Глава 5. Бизнес-планирование - важнейшая часть предпринимательской практики
Важнейшей задачей, которую постоянно решают все менеджеры, является распределение строго ограниченных ресурсов при удовлетворении неограниченных потребностей.
Уместно вспомнить слова великого реформатора С.Ю.Витте:
«Если потребности беспредельны, то средства для их удовлетворения ограничены». Работа по развитию эффективных видов предпринимательской деятельности проводится в следующей последовательности:
— поиск идей развития различных видов бизнеса;
— выбор из возможных бизнес-идей наиболее перспективных и легко осуществимых, исходя из местных условий;
— разработка и оценка эффективности возможных вариантов воплощения каждой из выбранных идей;
— разработка инвестиционных проектов (бизнес-планов, технико-экономических обоснований) по осуществлению наиболее эффективных бизнес-идей;
— организация работ по реализации разработанных проектов.
Бизнес-планирование необходимо в первую очередь самому предпринимателю, чтобы детально проанализировать свои идеи, проверить их на объективность и практическую реалистичность. Кроме того, план необходим всем тем, у кого предприниматель планирует занять деньги на реализацию своего проекта, банкирам, инвесторам, учредителям кредитного кооператива, сотрудникам, желающим понять свои задачи и перспективы.
Для воплощения бизнес-идеи могут быть разработаны инвестиционный проект (бизнес-план) или технико-экономическое обоснование.
Инвестиционный проект-документ, который составляется для оценки эффективности инвестиций в какой-либо конкретный проект развития бизнеса.
Бизнес-план — документ, который предназначен для оценки перспектив развития и эффективности деятельности отдельной организации, или КФХ. При его составлении могут быть использованы данные инвестиционных проектов.
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) — документ, в котором обосновывается потребность в ресурсах и оценивается эффективность их использования при осуществлении проекта. ТЭО является составной частью как инвестиционного проекта, так и бизнес-плана.
Инвестиционный проект, бизнес-план, ТЭО составляются примерно по одной и той же методике. Остановимся на разработке бизнес-плана.
Основное требование, предъявляемое к бизнес-плану, — обеспечение полноты информированности. При этом для потенциальных инвесторов и деловых партнеров важны показатели финансовой и экономической эффективности. Кредиторов интересуют возможности и сроки возврата кредитов при соответствующих условиях их предоставления. Все содержащиеся в бизнес-плане материалы, расчетные показатели и обосновывающие данные должны быть достоверными. Важно, чтобы бизнес-план был убедительным средством привлечения внимания потенциальных инвесторов к участию их в финансировании проекта.
С учетом требований к бизнес-плану со стороны всех возможных участников его реализации при его составлении руководствуются следующими принципами:
— объективность и надежность входной и выходной информации;
— необходимость и достаточность параметров выходных и промежуточных данных для принятия обоснованных решений по проекту на всех фазах и циклах его реализации;
— комплексность и системность рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления инвестиционного проекта;
— возможная краткость бизнес-плана. Обычный бизнес-план не может превышать 15–20 страниц, за исключением сложных сфер бизнеса, где проект может достигать 40–50 страниц. Все обосновывающие материалы необходимо приводить в приложении, а в основном тексте должны содержаться только итоговые необходимые показатели и данные. Особенно не должна быть перегружена начальная часть текста;
— отсутствие общих и неконкретных формулировок, выделение привлекательных конкретных бесспорных (доказанных) преимуществ проекта;
— отсутствие приукрашиваний и искаженной интерпретации выходных и других данных, влияющих на принятие решений по проекту.
Бизнес-план представляет собой четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы мероприятий по его реализации. Для участников его реализации он выполняет также и функции рекламы.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштаба инвестиционного проекта и сферы производства, сбыта или обслуживания, к которой он относится. Бизнес-планы на разных стадиях их осуществления, сохраняя свою структуру и разделы, могут отличаться глубиной проработки разделов и детализацией содержащихся в них данных, а первоначальное содержание их — развиваться и углубляться. Разработке бизнес-планов предшествует сбор и обработка необходимой достоверной информации, а также четкое определение целей и задач проекта.
Важное значение имеет личное участие предпринимателя в разработке бизнес-плана. Зарубежные банки и инвестиционные фирмы не рассматривают заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантами со стороны, а предприниматель только подписал его. Предприниматель, самостоятельно разрабатывая бизнес-план, проверяет свой замысел. Конечно, при этом он может пользоваться услугами консультантов.
Бизнес-план составляется на 3–5 лет. Основные показатели для первого года деятельности разрабатываются с помесячной разбивкой, для второго года — с поквартальной разбивкой, и только начиная с третьего года разработчики ограничиваются годовыми показателями.
Структура бизнес-плана жестко не регламентирована. Типовой бизнес-план состоит из следующих разделов (по мнению В.М. Серова):
—общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности;
— резюме;
— описание предприятия и отрасли;
— сущность инвестиционного проекта;
— оценка рынков сбыта и конкурентов;
— план маркетинга;
— инвестиционный план;
— производственный план;
— организационный план;
— финансовый план и показатели эффективности проекта;
— анализ рисков (анализ чувствительности) проекта;
— выводы и предложения, использованные в резюме;
— приложения.
Начинается бизнес-план с титульного листа, на котором указываются: наименование и адрес предприятия-инициатора проекта, его название, время разработки бизнес-плана.
А.Ф. Шишкин считает, что, как правило, бизнес-план включает следующие разделы:
— резюме;
— товары (услуги);
— рынок сбыта;
— конкуренция;
— стратегия маркетинга;
— план производства;
— организационный план;
— юридический план;
— оценка риска и страхование;
— финансовый план;
стратегия финансирования.
Большой экономический словарь (под редакцией А.Н.Азрилияна) содержит следующее понимание структуры бизнес-плана:
а) резюме, представляющее преимущества проекта и финансовые результаты, ожидаемые от реализации;
б) конфиденциальный меморандум;
в) описание предприятия и отрасли;
г) основная часть бизнес-плана, состоящая из 10 разделов:
1) описывает товары (услуги), ради которых задумывается проект, и факторы, обеспечивающие достижение конкурентоспособности;
2) определяет рынки сбыта на основании оценки потенциальной емкости рынка, собственной доли на нем, прогноз объемов продаж и цены товаров (услуг);
3) информация о возможных конкурентах (качество их
товаров, цены);
4) основные элементы маркетинга;
5) план производства товаров (услуг);
6) организация дела в целом и работы персонала;
7) юридический план;
8) оценка и прогнозирование рисков, управление ими;
9) финансовый план, обобщающий все данные по проекту
и представляющий их в стоимостном выражении;
10) стратегия финансирования в виде плана получения средств (откуда и в какой форме намечается получить денежные суммы для реализации проекта, ожидаемое время возврата вложенных средств и получения дохода инвесторами).
Для наглядности представления информации рекомендуется использовать графики, диаграммы, фотографии и т.п. Подчеркивается высказанное ранее требование о том, что разработка бизнес-плана осуществляется по принципу «первого руководителя» и личного участия руководителя фирмы или предпринимателя.
Схемы систематизации разделов бизнес-плана, как мы можем сделать вывод, по сути своей, одинаковы и различаются только по форме представления и расположению частей.
Рассмотрим содержание конкретных разделов с приведением для наглядности наиболее удачных примеров из реализуемых в реальной экономической деятельности бизнес-планов высокоэффективного сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (СКПК) «Кредитор» и крестьянского (фермерского) хозяйства «Предприятие ДиК» — члена кооператива «Кредитор», расположенных на территории Бабынинского района Калужской области.
Остановимся на особенностях бизнес-плана СКПК. Бизнес-план сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (СКПК) выполняет две основные функции:
— инструмента обеспечения эффективного финансового планирования с целью надежной и устойчивой деятельности СКПК (рост капитала, эффективное использование ресурсов, создание эффективной системы управления);
— инструмента привлечения внешнего финансирования (гранты, субсидии, займы).
Характерными особенностями правильного процесса бизнес-планирования в СКПК являются:
— активное участие в процессе планирования широкого круга лиц: членов правления, руководителей, сотрудников, пайщиков; чем больше людей участвуют в данном процессе, тем большее их число будет стремиться к тому, чтобы он был успешен;
— своевременность, обеспечивающая планирование задолго до установленного срока, чтобы иметь возможность вносить изменения в соответствии с замечаниями широкого круга участников процесса;
— четкая направленность, простота, понятность, гибкость, позволяющие вносить изменения;
— реалистичность, основанная на учете факторов внешней и внутренней среды (инфляция, увеличение числа пайщиков и сотрудников, изменения в области сбережений и т.д.).
Бизнес-план, как инструмент развития кредитного кооператива, с учетом особенностей кооперативного бизнес-планирования необходим:
— членам-пайщикам, чтобы они были хорошо информированы о планах, целях, задействованных ресурсах СКПК;
— руководителям, специалистам, чтобы они могли рационально выполнять решения членов-пайщиков и способствовать эффективности деятельности СКПК;
— внешним финансовым агентствам (заимодавцам), для обеспечения положительного решения вопроса о получении займов СКПК;
— контролирующим и регулирующим органам, для обеспечения прозрачности деятельности СКПК.
По оформлению бизнес-план кооператива должен соответствовать следующим требованиям:
— сведения об утверждении бизнес-плана (дата и номер соответствующего протокола собрания пайщиков, утвердившего бизнес-план; полное и сокращенное наименование кооператива) приводятся на титульном листе бизнес-плана;
— общая информация о кооперативе (полное и сокращенное наименование; данные о регистрации и местонахождении кооператива; размер паевого фонда; наименование аудиторского союза, членом которого является кооператив; действующая система управления кооперативом; общая информация об учредителях, пайщиках кооператива; информация о членстве кооператива в союзе (ассоциации) кооперативов и в других организациях; материально-техническая база) приводится на первом (следующем за титульным листом) листе бизнес-плана;
— бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с расшифровкой отдельных его статей на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных лет, а также рассмотрение структуры активов и пассивов приводятся на последующих листах;
— план доходов и расходов, возможной прибыли с расшифровкой отдельных статей на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных лет;
— прогноз выполнения обязательных нормативов на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных лет;
— прогноз выполнения обязательных резервных требований в соответствующие фонды на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных лет;
— средняя стоимость и продолжительность привлечения и размещения средств кооператива;
— оценка возможности наступления предполагаемых рисков;
— прогноз развития кооператива посредством увеличения количества пайщиков, привлечения и размещения средств, расширения сети филиалов, представительств, представителей, реорганизации, сотрудничества с международными партнерами, участия в международных программах.
Раздел «Общие сведения» содержит данные об основных реквизитах предприятия-инициатора проекта (включая адреса, телефоны, факсы, адрес электронной почты, фамилию, имя и отчество руководителя предприятия и исполнителя проекта), его местонахождении, отраслевой принадлежности, сфере и организационно-правовой форме деятельности. Указываются общие и конкретные цели проекта, технико-экономический уровень намеченных к производству продукции и услуг, их конкурентоспособность и возможность сбыта и продажи, общие параметры инвестиционных затрат и их окупаемости, другие основные данные.
Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив (СКПК) «Кредитор» (далее — «Кредитор» или кооператив) зарегистрирован в качестве юридического лица в январе 1998 года. Юридический и фактический адрес кооператива — 249210, Калужская область, пос. Бабынино, ул. Новая, д. 4, тел./факс: (48448) 2-10-31, 2-17-34, адрес электронной почты: mo@kaluga.ru.
Форма собственности — кооперативная; «Кредитор» принадлежит пайщикам, которыми являются 250 физических и 19 юридических лиц.
Председатель кооператива — Людмила Петровна Овчаренко, бухгалтер — Антонина Михайловна Клишина.
Основными видами деятельности кооператива являются:
— кредитование и сбережение денежных средств членов кооператива;
— облегчение экономического положения членов кооператива, стимулирование, сохранение и увеличение производства сельскохозяйственной продукции;
— привлечение денежных средств за счет получения бюджетных ссуд и использование этих средств для кредитования членов кооператива;
— привлечение денежных средств банков, фондов, учреждений, предприятий и граждан для кредитования членов кооператива;
— консультации и обучение членов кооператива по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
Основные результаты работы за последние годы: рост числа пайщиков, обусловленный доступностью вхождения в кредитный кооператив; оформление и выдача 350 займов на общую сумму 4,5 млн. рублей, при 100%-м возврате; рост уставного капитала (паевого фонда) в 3,3 раза, который в 2005 году составил 560 тыс. рублей; несмотря на небольшую сумму паевого фонда, большая оборачиваемость его: за 2005 год оборачиваемость капитала составила 3,2 раза.
Финансовые результаты работы кооператива положительные, но они пока незначительные, полученная прибыль направляется на дальнейшее развитие.
«Крестьянское (фермерское) хозяйство «Предприятие “ДиК”» (далее — КФХ «ДиК» или хозяйство) зарегистрировано в качестве юридического лица в апреле 1994 года. Юридический и фактический адрес хозяйства — 249217, Россия, Калужская область, Бабынинский район, д. Барановка, тел./факс: (48422) 33-589, тел.: 8(902) 683-94-68 или 8(902) 613-49-10, адрес электронной почты: davidov@kaluga.ru, адрес сайта в Интернет: http://www.dik.kaluga.ru.
Форма собственности — частная (100 %), хозяйство принадлежит семье Давыдовых.
Основным видом сельскохозяйственной деятельности КФХ «ДиК» является производство говядины по «канадской» технологии на основе собственной кормовой базы.
Основные результаты работы за последние годы — прибыль в размерах: за 2000 год — 350 тыс. рублей, за 2001 год (план) — 600 тыс. рублей, за 2002 год — 760 тыс. рублей, за 2003 год — 800 тыс. рублей.
Производство говядины на основании использования низко затратных североамериканских технологий мясного скотоводства в условиях Калужской области является одним из самих стабильных и выгодных методов ведения сельскохозяйственного производства.
КФХ «ДиК» с 1995 года полностью применяет «канадскую» технологию производства мяса, которую мы изучили в ряде фермерских хозяйств в Канаде, в провинции Онтарио в июле 1995 года.
Говоря о мировом опыте производства говядины, необходимо отметить, что на 1 января 2001 года поголовье скота в Канаде составляло 12 млн. 860 тыс. голов, в том числе количество молочных коров — 1 млн. 156 тыс. голов, а количество мясных коров превышало 4 млн. 206 тыс. голов. Соотношение молочного и мясного скота составляло 1 : 4, также и в США (9 млн. и 33 млн. соответственно). Приведенное соотношение доказывает выгоду занятия мясным скотоводством в Северной Америке.
В Калужской области (как и в России в целом) соотношение мясных коров к молочнымсоставляет2:98.Неразвитостьмясногоскотоводства и дефицит мяса говядины в нашей стране создает твердые предпосылки для резкого увеличения производства мяса говядины в любых количествах при имеющемся неудовлетворенном спросе на этот продукт.
Таким образом, КФХ «ДиК» планирует максимально увеличить производство мяса говядины в течение следующих трех лет. Мы предполагаем сохранить низкую себестоимость производства 1 кг привеса в пределах 12–15 рублей, что позволит сохранить уровень рентабельности 36–38 % годовых на фоне постоянно растущих закупочных цен на мясо (23–29 % в год). При среднем годовом объеме продаж в 2000–2001 годах в 2,5 млн. рублей мы имели прибыль около 600 тыс. рублей в год. При увеличении объемов производства в семь раз (до 18 млн. рублей) имеется возможность увеличить прибыльность ведения хозяйства в десять раз (до 6,2 млн. рублей), так как условно-постоянные затраты повысятся значительно меньше роста добавленной стоимости продукции, а применение наших технологий окупит с лихвой рост условно-переменных затрат.
В качестве возможных резервов увеличения прибыльности можно отметить открытие в будущем дополнительного бизнеса по переработке и розничной части произведенной продукции.
«Меморандум конфиденциальности» включается в общие сведения с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации.
Бизнес-планы могут иметь и грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей.
«Резюме» готовится в конце бизнес-плана и проведения всех необходимых обоснований и расчетов, но помещается в начале. В нем кратко отображается суть экономических, социальных результатов, с указанием преимуществ проекта. Оно в определенной мере должно отвечать и требованиям рекламы.
Составляющие раздела:
— обоснованное изложение преимуществ объекта инвестирования в сравнении с достигнутым уровнем производства и качества выпускаемой продукции (оказываемых услуг) на других существующих предприятиях аналогичного направления и профиля;
— данные о потребности в финансовых и других ресурсах для реализации проекта;
— экономические, социальные, экологические и финансовые результаты, которые ожидаются в результате реализации проекта;
— данные об объемах намеченной к выпуску продукции (оказании услуг).
В резюме предприниматель пытается отвечать на следующие вопросы его будущих читателей: что мы получим при успешной реализации этого бизнес-плана? Каков риск потери денег?
СКПК «Кредитор». Формирование сети сельской кредитной кооперации следует рассматривать как одно из важнейших направлений реформирования финансово-кредитного механизма в агропромышленном комплексе области.
Это связано с рядом причин, свидетельствующих о благоприятных предпосылках для развития кредитной кооперации:
— в сельском хозяйстве Калужской области имеется значитель-ная по численности группа субъектов малого предпринимательства и граждан, нуждающихся в кредитных ресурсах и готовых часть своих финансовых потребностей удовлетворять на основе взаимопомощи (в 2003 году в области зарегистрировано 2 021 крестьянское (фермерское) хозяйство, которым предоставлено 41 тыс. га земельных угодий; 190,5 тыс. семей занимались личным подсобным хозяйством; 163,1 тыс. семей владели коллективными и индивидуальными садами, а 36,6 тыс. семей — огородами);
— заметным явлением в сельской экономике в последнее десятилетие стало развитие несельскохозяйственного бизнеса по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, производству строительных материалов, народным промыслам и ремеслам, бытовому обслуживанию населения и торговле, представители которого предъявляют возрастающий спрос на кредитные ресурсы и различные финансовые услуги;
— у некоторых групп населения и отдельных субъектов предпринимательства появляется возможность осуществления накоплений, возрастает потребность в потребительском кредите, финансировании образования и жилищного строительства;
имеется положительный опыт создания и успешной деятельности отдельных кредитных кооперативов, накоплен значительный научный, правовой, управленческий потенциал (в области зарегистрировано девять кредитных кооперативов, высокоэффективно действует кооператив «Кредитор» — в Бабынинском районе, принят Закон «О государственной поддержке сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации в Калужской области»).
Несмотря на все это, уровень развития кредитной кооперации в области все еще остается на крайне низком уровне и не удовлетворяет в целом потребности как субъектов малого предпринимательства, так и населения в целом.
Для дальнейшего ускорения развития кредитной кооперации в Калужской области до сих пор не созданы достаточные рамочные условия.
Сложившаяся ситуация в сфере кредитной кооперации области требует значительной активизации государственной политики. При разработке государственной политики принимаются следующие базовые положения:
— отличительным признаком развитой банковской системы рыночного типа является многообразие входящих в нее кредитных учреждений;
— выбор в пользу той или иной формы организации учреждения определяется как соображениями прибыльности, так и социально-экономической средой, характером взаимоотношений с потенциальными учредителями и будущей клиентурой, ее социальным положением, укладом;
— в мире и в современной России кредитная кооперация работает стабильно, расширяя свою долю внутри кооперативного сектора и вне его, сотрудничая с частными и с государственными кредитно-банковскими учреждениями;
— в Калужской области (как и во всей России) кредитная кооперация имеет полуторавековую богатую историю и не является новым явлением в системе кредитных учреждений;
— государство оказывает развитию системы кредитной кооперации всемерную поддержку на основе соблюдения взаимовыгодного сотрудничества, и потенциал кредитной кооперации может быть реализован в полной мере при условии постоянного совершенствования системы государственной поддержки;
— состоящая из небольших самостоятельных экономических сегментов, кредитная кооперация по мере необходимости создает систему для наиболее рационального решения своих задач, а также выполнения функций разветвленной филиальной сети, обеспечивающей доступ к финансовым услугам для широких слоев сельского населения и малого бизнеса, выступая в качестве партнера государственных финансовых институтов и коммерческих банков;
— в условиях потери доверия к коммерческим банкам система кредитных учреждений, созданных «снизу» на принципах кредитной кооперации, будет пользоваться доверием, что позволит привлечь средства населения;
— кредитная кооперация обеспечивает условия для самостоятельной организации и объединения предприимчивых и инициативных людей, поставивших перед собой целью улучшить свое экономическое и социальное положение, способствует развитию свободной предпринимательской деятельности, защите сельхозтоваропроизводителей на рынках от монопольных структур;
— аккумулируя свободные денежные средства юридических и физических лиц региона, кредитная кооперация обеспечивает Принципиально возможные характеристики более справедливое распределение доходов, экономические и в элементах SWOT-анализа СКПК «Кредитор» социальные гарантии работникам села, способствует увеличению
— способствуя общему экономическому и социальному развитию сельских районов Калужской области, кредитная кооперация содействует реализации различного рода государственных, муниципальных, а также международных программ, направленных на реализацию главных ценностей: индивидуальной свободы, справедливости, защиты достоинства человека и его собственности, — создание подлинного демократического общества, развитие принципов местного самоуправления, формирование «среднего класса» — гаранта политической стабильности государства и социально ориентированной рыночной экономики.
С 1998 года кооператив «Кредитор» полностью освоил методику кооперативного кредита, деятельность кооператива активно расширяется в поисках и разработках новых схем финансового покрытия работ, выполняемых его учредителями. Накоплен значительный теоретический и практический опыт менеджмента в кредитно-финансовой сфере.
СКПК «Кредитор» является членом Союза сельских кредитных кооперативов России, прошел аккредитацию в ФРСКК. Характеристика организации представлена в табл. 1.
К ФХ «ДиК». Производство мяса говядины по применяемым хозяйством технологиям мясного скотоводства в российских условиях уникально. Это вызвано рядом отличительных особенностей в отношении ценообразования, а также качества производимого мяса по сравнению с традиционными технологиями.
Низкие затраты производства обусловливаются наиболее полным использованием естественных природных условий. Круглогодично животные содержатся беспривязно: в летний период — в течение 24 часов в сутки на огражденных культурных пастбищах с использованием мощных электропастухов, зимой — на так называемых «зимних» пастбищах с легкими навесами и щелевыми заборами для защиты от ветра. Также животные используют деревья, бугры и расщелины для укрытий. Таким образом, практически полностью исключаются затраты на навозоудаление и расходы по электроэнергии. Затраты труда и затраты на работу механизмов минимальные. Все перечисленное выше позволяет тратить средств в три раза меньше по сравнению с традиционными технологиями производства мяса в РФ. Для сравнения: себестоимость 1 кг привеса превышает 39 рублей (данные по коллективным хозяйствам Бабынинского района за 2000 год) по традиционной технологии, где телята с 20-дневного возраста содержатся на привязи внутри помещений старых ферм все время до их продажи на мясокомбинат. Эти колхозные телята не видят солнечного света, не выходят на пастбища и целиком зависят от количества и качества кормов в кормушках. Затраты на содержание таких телят значительно выше также и по причине затрат по амортизации дорогих зданий (каждое стоимостью выше 1 млн. рублей), дорогостоящего поддержания системы навозоудаления и высокого уровня трудозатрат.
Т а б л и ц а 1
Сильные стороны | Возможности |
|
|
Слабые стороны | Угрозы |
|
|
Говоря о разнице в вопросах доходности, необходимо отметить, что телята КФХ «ДиК» с рождения до 210-дневного возраста находятся на подсосном методе содержания вместе с коровами с первых часов жизни, едят, что хотят и когда хотят, свободно ходят по пастбищам в любое время дня и ночи в любое время года. Среднесуточный привес данных телят превышает 800 гa. колхозных (Бабынинский район) — до 300 г.
Качество мяса специализированных мясных пород (герефорд, ангусс и помеси) отличается нежным вкусом, сочностью, повышенным содержанием белков, энергии и витаминов, имеет отличительную особенность — «мраморность».
Объемы продаж мяса не ограничены в ближайшем будущем. С 1995 года наше хозяйство полностью освоило технологии производства мяса говядины на основе собственной кормовой базы. Мы используем основные каналы реализации скота на ЗАО «Калужский мясокомбинат» (далее — КМК) и АО «Ермолинский мясокомбинат» (далее — ЕМК) Калужской области. Часть скота продается в качестве племенного (герефорды и лимузины) в другие хозяйства в основном в Калужской области.
В качестве повышения доходности через некоторое время будет целесообразно иметь собственные пункты поставки продукции к конечному покупателю (например, магазины розничной торговли). Хозяйство может иметь свой собственный торговый персонал, осуществляющий продажу продукции, для чего возможна организация собственной переработки части продукции или работа с КМК на условии давальческого сырья. В соответствии с этим хозяйство в будущем сможет устанавливать свои отпускные цены, упаковывать и реализовывать высококачественное парное «мраморное» мясо.
КФХ «ДиК» для увеличения производства мяса говядины с 65 до 400 т в год (в живом весе) определяет потребность в дополнительном финансировании для выполнения следующих целей:
— строительство нового откормочника на 1 000 голов бычков (1 000 скотомест) плюс покупка необходимой дополнительной техники для обслуживания фидлота. Потребность в инвестициях — 12 759 тыс. рублей плюс НДС 2 552 тыс. рублей;
— покупка дополнительно 120 телок для увеличения основного стада до 200 голов маточного поголовья. Потребность в инвестициях — 1 500 тыс. рублей;
— увеличение продаж чистопородных герефордских бычков до 50 голов в год. Потребность в инвестициях — 255 тыс. рублей;
— другие инвестиции на вспомогательное оборудование и реконструкцию элементов инфраструктуры — 934 тыс. рублей. Общий объем инвестиций — 18 тыс. рублей. Плановая прибыль — 6,2 млн. рублей в год. Период окупаемости инвестиций — до 3,5 лет.
«Описание предприятия и отрасли» содержит характеристику текущего состояния дел в отрасли, сведения о тенденциях и прогнозах ее развития, определяет место предприятия среди других предприятий отрасли.
Цель раздела — раскрыть потребности в продукции, работах, услугах. Раздел, как правило, содержит в себе подразделы: — анализ текущего состояния и перспектив развития производства;
— данные об объемах производства, реализации продукции в отрасли;
— географическое положение и состояние отраслевого рынка (включая перечень и характеристику потенциальных покупателей, их возможности и др.).
СКПК «Кредитор». В настоящее время аграрный сектор экономики находится в тяжелом положении. Неудовлетворительное состояние у социальной инфраструктуры. Жители села не имеют элементарных коммунальных удобств. Так, водопроводом обеспечены 34,9 % жителей деревень, центральный жилищный фонд оборудован горячим водоснабжением лишь на 15,3 %. Ухудшается материальная база здравоохранения на селе. Социальным индикатором следует считать соотношение уровней доходов сельхозтоваропроизводителей и работников других отраслей народного хозяйства. В Калужской области в последние годы это соотношение изменилось не в пользу села. В деятельности кооператива проявляется и социальный эффект кредитной кооперации, который выражается в качестве жизни сельского населения. Неудивительно, что наиболее активно пользуются займами физические лица. Физическим лицам выдано займов в размере 3,6 млн. рублей. Люди получают деньги на самые различные цели: — на программу «Газификация населенных пунктов»;
— на обучение;
— на лечение;
— на улучшение жизненных условий;
— на развитие предпринимательской деятельности и др.
Через «Кредитор» осуществляется областная программа газификации населенных пунктов Калужской области. В 2001–2003 годах по данной программе было прокредитовано 25 семей на общую сумму 200 тыс. рублей по первой очереди. В 2004 году стали членами кооператива и получили займы на газификацию еще 10 человек, всего им выдано 150 тыс. рублей. Возврат ранее выданных займов обеспечен полностью, сбор платежей производится ежемесячно. Возвращенные средства вновь идут в оборот на эти же и другие цели. В данный момент люди рассчитались с кредитами, провели газ, а теперь, став членами кооператива, берут займ на другие цели: на ремонт жилых домов, установку телефонов, на потребительские нужды.
Кооператив участвует в реализации муниципальной программы подготовки кадров для предприятий и организаций МО «Бабынинский район», один из подпунктов которого имеет название «Образовательный кредит». В результате на оплату за учебу получили деньги 50 человек, на общую сумму 1 250 тыс. рублей; кроме того, на оплату за лечение — 35 человек, на сумму 480 тыс. рублей.
Плательщиками кооператива являются также частные предприниматели. Им выдано 250 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. 850 тыс. рублей предоставлено юридическим лицам. Это в основном сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства, которые обращаются за кредитами для своевременной выплаты заработной платы, на приобретение ГСМ, запасных частей в сезонный период и на другие цели. Размер займа небольшой, для юридических лиц он составляет 30–40 тыс. рублей, но эти суммы достаточны хозяйствам для того, чтобы разрешить свои проблемы.
В настоящее время в кооперативе имеется очередь на получение заемных средств, состоящая как из физических, так и из юридических лиц.
Общий объем продаж говядины всеми сельскохозяйственными предприятиями на мясокомбинаты Калужской области в среднем за год составляет около 3 400 т скота в живом весе. КМК использует импортное мясо для производства колбас на 86 %. Только 14 % потребности в мясе покрываются собственным производством области. Таким образом, можно предположить значительное увеличение спроса над предложением в вопросе продаж всего произведенного нами скота в ближайшие десять лет.
КФХ «ДиК». Общий объем продаж продукции, рассматриваемой в настоящем бизнес-плане, в среднем за год составляет 557,5 т говядины в живом весе (ж. в.). В том числе плановый годовой доход от продаж бычков из фидлота составляет: 535 т ж. в. . 31 рубль = 16 585 тыс. рублей; доход от продаж племенных мясных герефордских бычков равен 1 575 тыс. рублей (50 голов . 450 кг = 22,5 т . 70 рублей).
При этом в качестве «внутренних» продаж можно рассматривать перевод части телят из основного стада в фидлот (от 50 до 100 голов, от 17,5 т = 50 голов . 350 кг и выше).
Всю часть продукции планируется продавать на региональном рынке. Общая часть планируемой валовой прибыли после уплаты налогов в год составляет около 6 231 тыс. рублей. Мы считаем, что нет ограничений по продажам продукции данного бизнеса.
Подобный бизнес по выращиванию и откорму молодняка КРС в Калужской области и в Центральном регионе РФ практически отсутствует в силу применяемых в настоящее время старых технологий в коллективных хозяйствах. Бывшие откормочные хозяйства области значительно сократили выращивание скота. Многие из них стали заниматься производством молока.
«Сущность инвестиционного проекта» — один из ключевых разделов, включает в себя:
— описание продукции (работ, услуг), подлежащей производству и реализации в результате осуществления проекта;
— изложение стадий развития проекта;
— изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (услуг);
— аргументацию, обосновывающую успешное осуществление проекта.
СКПК «Кредитор». В сельском хозяйстве Калужской области произошли существенные структурные сдвиги. Так, доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производства с 63,5 % в 1991 году снизилась до 38,4 % в 1995 году и 32,7 % в 2003 году. Те же показатели в хозяйствах населения составили соответственно 36,5; 60,6 и 65,3 %. В ходе реформ в области возник новый тип предприятий — фермерские хозяйства. В 1995 году доля фермерских (крестьянских) хозяйств в валовой продукции равнялась 1 %, в 2003 году — 3 %.
Сдвиги в структуре производства имели существенные последствия. Мелкое производство заняло ведущее положение.
Занятые в мелком сельскохозяйственном производстве по своему социальному статусу, организации труда и степени занятости в течение года, уровню и источникам дохода и многим другим признакам отличаются от тех, кто работает в крупных хозяйствах и работал ранее в колхозах и совхозах.
Анализ темпов роста производства продукции в области показывает, что они совершенно недостаточны в любой из категорий хозяйств. Вопрос сейчас заключается в степени живучести разных форм и типов хозяйств. Крупное сельскохозяйственное производство, основанное на применении машин, современных технологий, особенно чувствительно к ценовым, финансовым и кредитным отношениям, которые предъявляют к ним высокие требования. Хозяйства населения и фермерские (крестьянские) хозяйства в этом отношении имеют некоторые преимущества.
Несмотря на это, сельское хозяйство функционирует в исключительно тяжелых экономических условиях. Худшие условия воспроизводства приводят к потере продукции и дохода, к дефициту денежных ресурсов, к затяжному финансовому кризису в отрасли. В условиях, когда большинство сельхозтоваропроизводителей лишены собственных средств, на первый план выходит оптимизация механизма кредитования. Очевидно, что без доступного кредита достичь стабилизации производства в аграрном секторе, а тем более его роста невозможно. С экономической точки зрения, ориентация в товарном сельскохозяйственном производстве только на собственные финансовые источники неэффективна, а в ряде случаев — невозможна. Следует отметить, что обеспечение равной доступности к кредитным ресурсам не означает провозглашения единого для всех подхода при кредитовании. Возможность получить тот или иной кредит должна зависеть, прежде всего, от эффективности кредитных вложений и оценки реальности его возврата.
С учетом этого требования применительно к Калужской области можно выделить как минимум три группы хозяйств: первая группа способна полностью и своевременно вернуть кредит, для второй группы организаций для обеспечения возврата кредита требуется дополнительное обеспечение или гарантии; третья группа хозяйств не в состоянии своевременно и в полном объеме возвращать даже льготные кредиты и без поддержки государства не может обойтись. В то же время в условиях рыночных отношений государство, участвуя в хозяйственной деятельности на правах субъекта рынка, так же как и другие субъекты рыночной деятельности (коммерческие банки, кредитные союзы и т.д.), заинтересовано не только в возврате предоставленного кредита, но и в его эффективном использовании. Поэтому основной объем кредитных ресурсов, выделяемых государством, в том числе через спецфонд льготного кредитования, доступен лишь эффективно работающим организациям.
В Калужской области такой кредит могут получить не более 10– 17 % сельскохозяйственных организаций. Это, прежде всего, крупные и средние стабильно работающие хозяйства с относительно устойчивым финансовым положением. Большая часть хозяйств этой группы сможет получить кредит в банках, не являющихся агентом спецфонда. В настоящее время экономически сильные хозяйства Калужской области получают кредиты в коммерческих банках не только на текущие цели и финансирование сезонных затрат, но и под инвестиционные проекты.
Надо отметить, что в Калужской области не сформировалась в настоящее время целостная кредитная система по обслуживанию сельского хозяйства, особенно сектора малых форм хозяйствования, вследствие высокой степени риска и низкой доходности операций. Коммерческие банки ориентированы, прежде всего, на обслуживание крупных экономических структур, а также экономически сильных сельскохозяйственных предприятий. Мелкие клиенты им невыгодны в силу высоких издержек по предоставлению кредита. Ни коммерческие банки, ни государственные финансовые институты не имеют разветвленной филиальной сети и опыта работы с мелкими заемщиками. Областной и муниципальные бюджеты располагают крайне ограниченными возможностями оказания прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства на селе.
В этих условиях практика показывает, что формирование сети сельской кредитной кооперации следует рассматривать как одно из важнейших направлений реформирования финансово-кредитного механизма в агропромышленном комплексе области. Кредитная кооперация способствует смягчению социальных противоречий и согласованию интересов между сельскохозяйственными товаропроизводителями и партнерами АПК. Кооперативный кредит способствует повышению экономических инициатив сельскохозяйственного товаропроизводителя и его адаптации к новой рыночной среде.
КФХ «ДиК». По поводу конкуренции необходимо отметить ряд обстоятельств. В основном на мясокомбинаты поставляется скот, непригодный для дальнейшего производства молока. Это выбракованные коровы средней, ниже средней и тощей упитанности. Среди молодняка КРС — это телята от 200 до 300 кг, в основном средней упитанности. Из всех хозяйств области поставку бычков свыше 400 кг осуществляет колхоз имени Ленина Ферзиковского района. В Калужской области практически отсутствует система специализированного мясного откорма скота. Можно отметить в основном тяжелое финансовое положение подавляющего числа коллективных хозяйств. В хозяйствах вынуждены продавать скот в качестве источника поступления денежных средств для оплаты неотложных нужд. Поэтому у хозяйств нет возможностей держать бычков и докармливать их до кондиции свыше 300 кг. Это обстоятельство необходимо использовать для организации закупок молодняка на фидлот.
Решающие факторы успеха:
— Совершенствование применяемых канадских технологий.
— Расширение кормовой базы.
— Обучение персонала.
— Инвестирование части прибыли в обновление генетического потенциала животных и обновление техники.
— Поддержка имиджа.
— Связь с общественностью.
— Порядок и чистота в производственной и жилой зонах.
Стратегические приоритеты:
Производство и реализация мяса говядины будут более успешными, если выполнять следующие задачи:
— Совершенствование кормовой базы (более эффективное использование имеющихся площадей за счет улучшения качества пастбищ, сенокосов, использование новых культур — люцерна и т.д., применение премиксов в рационе кормления).
— Улучшение генетики мясного скота.
— Качественное ветеринарное обслуживание и тщательное применение существующих технологий.
— Обучение персонала.
Кроме этого, со временем необходимо осваивать новые сегменты рынка, такие как:
— организация убойного дела;
— организация переработки части произведенного мяса;
— открытие розничной торговли.
«Оценка рынков сбыта и конкурентов» содержит следующие сведения:
— об основных потребителях намечаемой к выпуску продукции (услугах);
— о размерах уровня и тенденциях развития рынков сбыта;
— о путях выхода на внешний рынок;
— о стратегии сбыта, продвижения продукции (услуг) на рынки;
— о континуальных и действующих конкурентах.
«План маркетинга» — тесно связан с предыдущим разделом, иногда их объединяют. План маркетинга в общем виде включает в себя:
— мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции (услуг);
— оценку возможности просчетов и ошибок при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;
— данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта;
— мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;
— перечень конкретных покупателей продукции (услуг);
— методы стимулирования продаж.
СКПК «Кредитор». Маркетинговая стратегия предполагает следующие направления деятельности:
— поддержание связей с общественностью, в том числе контактов с прессой (статьи в газетах, выступления по радио, телевидению);
— организация ежегодных совещаний-семинаров (научных конференций) по кредитной кооперации;
— поддержание контактов с аграрными и экономическими колледжами и вузами;
— предоставление возможности посещения СКПК «Кредитор» студентами, организация стажировок специалистов сельхозпредприятий, властных структур, проходящих курс переподготовки и совершенствования знаний.
КФХ «ДиК». Прогнозируются две группы потребителей:
— по реализации бычков после откорма — мясокомбинаты и бойни. Планируется вывоз бычков своим транспортом на приемные скотобазы, участие в убое и сдаче парных туш при продажах;
— по реализации чистопородных бычков будет производиться отбор покупателями бычков непосредственно в хозяйстве. Постановка на карантин, необходимые исследования и получение разрешения в комитете ветеринарии при Правительстве Калужской области будут производиться КФХ «ДиК».
Продажу скота после откорма выгоднее осуществлять преимущественно осенью. В этом случае можно более полно использовать дешевые корма в летний период. Наряду с этим необходимо учитывать возможность массовой закупки по более дешевым ценам молодняка КРС от других хозяйств, так как осенью происходит перевод скота на зимнее содержание и имеют место массовые продажи молодняка и выбракованных коров колхозов. Весной закупить скот будет труднее, потому что многие хозяйства планируют осуществлять самостоятельно доращивание и откорм скота. Мясокомбинаты более заинтересованы в ритмичной поставке скота. Представляет интерес реализация откормленных бычков (общим количеством 1 200 голов) еженедельно. Партии продажи скота могут быть от 7 до 20 голов.
Традиционно условия оплаты мясокомбинатов — в течение трех дней после поставки бычков на мясокомбинат. Возможно использование авансов или займов КМК. Также имеется возможность привлечения кредитных ресурсов КРФ ОАО «Россельхозбанк» города Калуги.
Расстояние доставки до КМК — около 45 км, до ЕМК — 110 км. Календарный план выполнения работ по строительству фидлота
Мясокомбинаты покупают скот с понедельника по четверг еженедельно. Закупка скота производится на основании единых закупочных цен. Динамика роста цен (молодняк свыше 400 кг живого веса) КМК характеризуется следующими данными: на 19.12.00 г. — 22 рубля, на
14.05.01 г. — 26 рублей 40 копеек, на 6.08.01 г. — 27 рублей 50 копеек. Итого рост цен за 11 месяцев составил +5 рублей 50 копеек, или 25 %.
Таким образом, рост закупочных цен в 2001 году близок к ставке рефинансирования ЦБ РФ. Этот фактор играет положительную роль для увеличения производства мяса говядины. Имеется возможность использования кредитов банка, в этом случае рост закупочных цен компенсирует затраты хозяйства по уплате процентов банку.
Максимальная цена по закупкам скота установлена на бычков и молодняк КРС весом свыше 400 кг. Мясокомбинаты заинтересованы в покупке молодняка и бычков свыше 450 кг живого веса, так как в этом случае наблюдается более выгодное соотношение «мясо/кости» и соотношение «парная туша/живая масса». Маркетинговая стратегия — поддерживать связь с общественностью:
Задача | Неделя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ситуационный анализ |
| * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка проекта |
| * | * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Договор с подрядчиком |
|
| * | * | * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласование на строительство |
|
|
| * | * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строительство |
|
|
|
|
| * | * | * | * |
|
|
|
|
|
|
Закупка оборудования |
|
|
|
|
|
| * | * |
|
|
|
|
|
|
|
Установка оборудования |
|
|
|
|
|
|
|
|
| * | * |
|
|
|
|
Первая партия на откорм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| * | * |
|
|
Выход на проектную мощность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| * | * |
«Инвестиционный план» представляет собой план реализации важнейших этапов осуществления проекта. В календарном плане отражаются следующие данные:
— перечень этапов предпроизводственной фазы;
— сроки проведения работ по этапам;
— перечень требующегося оборудования, инструментов, материалов, сроки их поставки;
— программа работ по подготовке кадров;
— план вывода предприятия на проектную мощность.
КФХ «ДиК». Основное внимание в этом разделе уделяется во-просам организации откормочника-фидлота на 1 000 голов (скотомест) бычков.
Предлагается вариант календарного плана в форме графика расходов, по которым будет получена финансовая отдача.
«Производственный план». Его цель — определить обеспеченность проекта с производственной и технологической сторон и показать реальность производства продукции в нужном количестве.
Производственный план включает в себя следующие подразделы:
основные требования к организации производственного процесса;
применяемая техника и технологии;
объем производства и производственная база;
потребность в сырье, материалах, энергии и т.п.;
обеспечение выпуска и прогнозируемые затраты на производство продукции;
трудовые ресурсы;
издержки производства;
экологическая безопасность.
— основные требования к организации производственного процесса;
КФХ «ДиК». Для выполнения новых заданий по расширению действующего производства необходимо выполнить определенные работы по улучшению существующей инфраструктуры. В том числе следует принимать во внимание следующее:
— необходимо модернизировать склад ГСМ, в том числе автоматизировать процесс заправки техники дизтопливом;
— закупить новый вагончик-мастерскую;
— построить помещение для офиса, для размещения лаборатории, небольшой зал для приема посетителей (покупателей, студентов, учащихся, делегаций и др.);
— построить помещение или купить вагончик-бытовку для персонала (со столовой, комнатой для хранения вещей с индивидуальными запирающимися шкафчиками, туалетом, душем и т.д.). Обеспечить эти помещения локальной системой канализации и биотуалетами;
— обустроить места для парковки;
— построить подъездную дорогу (около 200 м) к месту будущего фидлота;
— построить навесы для хранения сена — на 500 т;
— дополнительно построить траншеи для заготовки 500 т сенажа.
«Организационный план» представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией проекта и состоит из подразделов:
— организационная структура управления;
— требования к управленческому персоналу и сведения о нем;
система материального стимулирования и поощрения.
«Финансовый план и показатели эффективности проекта». Раздел отражает предстоящие затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, он необходим для контроля финансовой обеспеченности проекта на всех этапах его реализации.
Финансовый план состоит из:
— плана доходов и расходов;
— плана денежных поступлений и выплат;
— баланса активов и пассивов.
СКПК «Кредитор»
Планы доходов, расходов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, а так же прогноз выполнения обязательных резервов представлены в табл. 2–4.
Таблица 2
План доходов, расходов (тыс. рублей)
Наименование графы | 1.01.2006 г. | 1.01.2007 г. |
1. Доходы на заемный фонд (выручка от оказания финансовых услуг) | 162 | 203 |
2. Операционные затраты (себестоимость оказанных услуг) | 52 | 65 |
3. Приращение (прибыль до налогообложения) | 110 | 138 |
4. Чистая прибыль | 88 | 110 |
Таблица 3
- Н.К.Губина, к. Э. Н., доцент
- Глава 1. Предпринимательство и частная собственность
- Глава 2. Развитие понятий «предпринимательство» и «предприниматель»
- Глава 3. Сущность коммерции и коммерческих функций предприятий (организаций)
- Глава 4. Основные правовые начала малого предпринимательства
- Глава 5. Бизнес-планирование - важнейшая часть предпринимательской практики
- Прогноз выполнения обязательных резервов,
- Глава 6. Инвестиции как фактор инновационности производства и динамизма социально-экономического роста
- Глава 7. Конкурентоспособность — важнейший фактор эффективности экономической деятельности
- Глава 8. Фирма — особый институт современной экономической системы
- Глава 9. Управление предпринимательскими рисками
- Процедура «Управление рисками. Реагирование»
- Глава 10. Финансовое обеспечение предпринимательства Источники финансовых ресурсов
- Собственный капитал корпораций
- Политика формирования собственного капитала
- Заемный капитал
- Глава 11. Признаки и порядок установления банкротства
- Глава 12. Российский менталитет и предпринимательство
- Глава 13. Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность» Экономические угрозы
- Понятие «экономическая безопасность» и характеристика его уровней
- Индикаторы глобальной экономической безопасности
- Предельно-критические значения, являющиеся границами безопасности развития российского общества
- Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности России в сравнении с фактическими данными за 2005 год
- Внешнеэкономическая безопасность Калужской области за 2005 год
- Структура экономической безопасности
- Структура национальной безопасности
- Структура угроз региональной экономической безопасности
- Структура экономической безопасности предприятия
- Глава 14. Кооперативное предпринимательство
- Глава 15. Трансформации на селе и предпринимательство
- 1. Сущность и преимущества проекта
- 2. Ожидаемый спрос на продукцию
- 3. Инвестиции и сроки окупаемости
- 4. Использование продукции для импортозамещения или экспорта
- 5. Решение социальных вопросов
- 6. Структура Центра мясного скотоводства
- 7. Заключение
- Глава 16. Диверсификация предпринимательства и развитие территории: агротуризм
- Содержание программы
- 6 Этапов развития во франчайзинге:
- С использованием цепочки «Создания ценностей» по м.Портеру
- Контроллер и его функции, согласно миссии контроллера, разработанной igc
- Цели организационных стратегий для функциональных подразделений
- Проверь себя: имеется ли у компании стратегия?
- Тестовые задания №1
- Тестовые задания № 2
- Тестовые задания №3
- Тестовые задания № 4
- Тестовые задания № 5
- Тестовые задания № 6
- Тестовые задания № 7
- Тестовые задания № 8
- Тестовые задания № 9
- Тестовые задания №10
- Ключ к тесту 1 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 4 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 5дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 6 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 7дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 8 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 9дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 10 дисциплина «Основы бизнеса»