Глава 3. Сущность коммерции и коммерческих функций предприятий (организаций)
Всякая наука начинается с определения понятий. Определим сущность коммерции и коммерческих функций.
Словарь иностранных слов дает такое толкование: «Коммерция — это торговля, торговые операции»; в другом аналогичном словаре мы встречаемся с почти подобным определением: «Коммерция (от лат. commercium) — торговля или торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг». Словарь С.И. Ожегова толкует понятие следующим образом: «Коммерческий — 1) торговый, не военный; 2) при существовании карточной системы снабжения — относящийся к торговле без карточек по повышенным ценам». В учебнике для вузов «Основы коммерческой деятельности» авторы дают следующее определение: «Таким образом, коммерция в сфере товарного обращения — это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли». Большой экономический словарь под редакцией А.Н. Азрилияна определяет коммерцию как «деятельность по продаже товаров или услуг с целью получения прибыли».
В принципе определения не вызывают особых сомнений, но непонятно, что относится к процессам, а что — к операциям в торговле.
На наш взгляд, приведенные понятия даны в узком смысле слова «коммерция», применительно к торговле. А в условиях рыночных отношений понятие «коммерция» требует более широкого толкования, не ограниченного сферой торговли.
Думается, более близки нашей точке зрения понятия, данные в словаре обществознания: «Коммерция — торговля, торговая операция. В более широком смысле — всякая деятельность, направленная на получение прибыли», а также в Современном экономическом словаре: «Коммерция (от лат. commercium) — торговля и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. В широком смысле слова — предпринимательская деятельность».
По мнению В.В. Залесского, понятие «коммерческая организация» равнозначно понятию «предпринимательская организация», точно также как термин «предпринимательская деятельность» идентичен термину «коммерческая деятельность». В широком смысле слова любой предприниматель является коммерсантом.
В торговых кодексах ряда стран заложено именно такое понимание коммерческой деятельности. Статья 1 французского кодекса определяет: «Коммерсантами являются лица, которые совершают торговые сделки в процессе осуществления своей обычной профессии». Первый раздел «Коммерсанты» книги первой «Торговые сословия» Германского торгового уложения содержит развернутый перечень видов предпринимательской деятельности, которой занимаются коммерсанты: «Торговым промыслом считается всякая производственная деятельность, предметом которой являются следующие действия:
приобретение движимых вещей, товаров или ценных бумаг с целью дальнейшей перепродажи независимо от того, будут ли товары переданы в неизмененном виде или после переработки;
принятие на себя обязанностей по обработке или переработке товаров для других лиц, если такой промысел выходит за пределы простого ремесла…
морская и сухопутная перевозка грузов и пассажиров…».
Гражданский кодекс Российской Федерации использует термин «предприниматель» только по отношению к гражданину, занимающемуся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (статья 27 ГК РФ), и не дает обобщенного понятия коммерсанта или предпринимателя. Выделение предпринимателей-юридических лиц связано, в конечном счете, с предусмотренным в статье 50 Гражданского кодекса разграничением двух видов организаций — коммерческих и некоммерческих. Любое правосубъектное образование, которое может быть отнесено к коммерческим организациям, в силу этого обстоятельства признается предпринимателем. Это вытекает из содержащихся в пункте 1 статьи 50 Гражданского кодекса указаний относительно сущности данного вида юридических лиц: «…коммерческой признается организация, для которой извлечение прибыли составляет основную цель деятельности». Гражданским кодексом предусмотрен замкнутый набор моделей юридических лиц, которые могут рассматриваться как коммерческие организации, а стало быть, и как предприниматели.
В их числе — хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Для каждого из них, по мнению профессора М.И. Брагинского, устанавливается специальный правовой режим участия в гражданских отношениях, особенности которого могут непосредственно затронуть интересы того, кто заключает с ними договор.
Приведенный в статье 50 Гражданского кодекса перечень видов коммерческих организаций-предпринимателей является исчерпывающим, и можно схематически изобразить систему их организационно-правовых форм (рис. 1).
В отличие от коммерческих, к некоммерческим относятся организации, обладающие двумя признаками:
• некоммерческие организации не могут иметь целью своей деятельности извлечение прибыли;
• полученная организацией прибыль не может распределяться между участниками (применительно к тем организациям, которые построены на началах членства).
В числе некоммерческих организаций статья 50 Гражданского кодекса называет потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые ответчиком учреждения, благотворительные и иные фонды.
Вместе с тем предусмотрена возможность создания некоммерческих организаций и в иных формах, для чего достаточно принятия закона. Так, Закон от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» допустил образование еще двух видов некоммерческих организаций: некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации.
Осуществление предпринимательской деятельности в принципе расходится с природой некоммерческой организации. Это объясняется уже тем, что такая организация заведомо создается для иной, не связанной с предпринимательством, деятельности.
Однако в ряде случаев некоммерческая организация вынуждена осуществлять предпринимательскую деятельность. Полученная таким образом прибыль используется ею для покрытия расходов, связанных с той непредпринимательской деятельностью, ради которой и была образована организация. С учетом этого обстоятельства именно для некоммерческих организаций Гражданский кодекс устанавливает в виде исключения возможность участия в предпринимательской деятельности тех, кто не является предпринимателем.
Предпринимательская деятельность должна служить цели создания некоммерческой организации и, кроме того, по своему характеру соответствовать этой цели. Развивая содержащиеся в пункте 1 статьи 50 Гражданского кодекса положения, статья 24 Закона от 12 января 1996 года признает допустимой для некоммерческой организации предпринимательскую деятельность, которая выражается в приносящем прибыль производстве товаров и услуг, отвечающем целям создания некоммерческой организации, а также в приобретении и реализации ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участии в хозяйственных обществах или в товариществе на вере (в последнем случае — только в качестве вкладчика).
При этом предусмотрено, что некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по осуществляемой ею предпринимательской деятельности. Законодательством Российской Федерации может быть запрещено осуществление предпринимательской деятельности для отдельных видов некоммерческих организаций. Одно из таких ограничений установлено в Гражданском кодексе. Оно относится к объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам). В силу пункта 1 статьи 121 Гражданского кодекса в случаях, когда решением участников на такое объединение возлагается ведение предпринимательской деятельности, оно должно либо преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество, либо создать для ведения соответствующей деятельности хозяйственное общество, либо вступить в такое общество в качестве участника. Коммерческие и некоммерческие организации функционируют во всех отраслях: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и др.
В зависимости от различий законодательного регулирования, связанного с формами собственности, а также от особенностей организации, как мы выяснили в ходе исследования, юридические лица подразделяются следующим образом (рис. 2).
Характеристика основных форм коммерческих организаций представлена в табл. 1. Рассмотрим основные формы некоммерческих организаций.
Потребительский кооператив. Представляет собой добровольное объединение физических и юридических лиц на основе членства, с целью удовлетворения материальных и нематериальных потребностей. Члены потребительского кооператива вносят установленные уставом паевые взносы, которые вместе с заработанной собственностью составляют имущество кооператива. От членов кооператива требуется вносить дополнительные взносы при необходимости покрытия образовавшихся у кооператива убытков. Доходы потребительского кооператива от предпринимательской деятельности распределяются в соответствии с его уставом между членами кооператива.
Общественные и религиозные организации — это добровольные объединения граждан на основе общих интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Будучи некоммерческими организациями, они могут заниматься предпринимательством только в том случае, если оно соответствует уставным целям и направлено на их достижение. Члены общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими в эти организации имущество и членские взносы. Члены общественных и религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а те, в свою очередь, не отвечают по обязательствам своих членов.
Фонды — это не имеющие членства некоммерческие организации, созданные для достижения культурных, образовательных, социальных, благотворительных или других общественно полезных целей. Фонды утверждаются физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Имущество, переданное фонду его учредителями, становится собственностью фонда. Фонд может заниматься предпринимательством только тогда, когда оно соответствует уставным целям и направлено на их достижение. Предпринимательская деятельность предполагает создание хозяйственных обществ или участие в них.
Учредители фонда не отвечают по его обязательствам, а фонд не несет ответственности по обязательствам своих учредителей.
Учреждения — это организации, создающиеся собственниками для решения социально-культурных, управленческих или иных некоммерческих задач. Учреждения частично или полностью финансируются собственниками. Собственник закрепляет за учреждениями имущество на праве оперативного управления. Примерами таких организаций являются учреждения образования и просвещения, социальной защиты, культуры и спорта, а также органы государственного и муниципального управления.
Объединения юридических лиц — это добровольные ассоциации и союзы коммерческих либо некоммерческих организаций.
Объединения коммерческих организаций создаются по договору между участниками для координации их предпринимательской деятельности, а также защиты и представления общих имущественных интересов.
Объединения некоммерческих организаций представляют собой союзы и ассоциации общественных организаций и учреждений.
В экономическом смысле понятие «организация — юридическое лицо» в ряде случаев соответствует понятию «предприятие».
Предприятие — это производственно-технический комплекс, используемый для предпринимательской деятельности.
На базе предприятия может осуществляться любая профессиональная предпринимательская деятельность: производственная, кредитно-финансовая, торговая, страховая, посредническая; в зависимости от формы собственности учредителей предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными. Предприятия могут создаваться как юридическими, так и физическими лицами.
Иногда объединениям предприятий присваиваются наименования, взятые из зарубежной терминологии.
Ассоциация — общая форма союза, объединения предприятий и частных лиц по любому признаку.
Венчурное предприятие — договорное объединение предприятий и частных лиц на период выполнения какого-либо проекта.
Картель — форма объединения предприятий на основе соглашения, регламентирующего цены, объем производства, условия найма рабочей силы, границы рынков сбыта.
Конгломерат — материнская форма и совокупность объединенных вокруг нее филиалов.
Консорциум — временное уставное объединение промышленного и банковского капитала с целью достижения общей цели. Объединяемые предприятия являются хозяйственно независимыми и объединяются с целью совместной борьбы за получение заказов и их совместное выполнение.
Концерн — уставное объединение предприятий на основе полной финансовой зависимости участников от одного или группы предпринимателей. Предприятия связаны посредством участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, тесного производственного сотрудничества.
Оффшорная компания — предприятие с юридическим адресом в стране с налоговыми льготами.
Пул — форма объединения предприятий, при которой прибыль всех участников поступает в общий фонд и затем распределяется между ними по заранее определенной пропорции.
Синдикат — объединение предприятий в форме картеля при централизации функций реализации продукции и закупки сырья в едином органе. Участники синдиката сохраняют производственную и финансовую независимость, но теряют коммерческую самостоятельность.
Трест — объединение предприятий под единым центром управления производственной и коммерческой деятельностью, под контролем одного собственника (юридического лица). Входящие в трест предприятия теряют свою юридическую, производственную и хозяйственную самостоятельность. Общая прибыль распределяется пропорционально долевому участию предприятий в результате.
Холдинг — объединение фирм, большая доля акций которых (более 50 %) принадлежит центральному совместному фонду.
- Н.К.Губина, к. Э. Н., доцент
- Глава 1. Предпринимательство и частная собственность
- Глава 2. Развитие понятий «предпринимательство» и «предприниматель»
- Глава 3. Сущность коммерции и коммерческих функций предприятий (организаций)
- Глава 4. Основные правовые начала малого предпринимательства
- Глава 5. Бизнес-планирование - важнейшая часть предпринимательской практики
- Прогноз выполнения обязательных резервов,
- Глава 6. Инвестиции как фактор инновационности производства и динамизма социально-экономического роста
- Глава 7. Конкурентоспособность — важнейший фактор эффективности экономической деятельности
- Глава 8. Фирма — особый институт современной экономической системы
- Глава 9. Управление предпринимательскими рисками
- Процедура «Управление рисками. Реагирование»
- Глава 10. Финансовое обеспечение предпринимательства Источники финансовых ресурсов
- Собственный капитал корпораций
- Политика формирования собственного капитала
- Заемный капитал
- Глава 11. Признаки и порядок установления банкротства
- Глава 12. Российский менталитет и предпринимательство
- Глава 13. Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность» Экономические угрозы
- Понятие «экономическая безопасность» и характеристика его уровней
- Индикаторы глобальной экономической безопасности
- Предельно-критические значения, являющиеся границами безопасности развития российского общества
- Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности России в сравнении с фактическими данными за 2005 год
- Внешнеэкономическая безопасность Калужской области за 2005 год
- Структура экономической безопасности
- Структура национальной безопасности
- Структура угроз региональной экономической безопасности
- Структура экономической безопасности предприятия
- Глава 14. Кооперативное предпринимательство
- Глава 15. Трансформации на селе и предпринимательство
- 1. Сущность и преимущества проекта
- 2. Ожидаемый спрос на продукцию
- 3. Инвестиции и сроки окупаемости
- 4. Использование продукции для импортозамещения или экспорта
- 5. Решение социальных вопросов
- 6. Структура Центра мясного скотоводства
- 7. Заключение
- Глава 16. Диверсификация предпринимательства и развитие территории: агротуризм
- Содержание программы
- 6 Этапов развития во франчайзинге:
- С использованием цепочки «Создания ценностей» по м.Портеру
- Контроллер и его функции, согласно миссии контроллера, разработанной igc
- Цели организационных стратегий для функциональных подразделений
- Проверь себя: имеется ли у компании стратегия?
- Тестовые задания №1
- Тестовые задания № 2
- Тестовые задания №3
- Тестовые задания № 4
- Тестовые задания № 5
- Тестовые задания № 6
- Тестовые задания № 7
- Тестовые задания № 8
- Тестовые задания № 9
- Тестовые задания №10
- Ключ к тесту 1 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 4 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 5дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 6 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 7дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 8 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 9дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 10 дисциплина «Основы бизнеса»