logo
Основы бизнеса полн

Глава 2. Развитие понятий «предпринимательство» и «предприниматель»

Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» имеют многовековую историю. В древнеримском праве предпринимательство рассматривалось как занятие, деятельность, особенно коммерческая, а под предпринимателем подразумевался арендатор, человек, занимающийся общественным строительством.

Древнеримский философ Платон, рассматривая взаимоотношения граждан и государства, трактовал государство как максимально возможное воплощение идей мира в общественно-политической жизни. Исследуя категорию справедливости, он наделял государство совещательными защитными началами, а справедливость видел в том, чтобы заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела.

В эпоху Возрождения флорентиец Никколо Макиавеллиот - мечал, что массы не хотят, чтобы ими командовали, угнетали их, и рассуждал о личной энергии, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть.

Впервые в экономической литературе термин «предприниматель», как лицо, берущее на себя обязательства по строительству объекта (в основном речь велась о строительстве фортификационных сооружений), появился во Всеобщем словаре коммерции (Париж, 1723).

Промышленная революция XVIII века дала мощный толчок развитию предпринимательства. Английский экономист Адам Смит в 1766 году создал главное произведение своей жизни — «Исследование о природе и причинах богатства народов», которое является полноценным трудом, излагающим теорию производства и распределения. Смит выдвинул доктрину максимального удовлетворения потребностей, согласно которой при определенных общественных условиях частные интересы могут гармонически сочетаться с интересами общества.

Смит уделял внимание вопросам управления в новых условиях: фабричному разделению труда, организации контроля за производством. Ввел базовые положения о трех факторах производства: земле, труде и капитале.

А.Смит считал, что истинным источником богатства является труд, а для благополучия нации важно размещение капитала в своей стране, особенно при капитализации прибыли в отрасли материального производства.

Он определял предпринимателя как собственника капитала, берущего на себя риск хозяйствования. Согласно этому подходу, хозяйственная деятельность, хотя бы связанная с риском и выражающаяся в продаже труда и услуг, не может считаться предпринимательской, если она ведется без капитала.

По Смиту государство не должно вмешиваться в предпринимательскую деятельность, так как его политика всегда расточительна. В то же время государство должно устанавливать минимальную стоимость акций и размер процента. Ученый разработал важные для развития предпринимательства предложения о налоговой системе и таможенных пошлинах, а также сформулировал условия, при выполнении которых частное предприятие действительно полезно обществу:

  1. — наличие личной выгоды предпринимателя от деятельности предприятия;

  2. — наличие конкуренции между предпринимателями, которая держит их в определенных условиях.

Один из ранних исследователей капиталистического способа производства Ричард Кантильон разработал одну из первых концепций предпринимательства и считал, что предприниматель — это человек, покупающий средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения дохода. В книге «Опыт о природе торговли вообще» (издана в 1755 году) Кантильон считает источником богатства землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ, а предпринимателя характеризовал как человека с неопределенными, непостоянными доходами, действующего в условиях риска. Предприниматель (фермер, торговец, ремесленник) покупает товар по известной цене, а продает по неизвестной, т.е. действует в условиях риска.

Французский экономист, пропагандировавший идеи А.Смита, Жан-Батист Сэй известен своим «законом Сэя», в соответствии с которым всякое производство создает спрос. Эта идея означает, что товары производятся только лишь для того, чтобы на вырученные деньги получить какие-либо блага.

Сэй был первым, кто в ясной форме высказал мысль о равноправном соучастии факторов производства — труда, капитала и земли — в создании стоимости продукта. Соответственно трем самостоятельным источникам стоимости он различал три основных дохода: труд создает заработную плату, капитал — процент, земля — земельную ренту. В своей работе «Трактат политической экономики» (1803) Сэй определял предпринимателя как лицо, берущееся произвести какой-либо продукт за свой счет и риск, в свою пользу, в функции которого входят: соединение факторов производства (капитала и труда), сбор информации и накопление необходимого опыта, принятие решений и организация производственного процесса. Он впервые обратил внимание на поведенческие функции предпринимателя, которые сопровождаются творческим, экспериментальным, рисковым характером, и разделил функции координатора факторов производства и управляющего. Сэй не отождествлял капиталиста — собственника и предпринимателя.

Глава кембриджской школы английский экономист Альфред Маршалл в своей работе «Принципы экономической науки» (1890) выделил повседневные функции предпринимателя: соединение необходимого для производства капитала и труда, составление плана производства, контроль за производством. С его точки зрения, предпринимательство — это высококвалифицированный труд по текущему управлению предприятием. Предприниматель занимается поисками эффективных методов выполнения своих функций.

Не каждый может быть предпринимателем, по мнению Маршалла, так как для этого необходимы многочисленные способности.

Йозеф Шумпетер — австрийский экономист, автор таких работ, как «История экономического анализа»(1954), «Экономические циклы» (1939), «Капитализм, социализм и демократия» (1942), «Теория экономического развития» (1911), — ставил в центр своей теоретической системы фигуру предпринимателя — экономического субъекта, функции которого отличаются от роли как капиталиста, так и рабочего.

Предприниматель осуществляет инновационную деятельность: реализует достижения технического прогресса, находит новые потребности, рынки сбыта, формы организации труда и т.д. В результате за проявленную инициативу предприниматель вознаграждается прибылью, а народное хозяйство в целом получает толчок к развитию. Концепция предпринимателя как ключевой фигуры капитализма лежит в основе предложенных Шумпетером трактовок понятий «капитал», «прибыль», «процент» и «деньги».

Ключевые положения (по мнению профессора П.Винарчика) теории предпринимательства Й. Шумпетера:

  1. — Предприниматель является центральным субъектом, внедряя нововведения в периоды спокойствия и равновесия, которые приводят к нарушению кругооборота, а значит, непрерывности.

  2. — Любые нововведения связаны с риском и требуют отказа от старого в пользу непривычного нового.

  3. — Предприниматель — это редкий вид, который борется, стремясь преодолеть инерцию и произвести коренное изменение путем создания новых возможностей.

  4. — Предприниматели осуществляют нововведения, иначе размещая средства производства.

  5. — Предприниматели должны повернуть ресурсную базу экономики от известного прошлого к неизвестному будущему.

  6. — В поисках источников финансирования предприниматели вынуждены полагаться на банковскую систему, ведь факторы производства должны быть перенаправлены от нынешнего (и прошлого) применения в пользу нового (комбинации) на основе веры в потенциально ожидаемую прибыль (в надежде, что нововведение будет превосходить существующие образцы).

  1. — Капиталистическая действительность — это процесс изменения под воздействием революционной деятельности предпринимателя, которая вызвала созидательное разрушение.

  2. — Предприниматель является творческой личностью, способной воздействовать на изменчивую реальность вокруг себя. Подобные индивиды сформированы своей институциональной средой и могут ее изменять; точно так же институты одновременно ограничивают возможности индивидуального поведения и способствуют ему.

  3. — Осуществление нововведений зависит и от того, насколько благоприятен или враждебен предпринимательству господствующий климат в стране, а также от того, способствует ли баланс сил подобным изменениям.

В теории предпринимательства Шумпетера право собственности на любое имущество не является существенным признаком предпринимателя. Таким образом, различаются понятия «предприниматель» и «капиталист».

Представляют интерес взгляды на предпринимательство Фридриха Августа Хайека, автора таких работ, как «Дорога к рабству» (1944), «Дорога к свободе» (1985). По его мнению, высшей ценностью является свобода человека, исключающая его подчинение воле других людей, но сообразующаяся с законами гражданского общества. Независимость позволяет человеку продуктивно распоряжаться своим экономическим потенциалом. Суть предпринимательства состоит в поиске и исследовании новых возможностей.

Исследователь феномена предпринимательства П.Ф. Друкер, автор таких основных работ, как «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы», «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении», характеризуя глобальный характер предпринимательства, в то же время отмечает, что для экономистов предпринимательство есть некое «метаэкономическое» явление, безусловно, воздействующее на экономику, не будучи, по сути, ее частью.

По его мнению, у экономистов до сих пор нет объяснения, почему предпринимательство возникло и так интенсивно стало развиваться в конце XIX века, подобно тому как это происходит в начале нынешнего столетия, а также почему оно развивается лучше в одних странах и культурах и не развивается в других. Причины этого лежат, скорее, в изменении ценностей, восприятия, ощущений и отношений, в изменении демографии и институтов, считает Друкер. Он обращает внимание на сдвиги в технологиях менеджмента и показывает, что менеджмент приложим и к тем отраслям и типам предприятий, с которыми раньше данная категория не ассоциировалась, а именно к малым предприятия, некоммерческим организациям, к организациям сферы услуг, ранее вообще не рассматривавшимся в качестве «предприятий».

П.Ф. Друкер считает, что в экономике наблюдается принципиально новое явление — систематический инновационный процесс, в рамках которого осуществляются поиск и изучение новых возможностей удовлетворения человеческих желаний и потребностей.

П.Ф. Друкер делает важный вывод о том, что «общество нельзя рассматривать лишь как среду, в которой действует предприятие. Каким бы “частным” ни было предприятие, его все равно невозможно отделить от общества, оно в любом случае выполняет ту или иную социальную функцию». Друкер формулирует ряд концептуальных положений:

  1. — Люди, которым предоставлены полномочия управлять постоянной концентрацией ресурсов, получают определенную власть над другими людьми, принимаемые ими решения оказывают огромное влияние на общество и жизнь отдельных его членов, экономику на многие годы вперед.

  2. — Менеджер должен взять на себя ответственность за общественную пользу, должен подчинить всю свою деятельность этическим нормам поведения, а свой личный интерес и власть обуздывать в тех случаях, когда действия этих факторов посягают на благополучие общества и свободу личности.

  3. — Предприятие должно принять на себя социальную ответственность более высокого порядка, которая заключается в том, чтобы менеджер уже сегодня действовал в соответствии с требованиями, которые ему предъявит день завтрашний.

  1. — Само предприятие должно испытывать потребность в том, чтобы его руководство мыслило сквозь призму ответственности этого предприятия перед обществом, посколь-ку публичная политика и публичное право отчерчивают определенные границы деятельности предприятия.

  2. — Менеджмент отвечает за то, чтобы все его текущие действия и решения не сформировали в будущем такого общественного мнения, требований и политики, которые создадут угрозу для предприятия, его свободы и экономических достижений.

  3. — Мелкие предприятия (и их руководители) в своей массе оказывают не меньшее влияние на общественное мнение и политику.

  4. — Бизнес является тем элементом нашего общества, который обеспечивает создание и увеличение благосостояния этого общества, укрепляет идейные основы общества, способствует его стабильности, силе, процветанию.

  5. — Компания не является и ни при каких обстоятельствах не может претендовать на роль дома, семьи, религии, жизни или судьбы для отдельной личности.

  6. — Ответственность менеджмента перед обществом заключается в том, чтобы сделать своим собственным интересом то, что изначально является общественным благом.

  7. — Менеджменту следует избегать принятия на себя ответственности за любую деятельность, которая не должна контролироваться ни профсоюзными лидерами, ни государством.

  8. — Учитывая современное положение в мире, любой бизнес должен вносить свой посильный вклад в оборонную мощь своей страны.

П.Ф. Друкер в завершении пишет: «Важнейшая обязанность руководства, его ответственность перед самим собой, предприятием, будущими поколениями, перед обществом и нашим образом жизни — гарантировать, что это утверждение не окажется лишь звонкой фразой, а станет непреложным фактом нашей действительности».

Р. Ронштадт, развивая идею Друкера, выделяет важнейшие процессы, нарастающие в предпринимательском обществе. Люди начинают понимать, что предпринимательство не обязательно удел только «звезд» от рождения и риски провала своего бизнеса не столь сокрушительны. Наемные работники осознают, что свое дело остается одним из немногих путей построения своего благополучия для представителей «среднего класса» и менее обеспеченных слоев населения.

Р. Нельсон и Р. Нгуири приводят в своих работах следующие характеристики, присущие сегодня предпринимательству: инициатива; действия, направленные на поиск возможностей; настойчивость в достижении поставленных целей; поиск информации; ориентация на высокое качество работы и эффективность; выполнение договоренностей и обязательств; систематическое планирование; умение решать проблемы; уверенность в своих силах; профессионализм; признание объективных организаций при выборе возможностей, убежденность в своих целях и умение убеждать; способность влияния на ситуацию; забота о благополучии персонала; забота об имидже продукции и услуг.

Краткий экскурс в историю теории предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что толкование термина «предпринимательство» носит дискуссионный характер, и его эволюция все еще продолжается. Коренные преобразования в экономике нашей страны, возрождающейся уже более десяти лет, привели к тому, что российское предпринимательство столкнулось с трудностями, причины которых необходимо понять и проанализировать. Поэтому исследования в области теории предпринимательства чрезвычайно актуальны.

Приведем мнения некоторых отечественных экономистов.

В. Королев определяет предпринимательство как экономическую категорию, метод хозяйствования, тип экономического мышления.

А. Кокоткин и В. Фролов понимают под предпринимательством «инициативную, самостоятельную деятельность хозяйствующего субъекта, присваивающего собственность как функцию и осуществляющего соединение факторов производства в целях извлечения прибыли, ведущего производство за свой счет и риск и под свою имущественную ответственность».

А. Агеев и Л. Кузин характеризуют предпринимательство как «умение начинать и вести свое дело, генерировать и использовать инициативу, решаться на риск, преодолевать сопротивление среды и т.д.».

Г. Альтшуль считает, что предпринимательство — это «инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и за счет заемных средств, на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателем или соответствующими предпринимательскими структурами».

А.Ф. Шишкин высказывает мнение, что предпринимательство — это «поиск таких комбинаций имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов (денег, материалов, труда), которые обеспечивают ему получение максимальной прибыли».

С.В. Якунин рассматривает предпринимательство в качестве четвертого экономического ресурса, наряду с землей, рабочей силой и капиталом.

Л.П. Дашков разделяет точку зрения Якунина и трактует предпринимательство как «творческую экономическую деятельность, направленную на обеспечение максимальной прибыли на основе развития предприимчивости, поиска реализации новаторских идей, осуществления разнообразных нововведений и овладения перспективными факторами развития, нахождения новых сфер приложения капитала, рынков сбыта и более совершенных способов обслуживания потребителей, готовности преодолевать сопротивление среды и идти на оправданный риск ради достижения поставленной цели».

Утверждать, что в настоящее время выработан исчерпывающий термин «предпринимательство», было бы преждевременно. Так, ряд авторов высказывают мнение о равнозначности понятий «предпринимательство» и «бизнес». Вряд ли можно согласиться с однозначностью этих понятий.

Предпринимательство состоит в открытии нового: нового продукта, нового рынка и т.д. Бизнес же зачастую идет проторенной дорогой. Бизнесом занимаются многие, но немногие способны достичь уровня настоящего предпринимательского творчества.

Также, если раньше за предпринимательством признавалось только узкокорыстное стремление к личной выгоде, то сегодня в большинстве стран мира ученые склоняются к существенному, в социальном плане, дополнению формулировки. Признается усиление социальной значимости предпринимательской деятельности в создании новых рабочих мест, обеспечении общества новыми (инновационными) товарами и услугами.

Предприниматели составляют особую социальную группу в современном обществе. Экономический словарь (под ред. А.Н. Азрилияна) дает следующее понятие: «Предприниматель — лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск, прошедшее государственную регистрацию и получившее свидетельство о регистрации».

Исследования профессора Л. Дашкова позволяют ему сформулировать понятие предпринимателя как человека, обладающего совокупностью природных, образовательных, характерологических и мотивационных свойств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, и ис-пользующего набор указанных личных свойств для внедрения в практику разнообразных нововведений, нахождения новых сфер приложения капитала, рынков сбыта, освоения более совершенных способов обслуживания потребителей и т.п. с целью получения максимальной прибыли и личного удовлетворения достигнутым.

Предприниматель должен быть свободен в принятии решений, не запрещенных законами. Он должен иметь право организовывать собственное производство, приобретать средства производства и нанимать рабочую силу, производить и продавать свою продукцию, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

Предприниматель действует в условиях неопределенности, неустойчивости, так как постоянно меняются условия его деятельности, меняется поведение субъектов рынка, а это заставляет осуществлять быструю переориентацию производства и сбыта продукции (услуг). Неопределенность и неустойчивость, постоянные изменения порождают риск, как неотъемлемую черту предпринимательской деятельности.

Настоящий предприниматель не ставит своей целью исключительно увеличение собственного потребления. Он вкладывает капитал в наиболее выгодные сферы и тем самым способствует определению будущей структуры экономики. Разумно мыслящего предпринимателя интересует не сияющая максимализация прибылей, а максимализация ситуации в целом, где прибыль — только один из компонентов.

Л. Дашков разграничивает следующие аспекты понятия «предприниматель»:

  1. — Экономический аспект: предприниматель осуществляет организацию или реорганизацию хозяйственного механизма путем соединения факторов производства с целью получения максимальной выгоды в каждой конкретной ситуации.

  2. — Управленческий аспект: предприниматель осуществляет целенаправленное новаторское воздействие на производственный процесс, его координацию, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск.

  3. — Личностный аспект: предпринимателю для осуществления новых комбинаций в условиях риска необходим определенный набор личностных свойств.

В свою очередь, набор личностных свойств можно классифицировать следующим образом:

  1. — По природному признаку — предпринимательский талант, интуитивное предвидение, чутье, склонность к новаторству, изобретательству.

  2. — По образовательному признаку — наличие образования, высокая квалификация, компетентность.

  3. — По характерологическому признаку — инициативность, вера в свою правоту, способность принимать решения, смелость, готовность рисковать, способность к самопожертвованию, духовная свобода.

    1. — По мотивационному признаку — потребность в самоутверждении, стремление к успеху, воля к победе, потребность в господстве, власти, влиянии, радость от творческого процесса, самостоятельного ведения дела.

    2. А.Ф. Шишкин считает, что предпринимателя характеризуют:

  4. — самостоятельный статус. Он является собственником или лицом, действующим по поручению собственника;

  5. — цель деятельности. Ее характеризует прежде всего получение прибыли или дохода вместе с социальным эффектом;

  6. — функции: интеллектуальная (выдвижение и реализация коммерческой идеи, связанной с хозяйственным риском),

ресурсная (мобилизация информационных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов), организационная (соединение ресурсов в оптимальных пропорциях и контроль за их использованием).

По его мнению, сегодня предприниматели России включают четыре разнородных слоя:

  1. — номенклатура, превратившаяся в акционеров и руководителей совместных предприятий, концернов, ассоциаций и т.п.;

  2. — специалисты по финансовому, производственному, торговому и научно-техническому менеджменту;

  3. — фермеры, ремесленники, кооператоры, арендаторы;

  4. — бывшие «цеховики» и дельцы теневой экономики, скупающие приватизируемое имущество, в том числе магазины и мастерские, где они были практическими владельцами.

Шишкин выделяет следующие черты личности, необходимые для предпринимателя:

  1. — Целеустремленность (оптимизм, готовность к напряженному труду и ограничениям в жизни ради процветания своего дела).

  2. — Глубина экономического мышления (способность объективно и оперативно оценивать события и взаимосвязи, отделять главное от второстепенного, прогнозировать тенденции развития).

  3. — Инициативность (способность принимать собственные рискованные решения при неполной информации).

  4. — Инновационная активность (готовность и умение обновлять продукцию, технологию, организацию производства и управления, преодолевая инертность мышления).

  5. — Организаторские качества (способность привлекать к себе людей, находить компромисс с партнерами, быть пунктуальным и обязательным).

  6. — Бережливость (умение мобилизовать, рационально распределять и экономно расходовать ресурсы).

  7. — Ответственность перед обществом, партнерами, работниками (верность слову, честность в отношениях).

  8. — Психологическая устойчивость (чувство собственного достоинства, самообладание).

Таким образом, предприниматель—это не только профессия, но и определенное специфическое состояние человека с определенными склонностями, порождаемое комбинацией социальных сил и социальных обстоятельств, а не только специальным профессиональным обучением.

В.С. Автономов считает, что «предприниматель» — явление штучное. Помимо всех социальных, экономических и прочих условий, очень важных для данной деятельности, предпринимателем надо еще и родиться. В этом смысле талантливые предприниматели представляют собой один из «редких ресурсов» нации.

Й. Шумпетер обращает внимание в работе «Теория экономического развития» на то, что предприниматель — это бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные. Это положение имеет принципиальное значение, так же как и мнение Й. Шумпетера о том, что предпринимателями следует считать не только «самостоятельных» хозяйственных субъектов рыночной экономики, но всех тех, кто реально выполняет основополагающую функцию, даже если они не «самостоятельны», а являются служащими акционерного общества или любой иной частной фирмы.

Существует условная иерархия предпринимателей:

Первая ступень (низшая). Мотивацией деятельности предпринимателя является получение максимальной прибыли, выступающей средством улучшения условий жизни, прежде всего материальных.

Сама деятельность строится на базе тривиальных решений и тривиальных способов их реализации. И лишь в «поворотные» моменты принимаются нетривиальные решения.

Вторая ступень. Мотивацией деятельности является обеспечение самовыражения, внутреннее удовлетворение своей деятельностью.

Сама деятельность весьма инициативна, но в рамках традиционного мышления, риск ограничен.

Третья ступень. Мотивацией деятельности является получение удовлетворения от своей деятельности, жажда борьбы, победы над конкурентами, стремление к обладанию властью, благотворительность.

Сама деятельность осуществляется путем принятия нетрадиционных решений и реализации их нетрадиционными способами и средствами.

Четвертая ступень (высшая). Мотивацией деятельности является постоянное самовыражение, познание нового, неизведанного, постоянные открытия. Сама предпринимательская деятельность есть выражение сущности предпринимателя, его нормальное состояние.

Положение настолько стабильно, что задача максимизации прибыли не представляет особого труда.

Й. Шумпетер отмечал, что власть для суперэлиты — это средство, основа для формирования пусть небольшой, но собственной частной империи.

Для всех ступеней иерархии предпринимательство не профессия, а естественное социологическое и психологическое состояние.

В ряде исследований, думается, исходя из высказанного положения, предпринимательство рассматривается как процесс личностного или системного самообновления и самоорганизации через воплощение в жизнь идей по созданию новых или развитию действующих предприятий различных сфер деятельности.

Феномен предпринимательства анализируется в социо-культурном аспекте.

Упрощенно развитие культуры образует круг норм и правил, формируемых на микро и макроуровнях. В представляемой модели процесса возникновения и развития культуры предпринимательства рассматривается культура рыночных отношений и культура в более широком контексте как результат суммирования миллионов поведенческих характеристик на микроуровне, которые, в свою очередь, определяются уровнем развития культуры предпринимательства и культуры общества на макроуровне (рис.1).

Р. Рывкина дает следующее определение экономической культуры: «При всех особенностях экономических культур разных стран везде сохраняются одни и те же структурные закономерности. Например, экономическая культура — это всегда и везде своего рода посредник между комплексом политико-правовых, экономических и других условий той или иной страны и экономическим поведением субъектов ее экономики.

Рис. 1. Возникновение и развитие культуры предпринимательства (развитие модели Р. Рюттингера, по Л. Колесниковой и В. Перекрестову)

Не будет большим преувеличением сказать: развитие экономики — это суммарный результат действий миллионов людей, регулируемых как внешними институциональными условиями их деятельности, так и чертами экономической культуры самих людей».

Она выделяет три ее основные функции:

  1. — с помощью экономической культуры выбраковываются или укрепляются ценности и нормы, необходимые для развития экономики, накапливаются традиции;

  2. — на основе экономических норм и ценностей происходят накопление экономического опыта и передача его новым поколениям;

  3. — на передовых предприятиях формируются новые формы экономической культуры и новые принципы хозяйствования. Современная ситуация в России на фоне прогресса в человеческом развитии во многих странах остается сложной.

Научный руководитель ГУ-ВШЭ доктор экономических наук Е. Ясин отмечает, что у многих появилось убеждение, «что нам ничто не поможет, процветание не наш удел: таков национальный характер, такова культура России, которые не переделаешь». Профессор Ясин считает, что успех модернизации российской экономики зависит от того, будут ли происходить необходимые изменения в культуре, в системе ценностей. Для исследования интересен опыт сопоставления двух культур и наиболее важных общественных институтов (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение двух культур (по Е. Ясину)

Критерии

Продуктивная культура

Непродуктивная культура

Богатство

Результат личной инициа-тивы и усилий

Существующий ресурс, который подлежит распре-делению, праведно нажить богатство нельзя

Конкуренция

Положительная сила, развивающая стремление к совершенству и росту общественного богатства

Форма агрессии, угрожающая стабильности и солидарности общества, источник зависти

Экономическая целесообразность

Бережливость и инвестиции в будущее

Уравнительное распределение сегодня

Труд

Общественный долг и главная форма самовыражения, наиболее достойный источник удовлетворения потребностей

Бремя, неизбежное зло; настоящее удовольствие от жизни лишь вне работы

Инакомыслие

Важное условие поиска истины и постоянного обновления общества

Преступление, угрожающее стабильности и единодушию

Жизнь

То, что я делаю сам

Игралище непреодолимых сил («бог или дьявол, транснациональные ком-пании, мировой заговор марксистов»); люди живут в страхе или пессимизме

Представляет интерес анализ различных литературных источников с целью определения наиболее важных для экономики Традиционные русские ценности и антиподы (по Е. Ясину) традиционных российских ценностей (табл. 2).

Член-корреспондент РАН В. Медведев в книге «Перед вызовами постиндустриализма. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России» исследует пути социально-экономического развития России, ее облик в XXI веке, ориентиры и приоритеты экономической политики. В книге определена общая концепция прошлого и будущего российской экономики на фоне общемировых трансформационных процессов постиндустриального характера. Автор считает необходимым сохранение компонентов, соответствующих общечеловеческим ценностям, и социально-экономических институтов, способных обеспечить прогресс общества. Взгляд автора на человеческий капитал определяется его значимостью в воспроизводственных процессах, фактором эффективности в новых экономических системах. Отчетливо определены общезначимые прогрессивные тенденции:

  1. — коренное изменение структуры, результатов и факторов общественного производства в пользу нематериальных благ и услуг, повышение роли «человеческого капитала», высоких технологий и информации, науки, образования и культуры;

  2. — гуманизация и экологизация производства, поворот экономики к социальным целям и к потребностям людей;

  3. — сочетание сильных рыночных стимулов трудовой и предпринимательской деятельности с социальной справедливостью и социальной защитой населения, обеспечением прав и свобод личности;

  4. — трансформация экономических отношений и институтов в направлении гибкой, плюралистической системы, включающей различные формы собственности и типы хозяйствования;

  5. — оптимизация экономического механизма на основе сочетания рыночных методов и активной роли государства;

  6. — глобализация экономики в ее гуманистическом варианте, формирование мировой экономической инфраструктуры.

Та б л и ц а 2

Ценности

Оборотная сторона

Примечания

1

2

3

Духовность, идея

«не хлебом единым…»

Противопоставление материальным интересам

Коллективизм, стремление к совместной работе, артельность

Подавление личности, авторитаризм

В примитивных и традиционных обществах всегда силен коллективизм.

Индивидуализм — досто

яние урбанизированного

общества с развитыми

рыночными отношениями

Самопожертвование

Покорность власти,

Ценность традиционного

долготерпение. Пренебрежение

общества (см. коллективизм)

власти к человеческой

жизни

Соборность: против безличного коллективизма и своеволия индивидуализма. Сильное государство

Опасность мессианства, возможность превознесения государства как воплощения «всех»

Идея «каждый за всех» в противовес «каждый за себя» приводит к апологии государства (И. Клямкин)

Успех достигается натиском и удачей. Недостижимость равнозначна аскриптивности. Склонность к чрезвычайным усилиям, не считаясь с затратами

Ожидание. Отсутствие склонности к кропотливой, систематической работе

Климатические условия: рваный ритм, чрезмерные, но краткосрочные напряжения (В. Ключевский)

Труд в удовольствие, для радости творчества

Труд ради хлеба насущного, за оплату — наказание

Свойства подневольного труда

за грехи.

Прибыль предосудительна

Лень, бездеятельность, неорганизованность

Продолжение табл. 2 базируется, прежде всего, на наукоемких технологиях, на экономике,

1

2

3

Размах, широта, склонность к масштабным делам

Небрежность, беспечность, неразвитость

Средняя область культуры

«средней области и культуры».

— между домом (семьей) и государственными делами (Н. Лосский)

«Авось, небось и как-нибудь»

Нестяжательство:

Слабость стимулов

Связь с примитивным

богатство — грех, бедность — добродетель, щедрость, бескорыстие, душевность

к труду, бережливости, предпринимательству

нерыночным хозяйством и феодальным патернализмом

Справедливость. Важность внесудебной «рассеянной санкции»

Справедливость важнее закона. Распространенность неформальных отношений

Справедливость чаще трактуется как уравнительность, следствие бедности

Эмоциональность,

нестандартность.

Оригинальность

В. Медведев рассматривает человеческий капитал как важнейший интеллектуальный и социальный потенциал предприятий, воплощенный в знаниях, опыте, навыках персонала, в общей культуре, философии фирмы. Содержание социальной ответственности бизнеса автор основывает на сочетании функций домашнего хозяйства, государства и корпораций.

Доктор экономических наук Ю. Якутин считает, что из понимания возросшей роли человеческого капитала при переходе к постиндустриальному обществу вытекает современная целевая социальная ориентация государственной деятельности. Во главу угла ставится человек, его потребности и развитие. Этим же определяется характер распределения объема власти по общественно-государственным уровням: федеральному, субъектов федерации, муниципальному. В этих вопросах (мнение Ю. Яку-тина) еще далеко не все ясно.

Лауреат Нобелевской премии Ж. Алферов в своей статье пишет: «Если сегодня посмотреть на страны так называемого “золотого миллиарда”, то их экономическое благосостояние баз и построенной на знаниях. И первое место среди них занимают информационные технологии…».

Академик РАН Н. Шмелев делает ряд выводов: «Россия неотъемлемая, органичная часть европейской культуры, европейской цивилизации. Однако часть на столько своеобразная, что не раз в новейшие времена западные ее соседи приходили к выводу: лучше бы этой страны и вовсе не было на карте». И далее: «В массовом западном сознании современная России предстает каким-то чудовищным монстром, Богом проклятой страной, где все не так, как у людей».

Слова академика созвучны с высказыванием А.И. Герцена, определявшим позицию западников, о том, что они, по-видимому, не очень переполнены «святым желанием, чтоб … расцвела сильно и широко молодая Русь!»

Н. Шмелев, рассуждая о национальных устремлениях России в период потрясений последнего десятилетия, отмечает переход из крайности в крайность — от безудержного оптимизма к столь же безудержному пессимизму, от «холодной» войны к «холодному» миру, и задается вопросом: «И сколько еще потребуется лет и десятилетий, чтобы Россия, наконец, превратилась в стабильное, правовое, нормальное государство, где человек со своими способностями и своими деньгами мог бы чувствовать себя так же спокойно, как сегодня он чувствует себя повсюду в цивилизованном мире?»

Анализ мировых процессов и российских условий приводит к выводу, что решение множества проблем развития человеческого потенциала в стране лежит в создании системы социально-экономического устройства, которая открывала бы простор для всестороннего совершенствования человека. Россия должна выработать собственный вариант социально-экономического устройства. Этому способствуют годы подъема после десятилетия кризиса, положительно влияющие на настроение населения, горизонт принятия экономических решений, оценку делового капитала инвесторами. Население понимает, что реализация экономических программ невозможна в короткие сроки. Российский союз промышленников и предпринимателей стремится нести некоторые социальные расходы по медицине, образованию, развитию жилищного и потребительского кредитования. Экономический потенциал России возрастает, внешняя политика становится более гибкой и прагматичной.

Академик Шмелев, отвечая на собственный вопрос, отмечает положительные сдвиги и констатирует: «Складывается впечатление, что и на Западе тоже, кажется, осознали: опасно “перегибать палку”. Иначе придется все же когда-нибудь отвечать перед собственным электоратом, а то и перед своими же союзниками: “кто все-таки потерял Россию?”»

Вместе с тем институциональные изменения происходят достаточно медленно.

По мнению профессора Р. Нуреева, в последнее время не формируется система индивидуализированной частной собственности, а фактически укрепляется имущественное положение лиц, стоящих у власти (табл. 3).

Таблица 3

Группы и их интересы с точки зрения формирования системы прав собственности (по Р. Нурееву)

Группы, заинтересованные в построении новой системы власти-собственности

Группы, заинтересованные в построении системы индивидуализированной частной собственности

Новая государственная номенклатура: чиновники федеральных органов власти

Владельцы машиностроительных предприятий гражданских отраслей

Новая государственная номенклатура:

Собственники предприятий

чиновники региональных

в сфере услуг

органов власти и муниципалитетов

Владельцы (технократы) экспорт но-сырьевых отраслей — «новые олигархи»

Подавляющее большинство промышленных фирм потребительского комплекса

Владельцы (технократы) машинотроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса

Домохозяйства (подавляющее большинство зажиточных рабочих)

Военная номенклатура Российской

Средний и малый бизнес

армии в ее сегодняшнем переформированном виде

Силовые структуры (МВД, ФСБ,

МЧС, Налоговая полиция и др.)

Криминальный бизнес

Р. Нуреев считает, что в глазах значительного большинства населения развитие ущербного, криминального капитализма привело к дискредитации рыночной экономики и в этих условиях нарастает недовольство результатами приватизации, которое новая администрация пытается использовать в своих целях. По его мнению, возможны два варианта деприватизации: «олигархический» и «демократический».

При«олигархическом» начнется новый виток роста системы власти-собственности.

При «демократическом» предполагается перегруппировка собственности для максимально эффективного служения развитию рынка.

Показательны сравнительные качественные характеристики рыночного и административно-командного управления, сформулированные профессором А.К. Семеновым (табл. 4).

Профессор Семенов отмечает, что система рыночного управления включает самоуправление (саморегулирование) и государственное регулирование, формы и соотношение которых могут быть различными в зависимости от условий страны, менталитета народа (традиций, обычаев, образа мышления), особенностей секторов экономики — государственного, частного, кооперативного (рис. 2).

Исследование профессора А.Пороховского свидетельствует, что конституирует рыночное развитие частная собственность. Опыт передовых стран показал, что развитие частной инициативы и индивидуальной предприимчивости далеко продвинуло экономику и привело к эволюции собственности.

Современная рыночная модель опирается на сочетание индивидуально-частной, партнерски-частной, акционерной, государственной и смешанной форм собственности (считает А. Пороховский). И хотя наиболее распространена индивидуальная частная собственность, экономически господствующие позиции заняла акционерная собственность, она является ведущей, наиболее эффективной в условиях современных производительных сил и технологий. Это обстоятельство становится решающим при формировании институциональных основ рыночной модели, где институт собственности выступает как сочетание различ-ных форм собственности, в свою очередь, служащих базой для различных форм предпринимательских структур — от индиви-

Таблица 4

Качественные характеристики административно-командного и рыночного управления

Качественные характеристики управления

Административно-командное управление

Рыночное управление

Собственность

Монополия государственной собственности

Плюрализм собственности, смешанная экономика

Субъект

Номенклатура руководящих работников и ее аппарат

Собственник, предприниматель, менеджер, трудовой коллектив

Цель

Выполнение плановых заданий, повышение эффективности экономики на базе обеспечения приоритета государственных интересов

Повышение эффективности экономики на базе согласования интересов государства, различных социальных групп, частных лиц, территорий

Основной принцип

Подчинение нижестоящих организаций вышестоящим

Равноправные партнерские отношения между звеньями экономической системы

Организация

Иерархическая структура управления на базе вертикальных связей его звеньев

Концентрическая структура управления на базе приоритета горизонтальных связей его звеньев

Функции

Приоритет распределения ресурсов и разверстка плановых показателей из центра

Самоуправление основного звена и регулирование развития экономики из центра

Методы

Приоритет организационных и распорядительных воздействий (инструкций, регламентов, норм, директив, приказов, распоряжений, указаний)

Приоритет экономических методов управления (коммерческого расчета, экономических рычагов и стимулов)

Стиль

Авторитарный, силовой

Демократический

Техника и технология

Управление, основанное на ручном труде и труде с низкой степенью механизации

Управление, основанное на компьютерной технике и информатике

дуального предприятия до партнерств, акционерных обществ и других предприятий.

Таким образом (делает вывод А. Пороховский), по формам собственности и по формам предпринимательства рыночная модель имеет смешанную основу, но покоится при этом на частнособственническом фундаменте.

Функции государства — поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере, создание единого рыночного пространства, где одинаковые правила отслеживают и поддерживают особые государственные институты.

Поддерживая конкуренцию, борясь с монополиями, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Государству принадлежит важная роль — сохранение самой рыночной системы путем выражения общественных интересов. Справиться с подобными обязанностями государство может только в случае, если оно является частью демократического общества, в котором наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом.

Рис. 2. Система управления рыночной экономикой (по А. Семенову)

Для России характерен феномен власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность — властью, т.е. положением человека в государственной иерархии. Тем более российское общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, ибо она объективно ведет и к укреплению демократии.

Последовательное утверждение рыночных принципов (по мнению А. Пороховского) означает:

  1. — завершение формирования единого национального рыночного пространства;

  2. — поддержку конкуренции на всех рынках и борьбу с монополизмом;

  3. — создание равных возможностей для всех форм собственности и предпринимательства;

  4. — производство в достаточном количестве и качестве общественных благ — образования, здравоохранения, науки, культуры и т.д.;

  5. — включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением национальных интересов;

  6. — рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения;

  7. — формирование экономической основы для становления и развития демократических институтов в стране.

Предприниматель не должен ставить в качестве первоочередной задачи увеличение личного потребления. У него основная часть прибыли должна возвращаться в производство, на его расширение, тратиться на новую технику и современную технологию. Цивилизованный бизнес означает социальную ответственность, усиление строгости требований к этике деловых отношений, экономическую эффективность. Предприниматель объективно заинтересован в поддержании общественного и правового порядка, в социальном и национальном согласии, в конструктивном решении вопросов развития экономики и гражданского общества.

Ошибается тот, кто считает деньги главным действующим лицом рынка. Еще древние греки давали однозначный ответ: «Деньги, деньги — есть человек». Им вторили римляне: «Деньги служат тебе, если умеешь ими пользоваться, если же не умеешь — властвуют над тобой». И с ними солидарен американский миллионер Г. Форд: «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни». Любопытны и показательны рассуждения по данному вопросу величайшего оригинала XX века и гениального художника Сальвадора Дали в его «Дневнике одного гения». Комментируя анаграмму «Авида Долларз» (Avida Dollars), т.е. «Жаждущий долларов», или «Деньголюб», сделанную в 1941 году из имени Сальвадора Дали Андре Бретоном как насмешка на суетой Дали по поводу зарабатывания денег, — последний не скрывает, что во время своего пребывания в Америке участвовал в многочисленных коммерческих проектах: в театре, балете, в области ювелирных украшений, моды и т.д. За картины Дали выкладывали крупные суммы. Но со свойственной великому художнику изящной иронией он пишет, что еще в отрочестве, узнав, что Мигель де Сервантес, так прославивший Испанию своим бессмертным «Дон-Кихотом», сам умер в чудовищной бедности, а открывший Новый Свет Христофор Колумб умер в не меньшей нищете, да к тому же еще в тюрьме, внимая благоразумию, посоветовал себе позаботиться о двух вещах:

  1. — постараться как можно раньше отсидеть в тюрьме, что «своевременно и было исполнено»;

  2. — найти способ стать мультимиллионером, что тоже «с успехом удалось».

В дневнике С. Дали рассуждает: «Когда есть деньги, любая “служба” теряет всякий смысл. Герой никогда не служит! Он есть полная противоположность слуге». И далее: «Деньги дали нам все, чего только можно пожелать, чтобы быть красивым и насладиться благополучием». Деньги для Сальвадора Дали являлись средством для обеспечения творческого процесса, а не самоцелью. Великий мастер эпатажа постоянно нуждался в общественном признании своего творчества, и особенно на земле своей любимой Каталонии.

Для исследования интересна выявленная специфика современных цивилизационных факторов в США и России (табл. 5).

Кроме социокультурного аспекта, необходимо рассмотреть и правовое положение предпринимателя.

В Гражданском кодексе Российской Федерации крайне редко употребляется термин «предприниматель». О гражданах — индивидуальных предпринимателях говорится в следующих статьях: 23 («Предпринимательская деятельность граждан»); 66 («Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах»), в частности в п. 4 («Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели…»); 578 («Отмена дарения»), в частности в п. 3 («По требованию заинтересованного лица суд может отменить дарение, совершенное индивидуальным предпринимателем…»); 1015(«Доверительный управляющий»), в частности в п. 1 («Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель…») и др.

Одно из немногих исключений — п. 1 ст. 359 Гражданского кодекса («Основания удержания»): «Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования, хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели».

В то же время во многих статьях Гражданского кодекса используется более широкий термин, чем «предприниматель»: «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность». Под ним подразумеваются как предприниматели, так и те, для кого установлен приравненный к предпринимательству режим.

Ст. 2 Гражданского кодекса («Отношения, регулируемые гражданским законодательством») упоминает об «отношениях между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, или с их участием». Об удельном весе таких отношений, считает профессор М. Брагинский, можно судить по следующим цифрам: из 610 статей, составляющих главы, посвященные отдельным видам договоров, 262 статьи рассчитаны именно на «лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность». А остальные, за редким исключением, могут применяться в равной мере участия предпринимателей.

Законодатель счел необходимым включить в Кодекс легальное определение ключевого понятия «предпринимательская деятельность» (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Она представляет собой деятельность, отвечающую четырем признакам:

  1. — самостоятельность;

  2. — осуществление на свой риск;

  3. — направленность на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;

  4. — осуществление лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Применение приведенной нормы предполагает необходимость указания на еще один, дополнительный признак: договорами с предпринимателями считаются только те, в которые сторона вступает для осуществления предпринимательской деятельности.

Следует указать на то, что последний из четырех признаков — регистрация в качестве предпринимателя — может и отсутствовать. При определенных условиях в указанных законом случаях осуществлять предпринимательскую деятельность может и тот, кто не является предпринимателем.

К числу предпринимателей, т.е. тех, кто удовлетворяет всем четырем признакам, указанным в ст. 2 Гражданского кодекса, могут относиться как граждане, так и юридические лица.

Но не будем углубляться в правовые нюансы. В рассматриваемой главе нашей задачей являлось определение понятий «предприниматель» и «предпринимательство». В современных условиях основа экономического роста — это знания (информация) и человеческий капитал. Человек выступает активным элементом всех систем.