6) Конкуренция и ее виды. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.
Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка.
Виды конкуренции:
1) Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).
2) Конкуренция подразделяется на открытую, закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.
3) Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:
- Функциональная конкуренция
- Видовая конкуренция
- Предметная конкуренция
4) В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства.
5) По состоянию рынка:
- совершенная конкуренция
- несовершенная конкуренция
- регулируемая
5) По способам соперничества:
- ценовая
-неценовая
Характерные черты совершенной конкуренции:
1. наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке.
2. производство стандартизированной или однородной продукции.
3. осуществление отдельными фирмами незначительного контроля над ценой продукции.
4. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать совершенно конкурентные отрасли.
Несовершенную конкуренцию можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
Олигополия – рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции.
Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты.
Характерные черты монополии.
1. Монополия есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;
2. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
3. Чистый монополист диктует цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой.
4. Существование монополии зависит от существования барьеров для вступления.
- Центральная проблема производства, экономические ресурсы, производственные возможности и экономический выбор
- Рынок, его сущность, функции и виды. Рыночный механизм и его элементы.
- Рыночный спрос, потребительские предпочтения. Закон спроса. Эластичность спроса.
- Рыночное предложение. Закон предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
- 5) Рыночное равновесие. Равновесная цена.
- 6) Конкуренция и ее виды. Совершенная и несовершенная конкуренция.
- 7) Основные макроэкономические показатели: ввп, внп. Способы их расчета.
- 8) Макроэкономическое равновесие: сущность и виды.
- 9) Инфляция, ее причины, типы, последствия. Антиинфляционная политика.
- 10) Государственное регулирование экономики
- 11) Сущность денег как экономической категории, содержание функций денег и их роль.
- 12)Виды денег и их особенности.
- 13) Денежный оборот и его структура.
- 14) Организация безналичного денежного оборота и система безналичных расчетов.
- 15) Наличный денежный оборот и его организация.
- 16) Понятие, содержание и элементы денежной системы. Классификация денежных систем.
- 17) Сущность, функции и законы кредита. Роль кредита в экономике.
- 18) Классификация и особенности форм и видов кредита.
- 19) Ссудный процент и система процентных ставок.
- 20) Банковская система и ее элементы.
- 21) Центральный банк: цели, задачи и функции
- 22) Методы и инструменты денежно-кредитной политики цб.
- 23) Пассивные операции коммерческого банка.
- 24) Активные операции коммерческого банка.
- 25) Инвестиционная деятельность коммерческого банка.
- 26) Финансовые услуги в коммерческом банке.
- 27)Финансы: сущность, функции, условия возникновения.
- 28 Финансовая система рф b ее структура.
- 29) Финансовая политика государства.
- 30) Сущность и органы управления финансами государства.
- 31) Финансовый контроль.
- 32) Финансовые рынки и институты.
- 33) Структура бюджетной системы рф и принципы ее построения.
- 34) Бюджетный процесс в рф.
- 35) Внебюджетные фонды.
- 36) Сущность страхования.
- 37) Сущность финансов предприятий и принципы их организации.
- 38) Финансовые ресурсы предприятий.
- 39) Собственный капитал предприятия
- 40) Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- Прибыль организации от реализации продукции (работ, услуг): её формирование и планирование.
- Формирование, распределение и использование чистой прибыли.
- Оборотные средства хозяйствующих субъектов.
- 44) Стратегии формирования оборотных активов.
- 45) Эффективность использования оборотного каптала
- 47) Операционный и финансовый цикл.
- 48) Сущность и классификация доходов организации
- 49) Методы планирования доходов (от продаж)
- 50) Точка безубыточности, запас финансовой прочности
- 51) Основной капитал
- 52) Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе.
- 53) Сущность и классификация расходов организации.
- 54) Себестоимость и методы ее планирования
- 55. Оценка ликвидности и платежеспособности
- 56) Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 57) Оценка рентабельности предприятия
- 59) Сущность, цели дивидендной политики предприятия и факторы ее определяющие.
- 60)Виды див. Политики
- 61) Структура капитала предприятия и методы ее рационализации.
- 62)Средневзвешенная и предельная стоимость капитала.
- 63) Дебиторская задолженность, ее виды.
- 64) Управление дебиторской задолженностью.
- 65) Модели управления источниками долгосрочного финансирования.
- 66) Модель оценки капитальных активов.
- 67) Финансовый рычаг и его концепции.
- 68) Доходность и риск в оценке инвестиций
- 69) Стоимость бизнеса: понятие, цели оценки, виды стоимости.
- 70) Стоимость бизнеса: характеристика основных подходов.
- 71) Прогнозирование денежных средств.
- 72) Банкротство: понятие, основные процедуры банкротства.
- 73) Понятие и экономическая сущность ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
- 74) Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
- Деятельность по ведению реестра владельцев цб
- 75) Понятие и цели эмиссии ценных бумаг.
- 76) Акция как вид эмиссионной бумаги.
- 77) Облигация как вид ценной бумаги.
- 78) Производные ценные бумаги.
- 79) Государственные ценные бумаги.
- 80) Портфель ценных бумаг.
- 81) Понятие и содержание фундаментального анализа.
- 82) Инвестирование: понятие, сущность, цели.
- 83) Участники инвестиционной деятельности.
- 84) Инвестиционный проект.
- 85) Оценка инвестиционных проектов.
- 86) Критические точки и анализ чувствительности.
- 87) Понятие инвестиционного портфеля.
- 88) Риск и доходность портфеля.
- 89) Источники финансирования капитальных вложений.
- 90) Современные формы финансирования капитальных вложений.
- 91) Функционирование иностранного капитала.
- 92) Инвестиционный климат
- 93) Лизинг как метод финансирования инвестиционных проектов.
- 94) Сущность и назначение налогов и сборов
- 95) Принципы налогообложения и функции налогов
- 97) Налог на прибыль
- 98) Налог на доходы физических лиц
- 99) Региональные налоги и сборы.
- 1) Налог на имущество организаций
- 2) Транспортный налог
- 3) Налог на игорный бизнес
- 100) Упрощенная система налогообложения
- 101) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
- 102) Налог на имущество.