Тема 4. Анализ эффективности использования коечного фонда
Некоторые аспекты экономической эффективности использования коечного фонда лечебно-профилактических учреждений
При оценке деятельности субъектов федерации по выполнению Закона Российской Федерации «О Медицинском страховании граждан в Российской Федерации», оказании организационно-методической помощи территориям, выборе способа оплаты за медицинскую помощь, расчете тарифов важное место занимает оценка уровня реформирования сети стационарных подразделений лечебно-профилактических учреждений, эффективности использования коечного фонда. Данная оценка должна быть использована и при принятии решения по реорганизации коечного фонда учреждений здравоохранения в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и Медицинской науки в Российской федерации.
Если рассмотреть функционирование коечного фонда в течение года, то можно выделить несколько периодов:
период использования для обоснованной госпитализации больных;
период использования для необоснованной госпитализации больных (нецелевое использование);
период необоснованного простоя койки (нерациональное использование);
период обоснованного простоя койки для проведения санитарно-гигиенических мероприятий после выписки каждого больного.
Исходя из вышеизложенного, при оценке функционирования коечного фонда одним из показателей является эффективность его использования.
Под экономической эффективностью использования коечного фонда лечебно-профилактических учреждений понимается степень его рационального и целевого использования.
Рациональное использование коечного фонда предусматривает обеспечение нормативных показателей занятости койки в течение года при соблюдении нормативных сроков средней длительности госпитализации.
Нормативный показатель занятости койки определяется расчетным путем в каждом субъекте федерации. В зависимости от профильности коечного фонда нормативный показатель занятости койки в субъекте федерации обычно составляет 330-345 дней в году при условии, что на период ремонта койки сворачиваются и не включаются в среднегодовые показатели.
При отсутствии расчетных показателей занятости койки принимается показатель Un = 330 дней в году.
Расчет нормативных показателей занятости койки производится по формуле:
Un = Ni * (365 – Oi * Pi) / N
где Un – средняя нормативная занятость койки в данном субъекте федерации,
Ni – количество коек данного профиля в субъекте федерации,
Oi – оборот койки данного профиля,
Pi – нормативное количество дней простоя койки данного профиля для санитарной обработки,
N – общее количество коек в субъекте федерации.
Средняя длительность госпитализации (An) в соответствии с расчетами, проведенными при разработке Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, должна составлять 14,2 дня, в том числе по базовой программе обязательного медицинского страхования – 11,4 дня.
Коэффициент рационального использования коечного фонда (Kr) характеризуется уровнем обеспечения занятости койки и сокращения средних сроков госпитализации. Данный показатель определяется отношением показателя фактического оборота койки (Of) к нормативному обороту койки (On).
Kr = Of / On
Показатель фактического оборота койки (Of) определяется отношением показателя фактической занятости койки (Uf) к показателю фактической средней длительности госпитализации (Af).
Показатель нормативного оборота койки (On) определяется отношением показателя нормативной занятости койки (Un) к показателю нормативной длительности госпитализации (An).
Тогда
Kr = Of / On = (Uf / Af) / (Un / An)
Целевое использование коечного фонда предусматривает организацию деятельности стационаров по целевому назначению для обоснованной госпитализации стационарных больных.
Целевое использование коечного фонда характеризуется коэффициентом целевого использования коечного фонда (Kc) и определяется по формуле:
Kc = Uc / Uf
где Kc – коэффициент целевого использования коечного фонда,
Uc – целевая занятость коечного фонда при госпитализации стационарных больных (дней в году),
Uf – фактическая занятость коечного фонда (дней в году).
Целевая занятость коечного фонда (Uc) является показателем, характеризующим использование коечного фонда по его целевому назначению для обоснованной госпитализации стационарных больных и определяется экспертным путем. При обеспеченности коечным фондом более 20 коек на 10 тысяч населения целевая занятость коечного фонда составляет как правило, не более 70% от фактической, то есть коэффициент целевого использования коечного фонда равен не более 07.
Коэффициентом эффективности использования коечного фонда (Кэ) является интегральный показатель, отражающий степень целевого и рационального использования коечного фонда. Данный показатель определяется по формуле:
Кэ = Kc × Kr
где Кэ – коэффициент использования коечного фонда,
Кс - коэффициент целевого использования коечного фонда,
Kr – коэффициент рационального использования коечного фонда.
Проставив значения Кс и Kr, получим следующую формулу:
Кэ = Uc × An / Af × Un
Оценка экономической эффективности использования коечного фонда характеризуется степенью его эффективноти использования и определяется в процентах к нормативным показателям по формуле:
Е = 100 × Кэ,
где Е – экономическая эффективность деятельности стационара (%),
Кэ – коэффициент экономической эффективности использования коечного фонда.
Экономический ущерб вследствие неэффективного использования коечного фонда характеризуется количеством финансовых средств, затрачиваемых на содержание неэффективно используемого коечного фонда и определяется по формуле:
Ts = Ss × (1 - Кэ)
где Ts – величина экономического ущерба вследствие нецелевого и нерационального использования коечного фонда (млн. руб.),
Ss – сумма финансовых средств, затрачиваемых на содержание всего коечного фонда (млн. руб.),
Кэ – коэффициент экономической эффективности использования коечного фонда.
Территориальные фонды ОМС совместно с органами управления здравоохранением ежегодно должны проводить анализ использования коечного фонда, так как уровень целевого и рационального использования коечного фонда является отражением эффективного расходования финансовых средств лечебно-профилактическими учреждениями.
По результатам анализа в администрацию субъекта федерации и органы местного самоуправления направляются предложения по реорганизации коечного фонда с целью более эффективного использования финансовых средств обязательного медицинского страхования и бюджета.
Коечный фонд стационаров и пути улучшения его использования
В настоящее время до 2/3 общей суммы финансирования здравоохранения приходится на стационары. Стационарная помощь является наиболее дорогостоящей. Очень важно обеспечить наиболее рациональное использование коечного фонда, сокращение сроков стационарного лечения. Концепция развития здравоохранения и медицинской помощи в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ №1387 от 5 ноября 1997 г., предусматривает, что основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи, на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторно-поликлинический. Должна быть проведена реорганизация стационарной помощи, которая обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек, в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом:
интенсивное лечение - до 20%,
восстановительное лечение - до 45%,
длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20%,
медико-социальная помощь - до 15%.
Необходимо шире использовать дневные формы пребывания пациентов в стационарах. Следует развивать межрегиональные и межрайонные специализированные медицинские центры.
Улучшение использования коечного фонда имеет важное медицинское, социальное и экономическое и значение. Одна треть всех экономических потерь от нерационального использования коечного фонда связана с внеплановым простоем коек. Следует отметить, что содержание одной пустующей койки обходится до 3/4 затрат на занятую койку. Внеплановый простой коечного фонда связан с рядом причин, главными из которых являются две: неравномерное поступление плановых больных по дням недели и несоответствие структуры коечного фонда потребностям населения в отдельных видах медицинской помощи.
Еще одна треть экономических потерь от нерационального использования коечного фонда объясняется недообследованием в поликлиниках плановых больных, что увеличивает сроки их госпитализации на 15-20% и, соответственно, ведет к росту затрат на лечение в стационарах. На все остальные причины приходится 1/3 экономических потерь от нерационального использования коечного фонда.
Основные направления повышения эффективности использования коечного фонда следующие:
1. Улучшение качества диагностики и лечения на основе использования прогрессивных медицинских технологий, современного медицинского оборудования.
2. Усиление взаимосвязи и преемственности в работе поликлиник и стационаров.
3. Совершенствование организации госпитализации плановых больных и организации выписки больных.
4. Совершенствование структуры коечного фонда с учетом потребности населения в различных видах специализированной медицинской помощи.
5. Дифференцированное обслуживание больных по степени лечения и ухода, о чем говорилось выше.
6. Развитие стационарозамещающих видов, форм медицинской помощи: дневных стационаров при больницах и поликлиниках, стационаров на дому. Важное значение имеет развитие медико-социальных учреждений (домов престарелых и т.д.).
Повышению качества лечения и одновременно сокращению сроков лечения будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в больничных, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Значение решения проблем улучшения использования коечного фонда возрастает в связи с тенденцией повышения стоимости стационарного лечения.
Для экономического анализа использования коечного фонда и выявления имеющихся резервов улучшения деятельности стационаров исходными показателями являются: количество коек (К), характеризующее мощность стационара, работа койки в году (Д), средний срок госпитализации больного (Т). Умножив К х Д, получим показатель койко-дней (КД). На основе этих данных рассчитывается основной показатель, определяющий объем деятельности стационара, - число госпитализированных за данный период времени больных (М).
Функциональная зависимость между числом госпитализированных больных (М) как своеобразным конечным результатом деятельности стационара и числом коек (К), средним числом дней работы койки (Д), средней длительности пребывания больного на койке (Т) выражается формулой:
Производным является показатель оборота койки:
Показатель плановой работы койки (Дп) определяется по формуле:
где tр - число дней планового ремонта,
tn - плановый простой одной койки,
F - оборот койки.
По приведенным показателям следует провести сопоставление фактических данных с плановыми показателями. Полезно также сопоставление указанных показателей с соответствующими показателями других ЛПУ, близких по мощности и видам деятельности, со средними данными по району, городу, области, РФ.
Из всех приведенных показателей работы стационаров основной плановый показатель - число госпитализированных больных. Все остальные показатели - промежуточные, необходимые для определения конечного (основного) результата объема деятельности стационара. Оценка работы стационара должна осуществляться с учетом этого показателя. Он может быть использован для оценки труда персонала больниц, при осуществлении материального поощрения работников при достаточном качестве оказанной медицинской помощи.
Поскольку при данной мощности стационара, определяемой количеством коек, число пролеченных больных прямо пропорционально средней продолжительности госпитализации больных, увеличение численности госпитализированных в стационары может быть достигнуто при положительном изменении указанных двух показателей без роста количества коек или даже при некотором их уменьшении.
Сокращение сроков стационарного лечения позволяет увеличить число госпитализированных больных без увеличения коечного фонда. Расчет числа больных, которые могут быть дополнительно госпитализированы (Мд), можно провести по формуле:
где К - среднегодовое число больничных коек;
Дф - фактическое число дней работы койки в данном расчетном году;
Тб - среднее число дней пребывания больного в стационаре в базисном году или в базисных условиях, или по плану;
Тф - то же фактически в данном (расчетном) году или данных условиях.
Отношение Д/Т отражает оборот койки. Поэтому число больных, которые могут быть дополнительно госпитализированы при том же количестве коек, прямо пропорционально увеличению оборота койки.
Пример. В больнице мощностью 200 коек в 1998 г. среднее пребывание больного в стационаре сократилось по сравнению с 1995 г. с 16,0 до 12,0 дней. Фактическая среднегодовая работа койки в 1998г, была 340 дней. Рассчитаем количество больных, которые могут быть дополнительно пролечены в стационаре (Мд):
Сокращение сроков лечения, создавая возможность госпитализировать дополнительное количество больных, уменьшает потребность в больничных койках.
Количество коек, условно высвободившихся в стационаре в связи с сокращением сроков лечения больных (Кд), можно рассчитать по формуле:
В нашем примере:
Интенсивность работы стационара при неизменной численности персонала, обеспечивающая увеличение госпитализированных больных, одновременно отражает повышение интенсивности труда работников лечебно-профилактического учреждения (И).
где Мб – число больных в базисном периоде (или при базисных условиях),
Мд – число дополнительно госпитализированных больных в расчетном периоде по сравнению с базисным периодом или в расчетных условиях по сравнению с базисным:
Мд = Мр - Мб
где Мр – число больных в расчетном периоде (или расчетных условиях).
В приведенном выше примере число пролеченных возросло с 4250 до 5666, т.е. на 1416 человек. Следовательно, если численность персонала не изменилась, то интенсивность труда работников стационара с 1995 по 1998 год выросла на 33,3%.
В течение многих лет, а на отдельных территориях и в настоящее время, финансирование стационаров осуществляется по двум показателям – числу сметных коек и фактически выполненных койко-дней.
Традиционно используемые в этих целях показателя финансирования из государственного бюджета и других источников не в полной мере согласованы с реальными изменениями масштабов медицинского обслуживания, его объема и качества.
Рост финансирования на основе выполненных койко-дней может не сопровождаться увеличением числа пролеченных больных. Оно может даже уменьшиться, поскольку число госпитализированных больных находится в зависимости от сроков госпитализации. При таком финансировании экономическое положение стационара и его сотрудников не зависит от числа госпитализированных больных. Финансирование по числу койко-дней не стимулирует эффективное использование коечного фонда лечебно-профилактического учреждения. Поэтому финансирование должно осуществляться с учетом числа пролеченных больных.
Если ЛПУ финансируется с учетом числа пролеченных больных, то оно заинтересовано в их увеличении, а, следовательно, материально заинтересовано в улучшении использования коечного фонда, сокращении сроков лечения (при должном качестве медицинского обслуживания). Рост числа госпитализированных при платном медицинском обслуживании способствует увеличению прибыли ЛПУ.
В настоящее время во многих лечебных учреждениях финансирование стационара (отделения) осуществляется по средним затратам на одного больного. Однако такое финансирование может привести к негативным явлениям, поскольку появляется желание сотрудников изменить структуру госпитализированных больных в сторону увеличения доли больных, требующих меньших затрат, чем в среднем на одного больного по стационару (отделению).
Специализация медицинской помощи, сопровождающаяся наращиванием оснащенности лечебно-профилактических учреждений современной медицинской техникой и оборудованием с целью повышения качества медицинской помощи, привело к существенным различиям в затратах ресурсов на лечебно-профилактический процесс как между отделениями стационара, так и внутри их на каждый случай госпитализации. На фактические затраты средств влияет состав больных по нозологическим формам заболеваний, их возраст, наличие осложнений и сопутствующих заболеваний. Поэтому финансирование стационара должно зависеть не от количества выполненных койко-дней и не только от числа госпитализированных больных, а от структуры коечного фонда и тяжести больных при госпитализации.
Для перехода лечебно-профилактических учреждений на экономические методы управления в условиях страховой медицины и рыночных отношений необходима интегрированная медицинская и экономическая информация о состоянии медицинской помощи. Отсутствие такой информации в больничных учреждениях затрудняет правильное определение объема финансирования больниц и обеспечение управления качеством медицинской помощи.
Для осуществления экономически обоснованного финансирования требуется информация о затратах на одного госпитализированного больного в больницах разных типов и мощностей с учетом состава госпитализированных больных по тяжести заболеваний.
Рекомендации по оптимальному планированию и анализу показателей использования коечного фонда
Для расчета показателей годового плана стационара прежде всего должны быть определены плановая длительность пребывания больного на койке, плановое среднее число дней простоя койки для смены очередного больного, плановое среднее число дней простоя в связи о закрытием коек на ремонт с учетом плана текущего и капитального ремонта. Затем рассчитывается плановый оборот койки, плановое число койко-дней и плановое число госпитализируемых больных. Сопоставление указанных плановых показателей с фактическими дает достаточно данных для оценки эффективности использования коечного фонда.
Рекомендуется использовать определенный порядок планирования показателей работы коечного фонда больниц, сопоставление их с фактическими показателями, определение отклонений фактических показателей от плановых и расчет влияния этих отклонений на численность госпитализированных больных. Пример такого планирования и анализа приведен в Таблице 4.8.
Таблица 4.8. Основные показатели для планирования и анализа использования коек
№ п/п | Исходные данные и плановые показатели | Формулы и условия расчета плановых показателей |
Пример | Отклонения фактических показателей от плановых, имеющих значение | ||
План. 2008г. | Факт. 2008г. | Полож. | Отриц. | |||
1 | Число среднегодовых коек | Определяется с учетом ввода новых коек | 1000 | 1000 | - | - |
2 | Продолжительность планового периода в днях |
| 365 | 365 | - | - |
3 | Среднее время простоя койки, необходимое для смены одного больного в днях, tп | Рассчитывается средняя взвешенная по больнице на основании сроков простоя по каждому профилю коек | 1,3 | 1,4 | - | +0,1 |
4 | Среднее время простоя койки в связи с ремонтом и др. причинами в днях, tр | С учетом плана текущего и капитального ремонта | 10 | 12 | - | +2,0 |
5 | Средняя длительность пребывания больного на койке в днях, Тп | Фактическая средняя длительность пребывания больного на койке за предшествующий год (Тф) с поправкой на планируемое снижение (Тп) Тп=Тф-Т’п | Тп=Тф-Т’п=16,5-0,5=16,0 | 15,5 | -0,5 | - |
6 | Оборот среднегодовой койки, F |
|
|
| +0,3 | - |
7 | Среднее число дней работы койки в году |
или определяется прогрессивный показатель среднего числа дней работы койки | 365-10+ (1,3x20,5)==328 | 365-12+ (1,4x20,9) =324 | - | -4,0 |
8 | Число койко-дней, КД | КД=КxД | 1000 x328 =328000 | 1000 x324 =324000 | - | -4000 |
9 | Число госпитализированных больных |
|
| +403 | - |
Примечания к таблице 4.8.
1. Среднегодовое число коек устанавливается в зависимости от сроков развертывания новых коек путем прибавления переходящему числу коек на начало планируемого года их среднегодового прироста. Например, на 1 января имеется 500 коек, с 1 мая предусматривается ввести 160 коек. В этом случае прирост новых среднегодовых коек составит , а среднегодовое число коек будет 606.
2. Среднее время простоя койки, необходимое для смены больного в днях tn, рассчитывается в больнице на основании сроков простоя по каждому профилю коек. Плановое среднее число дней простоя, необходимое для смены очередного больного на койке, устанавливается: 3 дня - для детских инфекционных коек; 2 дня - для коек для беременных и рожениц, для женщин с патологией беременности, для инфекционных больных (взрослых) и больных туберкулезом; 0,5 дня - для абортных коек; 1 день - для коек всех остальных профилей. Пример. В ЦРБ 200 коек. Из них терапевтических -60, педиатрических - 45, хирургических - 40, неврологических - 30, инфекционных для взрослых -10, инфекционных коек для детей -15. Плановое среднее время простоя койки, необходимое для смены одного больного в днях tn, равно 1,2 дня.
3. Среднее время простоя койки в связи с ремонтом и другими причинами в днях определяется с учетом плана, сроков текущего и капитального ремонта. Пример. В ЦРБ 200 коек. Планируется текущий ремонт в двух отделениях (80 коек) в течение 30 дней. Плановые сроки простоя койки в связи с ремонтом - , если фактические сроки ремонта 40 дней, то среднее время простоя койки составит
В нашем примере положительно сказалось на выполнении плана числа госпитализированных больных уменьшение средней длительности пребывания больного на койке (на 0,5 дня), за счет чего при условии, если бы все другие фактические показатели совпали с плановыми, возможно было бы дополнительно госпитализировать 661 больного. Расчет проводится следующим образом:
Однако произошло уменьшение числа дней работы койки в году по сравнению с запланированными на 4 дня, что привело к уменьшении числа фактически госпитализированных больных на 258 человек (при условии Тф = 15,5 дн.). Порядок расчета следующий:
Как видно из таблицы, уменьшение числа дней работы койки в году произошло в результате увеличения срока простая койки в связи с ремонтом (tp) и сменой одного больного (tn) по сравнению с запланированной величиной.
Невыполнение плана числа дней работы койки фактически уменьшает возможности госпитализации больных. Расчет численности больных, которые не были госпитализированы из-за невыполнения плана койко-дней (Мн) можно произвести по формуле:
В приведенном примере
Невыполнение плана койко-дней ведет фактически к недоиспользованию имеющегося коечного фонда. Число коек, не использованных в результате невыполнения плана койко-дней (Кн), можно определить по формуле:
В приведенном примере
Если же коллектив больницы добился бы увеличения числа дней работы койки в году по сравнению с плановым показателем, то обеспечивается, во-первых, увеличение числа больных, которые могут быть госпитализированы, во-вторых, уменьшается потребность в койках для госпитализации того же количества больных. В результате обеспечивается экономия средств. Увеличение числа больных, которые могут быть дополнительно госпитализированы в результате перевыполнения плана койко-дней (Мд), можно определить по формуле:
Число коек, на которые можно дополнительно госпитализировать больных в результате перевыполнения плана койко-дней (Кд), определяется по формуле
Пример. Если бы в нашем примере фактическое число дней работы койки в году составило 330 вместо запланированных 328 дней, то число условных среднегодовых коек, на которые можно госпитализировать больных, составило бы:
В существующей практике расчет числа дней работы койки в году проводится путем деления фактического числа койко-дней на число среднегодовых коек. При этом в расчет среднегодовых коек не включаются приставные койки. Поэтому при использовании приставных коек фактическая занятость среднегодовой койки преувеличивается. Это нередко скрывает имевшийся простой коек.
При отсутствии сверхплановых простоев среднегодовых коек использование приставных коек при существующем учете ведет к тому, что фактические показатели занятости среднегодовой койки завышаются. Иногда показатель занятости койки оказывается даже выше числа календарных дней в году.
Количество приставных коек не планируется. Увеличение числа госпитализированных больных за счет использования приставных коек ведет к нарушению санитарно-гигиенических норм, перегрузке персонала стационаров. Конечно, фактическое количество приставных коек и увеличение числа госпитализированных больных за счет этого учитывается и отражается на конечном показателе - общей численности госпитализированных больных. Это "перевыполнение" не следует рассматривать как положительный результат деятельности стационара.
Фактическое увеличение койко-дней за счет приставных коек может быть определено на основе специального учета в отделениях стационаров. Этот учет поможет объективно оценить фактическое использование коечного фонда.
По существующему порядку учета количество фактически отработанных одной койкой дней в году определяется путем деления общего количества койко-дней на число среднегодовых коек. Поэтому, если не учитывать отдельно количество койко-дней, выполненных на приставных койках, то показатель использования среднегодовых коек преувеличивается.
Подробнее остановимся на вопросах определения длительности госпитализации больных.
Сроки лечения в стационаре включают три периода: госпитальное обследование, лечение и подготовка к выписке. На общий срок лечения больных влияют также догоспитальное обследование, лечение в поликлинике и сроки амбулаторного лечения после выписки из стационара.
Сокращение общих сроков лечения должно проводиться за счет уменьшения периода обследования в поликлинике и стационаре, четкой организации преемственности в обследовании и лечении между поликлиникой и стационаром.
В период непосредственного лечения сокращение сроков зависит от внедрения более современных методов лечения, использования современной аппаратуры и др. медицинской техники, высокоэффективных лекарственных препаратов, а также высокой квалификации медицинского персонала. Сокращение сроков непосредственного лечения должно проводиться при условии тщательного контроля за качеством проводимого лечения.
На сокращение сроков лечения большое влияние оказывает совершенствование организационной работы: четкая преемственность в обследовании и лечении между поликлиникой и стационаром, сокращение периода обследования в стационаре.
Плановая величина сокращения сроков пребывания больных в стационаре за счет совершенствования организации госпитализации и лечения больных может быть определена на основе анализа имеющихся недостатков в организационной работе, а также сравнения со средней длительностью госпитализации при различных нозологических формах в однородных отделениях, сложившейся на данной административной территории (области, крае, республике).
Во многих больницах выписка и поступление больных в стационар происходит, как правило, неравномерно по дням недели. В пятницу выписывается и поступает больных в стационар больше, чем в среднем в остальные дни недели. Изучение средней продолжительности лечения больных в Нижегородских ЦРБ в зависимости от дня их поступления показывает, что среднее пребывание больных в стационаре, поступивших в пятницу, больше, чем поступивших в остальные дни недели. Больным, поступившие в пятницу, не было обеспечено в должном объеме обследование в субботние и воскресные дни.
Сокращение средней длительности пребывания больных на койке за счет равномерного поступления плановых больных по дням недели (Тм) можно рассчитать следующим образом:
где Тм - величина, на которую планируется уменьшить среднее пребывание больного в отделении;
(Дп - Дс) - разница в днях средней длительности пребывания больных в стационаре, поступивших в пятницу Дп и средних сроков пребывания больных, поступивших в другие дни недели Дс
Мп -число больных, госпитализированных в пятницу,
М - число больных, лечившихся в стационаре.
Пример. В ЦРБ мощностью 200 коек в течение года лечились 4500 больных, из них 1225 больных были госпитализированы в пятницу.
Среднее пребывание больных, поступивших в стационар в пятницу, на 2 дня больше, чем поступивших в остальные дни недели.
Обеспечив равномерное поступление и выписку больных по дням недели в стационары, можно сократить средние сроки госпитализации.
Таким же способом можно рассчитать, на сколько сократятся сроки пребывания больного в стационаре за счет устранения других организационных факторов, влияющих на этот показатель. Например, увеличив объем догоспитального обследования больных, можно определить величину, на которую сократятся сроки стационарного обследования, а в результате , и общие сроки среднего пребывания больного в стационаре. При этом необходимо, чтобы главные врачи больниц обеспечили качественный контроль за объемом обследования в поликлинике и сроками обследования больных в стационаре.
Пример. В ЦРБ мощностью 200 коек в течение года получили стационарное лечение 4700 больных, из них 4000 поступили в порядке плановой госпитализации. Из числа больных, поступивших при плановой госпитализации, 30% (1200 больных) не обследованы, а 40% (1600 больных) обследованы не полностью в амбулаторно-поликлинических условиях. В результате этого для обследования каждого больного в том объеме, который можно было осуществить на догоспитальном этапе, в стационаре потребовалось 2 дня, а для дообследования 1 день.
При достаточно полном обследовании, возможном при существующих условиях работы амбулаторно-поликлинических учреждений, сокращается средняя продолжительность пребывания поступивших при плановой госпитализации за счет сокращения сроков обследования этих больных в стационаре.
В нашем примере величина Тм, на которую планируется уменьшить среднее пребывание больного в стационара, определяется следующем образом:
При имеющихся организационных трудностях для обеспечения полного объема обследования, реально возможного при существующих условиях работы на догоспитальном этапе, имеет смысл планировать постепенное достижение поставленной задачи. Принцип определения величины Тм остается тем же, меняется лишь процент больных, полностью обследованных, с учетом плана предстоящего года.
Формула расчета числа больных, которые могут быть дополнительно госпитализированы (Мд) за счет сокращения сроков лечения, уже приводилась ранее.
Тесты по разделу «Здравоохранение»
1. Назовите основные источники финансирования здравоохранения в современных условиях:
средства бюджетов всех уровней;
средства федерального бюджета;
средства организаций и предприятий;
средства обязательного и добровольного медицинского страхования;
средства Фонда социального страхования РФ;
платные услуги;
кредиты банков;
безвозмездные и благотворительные пожертвования.
2. Средства ОМС используются на финансирование следующих видов расходов по учреждениям, входящим в систему ОМС:
оплата труда государственных служащих;
начисления на оплату труда;
приобретение канцелярских принадлежностей, материалов и предметов для текущих хозяйственных целей;
оплата транспортных услуг;
приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений;
приобретение продуктов питания.
3. Бюджетные средства используются на финансирование следующих видов расходов по учреждениям, входящим в систему ОМС:
приобретение продуктов питания;
медикаменты и перевязочные средства;
оплата труда государственных служащих;
капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения;
капитальный ремонт объектов производственного назначения;
приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений;
оплата коммунальных услуг;
командировки и служебные разъезды.
4. Основными оперативно-сетевыми показателями, используемыми при планировании расходов стационарных медицинских учреждений, являются:
число врачебных посещений;
число коек;
число врачебных должностей;
число врачей;
количество койко-дней;
число развернутых коек;
оборот койки.
5. Основными оперативно-сетевыми показателями, используемыми при планировании расходов амбулаторно-поликлинических учреждений, являются:
число врачебных должностей;
число врачей;
число учреждений;
число врачебных посещений;
число дней функционирования.
6. Показатель числа дней функционирования используется для планирования следующих расходов:
медикаменты и перевязочные средства (в стационарных учреждениях);
медикаменты и перевязочные средства (в амбулаторно-поликлинических учреждениях;
оплата труда государственных служащих;
приобретение продуктов питания;
приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений;
оплата транспортных услуг.
7. Число штатных должностей врачей в больницах определяется исходя из:
количество коек;
число коек на 1 должность врача;
количество коек, приходящихся на 1 круглосуточный пост;
количество отделений в больнице.
8. Число штатных должностей среднего и младшего медперсонала в больнице определяется исходя из:
количества отделений в больнице;
количества должностей среднего и младшего медперсонала на 1 круглосуточный пост;
количества коек на 1 должность врача;
количества коек, приходящихся на 1 круглосуточный пост;
количества коек;
количества круглосуточных постов.
9. Объем расходов на приобретение продуктов питания в стационарных учреждениях зависит от:
среднегодового количества коек в больнице;
среднегодового количества коек по отделениям;
расчетной нормы расходов на питание 1 больного в день;
нормативного числа дней функционирования 1 койки;
фактически сложившегося числа дней функционирования 1 койки.
10. Расходы на мягкий инвентарь в больницах определяются исходя из следующих показателей:
количество коек;
фактическое списание мягкого инвентаря в текущем году
фактическое наличие мягкого инвентаря в текущем году;
нормы оснащения мягким инвентарем;
сроки службы мягкого инвентаря;
подлежащий к списанию мягкий инвентарь в планируемом году.
Планирование расходов на здравоохранение осуществляется на основе:
заявленных потребностей;
реальных возможностей бюджета;
принятых стандартов;
все выше перечисленное - неверно.
Какой показатель лежит в основе расчета на содержание стационара:
среднегодовое количество коек;
среднегодовое число врачебных посещений;
численность населения, прикрепленного для получения медпомощи;
все выше перечисленное – неверно.
13. Какой показатель лежит в основе расчета на содержание амбулаторно-поликлинического учреждения:
среднегодовое количество коек;
среднегодовое число врачебных посещений;
численность населения, прикрепленного для получения медпомощи;
все вышеперечисленное – неверно.
14. Число врачебных посещений определяется на основе:
среднегодового числа врачебных должностей;
числа часов работы врачей по данной специальности;
нормы приема больных в час;
числа рабочих дней в году.
15. Расходы на здравоохранение не включают затраты на:
содержание больниц;
содержание санитарно-профилактических учреждений;
содержание судебной медицинской экспертизы;
содержание врачебно-трудовых комиссий.
16. Что не входит в систему оперативно-сетевых показателей здравоохранения:
среднегодовое число коек;
нормативы отчислений в фонды медицинского страхования;
число посещений;
среднегодовое количество штатных коек.
17. Определите среднегодовое количество коек, если на 01.01.2010 в больнице было 100 коек, а с 01.05.2010 введено 6 коек:
100;
102;
104;
106.
18. Назовите основной показатель работы больницы:
число врачебных должностей;
коечный фонд;
число врачебных посещений;
нет верного ответа.
19. Показатель, на основе которого определяются расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств при поликлиническом обслуживании населения:
число врачебных посещений;
процент госпитализации;
оборот койки;
нет верного ответа.
20. Документом, на основании которого осуществляются расходы, является:
смета;
финансовый план;
в зависимости от типа учреждения;
нет верного ответа.
21. Наибольший удельный вес в объеме затрат на учреждения и мероприятия занимают:
расходы на стационарные больницы;
расходы на аптеки;
расходы на скорую помощь;
все ответы не верны.
22. По какой формуле определяется процент госпитализации населения:
П = (Ч/Н)×100%;
П = (Н/Ч)×100%;
О = Ч/Д;
23. Общая потребность населения в коечном фонде определяется по формуле:
К = О/(Н×П)×100%;
К = Н/(О×П)×100%;
К = (Н×П)/О×100%;
24. Что относится к нормативам по станциям скорой помощи:
зарплата на 1 койку;
стоимость медикаментов на 1 койку;
зарплата на 1 выезд;
услуги связи на 1 выезд.
Вопросы по разделу «Здравоохранение»
1. Типы и виды учреждений здравоохранения. Функциональная классификация расходов по здравоохранению.
2. Оперативно-сетевые показатели стационарных учреждений.
3. Оперативно-сетевые показатели поликлинических учреждений.
4. Основы формирования расходов на стационарные учреждения здравоохранения.
5. Основы формирования расходов на поликлинические учреждения.
6. Направления повышения эффективности использования коечного фонда.
7. Эффективность использования финансовых ресурсов в стационарных учреждениях.
8. Расходы на физкультуру и спорт.
9. Методика расчета нормативов бюджетной обеспеченности в системе физкультуры и спорта, в т. ч. на содержание и организацию работы спортивных сооружений и проведения спортивных мероприятий.
10. Динамика изменения расходов на здравоохранение и физкультуру в федеральном, региональном и местных бюджетах за последние 3 года.
- Учебно-методическое пособие по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
- Лекции по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
- Раздел 1. Теоретические основы управления государственными финансами
- Тема 1. Сущность и значение управления государственными и территориальными финансами. Цели, задачи и функциональные элементы управления бюджетами различных уровней
- Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования бюджетов
- Тема 4. Понятие и роль бюджета в макроэкономическом регулировании
- 4.2 Бюджетное устройство в рф: организация и принципы построения бюджетной системы рф, их характеристика
- Тема 5. Понятие бюджетной классификация рф. Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации
- 5.1. Понятие бюджетной классификации, ее состав
- 5.2. Классификация доходов бюджетов
- 5.3 Классификация расходов бюджетов
- 5.4 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
- 5.5 Классификация операций сектора государственного управления
- Раздел 2. Доходы бюджетов рф
- Тема 1. Доходы бюджетов в соответствие с Бюджетным Кодексом рф
- Тема 2. Мировая практика закрепления налоговых полномочий
- Тема 3. Планирование доходов бюджета
- Тема 4. Определение рисков доходов бюджета
- Определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам финансового и бюджетного риска.
- Выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов финансовых и бюджетных рисков.
- Раздел 3. Расходы бюджета
- Тема 1. Расходные и бюджетные обязательства
- Тема 2. Группировка расходов бюджета
- Тема 3. Виды учреждений, финансирующихся из бюджетов всех уровней.
- Раздел 4. Финансирование расходов бюджета на здравоохранение
- Тема 1. История медицинского страхования в рф
- Тема 2. Финансирование расходов на здравоохранение
- Тема 3. Определение заработной платы работников здравоохранения в соответствии с новой системой оплаты труда
- Тема 4. Анализ эффективности использования коечного фонда
- Раздел 5. Расходы бюджета на образование
- Тема 1. Теоретические основы деятельности учреждений образования
- Тема 2. Финансовое планирование в образовательном учреждении
- Тема 3. Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений
- Тема 4. Производственные показатели системы образования
- Тема 5. Методика расчета потребности бюджетных учреждений в бюджетных средствах
- Тема 6. Планирование расходов на содержание школ-интернатов и детских дошкольных учреждений
- Раздел 6. Теоретические и методологические аспекты исследования расходов бюджета по разделу «Культура»
- Тема 1. Законодательство в области расходования бюджетных средств на культуру
- Тема 2. Расходы на культуру
- Тема 3. Планирование затрат на новые и капитально возобновляемые постановки
- Тема 4. Механизмы планирования
- Тема 5. Исследование управления расходами бюджета по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» на примере Лысковского муниципального района
- Раздел 7. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 1. Значение жилищно-коммунального хозяйства и особенности его функционирования
- Тема 2. Законодательное регулирование жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 3. Основные принципы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 4. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 5. Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 6. Субсидия как способ финансирования расходов жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 7. Механизм определения размера жилищных субсидий населению
- Раздел 8. Расходы на агропромышленный комплекс
- Тема 1. Характеристика агропромышленного комплекса
- Тема 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- Тема 3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- 4. Рассчитать поступления налога на доходы физических лиц в бюджет, если имеется следующая информация (в тыс. Руб.)
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу. Тыс.Руб.
- 5. Рассчитать поступления налога на игорный бизнес в бюджет, если имеется следующая информация
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- Рассчитать поступления акцизов по спирту, пиву и алкогольной продукции в бюджет, если имеется следующая информация:
- Переходящий платеж за 4 квартал предыдущего года – 5212 т.Руб.
- 8. Рассчитать поступления налога на имущество физических лиц в бюджет, если имеется следующая информация:
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- 8. Рассчитать поступления налога на имущество организаций в бюджет, если имеется следующая информация
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- Глава 8. Доходы бюджетов субъектов российской федерации
- Глава 9. Доходы местных бюджетов
- Практические задания по теме «Расходы бюджета»
- Количество учащихся, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала
- Задачи для экзамена
- Учебное пособие по дисциплине по изучению курса «Государственные и муниципальные финасы» для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
- 603600, Г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37.