logo search
Основы бизнеса полн

Глава 5. Бизнес-планирование - важнейшая часть предпринимательской практики

Важнейшей задачей, которую постоянно решают все менеджеры, является распределение строго ограниченных ресурсов при удовлетворении неограниченных потребностей.

Уместно вспомнить слова великого реформатора С.Ю.Витте:

«Если потребности беспредельны, то средства для их удовлетворения ограничены». Работа по развитию эффективных видов предпринимательской деятельности проводится в следующей последовательности:

— поиск идей развития различных видов бизнеса;

— выбор из возможных бизнес-идей наиболее перспективных и легко осуществимых, исходя из местных условий;

— разработка и оценка эффективности возможных вариантов воплощения каждой из выбранных идей;

— разработка инвестиционных проектов (бизнес-планов, технико-экономических обоснований) по осуществлению наиболее эффективных бизнес-идей;

— организация работ по реализации разработанных проектов.

Бизнес-планирование необходимо в первую очередь самому предпринимателю, чтобы детально проанализировать свои идеи, проверить их на объективность и практическую реалистичность. Кроме того, план необходим всем тем, у кого предприниматель планирует занять деньги на реализацию своего проекта, банкирам, инвесторам, учредителям кредитного кооператива, сотрудникам, желающим понять свои задачи и перспективы.

Для воплощения бизнес-идеи могут быть разработаны инвестиционный проект (бизнес-план) или технико-экономическое обоснование.

Инвестиционный проект-документ, который составляется для оценки эффективности инвестиций в какой-либо конкретный проект развития бизнеса.

Бизнес-план — документ, который предназначен для оценки перспектив развития и эффективности деятельности отдельной организации, или КФХ. При его составлении могут быть использованы данные инвестиционных проектов.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) — документ, в котором обосновывается потребность в ресурсах и оценивается эффективность их использования при осуществлении проекта. ТЭО является составной частью как инвестиционного проекта, так и бизнес-плана.

Инвестиционный проект, бизнес-план, ТЭО составляются примерно по одной и той же методике. Остановимся на разработке бизнес-плана.

Основное требование, предъявляемое к бизнес-плану, — обеспечение полноты информированности. При этом для потенциальных инвесторов и деловых партнеров важны показатели финансовой и экономической эффективности. Кредиторов интересуют возможности и сроки возврата кредитов при соответствующих условиях их предоставления. Все содержащиеся в бизнес-плане материалы, расчетные показатели и обосновывающие данные должны быть достоверными. Важно, чтобы бизнес-план был убедительным средством привлечения внимания потенциальных инвесторов к участию их в финансировании проекта.

С учетом требований к бизнес-плану со стороны всех возможных участников его реализации при его составлении руководствуются следующими принципами:

— объективность и надежность входной и выходной информации;

— необходимость и достаточность параметров выходных и промежуточных данных для принятия обоснованных решений по проекту на всех фазах и циклах его реализации;

— комплексность и системность рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления инвестиционного проекта;

— возможная краткость бизнес-плана. Обычный бизнес-план не может превышать 15–20 страниц, за исключением сложных сфер бизнеса, где проект может достигать 40–50 страниц. Все обосновывающие материалы необходимо приводить в приложении, а в основном тексте должны содержаться только итоговые необходимые показатели и данные. Особенно не должна быть перегружена начальная часть текста;

— отсутствие общих и неконкретных формулировок, выделение привлекательных конкретных бесспорных (доказанных) преимуществ проекта;

— отсутствие приукрашиваний и искаженной интерпретации выходных и других данных, влияющих на принятие решений по проекту.

Бизнес-план представляет собой четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы мероприятий по его реализации. Для участников его реализации он выполняет также и функции рекламы.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштаба инвестиционного проекта и сферы производства, сбыта или обслуживания, к которой он относится. Бизнес-планы на разных стадиях их осуществления, сохраняя свою структуру и разделы, могут отличаться глубиной проработки разделов и детализацией содержащихся в них данных, а первоначальное содержание их — развиваться и углубляться. Разработке бизнес-планов предшествует сбор и обработка необходимой достоверной информации, а также четкое определение целей и задач проекта.

Важное значение имеет личное участие предпринимателя в разработке бизнес-плана. Зарубежные банки и инвестиционные фирмы не рассматривают заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантами со стороны, а предприниматель только подписал его. Предприниматель, самостоятельно разрабатывая бизнес-план, проверяет свой замысел. Конечно, при этом он может пользоваться услугами консультантов.

Бизнес-план составляется на 3–5 лет. Основные показатели для первого года деятельности разрабатываются с помесячной разбивкой, для второго года — с поквартальной разбивкой, и только начиная с третьего года разработчики ограничиваются годовыми показателями.

Структура бизнес-плана жестко не регламентирована. Типовой бизнес-план состоит из следующих разделов (по мнению В.М. Серова):

—общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности;

— резюме;

— описание предприятия и отрасли;

— сущность инвестиционного проекта;

— оценка рынков сбыта и конкурентов;

— план маркетинга;

— инвестиционный план;

— производственный план;

— организационный план;

— финансовый план и показатели эффективности проекта;

— анализ рисков (анализ чувствительности) проекта;

— выводы и предложения, использованные в резюме;

— приложения.

Начинается бизнес-план с титульного листа, на котором указываются: наименование и адрес предприятия-инициатора проекта, его название, время разработки бизнес-плана.

А.Ф. Шишкин считает, что, как правило, бизнес-план включает следующие разделы:

— резюме;

— товары (услуги);

— рынок сбыта;

— конкуренция;

— стратегия маркетинга;

— план производства;

— организационный план;

— юридический план;

— оценка риска и страхование;

— финансовый план;

Большой экономический словарь (под редакцией А.Н.Азрилияна) содержит следующее понимание структуры бизнес-плана:

а) резюме, представляющее преимущества проекта и финансовые результаты, ожидаемые от реализации;

б) конфиденциальный меморандум;

в) описание предприятия и отрасли;

г) основная часть бизнес-плана, состоящая из 10 разделов:

1) описывает товары (услуги), ради которых задумывается проект, и факторы, обеспечивающие достижение конкурентоспособности;

2) определяет рынки сбыта на основании оценки потенциальной емкости рынка, собственной доли на нем, прогноз объемов продаж и цены товаров (услуг);

3) информация о возможных конкурентах (качество их

товаров, цены);

4) основные элементы маркетинга;

5) план производства товаров (услуг);

6) организация дела в целом и работы персонала;

7) юридический план;

8) оценка и прогнозирование рисков, управление ими;

9) финансовый план, обобщающий все данные по проекту

и представляющий их в стоимостном выражении;

10) стратегия финансирования в виде плана получения средств (откуда и в какой форме намечается получить денежные суммы для реализации проекта, ожидаемое время возврата вложенных средств и получения дохода инвесторами).

Для наглядности представления информации рекомендуется использовать графики, диаграммы, фотографии и т.п. Подчеркивается высказанное ранее требование о том, что разработка бизнес-плана осуществляется по принципу «первого руководителя» и личного участия руководителя фирмы или предпринимателя.

Схемы систематизации разделов бизнес-плана, как мы можем сделать вывод, по сути своей, одинаковы и различаются только по форме представления и расположению частей.

Рассмотрим содержание конкретных разделов с приведением для наглядности наиболее удачных примеров из реализуемых в реальной экономической деятельности бизнес-планов высокоэффективного сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (СКПК) «Кредитор» и крестьянского (фермерского) хозяйства «Предприятие ДиК» — члена кооператива «Кредитор», расположенных на территории Бабынинского района Калужской области.

Остановимся на особенностях бизнес-плана СКПК. Бизнес-план сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (СКПК) выполняет две основные функции:

— инструмента обеспечения эффективного финансового планирования с целью надежной и устойчивой деятельности СКПК (рост капитала, эффективное использование ресурсов, создание эффективной системы управления);

— инструмента привлечения внешнего финансирования (гранты, субсидии, займы).

Характерными особенностями правильного процесса бизнес-планирования в СКПК являются:

— активное участие в процессе планирования широкого круга лиц: членов правления, руководителей, сотрудников, пайщиков; чем больше людей участвуют в данном процессе, тем большее их число будет стремиться к тому, чтобы он был успешен;

— своевременность, обеспечивающая планирование задолго до установленного срока, чтобы иметь возможность вносить изменения в соответствии с замечаниями широкого круга участников процесса;

— четкая направленность, простота, понятность, гибкость, позволяющие вносить изменения;

— реалистичность, основанная на учете факторов внешней и внутренней среды (инфляция, увеличение числа пайщиков и сотрудников, изменения в области сбережений и т.д.).

Бизнес-план, как инструмент развития кредитного кооператива, с учетом особенностей кооперативного бизнес-планирования необходим:

— членам-пайщикам, чтобы они были хорошо информированы о планах, целях, задействованных ресурсах СКПК;

— руководителям, специалистам, чтобы они могли рационально выполнять решения членов-пайщиков и способствовать эффективности деятельности СКПК;

— внешним финансовым агентствам (заимодавцам), для обеспечения положительного решения вопроса о получении займов СКПК;

— контролирующим и регулирующим органам, для обеспечения прозрачности деятельности СКПК.

По оформлению бизнес-план кооператива должен соответствовать следующим требованиям:

— сведения об утверждении бизнес-плана (дата и номер соответствующего протокола собрания пайщиков, утвердившего бизнес-план; полное и сокращенное наименование кооператива) приводятся на титульном листе бизнес-плана;

— общая информация о кооперативе (полное и сокращенное наименование; данные о регистрации и местонахождении кооператива; размер паевого фонда; наименование аудиторского союза, членом которого является кооператив; действующая система управления кооперативом; общая информация об учредителях, пайщиках кооператива; информация о членстве кооператива в союзе (ассоциации) кооперативов и в других организациях; материально-техническая база) приводится на первом (следующем за титульным листом) листе бизнес-плана;

— бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с расшифровкой отдельных его статей на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных лет, а также рассмотрение структуры активов и пассивов приводятся на последующих листах;

— план доходов и расходов, возможной прибыли с расшифровкой отдельных статей на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных лет;

— прогноз выполнения обязательных нормативов на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных лет;

— прогноз выполнения обязательных резервных требований в соответствующие фонды на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных лет;

— средняя стоимость и продолжительность привлечения и размещения средств кооператива;

— оценка возможности наступления предполагаемых рисков;

— прогноз развития кооператива посредством увеличения количества пайщиков, привлечения и размещения средств, расширения сети филиалов, представительств, представителей, реорганизации, сотрудничества с международными партнерами, участия в международных программах.

Раздел «Общие сведения» содержит данные об основных реквизитах предприятия-инициатора проекта (включая адреса, телефоны, факсы, адрес электронной почты, фамилию, имя и отчество руководителя предприятия и исполнителя проекта), его местонахождении, отраслевой принадлежности, сфере и организационно-правовой форме деятельности. Указываются общие и конкретные цели проекта, технико-экономический уровень намеченных к производству продукции и услуг, их конкурентоспособность и возможность сбыта и продажи, общие параметры инвестиционных затрат и их окупаемости, другие основные данные.

Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив (СКПК) «Кредитор» (далее — «Кредитор» или кооператив) зарегистрирован в качестве юридического лица в январе 1998 года. Юридический и фактический адрес кооператива — 249210, Калужская область, пос. Бабынино, ул. Новая, д. 4, тел./факс: (48448) 2-10-31, 2-17-34, адрес электронной почты: mo@kaluga.ru.

Форма собственности — кооперативная; «Кредитор» принадлежит пайщикам, которыми являются 250 физических и 19 юридических лиц.

Председатель кооператива — Людмила Петровна Овчаренко, бухгалтер — Антонина Михайловна Клишина.

Основными видами деятельности кооператива являются:

— кредитование и сбережение денежных средств членов кооператива;

— облегчение экономического положения членов кооператива, стимулирование, сохранение и увеличение производства сельскохозяйственной продукции;

— привлечение денежных средств за счет получения бюджетных ссуд и использование этих средств для кредитования членов кооператива;

— привлечение денежных средств банков, фондов, учреждений, предприятий и граждан для кредитования членов кооператива;

— консультации и обучение членов кооператива по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Основные результаты работы за последние годы: рост числа пайщиков, обусловленный доступностью вхождения в кредитный кооператив; оформление и выдача 350 займов на общую сумму 4,5 млн. рублей, при 100%-м возврате; рост уставного капитала (паевого фонда) в 3,3 раза, который в 2005 году составил 560 тыс. рублей; несмотря на небольшую сумму паевого фонда, большая оборачиваемость его: за 2005 год оборачиваемость капитала составила 3,2 раза.

Финансовые результаты работы кооператива положительные, но они пока незначительные, полученная прибыль направляется на дальнейшее развитие.

«Крестьянское (фермерское) хозяйство «Предприятие “ДиК”» (далее — КФХ «ДиК» или хозяйство) зарегистрировано в качестве юридического лица в апреле 1994 года. Юридический и фактический адрес хозяйства — 249217, Россия, Калужская область, Бабынинский район, д. Барановка, тел./факс: (48422) 33-589, тел.: 8(902) 683-94-68 или 8(902) 613-49-10, адрес электронной почты: davidov@kaluga.ru, адрес сайта в Интернет: http://www.dik.kaluga.ru.

Форма собственности — частная (100 %), хозяйство принадлежит семье Давыдовых.

Основным видом сельскохозяйственной деятельности КФХ «ДиК» является производство говядины по «канадской» технологии на основе собственной кормовой базы.

Основные результаты работы за последние годы — прибыль в размерах: за 2000 год — 350 тыс. рублей, за 2001 год (план) — 600 тыс. рублей, за 2002 год — 760 тыс. рублей, за 2003 год — 800 тыс. рублей.

Производство говядины на основании использования низко затратных североамериканских технологий мясного скотоводства в условиях Калужской области является одним из самих стабильных и выгодных методов ведения сельскохозяйственного производства.

КФХ «ДиК» с 1995 года полностью применяет «канадскую» технологию производства мяса, которую мы изучили в ряде фермерских хозяйств в Канаде, в провинции Онтарио в июле 1995 года.

Говоря о мировом опыте производства говядины, необходимо отметить, что на 1 января 2001 года поголовье скота в Канаде составляло 12 млн. 860 тыс. голов, в том числе количество молочных коров — 1 млн. 156 тыс. голов, а количество мясных коров превышало 4 млн. 206 тыс. голов. Соотношение молочного и мясного скота составляло 1 : 4, также и в США (9 млн. и 33 млн. соответственно). Приведенное соотношение доказывает выгоду занятия мясным скотоводством в Северной Америке.

В Калужской области (как и в России в целом) соотношение мясных коров к молочнымсоставляет2:98.Неразвитостьмясногоскотоводства и дефицит мяса говядины в нашей стране создает твердые предпосылки для резкого увеличения производства мяса говядины в любых количествах при имеющемся неудовлетворенном спросе на этот продукт.

Таким образом, КФХ «ДиК» планирует максимально увеличить производство мяса говядины в течение следующих трех лет. Мы предполагаем сохранить низкую себестоимость производства 1 кг привеса в пределах 12–15 рублей, что позволит сохранить уровень рентабельности 36–38 % годовых на фоне постоянно растущих закупочных цен на мясо (23–29 % в год). При среднем годовом объеме продаж в 2000–2001 годах в 2,5 млн. рублей мы имели прибыль около 600 тыс. рублей в год. При увеличении объемов производства в семь раз (до 18 млн. рублей) имеется возможность увеличить прибыльность ведения хозяйства в десять раз (до 6,2 млн. рублей), так как условно-постоянные затраты повысятся значительно меньше роста добавленной стоимости продукции, а применение наших технологий окупит с лихвой рост условно-переменных затрат.

В качестве возможных резервов увеличения прибыльности можно отметить открытие в будущем дополнительного бизнеса по переработке и розничной части произведенной продукции.

«Меморандум конфиденциальности» включается в общие сведения с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации.

Бизнес-планы могут иметь и грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей.

«Резюме» готовится в конце бизнес-плана и проведения всех необходимых обоснований и расчетов, но помещается в начале. В нем кратко отображается суть экономических, социальных результатов, с указанием преимуществ проекта. Оно в определенной мере должно отвечать и требованиям рекламы.

Составляющие раздела:

— обоснованное изложение преимуществ объекта инвестирования в сравнении с достигнутым уровнем производства и качества выпускаемой продукции (оказываемых услуг) на других существующих предприятиях аналогичного направления и профиля;

— данные о потребности в финансовых и других ресурсах для реализации проекта;

— экономические, социальные, экологические и финансовые результаты, которые ожидаются в результате реализации проекта;

— данные об объемах намеченной к выпуску продукции (оказании услуг).

В резюме предприниматель пытается отвечать на следующие вопросы его будущих читателей: что мы получим при успешной реализации этого бизнес-плана? Каков риск потери денег?

СКПК «Кредитор». Формирование сети сельской кредитной кооперации следует рассматривать как одно из важнейших направлений реформирования финансово-кредитного механизма в агропромышленном комплексе области.

Это связано с рядом причин, свидетельствующих о благоприятных предпосылках для развития кредитной кооперации:

— в сельском хозяйстве Калужской области имеется значитель-ная по численности группа субъектов малого предпринимательства и граждан, нуждающихся в кредитных ресурсах и готовых часть своих финансовых потребностей удовлетворять на основе взаимопомощи (в 2003 году в области зарегистрировано 2 021 крестьянское (фермерское) хозяйство, которым предоставлено 41 тыс. га земельных угодий; 190,5 тыс. семей занимались личным подсобным хозяйством; 163,1 тыс. семей владели коллективными и индивидуальными садами, а 36,6 тыс. семей — огородами);

— заметным явлением в сельской экономике в последнее десятилетие стало развитие несельскохозяйственного бизнеса по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, производству строительных материалов, народным промыслам и ремеслам, бытовому обслуживанию населения и торговле, представители которого предъявляют возрастающий спрос на кредитные ресурсы и различные финансовые услуги;

— у некоторых групп населения и отдельных субъектов предпринимательства появляется возможность осуществления накоплений, возрастает потребность в потребительском кредите, финансировании образования и жилищного строительства;

Для дальнейшего ускорения развития кредитной кооперации в Калужской области до сих пор не созданы достаточные рамочные условия.

Сложившаяся ситуация в сфере кредитной кооперации области требует значительной активизации государственной политики. При разработке государственной политики принимаются следующие базовые положения:

— отличительным признаком развитой банковской системы рыночного типа является многообразие входящих в нее кредитных учреждений;

— выбор в пользу той или иной формы организации учреждения определяется как соображениями прибыльности, так и социально-экономической средой, характером взаимоотношений с потенциальными учредителями и будущей клиентурой, ее социальным положением, укладом;

— в мире и в современной России кредитная кооперация работает стабильно, расширяя свою долю внутри кооперативного сектора и вне его, сотрудничая с частными и с государственными кредитно-банковскими учреждениями;

— в Калужской области (как и во всей России) кредитная кооперация имеет полуторавековую богатую историю и не является новым явлением в системе кредитных учреждений;

— государство оказывает развитию системы кредитной кооперации всемерную поддержку на основе соблюдения взаимовыгодного сотрудничества, и потенциал кредитной кооперации может быть реализован в полной мере при условии постоянного совершенствования системы государственной поддержки;

— состоящая из небольших самостоятельных экономических сегментов, кредитная кооперация по мере необходимости создает систему для наиболее рационального решения своих задач, а также выполнения функций разветвленной филиальной сети, обеспечивающей доступ к финансовым услугам для широких слоев сельского населения и малого бизнеса, выступая в качестве партнера государственных финансовых институтов и коммерческих банков;

— в условиях потери доверия к коммерческим банкам система кредитных учреждений, созданных «снизу» на принципах кредитной кооперации, будет пользоваться доверием, что позволит привлечь средства населения;

— кредитная кооперация обеспечивает условия для самостоятельной организации и объединения предприимчивых и инициативных людей, поставивших перед собой целью улучшить свое экономическое и социальное положение, способствует развитию свободной предпринимательской деятельности, защите сельхозтоваропроизводителей на рынках от монопольных структур;

— аккумулируя свободные денежные средства юридических и физических лиц региона, кредитная кооперация обеспечивает Принципиально возможные характеристики более справедливое распределение доходов, экономические и в элементах SWOT-анализа СКПК «Кредитор» социальные гарантии работникам села, способствует увеличению

— способствуя общему экономическому и социальному развитию сельских районов Калужской области, кредитная кооперация содействует реализации различного рода государственных, муниципальных, а также международных программ, направленных на реализацию главных ценностей: индивидуальной свободы, справедливости, защиты достоинства человека и его собственности, — создание подлинного демократического общества, развитие принципов местного самоуправления, формирование «среднего класса» — гаранта политической стабильности государства и социально ориентированной рыночной экономики.

С 1998 года кооператив «Кредитор» полностью освоил методику кооперативного кредита, деятельность кооператива активно расширяется в поисках и разработках новых схем финансового покрытия работ, выполняемых его учредителями. Накоплен значительный теоретический и практический опыт менеджмента в кредитно-финансовой сфере.

СКПК «Кредитор» является членом Союза сельских кредитных кооперативов России, прошел аккредитацию в ФРСКК. Характеристика организации представлена в табл. 1.

К ФХ «ДиК». Производство мяса говядины по применяемым хозяйством технологиям мясного скотоводства в российских условиях уникально. Это вызвано рядом отличительных особенностей в отношении ценообразования, а также качества производимого мяса по сравнению с традиционными технологиями.

Низкие затраты производства обусловливаются наиболее полным использованием естественных природных условий. Круглогодично животные содержатся беспривязно: в летний период — в течение 24 часов в сутки на огражденных культурных пастбищах с использованием мощных электропастухов, зимой — на так называемых «зимних» пастбищах с легкими навесами и щелевыми заборами для защиты от ветра. Также животные используют деревья, бугры и расщелины для укрытий. Таким образом, практически полностью исключаются затраты на навозоудаление и расходы по электроэнергии. Затраты труда и затраты на работу механизмов минимальные. Все перечисленное выше позволяет тратить средств в три раза меньше по сравнению с традиционными технологиями производства мяса в РФ. Для сравнения: себестоимость 1 кг привеса превышает 39 рублей (данные по коллективным хозяйствам Бабынинского района за 2000 год) по традиционной технологии, где телята с 20-дневного возраста содержатся на привязи внутри помещений старых ферм все время до их продажи на мясокомбинат. Эти колхозные телята не видят солнечного света, не выходят на пастбища и целиком зависят от количества и качества кормов в кормушках. Затраты на содержание таких телят значительно выше также и по причине затрат по амортизации дорогих зданий (каждое стоимостью выше 1 млн. рублей), дорогостоящего поддержания системы навозоудаления и высокого уровня трудозатрат.

Т а б л и ц а 1

Сильные стороны

Возможности

  • полная компетенция в ключевых вопросах

  • адекватные финансовые ресурсы

  • наличие государственных, муниципальных программ поддержки

  • признанный лидер рынка

  • экономия на масштабах

  • более нужные издержки

  • собственные методики

  • лучшие рекламные компании

  • проверенный менеджмент

  • опережение по кривой опыта и др.

  • способность обслужить дополнительные группы клиентов и выйти на новые сегменты

  • способность расширения ассортимента услуг

  • возможность быстрого реагирования в связи с резким ростом спроса на рынке

  • повышение привлекательности на региональном рынке

  • вертикальная интеграция на межмуниципальном и региональном уровне и др.

Слабые стороны

Угрозы

  • несовершенство кооперативного законодательства

  • в регионе нет четкого стратегического направления развития (Программы развитие сети СКПК нет)

  • недостаток денег на финансирование всех потребностей и необходимых изменений в стратегии (отсутствие развитой системы ипотеки и залога земель, недостаточная разработанность вопросов средне и долгосрочного кредита)

  • низкий уровень правовых и экономических знаний сельхозтоваропроизводителей и населения

  • незнакомство многих участников отношений, в т.ч. властных структур, с сущностью и принципами кредитной кооперации.

  • отставание в области НИОКР

  • плохо отработано взаимодействие с коммерческими банками (в первую очередь Россельхозбанком и Сбербанком) по вопросам создания кредитно-финансовой сети и др.

  • дорогостоящие законодательные требования

  • медленный рост рынка

  • растущая требовательность клиентов

  • выход на рынок конкурентов с более низкими издержками и более качественными услугами

  • неблагоприятные демографические изменения на селе (отток экономиччески активного населения, процессы депопуляции)

  • высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса и др.

Говоря о разнице в вопросах доходности, необходимо отметить, что телята КФХ «ДиК» с рождения до 210-дневного возраста находятся на подсосном методе содержания вместе с коровами с первых часов жизни, едят, что хотят и когда хотят, свободно ходят по пастбищам в любое время дня и ночи в любое время года. Среднесуточный привес данных телят превышает 800 гa. колхозных (Бабынинский район) — до 300 г.

Качество мяса специализированных мясных пород (герефорд, ангусс и помеси) отличается нежным вкусом, сочностью, повышенным содержанием белков, энергии и витаминов, имеет отличительную особенность — «мраморность».

Объемы продаж мяса не ограничены в ближайшем будущем. С 1995 года наше хозяйство полностью освоило технологии производства мяса говядины на основе собственной кормовой базы. Мы используем основные каналы реализации скота на ЗАО «Калужский мясокомбинат» (далее — КМК) и АО «Ермолинский мясокомбинат» (далее — ЕМК) Калужской области. Часть скота продается в качестве племенного (герефорды и лимузины) в другие хозяйства в основном в Калужской области.

В качестве повышения доходности через некоторое время будет целесообразно иметь собственные пункты поставки продукции к конечному покупателю (например, магазины розничной торговли). Хозяйство может иметь свой собственный торговый персонал, осуществляющий продажу продукции, для чего возможна организация собственной переработки части продукции или работа с КМК на условии давальческого сырья. В соответствии с этим хозяйство в будущем сможет устанавливать свои отпускные цены, упаковывать и реализовывать высококачественное парное «мраморное» мясо.

КФХ «ДиК» для увеличения производства мяса говядины с 65 до 400 т в год (в живом весе) определяет потребность в дополнительном финансировании для выполнения следующих целей:

— строительство нового откормочника на 1 000 голов бычков (1 000 скотомест) плюс покупка необходимой дополнительной техники для обслуживания фидлота. Потребность в инвестициях — 12 759 тыс. рублей плюс НДС 2 552 тыс. рублей;

— покупка дополнительно 120 телок для увеличения основного стада до 200 голов маточного поголовья. Потребность в инвестициях — 1 500 тыс. рублей;

— увеличение продаж чистопородных герефордских бычков до 50 голов в год. Потребность в инвестициях — 255 тыс. рублей;

— другие инвестиции на вспомогательное оборудование и реконструкцию элементов инфраструктуры — 934 тыс. рублей. Общий объем инвестиций — 18 тыс. рублей. Плановая прибыль — 6,2 млн. рублей в год. Период окупаемости инвестиций — до 3,5 лет.

«Описание предприятия и отрасли» содержит характеристику текущего состояния дел в отрасли, сведения о тенденциях и прогнозах ее развития, определяет место предприятия среди других предприятий отрасли.

Цель раздела — раскрыть потребности в продукции, работах, услугах. Раздел, как правило, содержит в себе подразделы: — анализ текущего состояния и перспектив развития производства;

— данные об объемах производства, реализации продукции в отрасли;

— географическое положение и состояние отраслевого рынка (включая перечень и характеристику потенциальных покупателей, их возможности и др.).

СКПК «Кредитор». В настоящее время аграрный сектор экономики находится в тяжелом положении. Неудовлетворительное состояние у социальной инфраструктуры. Жители села не имеют элементарных коммунальных удобств. Так, водопроводом обеспечены 34,9 % жителей деревень, центральный жилищный фонд оборудован горячим водоснабжением лишь на 15,3 %. Ухудшается материальная база здравоохранения на селе. Социальным индикатором следует считать соотношение уровней доходов сельхозтоваропроизводителей и работников других отраслей народного хозяйства. В Калужской области в последние годы это соотношение изменилось не в пользу села. В деятельности кооператива проявляется и социальный эффект кредитной кооперации, который выражается в качестве жизни сельского населения. Неудивительно, что наиболее активно пользуются займами физические лица. Физическим лицам выдано займов в размере 3,6 млн. рублей. Люди получают деньги на самые различные цели: — на программу «Газификация населенных пунктов»;

— на обучение;

— на лечение;

— на улучшение жизненных условий;

— на развитие предпринимательской деятельности и др.

Через «Кредитор» осуществляется областная программа газификации населенных пунктов Калужской области. В 2001–2003 годах по данной программе было прокредитовано 25 семей на общую сумму 200 тыс. рублей по первой очереди. В 2004 году стали членами кооператива и получили займы на газификацию еще 10 человек, всего им выдано 150 тыс. рублей. Возврат ранее выданных займов обеспечен полностью, сбор платежей производится ежемесячно. Возвращенные средства вновь идут в оборот на эти же и другие цели. В данный момент люди рассчитались с кредитами, провели газ, а теперь, став членами кооператива, берут займ на другие цели: на ремонт жилых домов, установку телефонов, на потребительские нужды.

Кооператив участвует в реализации муниципальной программы подготовки кадров для предприятий и организаций МО «Бабынинский район», один из подпунктов которого имеет название «Образовательный кредит». В результате на оплату за учебу получили деньги 50 человек, на общую сумму 1 250 тыс. рублей; кроме того, на оплату за лечение — 35 человек, на сумму 480 тыс. рублей.

Плательщиками кооператива являются также частные предприниматели. Им выдано 250 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. 850 тыс. рублей предоставлено юридическим лицам. Это в основном сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства, которые обращаются за кредитами для своевременной выплаты заработной платы, на приобретение ГСМ, запасных частей в сезонный период и на другие цели. Размер займа небольшой, для юридических лиц он составляет 30–40 тыс. рублей, но эти суммы достаточны хозяйствам для того, чтобы разрешить свои проблемы.

В настоящее время в кооперативе имеется очередь на получение заемных средств, состоящая как из физических, так и из юридических лиц.

Общий объем продаж говядины всеми сельскохозяйственными предприятиями на мясокомбинаты Калужской области в среднем за год составляет около 3 400 т скота в живом весе. КМК использует импортное мясо для производства колбас на 86 %. Только 14 % потребности в мясе покрываются собственным производством области. Таким образом, можно предположить значительное увеличение спроса над предложением в вопросе продаж всего произведенного нами скота в ближайшие десять лет.

КФХ «ДиК». Общий объем продаж продукции, рассматриваемой в настоящем бизнес-плане, в среднем за год составляет 557,5 т говядины в живом весе (ж. в.). В том числе плановый годовой доход от продаж бычков из фидлота составляет: 535 т ж. в. . 31 рубль = 16 585 тыс. рублей; доход от продаж племенных мясных герефордских бычков равен 1 575 тыс. рублей (50 голов . 450 кг = 22,5 т . 70 рублей).

При этом в качестве «внутренних» продаж можно рассматривать перевод части телят из основного стада в фидлот (от 50 до 100 голов, от 17,5 т = 50 голов . 350 кг и выше).

Всю часть продукции планируется продавать на региональном рынке. Общая часть планируемой валовой прибыли после уплаты налогов в год составляет около 6 231 тыс. рублей. Мы считаем, что нет ограничений по продажам продукции данного бизнеса.

Подобный бизнес по выращиванию и откорму молодняка КРС в Калужской области и в Центральном регионе РФ практически отсутствует в силу применяемых в настоящее время старых технологий в коллективных хозяйствах. Бывшие откормочные хозяйства области значительно сократили выращивание скота. Многие из них стали заниматься производством молока.

«Сущность инвестиционного проекта» — один из ключевых разделов, включает в себя:

— описание продукции (работ, услуг), подлежащей производству и реализации в результате осуществления проекта;

— изложение стадий развития проекта;

— изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (услуг);

— аргументацию, обосновывающую успешное осуществление проекта.

СКПК «Кредитор». В сельском хозяйстве Калужской области произошли существенные структурные сдвиги. Так, доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производства с 63,5 % в 1991 году снизилась до 38,4 % в 1995 году и 32,7 % в 2003 году. Те же показатели в хозяйствах населения составили соответственно 36,5; 60,6 и 65,3 %. В ходе реформ в области возник новый тип предприятий — фермерские хозяйства. В 1995 году доля фермерских (крестьянских) хозяйств в валовой продукции равнялась 1 %, в 2003 году — 3 %.

Сдвиги в структуре производства имели существенные последствия. Мелкое производство заняло ведущее положение.

Занятые в мелком сельскохозяйственном производстве по своему социальному статусу, организации труда и степени занятости в течение года, уровню и источникам дохода и многим другим признакам отличаются от тех, кто работает в крупных хозяйствах и работал ранее в колхозах и совхозах.

Анализ темпов роста производства продукции в области показывает, что они совершенно недостаточны в любой из категорий хозяйств. Вопрос сейчас заключается в степени живучести разных форм и типов хозяйств. Крупное сельскохозяйственное производство, основанное на применении машин, современных технологий, особенно чувствительно к ценовым, финансовым и кредитным отношениям, которые предъявляют к ним высокие требования. Хозяйства населения и фермерские (крестьянские) хозяйства в этом отношении имеют некоторые преимущества.

Несмотря на это, сельское хозяйство функционирует в исключительно тяжелых экономических условиях. Худшие условия воспроизводства приводят к потере продукции и дохода, к дефициту денежных ресурсов, к затяжному финансовому кризису в отрасли. В условиях, когда большинство сельхозтоваропроизводителей лишены собственных средств, на первый план выходит оптимизация механизма кредитования. Очевидно, что без доступного кредита достичь стабилизации производства в аграрном секторе, а тем более его роста невозможно. С экономической точки зрения, ориентация в товарном сельскохозяйственном производстве только на собственные финансовые источники неэффективна, а в ряде случаев — невозможна. Следует отметить, что обеспечение равной доступности к кредитным ресурсам не означает провозглашения единого для всех подхода при кредитовании. Возможность получить тот или иной кредит должна зависеть, прежде всего, от эффективности кредитных вложений и оценки реальности его возврата.

С учетом этого требования применительно к Калужской области можно выделить как минимум три группы хозяйств: первая группа способна полностью и своевременно вернуть кредит, для второй группы организаций для обеспечения возврата кредита требуется дополнительное обеспечение или гарантии; третья группа хозяйств не в состоянии своевременно и в полном объеме возвращать даже льготные кредиты и без поддержки государства не может обойтись. В то же время в условиях рыночных отношений государство, участвуя в хозяйственной деятельности на правах субъекта рынка, так же как и другие субъекты рыночной деятельности (коммерческие банки, кредитные союзы и т.д.), заинтересовано не только в возврате предоставленного кредита, но и в его эффективном использовании. Поэтому основной объем кредитных ресурсов, выделяемых государством, в том числе через спецфонд льготного кредитования, доступен лишь эффективно работающим организациям.

В Калужской области такой кредит могут получить не более 10– 17 % сельскохозяйственных организаций. Это, прежде всего, крупные и средние стабильно работающие хозяйства с относительно устойчивым финансовым положением. Большая часть хозяйств этой группы сможет получить кредит в банках, не являющихся агентом спецфонда. В настоящее время экономически сильные хозяйства Калужской области получают кредиты в коммерческих банках не только на текущие цели и финансирование сезонных затрат, но и под инвестиционные проекты.

Надо отметить, что в Калужской области не сформировалась в настоящее время целостная кредитная система по обслуживанию сельского хозяйства, особенно сектора малых форм хозяйствования, вследствие высокой степени риска и низкой доходности операций. Коммерческие банки ориентированы, прежде всего, на обслуживание крупных экономических структур, а также экономически сильных сельскохозяйственных предприятий. Мелкие клиенты им невыгодны в силу высоких издержек по предоставлению кредита. Ни коммерческие банки, ни государственные финансовые институты не имеют разветвленной филиальной сети и опыта работы с мелкими заемщиками. Областной и муниципальные бюджеты располагают крайне ограниченными возможностями оказания прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства на селе.

В этих условиях практика показывает, что формирование сети сельской кредитной кооперации следует рассматривать как одно из важнейших направлений реформирования финансово-кредитного механизма в агропромышленном комплексе области. Кредитная кооперация способствует смягчению социальных противоречий и согласованию интересов между сельскохозяйственными товаропроизводителями и партнерами АПК. Кооперативный кредит способствует повышению экономических инициатив сельскохозяйственного товаропроизводителя и его адаптации к новой рыночной среде.

КФХ «ДиК». По поводу конкуренции необходимо отметить ряд обстоятельств. В основном на мясокомбинаты поставляется скот, непригодный для дальнейшего производства молока. Это выбракованные коровы средней, ниже средней и тощей упитанности. Среди молодняка КРС — это телята от 200 до 300 кг, в основном средней упитанности. Из всех хозяйств области поставку бычков свыше 400 кг осуществляет колхоз имени Ленина Ферзиковского района. В Калужской области практически отсутствует система специализированного мясного откорма скота. Можно отметить в основном тяжелое финансовое положение подавляющего числа коллективных хозяйств. В хозяйствах вынуждены продавать скот в качестве источника поступления денежных средств для оплаты неотложных нужд. Поэтому у хозяйств нет возможностей держать бычков и докармливать их до кондиции свыше 300 кг. Это обстоятельство необходимо использовать для организации закупок молодняка на фидлот.

Решающие факторы успеха:

— Совершенствование применяемых канадских технологий.

— Расширение кормовой базы.

— Обучение персонала.

— Инвестирование части прибыли в обновление генетического потенциала животных и обновление техники.

— Поддержка имиджа.

— Связь с общественностью.

— Порядок и чистота в производственной и жилой зонах.

Стратегические приоритеты:

Производство и реализация мяса говядины будут более успешными, если выполнять следующие задачи:

— Совершенствование кормовой базы (более эффективное использование имеющихся площадей за счет улучшения качества пастбищ, сенокосов, использование новых культур — люцерна и т.д., применение премиксов в рационе кормления).

— Улучшение генетики мясного скота.

— Качественное ветеринарное обслуживание и тщательное применение существующих технологий.

— Обучение персонала.

Кроме этого, со временем необходимо осваивать новые сегменты рынка, такие как:

— организация убойного дела;

— организация переработки части произведенного мяса;

— открытие розничной торговли.

«Оценка рынков сбыта и конкурентов» содержит следующие сведения:

— об основных потребителях намечаемой к выпуску продукции (услугах);

— о размерах уровня и тенденциях развития рынков сбыта;

— о путях выхода на внешний рынок;

— о стратегии сбыта, продвижения продукции (услуг) на рынки;

— о континуальных и действующих конкурентах.

«План маркетинга» — тесно связан с предыдущим разделом, иногда их объединяют. План маркетинга в общем виде включает в себя:

— мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции (услуг);

— оценку возможности просчетов и ошибок при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;

— данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта;

— мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;

— перечень конкретных покупателей продукции (услуг);

— методы стимулирования продаж.

СКПК «Кредитор». Маркетинговая стратегия предполагает следующие направления деятельности:

— поддержание связей с общественностью, в том числе контактов с прессой (статьи в газетах, выступления по радио, телевидению);

— организация ежегодных совещаний-семинаров (научных конференций) по кредитной кооперации;

— поддержание контактов с аграрными и экономическими колледжами и вузами;

— предоставление возможности посещения СКПК «Кредитор» студентами, организация стажировок специалистов сельхозпредприятий, властных структур, проходящих курс переподготовки и совершенствования знаний.

КФХ «ДиК». Прогнозируются две группы потребителей:

— по реализации бычков после откорма — мясокомбинаты и бойни. Планируется вывоз бычков своим транспортом на приемные скотобазы, участие в убое и сдаче парных туш при продажах;

— по реализации чистопородных бычков будет производиться отбор покупателями бычков непосредственно в хозяйстве. Постановка на карантин, необходимые исследования и получение разрешения в комитете ветеринарии при Правительстве Калужской области будут производиться КФХ «ДиК».

Продажу скота после откорма выгоднее осуществлять преимущественно осенью. В этом случае можно более полно использовать дешевые корма в летний период. Наряду с этим необходимо учитывать возможность массовой закупки по более дешевым ценам молодняка КРС от других хозяйств, так как осенью происходит перевод скота на зимнее содержание и имеют место массовые продажи молодняка и выбракованных коров колхозов. Весной закупить скот будет труднее, потому что многие хозяйства планируют осуществлять самостоятельно доращивание и откорм скота. Мясокомбинаты более заинтересованы в ритмичной поставке скота. Представляет интерес реализация откормленных бычков (общим количеством 1 200 голов) еженедельно. Партии продажи скота могут быть от 7 до 20 голов.

Традиционно условия оплаты мясокомбинатов — в течение трех дней после поставки бычков на мясокомбинат. Возможно использование авансов или займов КМК. Также имеется возможность привлечения кредитных ресурсов КРФ ОАО «Россельхозбанк» города Калуги.

Расстояние доставки до КМК — около 45 км, до ЕМК — 110 км. Календарный план выполнения работ по строительству фидлота

Мясокомбинаты покупают скот с понедельника по четверг еженедельно. Закупка скота производится на основании единых закупочных цен. Динамика роста цен (молодняк свыше 400 кг живого веса) КМК характеризуется следующими данными: на 19.12.00 г. — 22 рубля, на

14.05.01 г. — 26 рублей 40 копеек, на 6.08.01 г. — 27 рублей 50 копеек. Итого рост цен за 11 месяцев составил +5 рублей 50 копеек, или 25 %.

Таким образом, рост закупочных цен в 2001 году близок к ставке рефинансирования ЦБ РФ. Этот фактор играет положительную роль для увеличения производства мяса говядины. Имеется возможность использования кредитов банка, в этом случае рост закупочных цен компенсирует затраты хозяйства по уплате процентов банку.

Максимальная цена по закупкам скота установлена на бычков и молодняк КРС весом свыше 400 кг. Мясокомбинаты заинтересованы в покупке молодняка и бычков свыше 450 кг живого веса, так как в этом случае наблюдается более выгодное соотношение «мясо/кости» и соотношение «парная туша/живая масса». Маркетинговая стратегия — поддерживать связь с общественностью:

Задача

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ситуационный анализ

*

Оценка проекта

*

*

Договор с подрядчиком

*

*

*

Согласование на строительство

*

*

Строительство

*

*

*

*

Закупка оборудования

*

*

Установка оборудования

*

*

Первая партия на откорм

*

*

Выход на проектную мощность

*

*

«Инвестиционный план» представляет собой план реализации важнейших этапов осуществления проекта. В календарном плане отражаются следующие данные:

— перечень этапов предпроизводственной фазы;

— сроки проведения работ по этапам;

— перечень требующегося оборудования, инструментов, материалов, сроки их поставки;

— программа работ по подготовке кадров;

— план вывода предприятия на проектную мощность.

КФХ «ДиК». Основное внимание в этом разделе уделяется во-просам организации откормочника-фидлота на 1 000 голов (скотомест) бычков.

Предлагается вариант календарного плана в форме графика расходов, по которым будет получена финансовая отдача.

«Производственный план». Его цель — определить обеспеченность проекта с производственной и технологической сторон и показать реальность производства продукции в нужном количестве.

Производственный план включает в себя следующие подразделы:

— основные требования к организации производственного процесса;

КФХ «ДиК». Для выполнения новых заданий по расширению действующего производства необходимо выполнить определенные работы по улучшению существующей инфраструктуры. В том числе следует принимать во внимание следующее:

— необходимо модернизировать склад ГСМ, в том числе автоматизировать процесс заправки техники дизтопливом;

— закупить новый вагончик-мастерскую;

— построить помещение для офиса, для размещения лаборатории, небольшой зал для приема посетителей (покупателей, студентов, учащихся, делегаций и др.);

— построить помещение или купить вагончик-бытовку для персонала (со столовой, комнатой для хранения вещей с индивидуальными запирающимися шкафчиками, туалетом, душем и т.д.). Обеспечить эти помещения локальной системой канализации и биотуалетами;

— обустроить места для парковки;

— построить подъездную дорогу (около 200 м) к месту будущего фидлота;

— построить навесы для хранения сена — на 500 т;

— дополнительно построить траншеи для заготовки 500 т сенажа.

«Организационный план» представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией проекта и состоит из подразделов:

— организационная структура управления;

— требования к управленческому персоналу и сведения о нем;

«Финансовый план и показатели эффективности проекта». Раздел отражает предстоящие затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, он необходим для контроля финансовой обеспеченности проекта на всех этапах его реализации.

Финансовый план состоит из:

— плана доходов и расходов;

— плана денежных поступлений и выплат;

— баланса активов и пассивов.

СКПК «Кредитор»

Планы доходов, расходов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, а так же прогноз выполнения обязательных резервов представлены в табл. 2–4.

Таблица 2

План доходов, расходов (тыс. рублей)

Наименование графы

1.01.2006 г.

1.01.2007 г.

1. Доходы на заемный фонд (выручка от оказания финансовых услуг)

162

203

2. Операционные затраты (себестоимость оказанных услуг)

52

65

3. Приращение (прибыль до налогообложения)

110

138

4. Чистая прибыль

88

110

Таблица 3