1.4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
В первой половине XX в. великий Дж.М. Кейнс писал: «Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда они ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей. Правда, это происходит не сразу, а по истечении некоторого периода времени». Весь ход новейшей истории подтверждает эту мудрость, нашедшую свое воплощение в появлении новых экономических идей и теснейшей взаимосвязи реальных экономических ситуаций, в которых за последние десятилетия оказывался мир. В связи с этим развитие западной экономической науки представляет интерес в период перехода России на новую экономическую модель.
Экономическая практика Запада дает примеры преодоления больших трудностей хозяйственного развития, таких, как «Великая депрессия 30-х», сильнейшие экономические кризисы середины 1970-х и начала 1980-х гг., высокая инфляция этого же периода, серьезные структурные деформации, достаточно весомые масштабы безработицы и стремительный рост бюджетного дефицита и государственного долга. Можно не бояться погрешить против истины, утверждая факт выдающихся достижений западных экономистов XX в. После изучения данного параграфа станет более понятной логическая схема эволюции финансовой науки и ее сегодняшних задач, а также необходимость усвоения теоретического опыта развитых стран и возможностей его применения в практике российской экономики переходного периода.
Как известно, генезис науки о финансах насчитывает несколько веков и его начало исследователи относят к XV—XVI вв. Сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход термин «финансы». Авторство этого термина можно оставить за французским ученым Ж. Боденом, который в 1577 г. издает работу «Шесть книг о республике». Из французского языка термин «финансы» перешел во все языки мира. В работе Бодена термин «финансы» используется для обозначения системы отношений между государством и остальными субъектами воспроизводственных отношений. С сегодняшних позиций эти отношения нельзя отнести к финансам, поскольку они не носили денежного характера. Однако экономическая суть натуральных налогов и личных повинностей в экономических формациях с преобладанием натуральных отношений та же, что и суть денежных налогов в экономических формациях с развитыми товарно-денежными отношениями.
Не являясь исключением, финансовая наука, как и все прочие, рождается из потребностей практики, т.е. тогда, когда ранее не изучаемая сторона действительности становится стабильной и значимой для жизнедеятельности данной системы. Поэтому совершенно естественно, что финансовая практика на тысячелетия старше финансовой науки. Не вдаваясь в подробный анализ содержания работ отдельных авторов, назовем древнейших авторов сочинений в области финансов.
Первым автором работы, посвященной финансам, был Ксефонт (430— 355 г. до н.э.). Его работа называется «О доходах Афинской республики». У Аристотеля (384—322 г. до н.э.) основные воззрения в области финансов изложены в работе «Афинское государственное устройство». Науке известно имя арабского ученого Кодама, который в 948 г. н.э. написал сочинение о налогах. Длинный список европейских ученых, занимавшихся проблемами финансов, возглавляет Ф. Аквинский (1225—1274). Он впервые сделал попытку обосновать право короля на сбор налогов с подданных. Среди авторов работ по финансам были итальянцы Ф. Петрарка, Д. Ка-раф, Бернардо, Ф. Гвиччардини, Дж. Ботеро, Н. Макиавелли и др.
В XVII—XVIII вв. обогатили финансовую науку немецкие ученые Л. фон Секендорф, С. Пуфендорф, И. Юсти и И. Зонненфельс, которых в литературе относят к представителям немецкой школы камералистики. Юсти в работе «Система сущности финансов», изданной в 1746 г., обобщил высказывания представителей школы камералистики о финансах. В этой работе впервые разграничиваются финансовая наука и финансовая политика. К XVII в. европейская наука обогатилась за счет налаженного обмена информацией. Предшественники физиократов изучают экономику. В их трудах затрагиваются различные аспекты финансов. Среди авторов .можно назвать Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, У. Петти, Г. Баугельбера, С. Во-бана, Дж. Стюарта. Именно У. Петти (1623—1687) с его сочинением «Трактат
о налогах и сборах» считается родоначальником буржуазной политэкономии.
К XVIII в. относится зарождение и развитие классической политической экономии. Представители этой школы не выделяли финансы из политической экономии, не считали их самостоятельной наукой. При всем разнообразии уровня, объема и стиля работ авторов этой школы (французы А. Тюрго, Ф. Кенэ, В. Мирабо, англичане А. Смит и Д. Риккардо) учение о финансах представителей классической школы можно свести к следующим четырем основным положениям:
1) государство необходимо, поскольку оно охраняет «естественный порядок» от зависти и покушений;
2) содержание правительства должно быть дешевым, так как расходы па управление государством являются непроизводительными;
3) государство не может нарушать «естественный порядок», т.е. право собственности и конкуренции, путем установления ограничительных таможенных пошлин и монополий и не должно вмешиваться в хозяйственную жизнь страны;
4) государством должны соблюдаться основные принципы налогообложения: налоги надлежит платить всем в соответствии со своими доходами; налог следует точно определить заранее; налоги необходимо взимать в удобное для плательщика время; взимание налогов должно быть дешевым.
Победа капиталистической системы над феодальной породила выдвижение новых экономических школ, защищавших новые производственные отношения. Из ученых-финансистов конца XIX в. следует упомянуть француза П. Леруа-Болье, опубликовавшего в 1877 г. курс финансовой науки, и англичанина К. Бастбла, написавшего в 1892 г. книгу «Публичные финансы». Наибольший вклад в развитие теории финансов внес К. Рау, издавший в 1826—1832 гг. курс политэкономии, третья часть которого была полностью посвящена финансам. На русском языке работа Рау «Основные начала финансовой науки» была опубликована в 1867 г. и оказала существенное влияние на развитие финансовой науки России.
Не получили особой известности сочинения немецких ученых о финансах, изданные в первой трети XIX в.: Содена (1811), Якоба (1821), Маль-хуса (1830), Шена (1832). Однако эти работы значительно повлияли на мировоззрение Л. фон Штейна, впервые включившего в понятие «финансы» местные финансы, а также классика финансовой науки А. Вагнера (основная работа которого «Наука о финансах» была опубликована в 1880 г.). Из видных ученых-финансистов конца XIX в. следует назвать австрийца Э. Сакса, итальянца Ф. Нитти, американца Э. Селигманна и, наконец, итальянского ученого Л. Касса, работа которого «Основы финансовой науки» была напечатана в 1869 г. (на русском языке — в 1900 г.).
На грани Средневековья и Нового времени торговый капитал создал базисную возможность и определил настоятельную потребность в сознательном отношении к государственному денежному (финансовому) хозяйству. Вначале исследованием вопросов финансовой теории занимались ученые, создавшие общую политическую экономию. Необходимо отдать дань уважения тем, кто вложил свой труд в исследование тогда еще новой области знаний.
При всем огромном разнообразии принципов, методологической базы, масштабов и уровня анализа у столь именитых авторов основные направления их исследований существенно отличаются от подходов современных экономических теорий.
Ученые — экономисты и финансисты — длительный период откристаллизовывали само понятие государственных финансов, дискутировали об их общественном назначении (функциях), сфере распространения действия системы государственных финансов. Отдельно строились теории государственных доходов (в которых особым вниманием всегда пользовалась важнейшая их сфера — налогообложение), государственных расходов, бюджета и государственного кредита, финансового контроля. Причем со временем внимание ко всем этим вопросам возрастало. Столь многоплановое и кропотливое изучение всех деталей финансовой практики лучшими представителями экономической мысли на протяжении нескольких веков позволило создать достаточно стройную, убедительную и захватывающе интересную науку — «теорию финансов», в которой к концу первой трети XX в. было уже мало «белых пятен». Тем не менее, элементы дискуссионных положений имеют место до сих пор, что в сущности вполне соответствует природе процесса научного познания. В противном случае, как известно, научная логика и научная система обречены превратиться в догму.
Государственные финансы неотделимы от государства, а государство XVIII—начала XX в. — это «ночной сторож», охраняющий мир, собственность и правопорядок, но ни в коем случае не хозяйствующий субъект, тем более претендующий на руководящую роль в общественном воспроизводстве. Государству можно, конечно, доверить руководить почтой, связью, непомерно дорогим строительством железных дорог, но от всего, что приносит хотя бы среднюю прибыль, государство необходимо отстранить. Это основа национального менталитета и господствующее мировоззрение периода капитализма совершенной конкуренции. И роль, значимость государственных денежных фондов полностью подчинялась ведущему принципу невмешательства государства в экономику. Вся система централизованных денежных фондов аккумулировала тогда сравнительно небольшую долю национального дохода.
Тем не менее, уже с 1830-х гг. относительные и абсолютные показатели величин государственных расходов начали возрастать. Первым, кто это заметил и сделал соответствующий прогноз, был экономический советник О. фон Бисмарка А. Вагнер. Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он одним из первых понял ограниченность рынка и разделил экономику на два
сектора: государственный и частный, не считал правительство только непроизводительным органом и сформулировал «закон возрастающей государственной активности». В соответствии с последним во всех странах, где быстро развивается промышленность, государственные расходы должны увеличиваться более высокими темпами, чем объемы производства и национальные доходы. Кроме того, растущая государственная активность, по его мнению, определяется социальным и научно-техническим прогрессом, а также возрастающим количеством причин для межгрупповых и внутригрупповых противоречий. Но гениальные прогнозы А. Вагнера не могли быть тогда востребованы, и для оформления их в научную теорию время еще не пришло.
В хронологических рамках экономической истории (XVII — первая треть XX в.) «классическая школа» охватила весь период возникновения и формирования микроэкономики и была ориентирована исключительно на модель «свободного» рынка, выросшего из взаимодействия единичных производителей. Таким образом, вся экономика страны представлялась не более чем «совокупностью микрорынков», а объяснение механизмов движения и развития микроэкономики автоматически переносилось на экономику в целом и становилось теоретическим объяснением механизмов макроэкономического движения.
Логика подобной системы взглядов на законы движения в мире материального производства предполагала, что отклонения от требуемого равновесия возможны только временные, а длительное завышение уровня цен или сокращения объема производства невозможны, так как ценовой механизм, обеспеченный условиями совершенной конкуренции, в конце концов все отрегулирует.
Однако к 1930-м гг. реальные процессы перестали укладываться в концепцию «автоматической» самонастройки, и это относилось прежде всего к инфляции и безработице. Быстро растущая монополизация большинства рыночных структур уничтожила условия совершенной конкуренции, а вместе с ними и ценовое саморегулирование. Объем совокупного спроса, который мог быть создан силами рынка (частное потребление плюс частное расходование капитала), был уже недостаточен, чтобы сохранить полную занятость. Брешь, которую необходимо было заполнить для стабилизации хотя бы относительного макроравновесия, намного превосходила норму частного инвестирования, которую тогда можно было поддерживать.
Массовая безработица усилила роль социальных факторов, также деформирующих законы стихийного действия рыночных регуляторов. В отличие от предыдущих циклических кризисов перепроизводства, «Великая депрессия 30-х» обозначила кризис всей существующей системы мотивов, целей, методов экономического управления, а также обеспечивающих их экономических теорий. Государственная политика в отношении цикла не была готова к новой постановке проблемы поиска методов для достижения равновесия.
В таких условиях в обществе всегда появляется острая необходимость в совершенно новых концепциях экономических моделей, позволяющих создать новые условия для продолжения существования рыночной системы и объяснить законы последующего развития на другой теоретической высоте. В связи с этим конец «Великой депрессии» с позиций эволюции производственных отношений и генезиса экономических теорий можно образно сравнить с «жирной чертой», проведенной под длительным этапом существования капитализма свободной конкуренции и «царства классики».
Начинается этап качественных изменений в системе координат всех экономических наук, который, естественно, не мог обойти стороной и теорию финансов. Новый уровень общего философского и экономического мировоззрения с существенной корректировкой прежней системы ценностей позволили сконцентрировать внимание ученых на проблеме практического использования крупнейших денежных фондов национальной экономики, а многие вопросы богатейшего теоретического наследия прошедших веков перенести в учебники.
Первой и основополагающей экономической теорией «нового поколения», которая открыла дверь всем последующим модификациям экономической мысли Запада, была «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнса, опубликованная в 1936 г. Образовалось целое направление, объединенное идеей относительной нестабильности капиталистической экономики ввиду объективной невозможности активного государственного вмешательства. Новая концепция государственных финансов получила свое развитие в послевоенном «неокейнсианстве».
В период создания кейнсианской теории налицо были две основные проблемы: невиданные ранее масштабы безработицы, катастрофическое падение платежеспособного спроса (как потребительского, так и производственного) и лишь две фазы циклического развития (кризис и депрессия). Кейнса не могла тогда интересовать политика долгосрочного развития, созданная модель была статистической, а все рассматриваемые в ней экономические процессы «действовали» лишь в рамках краткосрочного периода. Основные параметры (инвестиции, сбережения) не менялись во времени. В ответ на последующую критику этого обстоятельства он сам иронично замечал: «Наша жизнь тоже краткосрочна». Учитывая острую кризис-ность ситуации 1930-х гг. и необходимость введения мер «скорой
помощи», Кейнс сосредоточил все внимание на механизме формирования эффективного спроса в ближайшем будущем.
В своей экономической концепции Кейнс радикально изменил систему взглядов как на само понятие «макроэкономическое равновесие», так и на механизм его достижения. Он выступил против классических постулатов о том, что предложение товаров всегда само по себе создает спрос, что равновесие спроса и предложения постоянно обеспечивается движением цен, что равенство объема инвестирования и объема сбережений устанавливается автоматически через колебания нормы процента. Кроме того, он решительно отверг объяснение безработицы элементами государственного вмешательства и деятельностью профсоюзов, препятствующих снижению уровня заработной платы. Подобно Ньютону, который увидел за фактом падения с дерева яблока закон всемирного тяготения, Кейнс обнаружил и доказал, казалось бы, достаточно понятное явление, а именно — несовпадение так называемого равновесного рыночного состояния и состояния полного использования наличных производственных ресурсов.
Безусловно, только рыночное равновесие, по мнению Кейнса, не может обеспечить истинную пропорциональность экономического развития и достижение «золотого четырехугольника»: полной занятости, предотвращения инфляции, обеспечения платежного баланса и устойчивости роста национального дохода. «Драма» саморегулируемой рыночной экономики у «классиков» как раз и заключалась в стремлении достичь единственно рыночного равновесия. Исповедуя эту религию, в определенный момент классическая микроэкономика остановилась в состоянии неполного, неэффективного производства. В свою очередь формирование «эффективного спроса» в краткосрочном плане, столь необходимого для приостановления экономической и социальной катастрофы, никак не могло обойтись без роста государственных расходов и изменения отношения к политике налогов и бюджетных дефицитов.
В кейнсианской модели рассматривались различные варианты «создания» бюджетных дефицитов — как за счет увеличения расходов без увеличения налогов, так и за счет снижения налогов при неизменных расходах. И доказывалось, что в период депрессии создание инвестиционно ориентированного бюджетного дефицита есть мощное средство стимулирования экономической деятельности. Кейнс считал, что если воздействие инвестиционного мультипликатора, обусловленного многократным повторением цепочки «рост инвестиций — рост занятости — рост национального дохода — рост совокупного спроса», все-таки недостаточно для достижения необходимой
величины валового совокупного спроса, то эту инвестиционную недостаточность должно компенсировать государство как через государственные трансфертные инвестиции, так и вообще через политику бюджетной экспансии. Эти основные положения кейнсианской финансовой теории легли в основу политики в отношении цикла в ведущих демократических странах. Экономическая политика государства в таких странах, как Великобритания, Канада, Австралия, Швеция, США, доказала новую тенденцию политического мышления относительно цикла. Правительства объявили, что берут на себя ответственность за сохранение высокого и стабильного уровня занятости, и первым шагом такой политики должно быть недопущение того, чтобы упала совокупная сумма расходов, производимых в обществе. Столь энергичные действия для приостановки краха неизбежно требуют финансирования увеличивающихся непроизводительных затрат только за счет активного роста бюджетных дефицитов и всегда «сопровождающих» их государственных долгов. Но в тот период проблема долгов рассматривалась как вполне поддающаяся регулированию.
Из ближайших последователей Кейнса, разделяющих его взгляды на возможности использования финансовой системы, заслуживает внимания теория американского экономиста А. Лернера, выпустившего в 1972 г. солидный труд «Экономика занятости» (в России не издавался). В центре всей системы его теоретико-прагматических принципов стоит положение о развитии «функциональных финансов». Это положение детализирует разработки Кейнса и отражает требование формирования активной бюджетно-фискальной системы, направленной на поддержание определенного уровня государственных расходов, которые должны по мере необходимости обеспечивать нормальный рост личного потребления и инвестиций. Лернер считает самой существенной проблемой вопрос о том, как избежать депрессии и инфляции с помощью механизма нормального регулирования расходов. Именно такой механизм он связывает с использованием «функциональных финансов» и сразу пытается ввести эту концепцию в определенные социальные рамки (и в этом смысле можно констатировать усиление социологизации теории).
Когда говорят о неокейнсианстве, к новациям прежде всего относят теории экономического роста и циклического развития. По мере ликвидации послевоенных и кризисных последствий, уже в 1950-е гг. проблема экономической динамики выдвигается на первый план, и западные экономисты сосредоточивают внимание не только на кризисах и депрессиях, но и на цикле в целом, включая оживление и подъем. Они доказывают, что бурные инфляционные бумы — явление
для экономики не более желательное, чем затяжные спады, поэтому цикл нуждается в регулировании на всех стадиях своего протекания (ряд серьезных идей в этом направлении разработан Р. Харродом, Е. Домаром, Н. Калдором, П. Самуэльсоном, Дж. Хиксом).
Наибольшую известность в качестве главного неокейнсианского теоретика цикла приобрел американский экономист («американский Кейнс») Э. Хансен. В своем труде «Экономические циклы и национальный доход» (1951) он высказывает и доказывает предложения в области фискальной и кредитно-денежной политики, в которых идет речь о трех типах программ компенсирования, предназначенных поддерживать устойчивость. В основе этих программ: встроенный механизм гибкости; автоматически действующие компенсирующие контрмеры; управляемые программы компенсирования.
Встроенные механизмы гибкости представляют собой автоматическую систему, которая в состоянии глушить колебания, но бессильна способствовать переходу от уровня депрессии к подлинному восстановлению. Система автоматически реагирует на изменение экономического положения. Она не требует сознательного управления. Одним из элементов такой программы является круто прогрессивная шкала подоходного налога. При фиксированной системе ставок поступления от налога быстро возрастают с ростом дохода и резко падают с его уменьшением. Следовательно, бум имеет тенденцию создавать бюджетные излишки, а депрессия — бюджетный дефицит, т.е. происходит то, что и требуется.
Точно так же система страхования от безработицы действует автоматически как компенсирующая мера. В периоды процветания, когда безработных мало, общая сумма выплачиваемых пособий падает, в то время как поступление налогов, удерживаемых из заработной платы на социальное обеспечение, растет, в периоды депрессии, когда безработица велика, общая сумма пособий растет, а поступления налогов на нужды социального обеспечения падают. Налоги на нужды социального обеспечения превышают сумму выплачиваемых пособий в годы процветания, и это оказывает сдерживающее воздействие на бум; выплата пособий (по крайней мере в сбалансированной системе или системе выплат из текущих доходов) превышает обложение по социальному обеспечению во время депрессии, и это оказывает смягчающее действие в период спада. И подобно этому, поддержание фермерских цен смягчает падение доходов фермеров в периоды, когда сельскохозяйственные цены снижаются. Отклонением от обычного типа программы поддержания цен является предложение, согласно которому фермеры продают по рыночным ценам, но в случае образования разрыва между рыночной ценой и ценой, которую предусмотрено поддержать, получают от правительства соответствующую компенсацию. Все это примеры встроенных механизмов гибкости, действующих со стороны налогов или расходов.
Система «встроенных стабилизаторов» может уменьшить амплитуду циклических колебаний, смягчая падение, и в какой-то мере тормозит бум, но она не в состоянии вызвать действенный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры, которые также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок и правительственных расходов. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специальные выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимается выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное относится и к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.
Вся кейнсианская рецептура в широком смысле этого понятия (т.е. включая теорию самого Кейнса, «ортодоксальных» кейнсианцев и «неокейнсианцев») с большим или меньшим успехом давала положительный эффект до середины 1970-х гг. Затем произошло очень много событий, которые вывели мировую экономику и все ее проблемы на совершенно иной уровень. Научно-техническая революция привела к резкому усложнению номенклатуры изделий и их быстрой сменяемости. В геометрической прогрессии увеличилось общее число предприятий, усилились интеграционные процессы. Соединились сразу несколько кризисов (циклический, структурный, энергетический, экологический). Такая усложненная система не могла уже управляться прежними методами централизованного воздействия и объективно требовала определенного перемещения акцентов на рыночные рычаги саморегуляции. Совершенно новая экономическая реальность нуждалась в новых концепциях макрорегулирования.
Расположение экономических школ Запада к первой половине 1970-х гг. может быть изображено в форме ромба и представляет следующую картину: кейнсианская «компания» вверху, «умеренная оппозиция» внизу, в лице западногерманских неолибералов — В. Ойкена, А. Мюллера-Армяка, Л. Эрхарда и др. (по основным идеям занимала промежуточное положение между неоклассиками и кейнсианством), агрессивная «правая» оппозиция в лице неоклассиков с жестким лидером М. Фридменом, а также представители «экономики предложения» М. Фелдстайн и А. Лаффер, выступающие за свободу предпринимательства и невмешательство государства, «слева» — концепции институционально-социологического направления, доводящего идею государственного регулирования до требований целенаправленной социальной политики и индикативного планирования (Дж. Гелбрейт, Ф. Перру, Дж. Кларк, Г. Мюрдаль, Л. Столерю и др.).
Неудивительно, что период 1970-х гг. был временем «второго кризиса экономической теории» Запада. В отличие от первого, поразившего в основном концепции невмешательства государства в экономическую жизнь общества, этот был очень трудным и болезненным для всех школ и направлений. Однако понятие «второй кризис» прежде всего ассоциируется с кризисом воздействия государства на экономику через совокупный спрос и совпадает с третьим этапом генезиса государственных финансов как предмета исследования в контексте общих экономических теорий.
Все прежние постулаты «поведения» государственных финансов начисто отвергаются. Выдвигаются жесткие требования сбалансированности бюджета путем сокращения социальных программ, а также умеренных налогов. На этой волне формируется (усилиями главным образом экономистов США) теория «экономики предложения». Ее сторонники представляют неоклассическую экономическую теорию на базе идейного наследия Ф. фон Хайека — теории предельной эффективности факторов производства и современного монетаризма. Здесь отчетливо видны границы с кейнсианством (в отличие от монетаристов, все-таки учитывающих кейнсианский анализ совокупности спроса), неокласики выступают за самостоятельную, независимую от денежной, бюджетную политику, твердо веря в высокую эффективность налогового регулирования экономики.
В целом авторы этой современной концепции стоят за переход к долгосрочному государственному регулированию предложения факторов производства. 1970—1980-е гг. отмечены усилением влияния сторонников теории предложения на развитие мировой экономической мысли и на формирование экономической политики ведущих западных стран. Были даны достаточно убедительные ответы на вопросы, поставленные хозяйственной практикой, и выработаны конструктивные варианты решения многих проблем. Такие формы государственного вмешательства в экономику, как антициклическое регулирование, бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции, были признаны вредными, расстраивающими механизм рынка и порождающими хозяйственные трудности. Главным фактором роста безработицы считается система государственного социального обеспечения. Кроме того, по мнению сторонников теории предложения, государственные затраты на социальные цели изменяют соотношение между расходуемой и сберегаемой частями денежных доходов, так как увеличивается доля текущего потребления в расчете на финансовую помощь государства в пенсионный период. В результате происходит снижение доли сбережений в совокупном доходе, уменьшается объем кредитных ресурсов и источников накопления, что, в свою очередь, вызывает замедление экономического роста.
Создатели теории предложения считают главными причинами непредвиденной инфляции высокие налоговые ставки и полностью отвергают бюджетный дефицит. Им удалось основательно разобраться в механизме его отрицательного воздействия на расширенное воспроизводство, особенно при таком методе покрытия, как долговые обязательства. В этом случае государство, стараясь не допустить ускорения инфляции, вынуждено размещать на финансовых рынках основную массу своих ценных бумаг и превращается в конкурента частных фирм, отбирая у частного сектора кредитные ресурсы. Последние перекачиваются в сферу государственного потребления и используются главным образом непроизводительно. Следовательно, государству необходимо полностью перекрыть бюджетный канал непредвиденной инфляции и изменять предложение денег иными путями, минуя дефицит. Центральное место в концепции принадлежит проблеме сбережений, дефицит которых обусловлен несовершенством налоговой системы. Когда уменьшаются реальные доходы, остающиеся после налогообложения, начинает действовать механизм сокращения личных сбережений. Когда же инфляция переплетается с непомерно высоким налогообложением прибыли, возникает большая вероятность падения дивидендов, что побуждает акционеров воздержаться от вложений капитала. Давит и дополнительный инфляционный налог, равный обычному налогу, умноженному на темп инфляции.
Выводы новых концепций безработицы, инфляции и экономической динамики образуют теоретический фундамент, на котором строится неоконсервативный проект реформы государственного регулирования экономики. Основным стержнем этой реформы считается радикальная реформа системы налогообложения, направленная в сторону значительного уменьшения предельных налоговых ставок. Предусматривается, что это снижение должно быть дифференцированным, пропорционально его предельной эффективности. В частности, предлагается в большей степени сократить те виды налогов, которые дадут максимально предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости, и в первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений. Существенная роль отводится также реформе налогообложения лиц с высокими доходами:
с богатых надо брать меньше, так как их отличает большая склонность к сбережениям. И вообще, в снижении налоговых ставок неоконсерваторы видят магистральный путь к решению многих проблем современной экономики.
Долгосрочным последствием снижения налоговых ставок должен стать не рост бюджетного дефицита, а его сокращение. Эти закономерности были математически исследованы, и результат известен в мировой экономической науке как эффект Лаффера. В теории предложения он занимает исключительно важное место. Кривая на рис. 1.4 отражает взаимосвязь величины ставки налогов и поступления за их счет средств в государственный бюджет. При повышении ставки доходы государства за счет налогов вначале увеличиваются, но только до определенной границы — точки М, после нее повышение налоговой ставки уменьшает налоговые поступления. Высокие налоги снижают стимулы производства и уменьшают налоговые доходы государства.
В 1980-е гг. теория предложения была положена в основу экономической политики правительств некоторых стран. На основе ее разработок с 1986 г. проводятся крупные налоговые реформы. Эти реформы имели несомненные достижения. К первому из них можно отнести уменьшение максимальных предельных налоговых ставок. В частности, в США это было снижение с 70 до реальных 33%, в Швеции — с 87 до 80, в Португалии — с 80 до 69, Ирландии — с 77 до 65, Италии — с 72 до 62, в Великобритании — с 83 до 60% (предельная налоговая ставка — высшая налоговая ставка в системе прогрессивного обложения). Вторым достижением был рост вычетов, или личного дохода и стандартных вычетов, исключивших 6 млн человек из
налоговых списков. Кроме того, деятельность по сокрытию налогов сделалась более трудной и менее привлекательной.
К сожалению, изменение предельной налоговой ставки дало ощутимое облегчение налогового бремени только небольшой части населения, цель упрощения не была достигнута. Самой большой неудачей было явно недостаточное расширение налоговой базы, не скомпенсировавшее быстро налоговые потери. И тем не менее, авторы экономики предложения совершенно верно уловили главное направление теоретической перестройки — необходимость всемерной мобилизации созидательного потенциала рынка.
Как уже отмечалось, современная западная экономическая мысль представлена несколькими крупными школами, каждая из которых имеет ряд направлений. Несмотря на наличие диаметрально противоположных точек зрения по комплексу вопросов государственного регулирования, все школы единодушно признают существование смешанных экономик. Иными словами, в послевоенный период в странах с развитыми рыночными структурами сформировалась новая наука — экономика общественного сектора, представляющая иную, чем прежде, систему взглядов на роль государства и теорию государственных финансов. Изучение этой дисциплины стало неотьемлемой частью экономического образования во многих странах.
Общественный сектор представляет собой совокупность всех ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. Так как любые действия государства в условиях рынка опосредуются финансовыми инструментами, то, не умаляя роли государственной собственности, наиболее универсальным инструментом воздействия признается бюджет. В центре внимания экономики общественного сектора находятся в первую очередь государственные финансы. Особенность этой дисциплины состоит в том, что она рассматривает государство даже не в качестве регулирующей структуры, а в общем ряду субъектов экономической деятельности, который должен поставлять обществу конкретные экономические блага с необходимой эффективностью производства этих благ. Экономика общественного сектора призвана также объяснить, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной. При этом учитывается принципиальное отличие государства от других субъектов рыночного хозяйства, заключающих свои сделки добровольно. Государство и его органы всегда обладают правом принуждения в рамках и на основе законов.
Потенциал общественного сектора имеет смысл использовать только в тех случаях, когда издержки и негативные последствия принуждения как минимум уравновешиваются его позитивными последствиями, т.е. потери для каждого индивида в отдельности, а не только для общества в целом, должны уравновешиваться приобретениями. Прежде всего государство призвано обеспечивать экономически эффективное удовлетворение потребностей своих граждан в общественных благах в таких отраслях, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство, и обязательно на уровне социальной достаточности, а не минимально -го потребления. Выполнение этих функций на соответствующем уровне в основном и определяет масштабы общественного сектора в каждом государстве.
Ресурсы, которыми обладает государство, — это государственная собственность, а также доходы и расходы централизованных денежных фондов. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором — об их потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща любому субъекту хозяйства. Особенность государства в том, что в результате систематически осуществляемого перераспределения доля общественного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале. С одной стороны, государство часто контролирует огромные ресурсы, которые не получают надлежащей экономической оценки в качестве потенциальных или реальных факторов производства (земли, не находящиеся в сельскохозяйственном обороте, охраняемые природные и культурные ценности и т.д.). С другой — расходы государства в конечном счете характеризуют услуги, которые оно предоставляет на нерыночной основе. Таким образом, и запас, и поток ресурсов общественного сектора частично изымаются из рыночного оборота. Однако в целом роль и масштабы этого сектора концентрированно можно выразить удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе или ВВП.
Но какими бы принципами ни руководствовалось государство в своем отношении к формированию денежных фондов, из которых финансируется производство общественных благ, всегда будет стоять проблема выбора между справедливостью в распределении и эффективностью в производстве. Каждое общество должно искать свой оптимум в соответствии с национальным менталитетом и сложившейся системой взглядов в отношении принципов общественной справедливости с учетом реальных общественных возможностей. Поиск такого оптимума технически очень сложная задача, поскольку имеют место высокие объективные потребности в государственном финансировании, с одной стороны, и ограниченность реальных доходных источников, с другой.
В теории экономики общественного сектора в ее понимании роли и назначения государства серьезно скорректированы взгляды на роль конкретных финансовых институтов. Например, налоги рассматриваются не как способ мобилизации средств на содержание неких надэкономических структур, а скорее в качестве формы затрат на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам. Предполагается, что государство и его органы, подобно другим производителям товаров и услуг, должны получать ресурсы лишь постольку, поскольку им удается продемонстрировать потребителям (налогоплательщикам) свою способность удовлетворять их запросы лучше потенциальных конкурентов из числа частных фирм. Кроме того, за потребителями остается бесспорное право добиваться минимизации своих затрат (налогов), т.е. налицо требование ощутимой возвратности налогов как в масштабах общества, так и для каждого налогоплательщика. Единственный смысл налогов в демократическом обществе — максимальное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные блага и признанных гражданами этой страны принципов перераспределения доходов.
Налоги необходимо платить всем гражданам, а дифференциация уплаты должна производиться по критериям, соответствующим принятым в данном обществе представлениям о справедливости. Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности. Первому отвечают различия в величине налогового бремени в соответствии с различиями в полезности действий государства для разных налогоплательщиков. Второй принцип предполагает соразмерность налогообложения, но не субъективной готовности, а объективной способности отдельных плательщиков нести налоговое бремя. На практике этот принцип трудно заменить каким-либо другим. Но какой бы конкретный принцип ни был положен в основу относительного равенства налоговых обязательств, демократическое налогообложение предусматривает равенство по горизонтали и равенство по вертикали. Первое — это непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении с точки зрения принятого принципа. Второе — соответствие дифференциации налоговых обязательств различиям в их положении.
Оба указанных выше принципа, по сути, выражают идею запрета на дискриминацию в налогообложении. После выбора принципов налогообложения в целом и расчета необходимой суммы следует сформировать общую структуру системы, т.е. выбрать конкретные
виды и рассчитать ставки. Делать это нужно на базе анализа воздействия налогов на рыночное поведение производителей и потребителей. Авторы теории экономики общественного сектора большое внимание уделяют обеспечению возможности общественного контроля за формированием и результатами действия налоговой системы. Неведение налогоплательщиков ничуть не более отвечает принципам современной рыночной экономики, чем всякое иное злоупотребление информационной асимметрией.
Специфика системы взглядов описываемой теории, естественно, распространяется и на назначение государственных расходов и бюджетную политику в целом. Целесообразность государственных расходов должна достигаться только в рамках программного подхода к их формированию и осуществлению. Общественные расходы, по мнению авторов, можно представить в качестве отрицательных налогов, соответственно распространив на них с некоторыми оговорками многие из положений новой налоговой теории. Чтобы добиться наиболее рационального использования общественных средств, требуется как можно точнее определить их отдачу, сопоставить ее с затратами, сравнить различные варианты программ с точки зрения издержек и выгод. При этом, чем глубже и интенсивнее сдвиги в объективных условиях развития общественного сектора и запросах, которые он призван удовлетворить, чем настоятельнее потребность в реформировании самого этого сектора, тем менее допустимо полагаться на прежние образцы. В центр внимания должны обязательно выдвигаться поиск альтернативных вариантов использования общественных средств и сравнение этих вариантов.
В завершение данной темы нельзя не сказать о последних тенденциях в развитии мировой экономики и соответственно мировой экономической мысли, имеющих обобщенное название — глобализация. Акцентировать внимание на этих вопросах необходимо хотя бы потому, что последняя опровергает многие постулаты таких основополагающих современных теорий, как монетаризм и рыночный либерализм. В настоящее время глобалистика как направление научной мысли постепенно реализуется в практическом жизнеустройстве общества. Первоначальные исследования, обобщение материала и первичный анализ переходят в стадию системного анализа и серьезных прогнозов. Над исследованием многочисленных глобальных проблем работают крупные научные коллективы, и с высокой долей вероятности можно предположить, что в недалеком будущем следует ожидать создания новых моделей общественного устройства.
Среди исследователей нет единой точки зрения на существо этого явления. Но мы рискнем присоединиться к той из них, которая рассматривает глобализацию как объективный, реальный процесс, новейшие тенденции которого — естественный результат продолжения прежних процессов интеграции, но на качественно новом уровне. Положение это принципиально, так как, отрицая объективность, а следовательно, и неизбежность глобализации, невозможно строить качественно новую модель развития России. Понятно, что от обновленных общих стратегических направлений происходит и направление вектора финансовой политики.
Реальность глобализации объясняется учеными исходя из двух основных причин: кризиса мировой экономики как явления системного порядка, а также большого числа возникших глобальных проблем. Наиболее известные из них: проблемы экологического, социально-экономического, политического, биологического характера, духовно-нравственной сферы. Сложность данной ситуации вызывает реальную потребность в новой парадигме для экономического развития в мире.
Последние положения очень важны для современной России, так как она интегрируется в мировую экономику, имея деформированную структуру практически во всех сферах народного хозяйства: в материальном производстве, распределении доходов, ориентации капиталов, в использовании кредитных, финансовых ресурсов, золотовалютных резервов. С учетом ресурсного, трудового и научного потенциала для России существует альтернатива: либо, подчиняясь жестким законам глобализации, стать еще более отстающим государством, либо войти в клуб развитых государств. Последнее возможно, только добившись опережающих темпов развития науки, образования, наукоемких технологий. Правильное понимание объективности и значимости глобализации должно явить миру экономические теории, в которых был бы сделан акцент на новую роль государственных и межгосударственных институтов.
В завершение обобщим изложенное и сделаем некоторые выводы.
1. Финансовая наука имеет богатейшее многовековое теоретическое наследие, созданное трудом многих поколений выдающихся ученых стран Запада и России. И ни одно из направлений новейших исследований и практического законодательства в сфере государственных финансов не может иметь место безучета основных положений базовой теории. В противном случае все усилия обречены на отрицательный результат.
2. Первый кризис в истории экономической мысли, постигший экономическую науку в 30-е гг. XX в., объективно отразил переломный этап в развитии самой рыночной экономики. Кейнсианская модель дала толчок развитию всех последующих современных эконо-
мических школ на новой теоретической основе. Доказательство необходимости существования смешанной экономики с регулирующей ролью государства имеет непреходящее значение и оказывает влияние на все направления исследований, связанных с материальным производством.
3. Подобный переворот в направляющей системе экономического мышления самым непосредственным образом коснулся общественного отношения к сфере государственных финансов, которая была призвана играть ведущую роль для достижения стабилизации экономического цикла. Особое значение придавалось управлению бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса (кредитно-денежная политика в этой ситуации должна была приспосабливаться к бюджетной).
4. С середины 1970-х гг. радикально изменившаяся экономическая ситуация и совершенно новые проблемы перестали умещаться в рамки прикладных кейнсианских разработок, и западной экономической мысли пришлось преодолевать второй кризис общей теории в XX в. Сфера государственных финансов не привлекала внимания авторов, предлагающих новые модели регулирования, но объективно находилась под пристальным вниманием общества. Доля денежных потоков, проходящих через систему централизованных государственных фондов, в послевоенный период увеличилась в несколько раз и дошла в отдельных случаях до 60% ВВП. Такие масштабы делают ее потенциально огромной регулирующей силой: созидательной или разрушительной.
Понимание этой объективной реальности натолкнуло экономическую мысль Запада на создание новой науки — экономики общественного сектора, которая развивает теорию государственных финансов в целях применения этой мощной системы в условиях уже смешанной экономики.
5. Переход мировой экономики в стадию ее более тесного интегрирования (глобализации) пока не дал новых радикальных, законченных и отработанных теорий, но по логике предыдущих событий в сфере мировой экономической мысли они непременно должны появиться.
К концу второго тысячелетия уже известны результаты воздействия основных экономических идей, из тех, которые «правят миром». Самые масштабные из них — марксистская и кейнсианская с современными модификациями. Интересно, что оба противоположных направления отражают одну объективную потребность дальнейшего общественного развития — выхода из узких рамок жесткого рыночного диктата к социально ориентированный экономике, различия во мнениях по поводу путей достижения указанных выше целей.
Вместо заключения хотелось бы привести высказывание еше одного выдающегося представителя современной экономической науки Дж. Гэлбрейта, который говорит о воздействии реального мира на становление идей: «На деле экономические идеи всегда являются продуктом своего времени и места возникновения, их нельзя рассматривать независимо от того мира, который они объясняют, а этот мир постоянно меняется, соответственно и экономические теории, если они призваны отвечать своим целям, должны меняться».
Очевидно, можно сделать вывод о постоянно меняющейся парадигме финансовых теорий, которая следует за постоянно изменяющимися условиями развития экономики. Начало XXI в. характеризуется ускорением этих изменений в связи с процессами глобализации, принципиально новыми информационными технологиями, оказывающими прямое воздействие на возможности регулирования как государственных финансов, так и рыночного движения капитала. Финансовые теории не существуют «сами по себе», они всегда служат основой, фундаментом выбора того или иного направления финансовой политики, соответствующей конкретным целям и задачам, стоящим перед государством.
Итак, назначение финансовых теорий — это формирование соответствующего теоретического фундамента финансовой политики государства, адекватной внутренним и внешним задачам и условиям его развития.
(?) Контрольные вопросы и задания
1. Назовите исторические условия возникновения понятия «финансы».
2. Что изучает финансовая наука?
3. Охарактеризуйте современную трактовку финансов в западной и российской литературе и покажите их отличия.
4. Чем отличаются финансы от денег?
5. Перечислите функции финансов как экономической категории.
6. Какова роль финансов в процессе распределения?
7. Назовите отличия следующих экономических категорий: финансы, деньги, кредит, цена, заработная плата.
8. Дайте определение понятия «финансовая система».
9. Охарактеризуйте звенья финансовой системы.
10. Что входит в систему государственных финансов?
11. Каковы главные причины повышенного интереса к современной истории экономических учений?
12. Какими факторами определялись основные направления развития финансовой науки с XVI до начала XX в.?
13. В чем сущность кейнсианского «переворота» в истории экономической модели Запада?
14. Назовите причины появления теории экономики предложения.
15. Что представляет собой общественный сектор рыночной экономики?
- Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (финэк)
- Оглавление
- Предисловие
- Раздел I
- Глава 1 Введение в теорию финансов
- 1.1. Понятие «финансы» и их функции
- 1.2. Финансы в общественном воспроизводстве
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Государственные финансы в западных экономических теориях макрорегулирования
- Литература
- Глава 2 Генезис финансов России
- 2.1. Развитие российской финансовой науки
- 2.2. Финансовые реформы России в XX веке
- Литература
- Раздел II
- Глава 3 Управление государственными финансами
- 3.1. Финансовая политика России в современных условиях
- 3.2. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами
- 3.3. Финансовое планирование и прогнозирование
- 3.4. Государственный финансовый контроль
- Литература
- Глава 4 Бюджет как основное звено финансовой системы
- 4.1. Бюджет в макроэкономическом регулировании
- 4.2. Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 4.3. Доходы и расходы бюджетов
- 4.4.,Межбюджетные отношения
- Литература
- Глава 5 основы бюджетного процесса
- 5.1. Составление бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- 5.4. Экономический анализ бюджетных показателей
- Глава 6 Налоговое регулирование экономики
- 6.1. Содержание налогов, их классификация
- 6.2. Общая характеристика налоговой системы современной России
- 6.3. Планирование налоговых доходов бюджета
- Литература
- Глава 7 Таможенные платежи
- 7.1. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации
- 7.2. Система таможенных платежей
- 7.3. Особенности исчисления таможенных пошлин и налогов при различных таможенных режимах
- 8.2. Классификация государственных займов
- 8.3. Управление государственным долгом
- Литература
- Глава 9 Финансы социальной сферы
- 9.1. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование
- 9.2. Управление финансами в отраслях социальной сферы
- 9.3. Планирование расходов бюджета на социальные цели
- 9.4. Источники и организация финансирования отраслей социальной сферы
- Литература
- Раздел III
- Глава 10 Социальные внебюджетные фонды
- 10.1. Источники формирования и направления расходов социальных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд рф
- 10.3. Фонд социального страхования рф
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования
- Литература
- Глава 11 Кредит и банки
- 11.1. Содержание, функции, классификация кредита
- 11.2. Коммерческие банки, их функции и операции
- 11.3. Основы организации банковского кредита
- Литература
- Глава 12 рынок ценных бумаг
- 12.1. Содержание, функции и инфраструктура рынка ценных бумаг
- 12.2. Основные финансовые инструменты рынка ценных бумаг
- Литература
- Глава 13 Страхование
- 13.1. Основные понятия и принципы страхования
- 13.2. Роль страхования в системе финансовых отношений
- Раздел IV
- 14.2. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 14.3. Финансы некоммерческих организаций
- 14.4. Инвестиционная деятельность организаций
- 14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль
- Литература
- 6. Никонова ил. Финансирование бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003. Глава 15 Финансовый менеджмент
- 15.1. Теории финансового менеджмента
- 15.2. Содержание и основные задачи финансового менеджмента
- Литература
- Раздел V
- Глава 16 основы организации международных финансов
- 16.1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.2. Субъекты международных финансовых отношений
- 16.3. Международные организации в системе международных финансов
- 16.4. Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
- 16.5. Валютная политика государства
- 16.6. Операции на международных валютных рынках
- Литература
- Финансы Учебник
- 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1. Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: publish@urait.Ru. Www.Urait.Ru
- 610033, Г. Киров, ул. Московская, 122