Глава 14. Кооперативное предпринимательство
В резолюции 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Кооперативы в процессе социального развития» от 19 декабря 2001 года обращено внимание государств-членов на «Руководящие принципы в отношении создания благоприятных условий для развития кооперативов», имея в виду их использование при разработке или пересмотре национальных стратегий развития кооперативов. В «Руководящих принципах…» указывается, что кооперативы должны повсеместно признаваться в качестве юридических лиц и что все организации и предприятия, учреждаемые кооперативным движением, должны быть действительно равны с другими ассоциациями и структурами.
Для достижения такого равенства необходимо, чтобы особые ценности и принципы кооперативов были полностью признаны желательными, а также чтобы были приняты надлежащие меры к тому, чтобы эти особые качества не являлись причиной каких бы то ни было дискриминаций и ущемлений.
В этих целях правительствам необходимо создавать и поддерживать благоприятные условия для развития кооперативного движения. В рамках этого процесса можно было бы стремиться к налаживанию действительных партнерских отношений между правительствами и кооперативным движением. Полезно, чтобы правительства публично признали особый вклад (как количественный, так и качественный), который кооперативное движение вносит в национальную экономику и жизнь общества. Отмечается желательность принятия государствами-членами ООН общих (единых) законов о кооперативах, которые могут быть дополнены специальными законами об отдельных видах кооперативов, а также создания в правительствах координирующих механизмов, которые поддерживали бы связь с кооперативным движением, содействовали проведению регулярных консультаций и эффективному сотрудничеству между правительствами и кооперативным движением.
В Рекомендации Международной организации труда (МОТ) 2002 года о содействии развитию кооперативов содержится следующее важное положение: «Признается, что кооперативы действуют во всех секторах экономики. Настоящая Рекомендация относится ко всем видам и формам кооперативов». Тем самым Рекомендация призывает к устранению каких-либо ограничений сфер деятельности кооперативов, подчеркивая их универсальность. Отнесение же Рекомендации ко всем видам и формам кооперативов подтверждает их идентичность.
В Рекомендации приводится следующее универсальное определение кооператива:
Кооператив — самостоятельная ассоциация людей, которые объединились на добровольной основе для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и устремлений посредством совместного владения предприятием, контролируемым на основе демократических принципов.
Сохранены понятия кооперативных ценностей и принципов, нашедших наиболее полное отражение в Декларации о кооперативной идентичности, принятой Конгрессом Международного кооперативного альянса Всемирной организации кооперативов в Манчестере в 1995 году.
Кооперативные ценности: взаимопомощь, личная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность, а также такие этические нормы, как честность, открытость, социальная ответственность и забота о других.
Кооперативные принципы:
1. Добровольное и открытое членство. Кооперативы являются добровольными организациями, открытыми для всех лиц, которые имеют возможность пользоваться их услугами и хотят принять на себя обязательства, связанные с членством в кооперативе без каких-либо половых, социальных, расовых, политических и религиозных ограничений.
2. Демократический контроль. Кооперативы — это демократические организации, контролируемые своими членами, которые активно участвуют в принятии решений. Мужчины и женщины, которые имеют статус избранных представителей, подотчетны членам кооператива. Члены первичного кооператива имеют одинаковое право голоса (один член кооператива — один голос). Кооперативы других уровней также организованы на демократической основе.
3. Экономическое участие членов кооператива. Члены кооператива участвуют на равных условиях в формировании капитала кооператива и в демократическом управлении им. Обычно они получают небольшую компенсацию, если таковая вообще имеется, на паевой взнос, который является условием вступления в кооператив. Члены кооператива используют прибыль для достижения одной или нескольких целей, а именно: развития кооператива и в соответствии с объемом услуг, которыми они пользуются, осуществления другой деятельности, получившей поддержку у членов кооператива.
4. Автономия и независимость. Кооперативы — это автономные организации, контролируемые своими членами. Если кооперативы заключают соглашения с другими организациями, включая правительственные органы, или получают средства из внешних источников, они делают это на таких условиях, которые обеспечивают контроль со стороны членов кооператива и поддерживают его автономность.
5. Образование, обучение и предоставление информации. Кооперативы предоставляют возможность для обучения и получения образования своим членам, выбранным представителям, управляющим и работникам для того, чтобы те могли эффективно работать над развитием своего кооператива. Кооперативы информируют общественность, особенно молодых людей и общественных лидеров, о том, какова природа кооперации, в чем ее польза.
6. Кооперация между кооперативами. Кооперативы служат своим членам наиболее эффективно и укрепляют кооперативное движение, работая вместе в рамках организаций на местах, а так- же национальных, региональных и международных структур.
7. Забота об обществе. Пытаясь отвечать потребностям и пожеланиям своих членов, кооперативы способствуют стабильному развитию общества в целом.
В Рекомендации МОТ указывается, что в сбалансированном обществе должны сосуществовать сильные государственный и частный секторы, а также сильные кооперативы, общества взаимопомощи и другие общественные и неправительственные организации.
Рекомендации парламентских слушаний «Сущность и роль кооперации в национальной экономике», проведенных в декабре 2002 года Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, содержат позицию о том, что теория и практика стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на самодеятельности, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы. Кооперативные организации повсеместно выступают если не существенной, то заметной силой современности, приобретая порой все большее значение в национальном хозяйстве ряда стран. В кооперативных формах на разных уровнях (от предприятия до государственного) можно успешно решать ряд конкретных социально-экономических проблем (борьба с бедностью, занятость, повышение производительности труда и т.д.) и делать это в духе лучших демократических традиций.
Интересны исследования и выводы профессора А.П. Макаренко о возникших закономерностях и возможностях в развитии мирового кооперативного сектора экономики в конце XX — начале XXI веков, о том, что кооперативный сектор остается важной составной частью экономики абсолютного большинства стран мира. Его услугами пользуются более 3 миллиардов человек. На кооперативных предприятиях заняты более 100 миллионов работников. Всего в мире насчитывается более 800 миллионов кооперативов. Сельскохозяйственные кооперативы сбывают более 50 % сельхозпродукции в Европе, США, Канаде, во многих странах. Кооперативные банки несут ответственность за 17 % рынка сбережений в Европейском союзе. Кредитные кооперативы в США, Канаде, Австралии, Ирландии объединяют от 35 до 45 % взрослого населения.
Современное развитие мирового кооперативного сектора экономики имеет следующие общие закономерности:
1. Постепенное относительное сокращение кооперативного сектора (по числу участников, масштабам и объемам хозяйственной деятельности) в сферах розничной и оптовой торговли, что привело к утрате доминирующего положения потребительской кооперации среди других видов кооперативов.
2. Успешное развитие кооперативного предпринимательства в сфере денежного обращения, приобретшее взрывной характер к концу XX века; доминирующее положение кредитной кооперации среди других видов кооперативов.
3. Перемещение центра массового кооперативного движения из стран Европы в страны Азии, где сосредоточено до 90 % членской базы различных кооперативов.
4. Развитие самыми высокими темпами сельскохозяйственной кооперации в странах Азии.
5. А также то, что кооперативный сектор, какие бы внутри него не происходили структурные передвижки, в целом является уже «несущей конструкцией» (в соединении с частной и государственной) трехсекторной экономики абсолютного большинства стран мира.
Исследования эволюции кооперативного движения в России позволяют сделать следующие выводы:
• в России кооперация имеет свою историю, а не возникает как что-то абсолютно новое; более того, форма кооперативного предпринимательства была наиболее созвучна характеру русского народа и поэтому периодами получала массовое развитие;
• в условиях кризиса, хаоса в экономике кооперация доказывала свою действенность и эффективность; состоящая из небольших самостоятельных экономических сегментов, по мере необходимости она сама создавала систему для наиболее рационального решения своих задач;
• процессы в системе кооперации всегда носили эволюционный, а не революционный характер, от создания небольшого кооператива до глобальной системы союзов;
• государство в дореволюционной России оказывало развитию системы кооперации всемерную поддержку, использовало кооперативные структуры для распределения государственных и льготных кредитов;
• учреждения кооперативного движения благотворно влияли на увеличение народного благосостояния;
• население, в том числе крестьяне, относилось к кооперативам с доверием.
Можно сделать вывод, что кооперативное предпринимательство — это форма реализации коренных экономических интересов и психического склада определенных и больших групп людей в каждой стране мира.
Приведем еще несколько понятий и особенностей кооперативного предпринимательства.
Кооперация — это совокупность кооперативов, действующих в разных сферах экономики (например, потребительская, кредитная, производственная, сбытоснабженческая или сельскохозяйственная кооперация), в отдельных странах (английская, немецкая, российская кооперация), в разных регионах (европейская, азиатская, латиноамериканская кооперация).
Кооперативное движение — это организационно-массовая, экономическая, культурно-просветительная, спортивно-оздоровительная и идеологическая деятельность людей в форме агитации за кооперативный образ жизни, законодательной инициативы, обязательного материального участия членов кооперативов в создании, развитии и управлении хозяйственными предприятиями кооперативов и их видов.
Кооперативное предпринимательство — это хозяйственная деятельность на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность различных групп людей, объединенных в кооперативы и их союзы.
В последние годы понятие «кооперативное предпринимательство» рассматривается с позиций выживания кооперативов в условиях обостряющейся конкурентной борьбы.
Особенности кооперативного предпринимательства указаны в ряде публикаций Кооперативного отдела МОТ:
• кооперативные менеджеры должны обладать не меньшим уровнем компетентности, навыков, квалификации, чем менеджеры предприятий, действующих в окружающей кооперативы конкурентной среде;
• кооперативные менеджеры также обязаны знать кооперативные принципы и специфику практической деятельности кооперативов, кооперативное законодательство и базовые уставные требования;
• кооперативные менеджеры обязаны быть преданы кооперативному делу, восприимчивы к интересам и нуждам членов кооператива;
• кооперативное предпринимательство отличается от акционерного (тоже коллективного) более демократическим управлением, социальной направленностью своей деятельности, соблюдением особых кооперативных принципов и морально- этических норм;
• кооперативные ценности являются важнейшим элементом, определяющим конкурентное преимущество кооперативов; задачи и функции кооперативного предприятия должны представлять собой единое целое, сочетающее хозяйственную деятельность и социальные цели;
• кооперативное движение нуждается в менеджерах, имеющих способности и волю брать на себя ответственность в создании особого сообщества членов и работников кооперативов, обоснованного на ценностях и социальном предназначении кооперативного дела;
• члены кооператива сами являются участниками процесса предпринимательства, так как им приходится участвовать в изучении конкурентной среды, определении и оценке предпринимательских возможностей, принимать на себя риски, участвовать в предпринимательстве собственным капиталом и получать от этого определенные преимущества;
• успех кооперативного предпринимательства зависит от внешних факторов, в первую очередь таких, как законодательные и бюрократические ограничительные барьеры, которые не позволяют в полной мере использовать потенциал кооперативов;
• кооперативы должны добиваться таких внешних условий, в которых могла бы благотворно развиваться их собственная культура предпринимательства, должны иметь возможность распоряжаться своими материальными и финансовыми средствами по собственному усмотрению, сохранять независимость от государства, быть готовыми к предпринимательским рискам во имя конечной цели — предоставления качественных услуг своим членам.
По мнению специалистов Программы ЕС Тасис, для достижения успеха в предпринимательской деятельности кооператив должен выполнять следующие требования:
1. Удовлетворять экономическую потребность. Кооператив — бизнес-организация, основанная для того, чтобы обеспечить выполнение необходимых услуг для ее членов. Если он не удовлетворяет реальную экономическую потребность, то не сможет быть привлекательным и не сможет сохранить поддержку его членов.
2. Адекватно финансироваться, что необходимо для того, чтобы: сохранить контроль над кооперативом, построить сильную финансовую структуру, гарантировать необходимое накопление и распределение прибыли, поддерживать быстрый рост кооператива, сокращать расходы.
3. Члены должны полностью поддерживать кооператив. Кооператив не самоцель, а только средство для обслуживания членов. В кооперативе, функционирующем должным образом, акцент будет на качестве, надежности и ценовом превосходстве.
4. Эффективное управление и контроль. Кооператив несет полную ответственность за соблюдение интересов его членов и должен служить их интересам наиболее эффективным способом.
Успех финансовой и экономической деятельности кооперативов во многом зависит от того, насколько эффективно используется имущество.
Собственность кооперативов различных видов образуется из вступительных, паевых и целевых взносов, заемных средств, а также приращения имущества в результате хозяйственной деятельности.
Кооперативная собственность подразделяется на две части: делимую, представляющую собой паевой фонд, из которого каждый член кооператива может получить свой паевой капитал с процентами в случае выхода из кооператива; неделимую, формируемую в результате хозяйственной деятельности кооператива и представленную его предприятиями и имуществом, которыми кооператив владеет в качестве юридического лица (неделимые фонды).
Собственность кооперативов, так же как и акционерная собственность, является частной групповой.
Принципиальное различие между кооперативной и акционерной формами собственности заключается в следующем:
1. В кооперативе действует правило: один человек — один голос, то есть участие члена кооператива в управлении его делами не зависит от размера внесенных им паевых средств. В акционерных обществах каждый акционер имеет количество голосов, соответствующее имеющемуся у него количеству акций.
2. Паевые взносы (паи) не обращаются на рынке, они не могут быть использованы для получения каких-либо выгод от участия в рыночном обороте, образования блокирующего или контрольного пакета, создающего основу для перехода собственности из одних рук в другие. В открытых акционерных обществах акции свободно котируются на рынке.
3. При распределении прибыли в кооперативах действует принцип ограниченного процента на капитал. Большая часть прибыли направляется на развитие. Кроме того, часть прибыли возвращается членам кооперативов в виде скидок, премий и в других формах. В акционерных обществах процент на капитал не ограничен.
Необходимым условием успешной деятельности кооператива является объективная оценка эффективности использования имеющегося имущества, повышение отдачи от каждой единицы производственных мощностей, каждого квадратного метра торговой площади.
Практикой выработаны следующие критерии оценки хозяйственной деятельности, обеспечивающие финансовую устойчивость и благополучие кооператива:
1. Рост объемов деятельности. При прочих равных условиях увеличение розничного товарооборота, рост объемов закупок сельскохозяйственных продуктов, производства товаров на ко- оперативных предприятиях, платных услуг обеспечивают рост доходов и улучшение финансового положения кооператива.
2. Ускорение оборачиваемости товаров и других оборотных средств, что прямо отражается на эффективности использования финансовых ресурсов, дает возможность при меньших затратах получить больший доход.
3. Сокращение издержек обращения за счет гибкого использования средств на оплату труда работников, внедрения рациональных схем товароснабжения торговой сети и сокращения уровня оборота с каждого квадратного метра торговой площади.
4. Эффективное использование принадлежащего кооперативу имущества (торговые, складские, производственные и иные помещения).
Профессор А.П. Макаренко, опираясь на научную классификацию кооперативов Б.Н. Хвостова и оригинальные классификационные схемы С.Н. Прокоповича, М.Л. Хейсина, Н.И. Попова, А.А. Глушецкого, предлагает научную классификацию кооперативов в зависимости от сферы их экономической деятельности (типы); уровня обобществления собственности и доли дохода, получаемой членами в кооперативе (формы); рода занятий и социального состава членов, принадлежности к отраслям народного хозяйства и др. (виды).
По типам кооперативы делятся на производственные, потребительские и смешанные.
Основная функция производственных кооперативов состоит в производстве материальных благ или услуг.
Основная функция потребительских кооперативов состоит в потреблении товаров, услуг, денежных средств, культурных ценностей и т.д.
Смешанные кооперативы — производственно-потребительские, где нет явно преобладающей функции. Это самый распространенный тип кооперативов, называемых также многоотраслевыми, многопрофильными.
По формам среди кооперативов выделяются:
1. Простая форма, где в общем владении, распоряжении и пользовании находятся денежные средства, товары, здания, транспорт и частично труд членов-работников, члены кооператива получают дополнительный доход в виде процента на пай, дивидендов, низкого процента на кредит и т.д. Свой основной доход они получают вне кооператива (потребительские, кредитные, сбытоснабженческие кооперативы).
2. Переходная форма, где уровень обобществления собственности такой же, как в кооперативах простой формы, и члены кооператива получают основной доход вне кооператива, но потребляют больше разнообразных услуг (многоотраслевые, многоцелевые кооперативы).
3. Сложная форма, где обобществлены основные средства производства: земля, машины, оборудование, скот и т.д. — и где члены кооператива получают основной доход в кооперативе (производственные, сельскохозяйственные, промышленные кооперативы).
По видам среди кооперативов выделяются:
1. По местонахождению: городские и сельские.
2. По социальному составу: рабочие, крестьянские, студенческие и ученические, мелких предпринимателей и торговцев, институциональные (где большинство — служащие), общегражданские (где есть представители различных слоев).
3. По роду занятий: кооперативы учителей, врачей, артистов, писателей, кинематографистов.
4. По принадлежности к отраслям народного хозяйства: промысловые, строительные, транспортные, массового питания, сельскохозяйственные, торговые, рыболовецкие, страховые, кредитно-банковские, сберегательные, медицинские и др.
5. По принадлежности к отраслям производства, переработки, сбыта: текстильные, швейные, животноводческие, молочные, зерновые, птицеводческие и др.
6. По предоставлению конкретных услуг: по снабжению телефонами, похоронные, медицинские, таксомоторные и др.
7. По принадлежности к определенному виду религии: католические, протестантские, мусульманские и др.
8. По принадлежности к национальному меньшинству в стране: русские — в США, украинские — в Канаде, шведские — в Финляндии и др.
Научная классификация имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Точное определение типа кооператива имеет решающее значение при получении налоговых льгот. Так, в России не облагается налогом Фонд развития потребительских кооперативов.
В соответствии с законодательством и особенностями организации производственные кооперативы (артели) относятся к коммерческим организациям, а потребительские кооперативы — к некоммерческим.
Производственным кооперативом (ГК РФ, статья 107, пункт 1) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
Кооператив является юридическим лицом — коммерческой организацией, образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Учредительным документом кооператива является Устав, утвержденный общим собранием членов кооператива. Член кооператива вправе выйти из его состава. При этом ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его доле.
Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размерах и порядке, предусмотренных законом и Уставом (ГК РФ, статья 107, пункт 2). Имущество кооператива делится на паи, но часть может быть образована как неделимая (ГК РФ, статья 109, пункт 1). Управление кооперативом осуществляет общее собрание.
Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. Исполнительным органом управления являются правление и его председатель (ГК РФ, статья 110, пункт 1).
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет потребительские кооперативы как некоммерческие организации (ГК РФ, статья 116, пункт 5). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и которым они соответствуют (ГК РФ, статья 50, пункт 3). Финансовый результат, полученный потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, законом рассматривается как доход потребительского кооператива, а не прибыль. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и Уставом, распределяются между его членами (ГК РФ, статья 116, пункт 5). Доход, как правило, направляется на развитие деятельности и распределяется между кооперативом и его членами на основе положений, принятых уставом кооператива. В потребительском кооперативе не формируются и убытки. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительного взноса.
Система потребительской кооперации в России включает потребительские общества, объединяемые в районные союзы (райпотребсоюзы), которые состоят членами областных (краевых или республиканских) союзов; областные (краевые или республиканские) союзы объединяются в Центральный союз потребительских обществ (Центросоюз).
В настоящее время в этой старейшей некоммерческой, неправительственной организации происходят процессы реформирования социально-экономической деятельности, развития и укрепления кооперативных принципов, расширения ее функций. Пайщиками потребительской кооперации являются 10,4 миллиона человек, объединенных в 3,3 тысячи потребительских обществ и 76 региональных союзов. Они действуют в интересах своих членов и всего сельского населения, осуществляя свою деятельность в более чем 100 тысячах сельских и городских населенных пунктов, где проживают свыше 45 миллионов человек (рис. 1).
Принципиальное значение для развития кооперативной демократии имеет разграничение функций совета и правления потребительских обществ (табл. 1).
Высшим органом в обществе является собрание пайщиков, на котором рассматриваются самые жизненно важные вопросы деятельности потребительского общества, принимаются конкретные, отвечающие интересам пайщиков решения. По рекомендациям Центросоюза Российской Федерации в повестку дня собраний включаются следующие вопросы:
• результаты хозяйственно-финансовой деятельности;
• причины убытков (если они есть);
• ответственность за погашение убытков: что делается по их устранению, когда и как правление намерено обеспечить рентабельную работу;
• как расходуются средства Фонда развития потребкооперации, Фонда подготовки кадров, прибыль;
• что делается по социальной защите пайщиков;
• занятость, создание новых рабочих мест;
• поддержка народных промыслов;
• помощь подсобным сельским хозяйствам пайщиков;
• сбыт продукции сельских подворий;
• оказание помощи неимущим, благотворительность;
• организация малых производств;
• снабжение малой техникой, кормами, молодняком, семенами;
• новые виды деятельности (сельский туризм, аптеки, зооаптеки и т.д.);
• культурно-массовая и спортивная работа;
• информирование, подписка на газету;
• обучение детей пайщиков;
• просветительское кооперативное образование.
По мнению Председателя Совета Центросоюза Российской Федерации В. Ермакова, схематически круг интересов, охватываемых потребительской кооперацией, может быть поделен на две сферы, представляющие собой, с одной стороны, отрасли и направления хозяйственной деятельности, с другой — вопросы, отражающие ее социальную миссию (табл. 2).
В зависимости от финансового состояния экономики кооперативных организаций и предприятий ориентация их на устойчивое развитие экономики (по мнению профессора К. Раицкого) находит свое выражение в достижении следующих целей:
1. Для убыточных организаций процесс их выживания связан с созданием условий для обеспечения платежеспособности и осуществления организационных мер по достижению прибыльности. Убыточная работа недопустима. Она свидетельствует о неспособности управленцев осуществлять грамотное хозяйствование.
2. Организации и предприятия, достигшие безубыточности, своей целью считают достижение определенной прибыли и пополнение собственных оборотных средств.
3. Эффективно работающие кооперативные организации и предприятия своей целью видят поддержание устойчивого экономического роста (объема реализации), увеличение прибыли и обеспечение за счет собственных средств дальнейшего расширения хозяйственной деятельности и осуществления инвестиций. Для решения этой задачи необходимо разрабатывать программы обеспечения устойчивого положения, производственно-хозяйственной деятельности, ресурсного обеспечения и развития материально-технической базы.
Г. Альтшуль выявил закономерность, проявляющуюся в том, что для многих потребительских кооперативов характерен поиск принципиально новых подходов к развитию розничных торговых предприятий, таких как переход на построение по «сетевому» принципу, создание условий для закупок кооперативами сельскохозяйственной продукции у населения, развитие малых производственных предприятий, предоставление населению различных услуг.
Разработка и реализация новых концепций развития кооперативной торговой сети заключается в проведении курса на увеличение числа торговых предприятий, создание системы однотипных магазинов, отличающихся единым внешним обликом, применяющих схожие средства технического оснащения, общие принципы формирования ассортимента товаров и методов обслуживания покупателей.
Имиджевая особенность сети — создание отделов, торгующих продукцией, вырабатываемой предприятиями данного кооператива, которая превосходит аналогичную продукцию, предлагаемую конкурентами, при более низких ценах на сходные продукты, что способствует увеличению продаж и росту рентабельности.
Создание системы закупок сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения, у фермеров и сельскохозяйственных предприятий. Потребительские кооперативы создают заготовительные пункты, комплексные предприятия по переработке сельхозпродукции. Сельские жители заинтересованы в сбыте производимой ими продукции организациям потребкооперации, предлагающим справедливые цены и берущим на себя риск ее реализации.
Развитие сети малых кооперативных производственных предприятий. Кооперативные организации осуществляют выработку на своих предприятиях колбасных изделий и копченостей, консервированной продукции, хлебобулочных изделий. Некоторые кооперативы создают предприятия по переработке шерсти, пошиву швейных изделий и т.д.
Условиями успешного предпринимательства являются высокое качество и умеренные цены с учетом конъюнктуры спроса- предложения на местном рынке.
Расширение видов различных платных услуг. Предпринимательские инициативы проявляются в нахождении незанятых ниш: химчистка, косметический уход, ремонт бытовой техники и т.д.
Потребительская кооперация осуществляет свою деятельность главным образом в сельской местности, чем содействует улучшению условий жизни, труда и быта сельских жителей.
Особое место в кооперативной системе России занимает сельскохозяйственная кредитная кооперация. Это связано с тем, что за годы реформ еще не сформировалась целостная кредитная система по обслуживанию сельского хозяйства, особенно сектора малых форм хозяйствования, вследствие высокой степени риска и низкой доходности операций. Формирование системы сельской кредитной кооперации следует рассматривать как одно из важнейших направлений реформирования финансово-кредитного механизма в агропромышленном комплексе, при этом необходимо учитывать следующие базовые положения:
1. Отличительным признаком развитой банковской системы рыночного типа является многообразие входящих в нее кредитных учреждений.
2. Выбор в пользу той или иной формы организации учреждения определяется как соображениями прибыльности, так и социально-экономической средой, характером взаимоотношений с потенциальными учредителями и будущей клиентурой, ее социальным положением, укладом.
3. В мире и в современной России кредитная кооперация работает стабильно, расширяет свою долю внутри кооперативного сектора и вне его, сотрудничая и с частными, и с государственными кредитно-банковскими учреждениями.
4. Государство оказывает развитию системы кредитной кооперации всемерную поддержку на основе соблюдения взаимовыгодного сотрудничества, и потенциал кредитной кооперации может быть реализован в полной мере при условии постоянного совершенствования системы государственной поддержки.
5. Состоящая из небольших самостоятельных сегментов, кредитная кооперация по мере необходимости создает систему для наиболее рационального решения своих задач, а также выполнения функций разветвленной филиальной сети, обеспечивающей доступ к финансовым услугам, для широких слоев сельского населения и малого бизнеса, выступая в качестве партнера государственных финансовых институтов и коммерческих банков.
6. В условиях потери доверия к коммерческим банкам система кредитных учреждений, созданных «снизу» на принципах кредитной кооперации, будет пользоваться доверием, что позволит привлечь средства населения.
7. Кредитная кооперация обеспечивает условия для самостоятельной организации и объединения предприимчивых и инициативных людей, поставивших перед собой целью улучшить свое экономическое и социальное положение, способствует развитию свободной предпринимательской деятельности, защите сельхозтоваропроизводителей на рынках от монопольных структур.
8. Аккумулируя свободные денежные средства юридических и физических лиц региона, кредитная кооперация обеспечивает: более справедливое распределение доходов, экономические и социальные гарантии работникам села, а также способствует увеличению занятости населения.
9. Способствуя общему экономическому и социальному развитию сельских районов, кредитная кооперация содействует реализации различного рода государственных, муниципальных, а также международных программ, направленных на реализацию главных ценностей: индивидуальной свободы, справедливости, защиты достоинства человека и его собственности, создание подлинно демократического общества, развитие принципов местного самоуправления, формирование «среднего класса» — гаранта политической стабильности государства и социально ориентированной рыночной экономики.
Сельскохозяйственный кредитный кооператив — это добровольное объединение граждан и/или юридических лиц на основе членства, проживающих и/или ведущих свою хозяйственную деятельность в сельской местности, создаваемое в целях удовлетворения финансовых потребностей своих членов.
Кредитные кооперативы образуются для кредитования и сохранения сбережений своих членов.
Деятельность кредитных кооперативов строится на принципах кооперативного движения, но, поскольку кредитный кооператив действует в особой сфере — финансовой, наиболее важное значение приобретают следующие принципы:
1. Взаимопомощь, т.е. объединение ресурсов членов кооператива, принимающих на себя обязательства по взаимному поручительству.
2. Самоуправление: члены кооператива устанавливают и регулируют внутренние взаимоотношения в своем кооперативе. При этом каждому члену кооператива независимо от размера пая предоставляется только один голос (принцип: один человек — один голос).
3. Взаимная ответственность: все члены кооператива солидарно отвечают по его обязательствам.
4. Локальная и региональная ориентация деятельности: это позволяет наиболее полно учитывать потребности и возможности членов, способствует установлению доверительных отношений. С развитием сети кредитных кооперативов создаются межрегиональные организации, обеспечивающие переток ресурсов между регионами.
5. Экономические принципы деятельности сельскохозяйственного кредитного кооператива: действует на основе принципов рыночной экономики. Политика в отношении процентных ставок должна ориентироваться на рыночные отношения, кооператив должен осуществлять свою деятельность экономно и безубыточно. Деятельность должна строиться с учетом необходимости покрытия затрат, увеличения собственных средств и резервов.
6. Управление рисками. Должны соблюдаться адекватные принципы управления рисками: выдача займов на развитие различных направлений, т.е. на различные сельскохозяйственные культуры, растениеводство/ животноводство, сельскохозяйственные/несельскохозяйственные виды деятельности.
7. Мобилизация сбережений. Следует уделять особое внимание мобилизации сберегательных средств, что является основным источником заемных ресурсов кооператива. Члены кооператива должны доверять своей организации, а процентная ставка должна соответствовать рыночным показателям.
Отличие сельскохозяйственного кредитного кооператива от коммерческого банка. Сельскохозяйственный кредитный кооператив существенно отличается от коммерческого банка. Во-первых, по цели своей деятельности.
В отличие от банковских структур, кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Основной целью его деятельности является не извлечение возможно большей прибыли, а оказание как можно более дешевых кредитно-финансовых услуг своим членам с целью развития их хозяйственной деятельности и повышения материального благосостояния. Доход кооператива — проценты, полученные по выданным займам. Одна часть дохода расходуется на текущие нужды кооператива, другая направляется на прирост паев членов кооператива.
Целью деятельности кредитного кооператива не является извлечение прибыли в том числе и потому, что члены кредитного кооператива — не только вкладчики, но и кредиторы, они же и владельцы, и делопроизводители, также они контролируют использование средств кооператива и полностью разделяют ответственность за его деятельность. Таким образом, члены кооператива несут солидарную ответственность за финансовые риски кооператива, совместно решая, кому предоставлять займы и в каком объеме, а также как использовать временно свободные денежные средства. В этом заключается главное отличие кредитного кооператива от коммерческого банка.
Основная цель деятельности коммерческого банка — максимальное извлечение прибыли. Для этого используются финансовые ресурсы физических и юридических лиц, являющихся не владельцами банка, а лишь его клиентами, которые не могут контролировать использование банком их средств. Банк, с целью извлечения максимальной прибыли, рискует денежными средствами клиентов, не спрашивая их разрешения. Таким образом, клиенты банка, не имея возможности влиять на деятельность банка, полностью разделяют с ним все финансовые риски.
Кредитный кооператив и коммерческий банк отличаются по способу управления. Высший орган управления кооперативом — общее собрание его членов. В кредитном кооперативе действует один из главных принципов кооперации — демократический: один член — один голос, независимо от его доли в паевом фонде кооператива. Общее собрание членов кооператива избирает Правление кооператива, Председателя (заместителя Председателя), Наблюдательный совет и Кредитный(ые) комитет(ы). Управление кооперативом осуществляется в интересах его членов, что предполагает улучшение экономического и социального положения каждого члена кооператива.
Член кооператива не может получить заем, превышающий определенный процент от паевого фонда кооператива, устанавливаемый общим собранием. Данное ограничение преследует две цели: во-первых, большее число членов кооператива может воспользоваться займом, и, во-вторых, использование кредитных ресурсов в различных целях уменьшает общий риск. Невозврат — это потеря средств кредитно-сберегательного кооператива, уменьшение его паевого фонда. Поэтому при принятии решения о выделении займа какому-либо члену кооператива необходимо учитывать, для каких целей предполагается использовать заем, а также репутацию и кредитоспособность заемщика, какого рода обеспечение и гарантии предложены им.
Управление банком осуществляется ограниченным кругом акционеров, владеющих контрольным пакетом акций, они же получают основную часть прибыли коммерческого банка.
В-третьих, в отличие от банковских учреждений, в кредитных кооперативах только члены кооператива могут получить заем. При этом необходимо помнить, что кредитный кооператив — это, прежде всего, хозяйственная организация, организатор кредитных отношений на селе, а не благотворительное общество, раздающее безвозвратные субсидии и помощь.
В-четвертых, кредитный кооператив и коммерческий банк отличаются набором осуществляемых финансовых операций. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности», кредитный кооператив первого уровня не может осуществлять банковские операции, такие как:
• привлечение денежных средств во вклады (до востребования и на определенный срок) физических и юридических лиц, не являющихся членами кооператива;
• открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
• осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков корреспондентов, по их банковским счетам;
• инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
• купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
• привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
• выдача банковских гарантий.
Преимущества сельского кредитно-сберегательного кооператива:
• заемщики могут брать займы по меньшим процентным ставкам, а вкладчики могут получить больший процент на свои сбережения, чем в коммерческом банке;
• кооператив находится в непосредственной близости от места жительства и экономической деятельности своих членов и выдает займы с использованием более простых и понятных процедур по сравнению с банком;
• члены кредитного кооператива объединены общими кооперативными интересами и совместной кооперативной собственностью, они являются не клиентами кооператива, а его равноправными членами. Это объединение людей, а не капиталов (как в банке, фонде или другой коммерческой организации);
• количество членов ограничено численно и качественно: это люди, знающие друг друга, займы они дают только друг другу и, как правило, под обеспечение;
• в отличие от прочих финансовых организаций, деятельность кредитного кооператива контролируется прежде всего его членами. Механизм кооперативной демократии позволяет членам кооператива, каждый из которых имеет один голос, контролировать использование внесенных ими в кооператив средств, благодаря выборности и подотчетности органов управления кооператива.
Соблюдение таких принципов кредитной кооперации, как самоуправление, равенство членов кооператива, имеющих один голос независимо от числа и размера паев в собственности, позволяет считать эту форму уникальной.
Трудно переоценить значение кредитной кооперации в развитии малого и среднего бизнеса на селе (рис. 2).
В России создан Союз сельских кредитных кооперативов, объединяющий более 200 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и кредитных потребительских кооперативов граждан из 47 регионов страны.
Учитывая, что в последующих главах книги мы рассмотрим проблемы социально-экономического развития сельских территорий России, в том числе с позиций эволюции предпринимательской деятельности на селе, представляется интересным обзор из истории возникновения кредитной кооперации в нашей стране.
Динамика роста кредитных кооперативов в период с 1895 по 1917 год, приведенная в исследовании М.Л. Хейсина (Кредитная кооперация в России. Пг., 1918. С.118), свидетельствует о необыкновенных темпах развития кооперативного движения (рис. 3).
Через призму мнений дореволюционных деятелей кооперативного движения мы имеем возможность увидеть проблемы национальной экономики и пути их решения, характерные для нашей страны не только в давно минувшее время, но и в условиях современности:
Васильчиков А.И. Ссудо-сберегательные товарищества в России (Русские общественные вопросы. СПб., 1872. С. 305–333).
«Но точно так, как в телесном организме кровь вырабатывается в сердце, но вместе с тем есть и жилы, артерии, которые проводят эту кровь во все части тела, точно так же я полагаю, что и мелкие кредитные общества, вроде ссудо-сберегательных товариществ, должны существовать для проведения кредита из центральных банков — государственного и частных — в низшие слои народа».
«Я полагаю, что условия, которые характеризуют народный кредит, суть следующие: он должен быть местным, он должен быть личным, он должен быть мелким. И только при этих трех условиях он достигнет своей цели — быть общедоступным, что я и называю народным».
«Одна из элементарных истин в науке народного хозяйства есть та, что никакая промышленность не нуждается столько в затратах, как
земледелие, что никакое сельскохозяйственное преуспеяние не мыслимо без некоторых авансов. И так как для бедного класса затраты невозможны без ссуд, то очевидно, что первое условие преуспеяния сельского хозяйства есть дарование ему кредита».
«Мне кажется, что необходимо вникнуть на самих местах в те условия, которые в каждой местности для кредита наиболее пригодны; нужно уразуметь и исследовать, какие именно сроки, какие размеры паев, ссуд, вкладов наиболее требуются для нашего крестьянства».
«Итак, хотя мы не можем утешаться надеждой, что ссудо-сберегательные товарищества помогут и спасут от бедности все сельское население России, но смело можем рассчитывать на то, что они оставят в стороне самое незначительное меньшинство».
«…Помощь должна быть разделена на три главные части: помощь должна быть дана от частных лиц, от земства и от правительства. Частные лица должны помочь первоначальному введению товариществ и артелей. Направить их и дать им общее руководство. Земство должно помочь ссудами для образования первоначального капитала. Правительство может помочь двумя главными мерами: облегчением и упрощением формальностей при утверждении уставов и гарантией, которая может быть дана от правительства кредиту ассоциаций и товариществ. Затем самое ведение дела может и должно быть предоставлено деятельности самих товариществ».
«В заключение позволю себе высказать слова, которые составляют мое глубокое и коренное убеждение: отказывать народным массам в кредите составляет такую же экономическую ошибку и — скажу более — такое же общественное преступление, как отказывать народу в правосудии».
- Н.К.Губина, к. Э. Н., доцент
- Глава 1. Предпринимательство и частная собственность
- Глава 2. Развитие понятий «предпринимательство» и «предприниматель»
- Глава 3. Сущность коммерции и коммерческих функций предприятий (организаций)
- Глава 4. Основные правовые начала малого предпринимательства
- Глава 5. Бизнес-планирование - важнейшая часть предпринимательской практики
- Прогноз выполнения обязательных резервов,
- Глава 6. Инвестиции как фактор инновационности производства и динамизма социально-экономического роста
- Глава 7. Конкурентоспособность — важнейший фактор эффективности экономической деятельности
- Глава 8. Фирма — особый институт современной экономической системы
- Глава 9. Управление предпринимательскими рисками
- Процедура «Управление рисками. Реагирование»
- Глава 10. Финансовое обеспечение предпринимательства Источники финансовых ресурсов
- Собственный капитал корпораций
- Политика формирования собственного капитала
- Заемный капитал
- Глава 11. Признаки и порядок установления банкротства
- Глава 12. Российский менталитет и предпринимательство
- Глава 13. Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность» Экономические угрозы
- Понятие «экономическая безопасность» и характеристика его уровней
- Индикаторы глобальной экономической безопасности
- Предельно-критические значения, являющиеся границами безопасности развития российского общества
- Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности России в сравнении с фактическими данными за 2005 год
- Внешнеэкономическая безопасность Калужской области за 2005 год
- Структура экономической безопасности
- Структура национальной безопасности
- Структура угроз региональной экономической безопасности
- Структура экономической безопасности предприятия
- Глава 14. Кооперативное предпринимательство
- Глава 15. Трансформации на селе и предпринимательство
- 1. Сущность и преимущества проекта
- 2. Ожидаемый спрос на продукцию
- 3. Инвестиции и сроки окупаемости
- 4. Использование продукции для импортозамещения или экспорта
- 5. Решение социальных вопросов
- 6. Структура Центра мясного скотоводства
- 7. Заключение
- Глава 16. Диверсификация предпринимательства и развитие территории: агротуризм
- Содержание программы
- 6 Этапов развития во франчайзинге:
- С использованием цепочки «Создания ценностей» по м.Портеру
- Контроллер и его функции, согласно миссии контроллера, разработанной igc
- Цели организационных стратегий для функциональных подразделений
- Проверь себя: имеется ли у компании стратегия?
- Тестовые задания №1
- Тестовые задания № 2
- Тестовые задания №3
- Тестовые задания № 4
- Тестовые задания № 5
- Тестовые задания № 6
- Тестовые задания № 7
- Тестовые задания № 8
- Тестовые задания № 9
- Тестовые задания №10
- Ключ к тесту 1 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 4 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 5дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 6 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 7дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 8 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 9дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 10 дисциплина «Основы бизнеса»