Глава 16. Диверсификация предпринимательства и развитие территории: агротуризм
Демографические показатели, отражающие положение на селе, вызывают глубокую озабоченность. В будущем эти территории могут стать полностью незаселенными, создав проблему, характерную сегодня для Сибири и Дальнего Востока. Тогда встанет вопрос о заселении их выходцами из других стран.
Стоящую проблему можно решить за счет повышения экономического развития территорий, за счет увеличения занятости сельского населения, которое повлечет за собой увеличение его численности. Одним из направлений экономического развития является становление несельскохозяйственного бизнеса на селе. Наряду с народными промыслами и ремеслами, заготовкой древесины и деревообработкой, производством строительных материалов и строительством; хранением, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, одним из основных направлений развития несельскохозяйственного бизнеса на селе является сельский туризм, выгодный как для местных предпринимателей, сельских жителей, так и для муниципальных властей, поскольку развитая туристическая инфрастуктура оказывает благоприятное воздействие на экономическую жизнь территорий, позволяет увеличить налоговые сборы.
Остановимся на некоторых понятиях.
Туризм (французское tourisme, от tour — прогулка, поездка) — путешествие (поездка, поход) в свободное время. Один из видов активного отдыха. Туризм — наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды — оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека. Туризм — составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности.
По существующей в мировой практике оценке масштабов туристического движения, к туристам «относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания». Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 часов, считают экскурсантами.
Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм», а за ее пределами — понятием «иностранный туризм». По данным международных официальных туристических организаций, в конце XX века от общего количества (до 13 миллиардов) туристов в мире 75–80 % приходится на внутренний туризм.
Международный и национальный туризм тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как по природе своей они однородны, порождены одними и теми же причинами, образуют спрос в основном на одни и те же товары и услуги; во многих странах они имеют общую материально-техническую базу и единую сферу приложения труда.
В зависимости от цели путешествий туризм подразделяется на:
• познавательный (экскурсионный) — посещение чем-либо привлекательных мест, осмотр культурных, исторических, природных достопримечательностей;
• спортивный — участие в спортивных мероприятиях;
• любительский — охота, рыболовство и прочее;
• пригородный — массовые краткосрочные выезды больших коллективов, отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха;
• с социальными целями — участие в общественных мероприятиях; • деловой — посещение объектов, представляющих профессиональный интерес;
• религиозный — посещение «святых мест».
Принято различать туризм организованный — путешествие по программе, намеченной туристическим учреждением, с предоставлением комплекса услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный, — путешествие по плану, разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей самообслуживания.
Агротуризм — это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристического продукта. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов (как правило, индивидуальные, специализированные) находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки).
Туризм — отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. Продукция туризма — это комплексная услуга, содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли, экскурсионных, культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных и других учреждений и предприятий.
С экономической точки зрения, материально-техническая база туризма представляет собой совокупность предприятий и учреждений, которые подразделяются на первичные (гостиницы, турбазы, пансионаты и иные средства туристического размещения, внутримаршрутный транспорт, специальные отделения связи, бюро обмена валюты и др., обслуживающие только туристов) и вторичные (городской и международный транспорт, предприятия торговли, общественного питания, культурно-зрелищные, коммунально-бытовые и прочие, обслуживающие местное население и туристов, ставших временными жителями данной местности). Также выделяются предприятия и учреждения, которые обеспечивают функционирование первичных и вторичных туристских предприятий, — производственные, ремонтные, снабженческие и др. В силу экономико-технологической особенности туристической услуги туризм не может иметь формальной организации, объединяющей всю или хотя бы большую часть его материально-технической базы.
Туризм характеризуется системой показателей, которые в различных странах варьируются в зависимости от принципов оценки хозяйственной деятельности. Наиболее употребительны следующие категории показателей:
• характеризующие разновидность материально-технической базы туризма — количество мест в средствах размещения, количество мест, приходящихся на душу населения (так называемый коэффициент туристической плотности);
• объем обслуживания — количество туристов, посетивших конкретную местность, город, страну;
• продолжительность пребывания туристов в определенной местности, стране;
• объем туристических услуг — суммарные денежные поступления от туристов, поступления в расчете на душу населения;
• данные, показывающие место туризма в системе отраслей экономики: количество прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов, доля занятых от всего продуктивного населения либо от всех занятых в сфере обслуживания и материального производства, доля туристов, в сумме всех поступлений от на- селения (суммы продаж);
• валютные поступления от иностранных туристов — актив, расходы собственных граждан на зарубежные поездки — пассив (приезд зарубежных туристов, называемый экономически активным туризмом, выезд собственных граждан за рубеж — экономически пассивный туризм).
По данным Всемирной туристической организации (ВТО), в сфере туризма занято 192 миллиона человек, или 8 % от общих показателей занятости в мире. В соответствии с данными ВТО и Международного валютного фонда (МВФ), с 1998 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 миллиарда долларов США, или 7,9 % от 6,738 триллиона долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8 %), производство химических продуктов (7,5 %), продуктов питания (6,6 %), производство компьютеров и офисного оборудования (5,9 %) и топлива (5,1 %).
По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста объемов туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристических прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году — с 6,98 миллиона до 1,561 миллиарда поездок. Еще более значительно, в 4,2 раза, должны увеличиться доходы от туризма — с 476 миллиардов до 2 триллионов долларов США.
В мире имеется множество примеров исключительно успешно функционирующих туристических центров в странах, обладающих природными и культурными ресурсами, сравнимыми с Россией: Венгрия в 2000 году получила от туризма 2,47 миллиарда долларов США, Чехия — 3,6 миллиарда долларов США, Польша — 6,1 миллиарда долларов США.
На мировом туристическом рынке доля России составляет около 1 % мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфрастуктуры принимать 40 миллионов иностранных туристов в год, то есть в пять раз больше, чем мы принимаем сегодня.
По данным Госкомстата России, в 2001 году нашу страну посетили 21,6 миллиона иностранных граждан из 200 стран мира, однако численность приехавших с туристическими целями, куда включены деловые и частные поездки, поездки с целью отдыха из стран дальнего зарубежья, а также поездки с целью отдыха из стран СНГ, составила лишь 7,4 миллиона человек. Основными странами, поставляющими туристов в Российскую Федерацию, являются Германия, Финляндия, США, Великобритания, Италия, Франция и Япония.
По оценкам ВТО, наиболее перспективными сегментами рынка, которые растут опережающими темпами, являются:
• экологический туризм;
• культурно-познавательный туризм (10 % мирового потока туристов);
• тематический туризм: научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;
• круизы, в которых в 2001 году участвовало 9 миллионов туристов.
Начиная с 1999 года спрос на туристические услуги внутри России постоянно растет. При этом отчетливо выявилось несоответствие существующего туристического продукта и современного туристического спроса. По официальным данным Госкомстата, из 100 % оказанных в России платных туристических услуг Центральный федеральный округ (ЦФО) занимает 1-е место среди всех семи федеральных округов (49 %). В 2003 году в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации состоялось первое заседание координационного совета по туризму ЦФО. Совет по туризму ЦФО призван консолидировать органы власти, администрации регионов и бизнес-сообщества с целью создания продукта, который удовлетворит граждан России и зарубежных туристов.
По мнению участников совета, необходимо:
• принять внесенный в Государственную думу федеральный закон о социальном туризме;
• восстановить контроль над использованием рекреационных ресурсов путем совершенствования нормативно-правовой базы;
• стимулировать развитие туриндустрии разработкой региональных программ и проведением в их рамках PR-компаний;
• совершенствовать управление туристической отраслью;
• развивать информационные технологии, формирующие туристическую политику;
• поддерживать социально ориентированные формы туризма и детский отдых.
Концентрация производства и урбанизация вызывают естественную потребность проводить отдых в малоизмененной природной среде. Поэтому туристические потоки в значительной степени устремляются в такие районы, в которых производительные силы развиты относительно слабо и природная среда, соответственно, подвергалась относительно меньшим воздействиям. С этих позиций рассмотрим концепцию функционирования агротуристического сектора.
Агротуризм как сектор современной туристической индустрии рассматривается с конца 80-х годов, когда применение новых информационных технологий и приемов организации туристического бизнеса позволили увеличить объемы продаваемых услуг в ряде стран до индустриальных масштабов.
Эксперт-координатор проекта «Агротуризм — сектор современной туриндустрии» Н.С. Лащенко на основании данных Национальной ассоциации агротуризма и окружающей среды Италии делает вывод о динамичном росте сектора агротуристического бизнеса в стране. Этот вывод наглядно подтверждает таблица, отражающая рост объемов и уровня организации агротуристического бизнеса (табл. 1).
Исследуя страновое разнообразие концепции агро- и экотуризма, Н. Лащенко отмечает разнообразие конкретных агротуристических продуктов и выделяет ряд эффективных моделей.
Образование ЕЭС и в дальнейшем ЕС поставило национальных агропроизводителей многих стран Европы в совершенно новые условия конкуренции в связи с введением системы квотирования, ограничившей объемы национального сельхозпроизводства в ЕС. Стало невозможным проведение открытой протекционистской политики (защиты национальных производителей). Благородные цели — стремление стабилизировать цены на агропродукцию и избежать кризисов перепроизводства — требовали принятия действенных мер с другими, не менее благородными целями: обеспечения занятости сельских жителей, сохранения прежней плотности населения на селе, исключения миграций и негативных социальных явлений.
В этих условиях агротуризм стал альтернативной деятельностью и получил политическую, юридическую и финансовую поддержку властей. В рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС (ОСХП), в регионах принимаются меры по развитию многоотраслевого хозяйства, в частности выделяются средства на развитие агротуризма. Агротуризм (подчеркивает Н.С. Лащенко) изначально рассматривался в качестве социального амортизатора при ре- структуризации аграрного сектора экономики, позволяющего переводить убыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создавать новые рабочие места в сельской местности.
В Германии агротуризм рассматривается в рамках так называемой концепции «устойчивого развития» сельской местности и курируется Министерством сельского хозяйства. Концепция агротуризма несет большую социокультурную нагрузку: способствует сохранению и популяризации традиционного облика деревни, «деревенской философии», традиционных навыков и ремесел.
Италия и Франция обратились к агротуризму как к форме малого бизнеса на селе в связи с потерей конкурентоспособности основной агропродукции на международном рынке и необходимостью реструктуризации сельского хозяйства с целью повышения его эффективности.
Испания и Кипр рассматривают агротуризм и экотуризм как синонимы в рамках одного направления туриндустрии.
Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и страны Скандинавии используют систему B&B («Bed and Breakfast » — «ночлег и завтрак»). От агротуризма она отличается тем, что она не предлагает полноценный турпродукт, а лишь обеспечивает сравнительно дешевые средства размещения, не предполагая к тому же акцента на национальную специфику.
В Греции туризм является одним из главных секторов экономики. Обращение к агротуризму вызвано необходимостью переориентации, рассредоточения турпотоков для снижения нагрузки на окружающую среду в прибрежных курортных зонах.
Венгрия, Польша, Болгария, страны Балтики (страны «второй волны») осваивают сектор агротуризма с учетом существующего международного опыта. Уже на начальном этапе эти страны приняли политическое решение о поддержке развития агротуризма.
Практика показывает, что спрос на агротуризм в Европе достаточно высок: бронирование сельских домов и отелей осуществляется заранее. Н. Лащенко предлагает следующую классификацию типовых моделей средств размещения:
• размещение на фермах и усадьбах в одном доме с хозяином (отдельная комната с удобствами) — практикуется в большинстве стран;
• апартаменты в одном доме с хозяином или в комплексе зданий на территории усадьбы (агрохозяйства) — практикуется в большинстве стран;
• аренда целого дома/коттеджа — практикуется в большинстве стран;
• размещение в исторических зданиях в сельской местности или в небольших городках — практикуется не во всех странах;
• размещение в палаточном городке на территории усадьбы или частного кемпинга — не во всех странах рассматривается как агротуризм;
• размещение в кемпинге при спортивных объектах, специализирующихся на активных видах спорта (конный спорт, велоспорт, теннис, плавание и т.д.) — не во всех странах рассматривается как агротуризм;
• размещение в стилизованных под традиционное жилище, но оборудованных всеми удобствами отдельных коттеджах частного турцентра, предлагающего полный пакет туруслуг и специально построенного в сельской местности с уникальным ландшафтом, — практикуется не во всех странах.
В каждой стране предпочтение отдается определенным типам размещения.
В целом успех агротуризма в Европе определили политическая поддержка государства и ЕС, а также то, что была найдена очень удачная форма турпродукта. Высокая конкурентоспособность агротуристического продукта и использование информационных технологий в организации этого сектора стали факторами его успешного развития и позволили ему занять заметное место в туриндустрии ряда стран — лидеров мирового туризма.
В России работа в агротуристическом секторе только начинается, и ее масштабы, способы организации и объемы финансирования не позволяют говорить о развертывании агротуризма в сектор современной туриндустрии. Основная ориентация для российского агротуристического сектора направлена на внутренний туризм, что не исключает разработки отдельных высоко- качественных турпродуктов для внешнего рынка.
Исследования авторского коллектива Ассоциации «АГРО» (в частности ученых ВИАПИ им. А.А. Никонова) содержат рекомендации, из которых следует, что для организации эффективного обслуживания туристов необходимо, чтобы результативно функционировал сервисный комплекс, включающий как минимум 12 подотраслей. Предприятия, организации, задействованные в комплексе, а также их цели и виды деятельности отражены в схеме 1.
Практика показывает (пишут исследователи Ассоциации «АГРО»), что для обслуживания одного туриста на стационарном маршруте требуются как минимум три рабочих места. Поэтому в регионах со сформировавшейся туристической инфраструктурой проблемы обеспечения занятости решаются результативнее, чем в регионах, где развитию индустрии туризма уделяется недостаточно внимания.
Исследователи отмечают, что российский агротуристический рынок строится «снизу» — без участия центральных структур. Отсутствует четкое политическое решение о поддержке агротуризма, соответственно, нет общегосударственной программы и финансового обеспечения.
Так, до проведения реформы в Минсельхозе был отдел информационно-консультационного обеспечения, курировавший формирование, обучение и развитие в России Информационно-консультационной службы (ИКС), занимавшейся развитием несельскохозяйственного бизнеса.
На сегодняшний день аналогичной структуры нет ни в министерстве, ни в агентстве.
Институт консультирования сельских товаропроизводителей России успешно функционировал начиная с 70-х годов XIX века. А.В. Чаянов видел главное предназначение консультационной деятельности в повышении уровня компетентности крестьян, чтобы они могли грамотно принимать собственные управленческие решения, соответствующие местным условиям и конкретной ситуации.
Чаянов писал: «Русский народ представлял собой только демос — темную людскую массу, в то время как он должен был быть демократией — народом, сознавшим себя.
А для того чтобы превратиться из демоса в демократию, ему недоставало организованности, недоставало общественных навыков, недоставало организованной общественной мысли.
Мы знаем, что эти основные элементы демократической культуры не могут быть созданы путем издания обязательных постановлений, не могут явиться на свет внезапно; нужна долгая, невидимая внешне работа социальных сил, незаметное, но глубокое перерождение науки, чтобы выковать эти устои».
Опираясь на мнение академика РАН Н. Шмелева о том, что «сегодня гораздо полезнее реальные “малые дела”, чем широко пропагандируемые планы грандиозных свершений», а также, что «России инвестиции нужны не только в крупные впечатляющие проекты. Еще более нужны ей инвестиции в мелкий и средний бизнес. Только тогда, когда бизнес в России перестанет быть чем-то экзотическим для рядовых иностранных инвесторов, а для российского общества иностранная собственность окажется нор- мой, можно будет говорить, что наша страна наконец созрела для того, чтобы стать частью единого европейского экономического пространства», — нами совместно с «Ассоциацией Кондратьев» (Франция) разработан проект «Рекламирование сети кооперативов и экономическая диверсификация в сельских районах через субрегиональное партнерство (Бабынино — Аваллон)». Проект представлен на конкурс Европейской комиссии ЕС. Согласно рекомендации комитета развития, Европейская комиссия решила, что наша деятельность по реализации проекта будет поддержана грантом Европейского Сообщества.
Французская «Ассоциация Конратьев» с момента создания в 1999 году сконцентрировалась на сотрудничестве между регионами и развитии сельских районов с целью решения ключевых проблем развития России и ее партнерства с Европой. Она объединила академиков, политиков, представителей агрофирм и фермеров при поддержке региона Бургундия. Представители Ассоциации сформулировали проблемы, с которыми столкнулись российские сельские жители.
В сегодняшней России около 40 миллионов человек живут постоянно в сельской местности, т.е. 28 % от всего населения страны. Большинство сельских жителей постоянно связаны с сельским хозяйством, даже тогда, когда потребность в сельских работниках снизилась с 50,7 % в 1992 году до 35,9 % в 2000 году, потому что количество сельскохозяйственных рабочих уменьшилось более чем на 3 миллиона человек. В будущем эта тенденция будет продолжаться, так как агрохолдинги, которые играют ведущую роль в сельском хозяйстве, намерены уменьшать количество рабочей силы. Межрегиональная миграция связана с административными (разрешение на проживание в больших городах) и экономическими (отсутствие эффективно действующего рынка жилья) причинами. Сомнительно, что уволенное население найдет работу, покинув сельскую местность (мнение Ассоциации).
Безработица может достигнуть угрожающих размеров. Тем более, что она уже достаточно высока в сельской местности (12 % от всего населения), особенно среди женщин и молодежи (55 % от всего количества безработных, которым по возрасту меньше чем 30 лет). В 2000 году половина сельского населения жила ниже уровня бедности, даже если взять во внимание неформальную экономику приусадебных хозяйств.
Отчаяние, фатализм и социальные болезни (такие как алкоголизм и т.п.) могут остаться основными характеристиками, и перспективы построения демократического общества станут ничем иным как далеким миражом. Стратегические границы в партнерстве с демократической Россией, которая не может существовать без сильного гражданского общества, требуют поддержки со стороны европейцев в целях изменения сложившейся опасной социально-экономической ситуации. Это постоянное направление деятельности «Ассоциации Кондратьев».
Цель разработанного проекта — стимулирование развития новых рабочих мест в сельских районах, которые будут приносить пользу целевой группе, оставшейся после переходного периода с необходимым акцентом в сторону молодежи и женщин.
Предполагается использовать опыт французских партнеров регионального естественного парка Морван (Бургундия, Франция) на территории Бабынинского района Калужской области, где находится часть национального парка «Угра». Будут исследованы возможности развития общей базы клиентуры для совместной работе на рынке Бабынино — Аваллон. Для российской элиты, живущей в Москве, станет возможным посещение Франции. Специальное предложение включает пребывание в Париже (несколько дней) и на недорогих туристических курортах в Аваллоне (1–2 недели). С российской стороны, для французских туристов, такая же система может быть предложена с включением пребывания в Москве (несколько дней), а также агро(эко)туризм в Бабынино (1–2 недели). Двойной рыночный подход может иметь сильные побочные эффекты — возникновение дружественных отношений между туристами разных стран, способствующее лучшему пониманию ими того, что их разделяет. Возможность создать рыночный механизм для развития отношений между Бабынино и Аваллоном рассматривается как главная решаемая проблема. Туристическая база в Бабынино должна быть построена в предварительно выбранном красивом месте. Это может быть место в лесу, возле озера, где можно про- водить различные водные мероприятия. База будет построена из деревянных домов, которые будут напоминать туристам традиционную русскую избу и в то же время будет отвечать европейским стандартам по качеству и комфорту. Будут приглашены иностранные архитекторы для совместной работы с российскими архитекторами.
Во время проведения проекта предполагается также:
• создание местной команды, которая будет проводить про- грамму по агро(эко)туризму в районе и регионе;
• проведение анализа потенциала агро(эко)туризма в районе и регионе, выработка предложений;
• инвентаризация лучшего опыта агро(эко)туризма в России и за границей;
• привлечение средств инвесторов (российских, французских, иных) в развитие проекта;
• создание сильной модели хорошего опыта, адаптированной к социально-экономическим условиям России, для дальнейшего тиражирования;
• организация Международной конференции по агро(эко)- туризму в Бабынино (Калужская область).
Субрегиональное партнерство между Бабынинским районом и Аваллоном в сфере агро(эко)туризма будет строится в тесном сотрудничестве с кооперативами (по мясному скотоводству и кредитным — «Кредитор»), организованными в ходе реализации проекта ПРООН «Программа развития частного предпринимательства в сельском хозяйстве России».
Предполагается организовывать постоянно действующие выставки коров и других животных на пастбищах недалеко от туристической базы. Туристы могут иметь возможность встречаться с фермерами и узнавать о технике разведения животных. Могут быть организованы особые ярмарки (на открытом воздухе) и аукционы в Бабынинском районе с приглашением специалистов из различных регионов России, которые захотят купить первый качественный скот. Не исключается создание генетического центра России путем создания племенной родословной шароле в России, приняв предложение, сделанное кооперативу Французским племенным центром шароле в 2003 году. Так, в парке Морван многие мероприятия агро(эко)туризма переплетаются с экологически чистым сельским хозяйством и разведением скота. В частности праздник урожая в St. Pere, праздник Шароле в Saulieu, праздник ремесла в St .Pere и т.д.
Часть средств, полученных от международных и национальных доноров по образцу, отработанному в проекте кооператива мясного скотоводства, будет направляться через кредитный кооператив «Кредитор» для обеспечения небольшими кредитами мелких предпринимателей, занятых в туристическом бизнесе.
В настоящее время агро(эко)туризм играет особую роль в таком регионе, как Бургундия, а в Калужской области сектор туристической отрасли находится в стадии становления. Если агротуризм получит хорошее развитие, то его воздействие на сельские сообщества может быть огромно, как в материальном направлении, так и в новых возможностях взаимоотношений с окружающей средой.
Интересны подходы в разработке и реализации представляемого проекта по перспективному развитию типичной деревни Нечерноземной зоны России, опирающемуся на принципы устойчивого жизнеобеспечения и мобилизацию имеющихся ресурсов. Проект рекомендуется как составная часть субрегионального партнерства (Бабынино — Аваллон).
Проект (резюме) комплекса «Традиционная калужская деревня» на базе деревни Светлицы Бабынинского района Калужской области Предпосылки
Урбанизация стремительно сокращает природные комплексы, увеличивая пропасть между человеком и природой, что, в свою очередь, приводит к нарушению психического равновесия, ухудшению физического здоровья, духовному вырождению. Пытаясь изменить ситуацию, жители больших городов стремятся как можно больше бывать на при- роде. Это создает растущий спрос на все виды экологического туризма, сочетающего в себе формы и методы природного туризма, а также экологические образовательные программы. Растет интерес к этнографии, истории, ремеслам, образу жизни наших предков, умевших гармонично сосуществовать с окружающей средой, не нанося ей вреда.
Учитывая вышеперечисленные факторы, мы хотим посредством экологического туризма помочь людям определить истинное место человека в природной иерархии. В целях ликвидации духовного вакуума подрастающего поколения, возрождения гармоничных отношений в семье, мы разработали пакет ориентированных на экологию туристических, психологических и образовательных программ. В них используется славянский народный календарь, учитывается наличие в месте реализации уникальных природных ландшафтов и исторических православных центров.
Место реализации Проекта — деревня Светлицы
Деревня Светлицы — фактически нежилая, заброшенная деревня, стоящая на красивом холме, окруженном небольшой речкой Перемерой. Поселение очень старое, о чем говорят некоторые находки, крестьянская утварь и сами оставшиеся жилища. Коренных жителей в деревне не осталось, летом проживают три семьи дачников. В пределах видимости нет других населенных пунктов и заметных следов человеческой деятельности. В окрестностях деревни — многочисленные богатые грибами и ягодами березовые перелески и живописные луга. В реке водятся бобры и рыба, есть места, пригодные для купания.
Весной 2004 года это место привлекло внимание команды бывших горожан, объединенных желанием жить и работать в гармонии с природой, в реальной российской деревне, вдали от больших городов. Появление в заброшенной деревне новых жителей с высоким уровнем образования, ориентированных на интеллектуальный труд и содержательный досуг, создает новый социальный фон и делает именно Светлицы привлекательным местом для развития экологического туризма.
Районный центр — поселок Бабынино — расположен в 9 км от Светлиц и находится практически на трассе Москва — Киев, в 200 км от Москвы и в 45 км от Калуги. Киевская трасса является одной из лучших с точки зрения состояния дорог в России. Время в пути от Москвы до Бабынино на легковом автомобиле составляет два часа. Через районный центр проходит железная дорога, по которой легко добраться до Калуги и Москвы. По киевской трассе регулярно ходят междугородние автобусы.
Сама деревня Светлицы находится в 1,5 км от асфальтированной дороги, проходящей от районного центра Бабынино через село Антопьево до поселка Акулово.
Проект «Традиционная деревня»
На части территории деревни Светлицы планируется реконструкция русской деревни Калужской губернии XIX века. В основу проекта заложены традиционные знания русского народа о природе и человеке. Комплекс «Традиционная деревня» выполняет функции исторической площадки и базовой станции для сети экологических маршрутов. Он будет состоять из нескольких изб, часовни, бани, амбара, хозяйственного двора. В настоящий момент в стадии достройки находятся жилой дом и баня.
Кроме воссоздания внешнего архитектурного облика русской деревни, планируется возрождение традиционных народных ремесел: резьбы по дереву, архитектурной пропильной резьбы, ткачества, вышивки, плетения из лозы, а также изготовление русских национальных костюмов и кукол. Наши гости сами смогут изготовить для себя традиционный русский сувенир — тряпичную куклу.
Проект «Традиционная деревня» предполагает воссоздание обычаев и обрядов позапрошлого века. Планируется проведение традиционных праздников по народному календарю с обрядовыми песнями, хоровода- ми, едой (Рождество, Масленица, Пасха, Иван Купала).
В плане — серьезная исследовательская работа по восстановлению истории деревни Светлицы и создание музея калужского крестьянского быта, что предполагает этнографические экспедиции в окрестные деревни. Часть старинных предметов для будущего музея — рубели, утюги, детали ткацких станков — уже приобретены.
Для взрослых и юных гостей «Традиционной деревни» разрабатываются обучающие программы «К истокам народной культуры», «Школа выживания в деревне», «Традиционные праздники и народный календарь».
Активная часть туристической программы
1. Пешие прогулки и походы. Предлагаем однодневный пеший поход по маршруту «Светлицы — река Серена — деревня Копцево — Светлицы». Данный экотур предполагает получение знаний о съедобных и лекарственных растениях, растущих в лесу, и конкретного опыта сбора растений и грибов, ловли рыбы, их заготовки, хранения и использования в русской традиционной кухне и народной медицине.
2. Конные путешествия. Характер рельефа (пологие холмы), растительности (луга и изолированные перелески) и небольшая глубина речки (повсеместно проходима вброд) — все это создает идеальные условия для конных путешествий. Разработан маршрут однодневного похода: «Светлицы — мост через реку Серену — храм Святого Александра Невского в селе Мошонки (Мещовский район) — брод через реку Серену — восстановленный храм Ильи Пророка в селе Ильинском (Козельский район) — разрушенная Успенская церковь в селе Копцево — брод через реку Перемеру — Светлицы». Лошадь и подготовленный инструктор имеются.
3. Молодежный экотур «Разведка новой земли». Нацелен на приобретение школьниками навыков ориентирования на местности. Он предполагает многодневное командное прохождение оптимального маршрута по незнакомой местности с поиском условных контрольных пунктов, отмеченных на карте. Продолжительность похода — до 3-х дней.
4. Водные путешествия. Неподалеку от Светлиц начинается популярный среди водных туристов байдарочный маршрут по рекам Серене и Жиздре. Место старта находится в 9 км от Светлиц у села Мошонки. Маршрут до моста автомобильной дороги Козельск — Перемышль с посещением Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордино проходим за один день. Маршрут с выходом в реку Жиздру и с посещением Свято-Введенской Оптиной пустыни занимает два дня. Возможно продление маршрута до Перемышля или Калуги с выходом в реку Оку. Снаряжение для байдарочного похода, транспорт для выброски и съема группы с маршрута и подготовленные инструкторы имеются.
5. Автомобильные путешествия. Грунтовые дороги, косогоры и броды в окрестностях Светлиц прекрасно подходят для обучения гостей деревни езде на внедорожниках. Кроме того, разработаны три маршрута однодневных экскурсий: «Светлицы — Воротынск — Калуга (музеи космонавтики, К.Э. Циолковского, “Дом мастеров” — на выбор)»; «Светлицы — Ильинское — Козельск — Оптина пустынь — Шамордино»; «Светлицы — Мещовск — Шалово (с купанием в источнике со святой водой)».
6. Паломнические поездки — экскурсии по святым местам право- славной культуры. В пределах часа езды на автомобиле от Светлиц находятся пять действующих монастырей: монастырь в Шалово (Мещовский район), Свято-Введенская Оптина пустынь и Казанская Амвросиевская женская пустынь в Шамордино (Козельский район), Боровский Пафнутьев монастырь, Тихонова пустынь, а также два храма, нуждающиеся в восстановлении: храм Святого Александра Невского в селе Мошонки и церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Копцево.
Условия пребывания
Для иностранных гостей «Традиционной деревни» наши услуги начинаются со встречи в аэропорту, доставки на автомашине в Москву, размещения на квартире и решения вопросов с временной регистрацией иностранных граждан в России. С учетом пожеланий гостей возможны экскурсии по Москве (с говорящим на английском языке гидом). Доставка в Светлицы осуществляется нашим автотранспортом. Для российских гостей возможен заезд собственным транспортом или электричкой.
В деревне Светлицы гостям будут предложены на выбор три вари- анта проживания: в зимнем доме с русской печкой, входящем в состав комплекса «Традиционная деревня», в летнем деревянном домике или в семейном кемпинге (проживание в палатках на специально оборудованной площадке в лесу). Гости будут обеспечены трехразовым горячим питанием на основе блюд традиционной русской кухни.
К услугам наших гостей — спутниковое телевидение (в том числе каналы на основных европейских языках), электронная почта и высоко- скоростной доступ в Интернет.
Для иностранных туристов возможно преподавание русского языка квалифицированными специалистами с педагогическим и филологическим образованием.
Проект «Интернет-деревня»
Целью проекта является создание в сельской местности условий для жизни и работы горожан, занятых в сфере информационных технологий. Основой для этого служит технология беспроводного спутникового до- ступа в сеть Интернет, испытанная в реальных условиях Бабынинского района летом 2004 года.
На первом этапе (осень — зима 2004–2005 годов) в Светлицах должна быть запущена система комбинированного беспроводного до- ступа в Интернет (GPRS + спутниковый Интернет) и беспроводная локальная сеть по технологии Wi-Fi, доступная для участников всех программ Проекта, в том числе и иностранных туристов.
На втором этапе (весна — лето 2005 года) будет проведен поиск инвестора, проектирование и строительство в Светлицах корпоративного мини-профилактория для сотрудников крупной IT-компании.
На третьем этапе предполагается строительство вблизи Светлиц поселка из нескольких личных домов горожан, готовых переехать в деревню с сохранением городской профессии в режиме удаленной работы (телеработы).
Молодежный туристический лагерь
В июле 2004 года в километре от деревни Светлицы впервые на данной территории был проведен летний профильный лагерь для одаренных старшеклассников «Химера». Метод работы «Химеры» — погружение в общение на базе интенсивной учебной программы. Это подразумевает постоянный контакт между взрослыми участниками лагеря и школьниками — во время учебных занятий, совместных работ, отдыха и т.д. За последние 10 лет коллективом «Химеры» под руководством профессора химического факультета МГУ доктора педагогических наук В.В. Загорского сформирована модель летнего профильного лагеря, сочетающего традиции «летней школы» и студенческого строительного отряда. Полевой палаточный лагерь предполагает большой объем работ по самообеспечению (заготовка дров, доставка воды, приготовление пищи); кроме того, на территории осуществлялась значительная деятельность по очистке леса, а также строительные работы. Во всех этих работах обязательно участвуют не только сотрудники, преподаватели и студенты, но и школьники. Летнюю школу «Химера» в окрестностях Светлиц предполагается проводить ежегодно, в ее работе могут принять участие иностранные студенты.
Сельскохозяйственная программа ООО «Ранчо “Рог изобилия”»
Основа программы — мясное животноводство на базе современных технологий беспривязного содержания животных на открытых пастбищах круглогодично.
Опыт используется на площадях бывшего колхоза «Маяк» Бабынинского района. Компания приобрела около 2 тысяч гектаров паевых земель КСП «Маяк» в районе деревни Светлицы, на которых будут расположены современные пастбища, сенокосы и посевы кормовых культур. На сегодняшний день ООО «Ранчо “Рог изобилия”» имеет 60 голов КРС герефордской и лимузинской пород, которые составляют маточное стадо, и предполагает весной 2005 года приобрести от 300 до 400 голов молодняка КРС для последующего откорма.
В Проекте компания участвует как инвестор, а также как элемент агротуризма. Гости программы, особенно зарубежные, как показывает практика, с удовольствием принимают участие в работе реального фермерского хозяйства.
Состояние и перспективы Проекта
Для осуществления сельскохозяйственной программы осенью 2004 года было подготовлено к приему скота 200 га земли. В рамках проекта «Традиционная деревня» завершается строительство бани и первого гостевого дома. До зимы предполагается бурение скважины для обеспечения водоснабжения. Весной 2005 года необходимо проложить 1,5 км гравийной дороги от шоссе Бабынино — Акулово до деревни Светлицы и обеспечить устойчивое электроснабжение деревни с установкой трансформаторной подстанции.
Начало реализации программ сельского туризма запланировано на новогодние праздники зимой 2004–2005 годов.
Сегодня агротуризм в Европе и многих странах мира превратился в эффективный и перспективный сектор как туриндустрии, так и экономики в целом. Решение проблем сокращения числа занятых в сельхозпроизводстве; предоставление достойных рабочих мест, поднимающих уровень благосостояния сельских жителей; сохранение заселенности территорий и целостности природных ландшафтов; возможности общечеловеческого общения и, соответственно, культурного роста — вот далеко не полный перечень «комплекса услуг», который способен предоставить агротуризм в сельской местности России. Политическая воля (федеральная, региональная), помноженная на предпринимательские инициативу и талант, способны перевести функционирование агротуристического сектора на современный уровень.
- Н.К.Губина, к. Э. Н., доцент
- Глава 1. Предпринимательство и частная собственность
- Глава 2. Развитие понятий «предпринимательство» и «предприниматель»
- Глава 3. Сущность коммерции и коммерческих функций предприятий (организаций)
- Глава 4. Основные правовые начала малого предпринимательства
- Глава 5. Бизнес-планирование - важнейшая часть предпринимательской практики
- Прогноз выполнения обязательных резервов,
- Глава 6. Инвестиции как фактор инновационности производства и динамизма социально-экономического роста
- Глава 7. Конкурентоспособность — важнейший фактор эффективности экономической деятельности
- Глава 8. Фирма — особый институт современной экономической системы
- Глава 9. Управление предпринимательскими рисками
- Процедура «Управление рисками. Реагирование»
- Глава 10. Финансовое обеспечение предпринимательства Источники финансовых ресурсов
- Собственный капитал корпораций
- Политика формирования собственного капитала
- Заемный капитал
- Глава 11. Признаки и порядок установления банкротства
- Глава 12. Российский менталитет и предпринимательство
- Глава 13. Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность» Экономические угрозы
- Понятие «экономическая безопасность» и характеристика его уровней
- Индикаторы глобальной экономической безопасности
- Предельно-критические значения, являющиеся границами безопасности развития российского общества
- Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности России в сравнении с фактическими данными за 2005 год
- Внешнеэкономическая безопасность Калужской области за 2005 год
- Структура экономической безопасности
- Структура национальной безопасности
- Структура угроз региональной экономической безопасности
- Структура экономической безопасности предприятия
- Глава 14. Кооперативное предпринимательство
- Глава 15. Трансформации на селе и предпринимательство
- 1. Сущность и преимущества проекта
- 2. Ожидаемый спрос на продукцию
- 3. Инвестиции и сроки окупаемости
- 4. Использование продукции для импортозамещения или экспорта
- 5. Решение социальных вопросов
- 6. Структура Центра мясного скотоводства
- 7. Заключение
- Глава 16. Диверсификация предпринимательства и развитие территории: агротуризм
- Содержание программы
- 6 Этапов развития во франчайзинге:
- С использованием цепочки «Создания ценностей» по м.Портеру
- Контроллер и его функции, согласно миссии контроллера, разработанной igc
- Цели организационных стратегий для функциональных подразделений
- Проверь себя: имеется ли у компании стратегия?
- Тестовые задания №1
- Тестовые задания № 2
- Тестовые задания №3
- Тестовые задания № 4
- Тестовые задания № 5
- Тестовые задания № 6
- Тестовые задания № 7
- Тестовые задания № 8
- Тестовые задания № 9
- Тестовые задания №10
- Ключ к тесту 1 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 4 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 5дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 6 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 7дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 8 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 9дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 10 дисциплина «Основы бизнеса»