logo search
--- 102

64) Управление дебиторской задолженностью.

Управление дебиторской задол­женностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупате­лям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направ­лена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам; формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки поку­пателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процеду­ры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предпри­ятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности.

Устанавливая политику кредитования покупателей продукции, предприятие должно определиться по таким ключевым вопросам, как:

- срок кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

- стандарты кредитоспособности (критерии, по которым оценивается финансовая состоятельность клиента и вытекающие отсюда варианты оплаты);

- система скидок;

- процедуры взаимодействия с покупателем в случае нарушения условий оплаты.

При формировании кредитной политики также необходимо определить предельно допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для предприятия, так и по каждому клиенту (кредитный лимит). Каких-то универсальных правил в данном случае не существует. Каждое предприятие самостоятельно определяет для себя эти цифры, ориентируясь, в первую очередь, на свою стратегию.