Рынок, его сущность, функции и виды. Рыночный механизм и его элементы.
Рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Некоторые рынки имеют формальные правила и функционируют в определенном месте (фондовые биржи), другие – децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы).
Функции рынка:
1) Регулирующая — рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
2) Стимулирующая — по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.
3) Информационная — дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
4) Посредническая — в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
5) Санирующая — ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
6) Социальная — рынок дифференцирует доходы участников рынка.
Классификацию рынка можно представить в следующем виде.
1) По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
2) По географическому положению: местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
3) По степени ограничения конкуренции: монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
4) По отраслям: автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.
5) По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.
Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. В рамках рыночного механизма осуществляется деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:
Рынок средств производства. Торговля средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Характерная особенность рыночной экономики состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям.
Рынок рабочей силы. Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.
Рынок капитала и финансов. В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.
4. Рынок потребительских товаров. На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.
5. Рынок информационных материалов и информационных услуг. Для рыночного хозяйства достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения. Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.
Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.
Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн.
- Центральная проблема производства, экономические ресурсы, производственные возможности и экономический выбор
- Рынок, его сущность, функции и виды. Рыночный механизм и его элементы.
- Рыночный спрос, потребительские предпочтения. Закон спроса. Эластичность спроса.
- Рыночное предложение. Закон предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
- 5) Рыночное равновесие. Равновесная цена.
- 6) Конкуренция и ее виды. Совершенная и несовершенная конкуренция.
- 7) Основные макроэкономические показатели: ввп, внп. Способы их расчета.
- 8) Макроэкономическое равновесие: сущность и виды.
- 9) Инфляция, ее причины, типы, последствия. Антиинфляционная политика.
- 10) Государственное регулирование экономики
- 11) Сущность денег как экономической категории, содержание функций денег и их роль.
- 12)Виды денег и их особенности.
- 13) Денежный оборот и его структура.
- 14) Организация безналичного денежного оборота и система безналичных расчетов.
- 15) Наличный денежный оборот и его организация.
- 16) Понятие, содержание и элементы денежной системы. Классификация денежных систем.
- 17) Сущность, функции и законы кредита. Роль кредита в экономике.
- 18) Классификация и особенности форм и видов кредита.
- 19) Ссудный процент и система процентных ставок.
- 20) Банковская система и ее элементы.
- 21) Центральный банк: цели, задачи и функции
- 22) Методы и инструменты денежно-кредитной политики цб.
- 23) Пассивные операции коммерческого банка.
- 24) Активные операции коммерческого банка.
- 25) Инвестиционная деятельность коммерческого банка.
- 26) Финансовые услуги в коммерческом банке.
- 27)Финансы: сущность, функции, условия возникновения.
- 28 Финансовая система рф b ее структура.
- 29) Финансовая политика государства.
- 30) Сущность и органы управления финансами государства.
- 31) Финансовый контроль.
- 32) Финансовые рынки и институты.
- 33) Структура бюджетной системы рф и принципы ее построения.
- 34) Бюджетный процесс в рф.
- 35) Внебюджетные фонды.
- 36) Сущность страхования.
- 37) Сущность финансов предприятий и принципы их организации.
- 38) Финансовые ресурсы предприятий.
- 39) Собственный капитал предприятия
- 40) Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- Прибыль организации от реализации продукции (работ, услуг): её формирование и планирование.
- Формирование, распределение и использование чистой прибыли.
- Оборотные средства хозяйствующих субъектов.
- 44) Стратегии формирования оборотных активов.
- 45) Эффективность использования оборотного каптала
- 47) Операционный и финансовый цикл.
- 48) Сущность и классификация доходов организации
- 49) Методы планирования доходов (от продаж)
- 50) Точка безубыточности, запас финансовой прочности
- 51) Основной капитал
- 52) Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе.
- 53) Сущность и классификация расходов организации.
- 54) Себестоимость и методы ее планирования
- 55. Оценка ликвидности и платежеспособности
- 56) Оценка финансовой устойчивости предприятия
- 57) Оценка рентабельности предприятия
- 59) Сущность, цели дивидендной политики предприятия и факторы ее определяющие.
- 60)Виды див. Политики
- 61) Структура капитала предприятия и методы ее рационализации.
- 62)Средневзвешенная и предельная стоимость капитала.
- 63) Дебиторская задолженность, ее виды.
- 64) Управление дебиторской задолженностью.
- 65) Модели управления источниками долгосрочного финансирования.
- 66) Модель оценки капитальных активов.
- 67) Финансовый рычаг и его концепции.
- 68) Доходность и риск в оценке инвестиций
- 69) Стоимость бизнеса: понятие, цели оценки, виды стоимости.
- 70) Стоимость бизнеса: характеристика основных подходов.
- 71) Прогнозирование денежных средств.
- 72) Банкротство: понятие, основные процедуры банкротства.
- 73) Понятие и экономическая сущность ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
- 74) Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
- Деятельность по ведению реестра владельцев цб
- 75) Понятие и цели эмиссии ценных бумаг.
- 76) Акция как вид эмиссионной бумаги.
- 77) Облигация как вид ценной бумаги.
- 78) Производные ценные бумаги.
- 79) Государственные ценные бумаги.
- 80) Портфель ценных бумаг.
- 81) Понятие и содержание фундаментального анализа.
- 82) Инвестирование: понятие, сущность, цели.
- 83) Участники инвестиционной деятельности.
- 84) Инвестиционный проект.
- 85) Оценка инвестиционных проектов.
- 86) Критические точки и анализ чувствительности.
- 87) Понятие инвестиционного портфеля.
- 88) Риск и доходность портфеля.
- 89) Источники финансирования капитальных вложений.
- 90) Современные формы финансирования капитальных вложений.
- 91) Функционирование иностранного капитала.
- 92) Инвестиционный климат
- 93) Лизинг как метод финансирования инвестиционных проектов.
- 94) Сущность и назначение налогов и сборов
- 95) Принципы налогообложения и функции налогов
- 97) Налог на прибыль
- 98) Налог на доходы физических лиц
- 99) Региональные налоги и сборы.
- 1) Налог на имущество организаций
- 2) Транспортный налог
- 3) Налог на игорный бизнес
- 100) Упрощенная система налогообложения
- 101) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
- 102) Налог на имущество.