logo
Основы бизнеса полн

С использованием цепочки «Создания ценностей» по м.Портеру

Цепочка ценностей конкурентов

Цепочка ценностей фирмы

Рис. 12 Конкурентный типаж фирм в отрасли

Таблица 4 Характеристика типов фирм

Тип фирмы

Характеристика типа фирмы

Коммутанты

(серые мыши)

Маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью в отрасли

Патиенты (хитрые лисы)

Узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как привило, это не очень крупные фирмы, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие издержки и (/ или) высокое качество товара

Виоленты (Львы, слоны или бегемоты)

Гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над значительной частью рынка. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей

Эксплеренты (мотыльки)

Фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии или новые товары. Слабо связаны c рынком, не имеют достаточных средств для его освоения и широкой маркетинговой деятельности. В устойчивом виде выступают как дочерние фирмы крупных производителей

Рис. 13 Эволюция развития фирмы и ее стратегии

Таблица 5 Матрица направлений развития компании (И. Ансоффа)

Существующие товары

Новые товары

Освоенные рынки

Стратегии проникновения на рынок

1. Расширение доли рынка

2. Увеличение интенсивности потребления товара:

- увеличение частоты совершения покупок

- увеличение количества используемого товара

- новые возможности его применения

Стратегии разработки товара

• Модернизация товара

• Расширение ассортимента

• Продвижение новых товаров на уже освоенные рынки

Новые рынки

Стратегия развития рынков

Расширение рынков сбыта существующих товаров: - освоение новых географических рынков - освоение новых сегментов

Стратегия диверсификации

• Проникновение в смежные сферы экономической деятельности (концентрическая диверсификация)

• Проникновение в новые сферы экономической деятельности (диверсификация по принципу конгломерата)

Вертикальная интеграция:

- прямая интеграция - обратная интеграция

Рис. 14 Множественность структуры фирмы

Рис. 15 Основные элементы построения организационной структуры

Рис. 16 Структура конкуренции в отрасли

Таблица 6 «Тематический ковер» контроллера (небольшая выдержка)

Управленческая информация

Внутрифирменное планирование

Управление по целям

Управление концерном

Например, отчетность/консолидация «кокпит» топ менеджмента/EIS

Например, портфельный анализ планирование деятельности; бюджетирование

Например,

портфельный анализ планирование деятельности; бюджетирование

Управление СБЕ

Например, расчет результативности СБЕ/ управленческий расчет результатов деятельности

Например, стратегическое планирование СБЕ; годовое бюджетирование СБЕ

Например, система KPI для систем управления по целям и стимулирования внутри СБЕ

Сбыт

Например, анализ ценности для клиента; прибыльности каналов сбыта; система информации о сбыте

Например, планирование ассортиментной политики; принятие

решений по ценам; бюджетирование сбыта

Например, регулирование деятельности

центров прибыли; система стимулирования отдела сбыта

Производство

Например, гибкий расчет плановых затрат; расчет затрат по процессам

Например, Make or buy-решений; бюджетирование завода

Например, ответственность центров затрат; Balanced

Scorecard производства

НИОКР

Например, расчет результатов по НИОКР - проектам; ключевые показатели результативности НИОКР- процессов

Например, портфельное планирование проектов НИОКР;

NPV-анализ новых продуктов; бюджетирование НИОКР

Например, система KPI для ответственных

за отдельные портфели и проекты

Персонал

Например, система информации персонале; отчетность по персоналу; контроллинг повышения квалификации

Например, бюджетирование и развитие персонала

Например, Balanced

Scorecard сферы управления персоналом