Тема 4. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
Потребности жилищно-коммунального хозяйства в финансовых ресурсах безграничны. Обусловлено это изношенностью основных фондов, необходимостью создания современных технологий и условий для производства и оказания услуг, низким уровнем платежеспособности населения. В то же время реальные источники финансирования расходов на содержание и развитие отрасли зависят от направлений деятельности организаций и категорий потребителей их услуг. Доля бюджета как входного источника отрасли весьма значительна. Кроме бюджетных ассигнований важную роль в покрытии расходов ЖКХ играют:
доходы, полученные жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции юридическим и физическим лицам;
средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.
Доля бюджетных ассигнований в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство может получать средства бюджета лишь на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищная система, включая отопление жилых домов, получают бюджетные субсидии и дотации на частичное покрытие расходов по эксплуатации. Им выделяются также бюджетные инвестиции на капитальные вложения, связанные с приобретением транспортных средств, реконструкцией государственного и муниципального жилого фонда. В общей структуре консолидированного бюджета РФ расходы по финансированию ЖКХ составляли около 7%.
Основная же доля расходов по предоставлению гражданам льгот возмещается субъектами РФ за счет федерального фонда компенсаций в виде субвенций.
В бюджетах большинства территорий предусматриваются целевые средства на возмещение коммунальным предприятиям разницы в тарифах на тепло-энергию, отпускаемую для отопления жилых домов всех форм собственности. Данные средства перечисляются напрямую поставщиками тепловой энергии и горячей воды, при этом размер платы для граждан соответственно снижается. К финансированию расходов по содержанию и эксплуатации объектов благоустройства и дорожного хозяйства помимо средств бюджета привлекаются средства сохранившихся в ряде субъектов РФ территориальных дорожных фондов. За счет средств данных фондов выполняются работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов коммунальной сферы, дорог, мостов, набережных и т.п.
Внебюджетные источники финансирования прежде всего включают в себя собственные доходы жилищно-коммунальных предприятий, полученные от юридических и физических лиц за реализацию им тех или иных услуг. Независимо от правового статуса основным источником организаций жилищной сферы являются плата за сдаваемые внаем квартиры и нежилые помещения, а также плата за техническое обслуживание жилья и сборы с арендаторов. Кроме квартирной, арендной платы и доходов, полученных с пользователей за эксплуатацию жилых и нежилых помещений, доходами жилищных организаций могут быть: поступления от жилищно-строительных кооперативов за обслуживание принадлежащего им жилого фонда; доходы от платных услуг, оказываемых службами жилищной организации населению и юридическим лицам; прочие доходы.
В Российской Федерации размер квартирной платы, как правило, устанавливается в зависимости от степени благоустройства и качества жилья, а также территориального расположения дома. Некоторые виды коммунальных услуг взимаются в зависимости от количества членов семьи, проживающих в квартире, другие зависят от общей площади жилья.
Ремонт жилья включает в себя: текущий ремонт общего жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории.
В среднем по РФ собираемость платежей за услуги ЖКХ составляет 92-93%. При этом летом, в июне и июле, собираемость превышает 105%.
Следующий источник доходов ЖКХ — арендная плата и сборы с арендаторов нежилых помещений. Предприятия, учреждения, организации, занимающие нежилые помещения жилых домов под торговые, конторские, складские и иные нужды, должны платить арендную плату и участвовать в общих расходах домовладения по управлению, эксплуатации и текущему ремонту жилищного фонда пропорционально площади занимаемых ими помещений. Ставки арендной платы, так же как и любые тарифы на жилищно-коммунальные услуги, утверждаются соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ. Методика исчисления ставок арендной платы и объема платежа в целом включает в себя такие показатели, как местоположение объекта, площадь арендуемого помещения, этажность, техническое состояние, наличие элементов благоустройства, коэффициент социальной значимости вида деятельности арендатора, тип строения, вход в помещение и др. Необходимо сказать, что доход от аренды может быть стабильным и долговременным внебюджетным источником ЖКХ. Размер участия арендатора нежилого помещения в содержании и ремонте мест общего пользования жилого дома определяется на основе нормативных показателей затрат по техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций здания, инженерного и лифтового оборудования, санитарному содержанию и благоустройству придомовой территории и других расходов в расчете на 1м2 площади. Расчет долевого участия арендатора в общих расходах домовладения производится в разрезе элементов затрат, включающих техническое обслуживание и ремонт крыш, фасадов, полов и других расходов.
Арендные отношения между арендаторами и арендодателями в разных субъектах РФ решаются по-разному. К примеру, в некоторых регионах операции по сдаче в аренду объектов нежилого фонда государственного сектора осуществляются представителями собственника — органами управления городским имуществом, а не жилищными организациями. Соответственно и арендная плата поступает в бюджет города в виде неналоговых доходов, что снижает значимость этого источника для конкретных жилищных агентств. В других регионах арендная плата традиционно остается доходом ЖКХ и находится в его распоряжении.
Прочие доходы жилищных организаций не являются решающими по своему удельному весу в общих поступлениях. Однако они представляют собой показатели, связанные с непосредственной деятельностью организаций по изысканию дополнительных источников финансирования. В этом разделе в основном учитываются доходы, полученные от оказания юридическим лицам и населению платных услуг за пределами установленного стандарта. Могут иметь место поступления за обслуживание фонда жилищно-строительных кооперативов, комиссионные вознаграждения за прием коммунальных платежей по поручению других организаций и т.п. виды доходов. Здесь же отражаются целевые поступления, к примеру, за счет размещения рекламы, благотворительные взносы физических и юридических лиц.
- Учебно-методическое пособие по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
- Лекции по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
- Раздел 1. Теоретические основы управления государственными финансами
- Тема 1. Сущность и значение управления государственными и территориальными финансами. Цели, задачи и функциональные элементы управления бюджетами различных уровней
- Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования бюджетов
- Тема 4. Понятие и роль бюджета в макроэкономическом регулировании
- 4.2 Бюджетное устройство в рф: организация и принципы построения бюджетной системы рф, их характеристика
- Тема 5. Понятие бюджетной классификация рф. Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации
- 5.1. Понятие бюджетной классификации, ее состав
- 5.2. Классификация доходов бюджетов
- 5.3 Классификация расходов бюджетов
- 5.4 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
- 5.5 Классификация операций сектора государственного управления
- Раздел 2. Доходы бюджетов рф
- Тема 1. Доходы бюджетов в соответствие с Бюджетным Кодексом рф
- Тема 2. Мировая практика закрепления налоговых полномочий
- Тема 3. Планирование доходов бюджета
- Тема 4. Определение рисков доходов бюджета
- Определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам финансового и бюджетного риска.
- Выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов финансовых и бюджетных рисков.
- Раздел 3. Расходы бюджета
- Тема 1. Расходные и бюджетные обязательства
- Тема 2. Группировка расходов бюджета
- Тема 3. Виды учреждений, финансирующихся из бюджетов всех уровней.
- Раздел 4. Финансирование расходов бюджета на здравоохранение
- Тема 1. История медицинского страхования в рф
- Тема 2. Финансирование расходов на здравоохранение
- Тема 3. Определение заработной платы работников здравоохранения в соответствии с новой системой оплаты труда
- Тема 4. Анализ эффективности использования коечного фонда
- Раздел 5. Расходы бюджета на образование
- Тема 1. Теоретические основы деятельности учреждений образования
- Тема 2. Финансовое планирование в образовательном учреждении
- Тема 3. Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений
- Тема 4. Производственные показатели системы образования
- Тема 5. Методика расчета потребности бюджетных учреждений в бюджетных средствах
- Тема 6. Планирование расходов на содержание школ-интернатов и детских дошкольных учреждений
- Раздел 6. Теоретические и методологические аспекты исследования расходов бюджета по разделу «Культура»
- Тема 1. Законодательство в области расходования бюджетных средств на культуру
- Тема 2. Расходы на культуру
- Тема 3. Планирование затрат на новые и капитально возобновляемые постановки
- Тема 4. Механизмы планирования
- Тема 5. Исследование управления расходами бюджета по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» на примере Лысковского муниципального района
- Раздел 7. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 1. Значение жилищно-коммунального хозяйства и особенности его функционирования
- Тема 2. Законодательное регулирование жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 3. Основные принципы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 4. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 5. Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство
- Тема 6. Субсидия как способ финансирования расходов жилищно-коммунального хозяйства
- Тема 7. Механизм определения размера жилищных субсидий населению
- Раздел 8. Расходы на агропромышленный комплекс
- Тема 1. Характеристика агропромышленного комплекса
- Тема 2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- Тема 3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- 4. Рассчитать поступления налога на доходы физических лиц в бюджет, если имеется следующая информация (в тыс. Руб.)
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу. Тыс.Руб.
- 5. Рассчитать поступления налога на игорный бизнес в бюджет, если имеется следующая информация
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- Рассчитать поступления акцизов по спирту, пиву и алкогольной продукции в бюджет, если имеется следующая информация:
- Переходящий платеж за 4 квартал предыдущего года – 5212 т.Руб.
- 8. Рассчитать поступления налога на имущество физических лиц в бюджет, если имеется следующая информация:
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- 8. Рассчитать поступления налога на имущество организаций в бюджет, если имеется следующая информация
- По результатам расчета заполнить следующую таблицу.
- Глава 8. Доходы бюджетов субъектов российской федерации
- Глава 9. Доходы местных бюджетов
- Практические задания по теме «Расходы бюджета»
- Количество учащихся, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала
- Задачи для экзамена
- Учебное пособие по дисциплине по изучению курса «Государственные и муниципальные финасы» для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
- 603600, Г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37.