Политика формирования собственного капитала
Политика формирования собственного капитала представляет собой часть общей финансовой стратегии организации, заключающейся в обеспечении ее производственно-коммерческой деятельности.
Политика формирования собственного капитала преследует две ключевые цели.
1. Создание за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов (собственного основного капитала - СОК).
2. Образование за счет собственного капитала определенной доли оборотных активов (собственного оборотного капитала - СобК):
Управление собственным капиталом связано не только с рациональным использованием накопленной его части, но и с образованием собственных источников финансовых ресурсов, обеспечивающих будущее развитие организации. В процессе управления собственным капиталом источники его формирования подразделяют на внутренние и внешние.
В состав внутренних источников включают:
- нераспределенную прибыль;
- средства, присоединяемые к собственному капиталу в результате переоценки (дооценки) основных средств;
- прочие внутренние источники (резервные фонды).
Амортизационные отчисления также являются внутренним источником формирования собственных денежных ресурсов, но величину собственного капитала они не увеличивают, а только служат способом его реинвестирования.
В состав внешних источников средств включают:
- мобилизацию дополнительного паевого капитала (путем взносов средств учредителей в уставный или складочный капитал);
- привлечение дополнительного акционерного капитала (посредством повторной эмиссии и реализации акций);
- безвозмездную финансовую помощь от юридических лиц и государства (например, государственным унитарным предприятиям, ФПГ и др.);
- конверсию заемных средств в собственные (например, обмен корпоративных облигаций на привилегированные акции);
- средства целевого финансирования, поступившие на инвестиционные цели;
- прочие внешние источники (эмиссионный доход, образуемый при продаже акций выше их номинальной стоимости).
Политика формирования собственных финансовых ресурсов (СФР) направлена на обеспечение самофинансирования организации. Она включает в себя следующие основные этапы:
1) анализ образования и использования СФР в базисном периоде;
2) определение общей потребности в СФР на предстоящий (прогнозный) период (квартал, год);
3) оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников;
4) обеспечение максимального объема привлечения СФР за счет внутренних и внешних источников;
5) оптимизация соотношения внутренних и внешних источников образования СФР.
Первый этап: целью анализа формирования СФР в базовом периоде является определение финансового потенциала для будущего развития организации.
На первой стадии анализа изучают:
- соответствие темпов прироста прибыли и собственного капитала темпам прироста активов (имущества) и объема продаж;
- динамику удельного веса собственных источников в общем объеме финансовых ресурсов.
Целесообразно сравнить эти параметры за ряд периодов. Оптимальное соотношение между ними:
Тп >Твп>Тск>Та>100%,
где Тп - темп роста прибыли, %;
Твп - темп роста выручки (нетто) от продажи товаров, %;
Тск - темп роста собственного капитала, %;
Та - темп роста активов, %
Из данной формулы следует, что прибыль должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры.
На второй стадии анализа исследуют соотношение между внутренними и внешними источниками образования СФР, а также стоимость (цену) привлечения собственного капитала за счет различных источников.
На третьей стадии анализа оценивают достаточность СФР, образованных в базисном периоде.
Критерием такой оценки выступает коэффициент самофинансирования (Ксф) развития организации:
,
где СФР - собственные финансовые ресурсы, образованные в базисном периоде;
ΔИ(А) - прирост имущества (активов) в прогнозном периоде по сравнению с базисным (отчетным).
Второй этап: определение общей потребности в СФР на предстоящий период. Ее устанавливают по формуле:
,
где Псфр - общая потребность в собственных финансовых ресурсах в предстоящем периоде;
Пк - общая потребность в капитале на конец прогнозного периода;
Уск - удельный вес собственного капитала в общей его сумме на конец прогнозного периода, доли единицы;
СКн - сумма собственного капитала на начало периода;
Расчетная величина включает необходимую сумму СФР, образуемых за счет внутренних и внешних источников.
Третий этап: оценку привлечения собственного капитала из различных источников осуществляют в разрезе отдельных его элементов (акционерного капитала, нераспределенной прибыли и др.). Результаты такой оценки служат базой для принятия управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования СФР, обеспечивающих прирост собственного капитала.
Четвертый этап: обеспечение максимального объема привлечения СФР за счет внутренних и внешних источников требует определения возможного перечня таких источников и их абсолютного объема.
Основными внутренними источниками являются: чистая прибыль и амортизационные отчисления. В процессе их прогнозирования целесообразно предусмотреть возможности увеличения данных источников.
Объем привлечения СФР из внешних источников (СФРвн) призван покрыть дефицит той их части, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников. Расчет осуществляют по формуле:
,
где ΔСФРвн - потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников,
ОПсфр - общая потребность в источниках финансирования в прогнозном периоде;
ΔСФРвнутр - объем собственных финансовых ресурсов, намечаемых к привлечению за счет внутренних источников.
К внешним финансовым источникам относятся: привлечение дополнительного капитала собственников хозяйственного товарищества или общества с ограниченной ответственностью; повторная эмиссия акций и др.
Пятый этап: процесс оптимизации соотношения внутренних и внешних источников образования СФР базируется на следующих критериях:
1. Минимизации цены мобилизации СФР.
2. Сохранении управления организацией первоначальными учредителями (собственниками), если оно достаточно эффективно. Увеличение дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.
- Н.К.Губина, к. Э. Н., доцент
- Глава 1. Предпринимательство и частная собственность
- Глава 2. Развитие понятий «предпринимательство» и «предприниматель»
- Глава 3. Сущность коммерции и коммерческих функций предприятий (организаций)
- Глава 4. Основные правовые начала малого предпринимательства
- Глава 5. Бизнес-планирование - важнейшая часть предпринимательской практики
- Прогноз выполнения обязательных резервов,
- Глава 6. Инвестиции как фактор инновационности производства и динамизма социально-экономического роста
- Глава 7. Конкурентоспособность — важнейший фактор эффективности экономической деятельности
- Глава 8. Фирма — особый институт современной экономической системы
- Глава 9. Управление предпринимательскими рисками
- Процедура «Управление рисками. Реагирование»
- Глава 10. Финансовое обеспечение предпринимательства Источники финансовых ресурсов
- Собственный капитал корпораций
- Политика формирования собственного капитала
- Заемный капитал
- Глава 11. Признаки и порядок установления банкротства
- Глава 12. Российский менталитет и предпринимательство
- Глава 13. Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность» Экономические угрозы
- Понятие «экономическая безопасность» и характеристика его уровней
- Индикаторы глобальной экономической безопасности
- Предельно-критические значения, являющиеся границами безопасности развития российского общества
- Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности России в сравнении с фактическими данными за 2005 год
- Внешнеэкономическая безопасность Калужской области за 2005 год
- Структура экономической безопасности
- Структура национальной безопасности
- Структура угроз региональной экономической безопасности
- Структура экономической безопасности предприятия
- Глава 14. Кооперативное предпринимательство
- Глава 15. Трансформации на селе и предпринимательство
- 1. Сущность и преимущества проекта
- 2. Ожидаемый спрос на продукцию
- 3. Инвестиции и сроки окупаемости
- 4. Использование продукции для импортозамещения или экспорта
- 5. Решение социальных вопросов
- 6. Структура Центра мясного скотоводства
- 7. Заключение
- Глава 16. Диверсификация предпринимательства и развитие территории: агротуризм
- Содержание программы
- 6 Этапов развития во франчайзинге:
- С использованием цепочки «Создания ценностей» по м.Портеру
- Контроллер и его функции, согласно миссии контроллера, разработанной igc
- Цели организационных стратегий для функциональных подразделений
- Проверь себя: имеется ли у компании стратегия?
- Тестовые задания №1
- Тестовые задания № 2
- Тестовые задания №3
- Тестовые задания № 4
- Тестовые задания № 5
- Тестовые задания № 6
- Тестовые задания № 7
- Тестовые задания № 8
- Тестовые задания № 9
- Тестовые задания №10
- Ключ к тесту 1 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 4 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 5дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 6 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 7дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 8 дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 9дисциплина «Основы бизнеса»
- Ключ к тесту № 10 дисциплина «Основы бизнеса»