5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
После составления наступает стадия рассмотрения и утверждения федерального бюджета. В прошлом эта процедура носила достаточно формальный характер, кардинальные изменения в представляемый проект бюджета на этом этапе, как правило, не вносились. В настоящее время положение коренным образом изменилось. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации принимают самое деятельное участие в рассмотрении бюджетных показателей и их анализе. По сути дела, в соответствующих комитетах и комиссиях продолжается работа по формированию федерального бюджета: уточняется его структура, усиливаются акценты на приоритетные направления развития экономики и социальной сферы, укрепление обороноспособности, судебной системы и другие, провозглашаемые в Бюджетном послании Президента РФ на очередной год1.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона «О федеральном бюджете на ... год». Одновременно представляются все расчеты, материалы, документы (прогнозы, программы, проекты), предусмотренные к представлению одновременно с проектом федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ.
Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» в течение трех дней со дня внесения направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения предложений и замечаний, а также в Счетную палату РФ для подготовки заключения.
Ответственным за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и концепции проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» является Комитет Государственной Думы по экономической политике; за рассмотрение проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» отвечает Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам (далее — Комитет по бюджету). Совет Государственной Думы назначает комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов функциональной классификации расходов федерального бюджета и федеральных целевых программ (профильные комитеты). По каждому разделу назначается не менее двух ответственных комитетов Государственной Думы, одним из которых является Комитет по бюджету.
В настоящее время Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» в четырех чтениях1.
В течение 40 дней со дня внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на ... год» он рассматривается в первом чтении. В этот период Государственная Дума также анализирует:
• прогноз социально-экономического развития РФ на... год и концепцию проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на... год»;
• основные направления бюджетной и налоговой политики на планируемый год;
• основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в планируемом году;
• проект программы государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов на планируемый год в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, если таковой предусматривается;
• основные характеристики федерального бюджета на... год.
Во втором чтении Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» в течение 20 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении. Утверждаются расходы по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета в пределах их общего объема, принятого в первом чтении, а также размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Субъекты права законодательной инициативы не позднее 10 дней со дня принятия в первом чтении проекта Федерального закона
«О федеральном бюджете на... год» направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюджета по разделам их функциональной классификации. Комитет по бюджету рассматривает внесенные поправки и разрабатывает проект постановления Государственной Думы «О принятии во втором чтении проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на... год"» и о распределении расходов федерального бюджета на планируемый год по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета». В третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» в течение 30 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении. При этом анализируются следующие показатели федерального бюджета:
• распределение расходов федерального бюджета по подразделам их функциональной классификации и всем уровням ведомственной классификации;
• распределение средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ;
• расходы на федеральные целевые программы;
• проект федеральной адресной инвестиционной программы на планируемый год в пределах, утвержденных по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета во втором чтении;
• перечень «защищенных» текущих расходов федерального бюджета;
• бюджет развития РФ;
• проекты программ предоставления гарантий Правительством РФ на планируемый год;
• проекты программ предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;
• проект программы государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов на... год;
• некоторые другие документы в соответствии с действующим законодательством и с учетом специфики каждого конкретного года.
Субъекты права законодательной инициативы не позднее 10 дней после принятия во втором чтении проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» направляют в Комитет по бюджету поправки к показателям федерального бюджета, рассматриваемые в третьем чтении. Комитет по бюджету проводит их экспертизу, готовит сводные таблицы поправок по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета и направляет их в профильные комитеты Государственной Думы. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в Комитете по бюджету и Правительстве РФ.
Комитет по бюджету с учетом решений Комиссии Государственной Думы и Комиссии Совета Федерации в течение пяти дней готовит сбалансированный вариант распределения расходов федерального бюджета, а также текст проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на... год». Затем вносит его вместе с проектом постановления Государственной Думы «О принятии в третьем чтении проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на... год"» на рассмотрение Государственной Думы.
Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов федерального бюджета на планируемый год с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденную во втором чтении проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на... год».
В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» в течение 10 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении. В четвертом чтении текст законопроекта рассматривается в целом. Федеральный закон «О федеральном бюджете на... год» в течение пяти дней со дня принятия его Государственной Думой передается Совету Федерации, где рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Рассмотрение Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» Президентом РФ осуществляется также в соответствии с полномочиями, предоставляемыми ему Конституцией РФ. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
В случае, если Федеральный закон «О федеральном бюджете на... год» не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство РФ имеет право расходовать бюджетные средства по соответствующим разделам, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации текущих расходов федерального бюджета ежемесячно (до принятия закона) в размере '/а части от сумм фактически произведенных текущих расходов за предшествующий год.
- Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (финэк)
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1 Введение в теорию финансов
- 1.1. Понятие «финансы» и их функции
- 1.2. Финансы в общественном воспроизводстве
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
- Литература
- Глава 2 Генезис финансов России
- 2.1. Развитие российской финансовой науки
- 2.2. Финансовые реформы России в XX веке
- Литература
- Раздел II
- Глава 3 Управление государственными финансами
- 3.1. Финансовая политика России в современных условиях
- 3.2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами
- 3.3. Финансовое планирование и прогнозирование
- 3.4. Государственный финансовый контроль
- Литература
- Глава 4 Бюджет как основное звено финансовой системы
- 4.1. Бюджет в макроэкономическом регулировании
- 4.2. Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 4.3. Доходы и расходы бюджетов
- 4.4.,Межбюджетные отношения
- Литература
- Глава 5 основы бюджетного процесса
- 5.1. Составление бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- 5.4. Экономический анализ бюджетных показателей
- Глава 6 Налоговое регулирование экономики
- 6.1. Содержание налогов, их классификация
- 6.2. Общая характеристика налоговой системы современной России
- 6.3. Планирование налоговых доходов бюджета
- Литература
- Глава 7 Таможенные платежи
- 7.1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- 7.2. Система таможенных платежей
- 7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах
- 8.2. Классификация государственных займов
- 8.3. Управление государственным долгом
- Литература
- Глава 9 Финансы социальной сферы
- 9.1. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
- 9.2. Управление финансами в отраслях социальной сферы
- 9.3. Планирование расходов бюджета на социальные цели
- 9.4. Источники и организация финансирования отраслей социальной сферы
- Литература
- Раздел III
- Глава 10 Социальные внебюджетные фонды
- 10.1. Источники формирования и направления расходов социальных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд рф
- 10.3. Фонд социального страхования рф
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования
- Литература
- Глава 11 Кредит и банки
- 11.1. Содержание, функции, классификация кредита
- 11.2. Коммерческие банки, их функции и операции
- 11.3. Основы организации банковского кредита
- Литература
- Глава 12 рынок ценных бумаг
- 12.1. Содержание, функции и инфраструктура рынка ценных бумаг
- 12.2. Основные финансовые инструменты рынка ценных бумаг
- Литература
- Глава 13 Страхование
- 13.1. Основные понятия и принципы страхования
- 13.2. Роль страхования в системе финансовых отношений
- Раздел IV
- 14.2. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 14.3. Финансы некоммерческих организаций
- 14.4. Инвестиционная деятельность организаций
- 14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль
- Литература
- 6. Никонова ил. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003. Глава 15 Финансовый менеджмент
- 15.1. Теории финансового менеджмента
- 15.2. Содержание и основные задачи финансового менеджмента
- Литература
- Раздел V
- Глава 16 основы организации международных финансов
- 16.1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.2. Субъекты международных финансовых отношений
- 16.3. Международные организации в системе международных финансов
- 16.4. Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.5. Валютная политика государства
- 16.6. Операции на международных валютных рынках
- Литература
- Финансы Учебник
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru. Www.Urait.Ru
- 610033, Г. Киров, ул. Московская, 122