривается в соответствующих статьях расходов.

В плане по труду помимо заработной платы, включаемой в смету театра, т. е. по основной деятельности, предусматриваются также числен­ность и фонд заработной платы штатного персонала вспомогательно-подсобных предприятий и обслуживающих хозяйств (мастерские, дома отдыха, детские сады, медпункты, жилищное хозяйство).

Фонд заработной платы для выплаты в соответствии с действующим Положением премий за перевыполнение плана может предусматриваться в плане по труду театра (отдельной строкой) или в планах по труду министерств культуры союзных республик и выделяться театрам в необходимых случаях дополнительно.

Фонд заработной платы нештатного ( несписочного) состава в плане по труду складывается из:

а) нештатного фонда, предусмотренного по смете в общехозяйственных расходах;

б) нештатного фонда, включенного в другие комплексные статьи сметы;

в) нештатного фонда вспомогательных и обслуживающих хозяйств. По статье «Содержание и текущий ремонт зданий и оборудования и возме­щение износа малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря» планируются:

- расходы но содержанию помещений и оборудования театров, аренде помещений, отоплению, водоснабжению, канализации, содержанию в чистоте помещений и благоустройству территорий, дворов, подъездов и пр., на смазочные и обтирочные материалы по содержанию оборудования сцены и цехов и противопожарного оборудования, на зарядку огнетушителей, замену приводных ремней, канатов, тросов и др.;

- расходы по текущему ремонту здания, сооружений, оборудования и инвентаря;

- суммы износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инвентаря и оборудования.

Указанные расходы предусматриваются в плане па уровне фактических данных за предыдущим год с учетом возможных изменений в планируемом году и за исключением непроизводительных затрат.

В смету эксплуатационных расходов включаются амортизационные отчисления на капитальный ремонт основных средств, находящихся на балансе театра.

Театры системы Министерства культуры России освобождены от амортизационных отчислений по основным фондам в части, направляемой на их полное восстановление.

Амортизационные отчисления вносятся на особые или расчетные счета театров в Госбанке и расходуются по строго целевому назначению.

Расходы по оплате электроэнергии на осветительские и производственные нужды театра определяются с учетом фактических затрат за предыдущие годы, проведения мероприятий по экономному потреблению электроэнергии, а также дополнительных затрат в связи с механизацией и внедрением новой техники.

Расходы по приобретению материалов и предметов снабжения – здесь предусмотрены расходы на финансовое обеспечение творческого процесса или создание нового и прокат репертуара. Расходы устанавливаются учредителем театра с учетом национальных, региональных, социальных и экономических условий предполагаемого количества новых постановок, значимости театра, но не менее следующих размеров, которые могут быть проиндексированы с учетом изменения оптовых цен и тарифов:

Расходы на оплату коммунальных услуг – устанавливаются исходя из фактически складывающихся расходов в предшествующем году с учетом их возможного увеличения. Собственные доходы театров определяются на основе фактического наличия мест в зале, уровня наполняемости и среднего рядовой цены билета.

В расходах на пополнение, содержание и текущий ремонт материального оформления постановок текущего репертуара предусматриваются расходы по стирке, чистке, противопожарной пропитке, хранению и текущему ремонту предметов материального оформления постановок и расходы по возобновлению предметов материального оформления текущих постановок, выбывающих вследствие их износа (например, по театрам оперы и балета-расходы по возобновлению пачек, балетных туфель, трико, чулок). В этой же статье планируются расходы по изготовлению костюмов для ввода в спектакли новых исполнителей, а также по изготовлению новых костюмов взамен пришедших в негодность.

Расходы по пополнению, содержанию и текущему ремонту материального оформления постановок определяются на основании отчетных данных за предыдущие периоды с учетом изменения в планируемом году количества проводимых спектаклей.

По статье «Исходящий реквизит, грим, билеты и другие материальные расходы по текущему репертуару» планируются: расход материалов по текущим постановкам на репетициях, расходы на грим и реквизиты, расход на бланки билетов (в размере потребности их на планируемый период), расход на электролампы для освещения театрального здания н другие.

Расходы по этой статье определяются из расчета фактических затрат на один спектакль за предыдущий год с учетом изменения количества спектаклей в планируемом году.

В расходы на рекламу по смете театра включаются: расходы на публикацию репертуара в периодических изданиях, выпуск афиш, световая реклама, объявления о текущем репертуаре по радио, изготовление плакатов для стендов, фотореклама и другие мероприятия по рекламированию репертуара театра.

Расходы по этой статье также планируются исходя из фактических затрат за предыдущие годы в среднем на один спектакль.

В расходах по статье «Прокатная плата» предусматривается плата за использование реквизита, костюмов, животных, музыкальных инструментов и других предметов, не принадлежащих театру.

Расходы по прокатной плате планируются на уровне фактических расходов за прошлый год.

В расходах по комиссии организациям и уполномоченным за реализацию билетов предусматривается оплата театральным кассам и уполномоченным комиссионного вознаграждения за реализацию билетов.

Объем расходов на эту цель планируется исходя из фактически сложившегося среднего процента вознаграждения к общей сумме доходов от продажи билетов за предыдущие периоды с учетом возможного увеличения реализации билетов через кассы театров.

Размер вознаграждения нештатным уполномоченным за реализацию билетов устанавливается в соответствии с «Положением об условиях работы и оплаты труда нештатных уполномоченных по распространению билетов в театрально-зрелищных предприятиях».

В составе расходов по оплате за работы и услуги сторонних организации планируются расходы по оплате услуг и работ, выполняемых сторонними организациями, как-то: за обслуживание сторонними организациями гардероба для зрителей, за устройство пиротехнических эффектов и другие работы, связанные с текущими постановками. Планируются эти расходы на уровне прошлых лет с учетом возможных изменений в планируемом году.

По статье «Суточные, квартирные, транспортные и аренда помещений на гастролях и выездах» в смете предусматриваются только перечисленные виды дополнительных расходов, относящихся к гастрольной и выездной работе театра.

Такие расходы, как реклама, исходящий реквизит, грим и т. д., связанные с проведением выездных и гастрольных спектаклей, предусматриваются в соответствующих статьях расходов эксплуатационной сметы театра.

Расходы по статье «Суточные, квартирные, транспортные и аренда помещений на гастролях и выездах» планируются по выездным спектаклям всех театров и по гастрольным спектаклям театров, работающих большую часть года вне своего стационара. При планировании указанных расходов следует исходить из фактического расхода в среднем на один выездной и гастрольный спектакль по отчетным данным за прошлые годы, умноженного на количество планируемых соответствующих спектаклей, с учетом возможных изменений в планируемом году.

В статье по содержанию транспорта и разъездам предусматриваются расходы по перевозке сценическо-постановочных средств от складов их хранения к театру и обратно и по служебным разъездам работников. Расходы на эту цель планируются исходя из отчетных данных за предыдущий год. Кроме того, в этой же статье предусматриваются расходы по выплате подъемных, связанных с переводом артистического персонала на работу в другую местность. Подъемные планируются исходя из конкретных предложений по приему или переводу работников.

В прочих эксплуатационных расходах планируются следующие затраты :

1. Начисления па заработную плату штатного и нештатного персонала, за исключением административно-управленческого персонала (включаются в смету административно-управленческих расходов) и фонда заработной платы нештатного персонала, выплачиваемого по комплексным статьям расходов (включаются в соответствующие статьи).

2. Расходы по охране труда персонала основной деятельности театра ре­монт и стирка спецодежды, расходы на полотенца, на производственную санитарию и др. мероприятия по охране труда, предусмотренные, соответствующими положениями).

3. Расходы по повышению квалификации работников театра, расходы по музейной работе.

4. Квартирные и транспортные расходы по приглашению разовых исполнителей.

5. Переписка нот, ролей и др.

6. Расходы по массовой работе со зрителем (организация выставок, рас­ходы по посылке бригад па промышленные и другие предприятия для проведения конференции со зрителем, показы и обсуждения отрывков из текущего репертуара).

7. Расходы, связанные с техническим усовершенствованием и рационализацией.

8. Прочие расходы.

Все указанные виды прочих эксплуатационных расходов (кроме начислений на социальное страхование) планируются исходя из отчетных данных за предыдущие периоды с учетом возможных изменений в планируемом году и рационального расходования средств.