77.Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
Отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие националь-ной экономики. Важнейшими рычагами государственного регули-рования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития в целом и прежде всего здравоохранения.
Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена следующими обстоя-тельствами: общественным характером производственных отноше-ний и неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно в кризисных ситуациях.
При этом не надо забывать о двух крайностях в воздействии го-сударства на экономику: первое – государственное регулирование тех экономических процессов, которые более эффективно могут управляться рыночными механизмами, второе – полагаться исклю-чительно на рыночные механизмы в тех случаях, когда вмешатель-ство государства необходимо.
Прогнозирование тесно связано с планированием и является необходимой методологической и информационной основой для разработки планов и программ.
Использование прогнозирования и планирования как страте-гического направления в управлении и экономике здравоохранения позволяет увязывать замысел реформ здравоохранения с реальным воплощением их в жизнь.
Методы прогнозирования и планирования, порядок разработ-ки планов здравоохранения на федеральном, региональном и муни-ципальном уровнях даны на примере территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федера-ции бесплатной медицинской помощи.
Основы прогнозирования общественного здоровья и здравоохранения
Человеку свойственно желание заглянуть в будущее. Это обусловлено тем, что вся наша жизнь связана с выбором решений, а правильный выбор нельзя сделать, не предвидя всех его желательных и нежелательных последствий. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитывают сложившуюся ситуацию, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе. Видение перспектив и способность предугадывать события позволяют своевременно принимать превентивные меры и избегать нежелательных результатов.
Сознательно или подсознательно человек прогнозирует последствия своих действий, разрабатывает сценарии развития событий, строит для себя модель будущего. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, переходом здравоохранения на систему бюджетирования, ориентированного на результат.
Прогнозирование по своей сути означает предвидение и осно-вано на познании законов природы, общества, человеческого мышления. В зависимости от степени конкретизации и характера воздей-ствия на ход исследуемых процессов (объектов) различают гипотезу и прогноз.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объясне-ния каких-либо явлений.
Прогноз – комплекс аргументированных предположений (вы-раженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров системы.
Прогноз по сравнению с гипотезой более определен и достове-рен, имеет качественные и количественные параметры. В то же время прогноз вероятностен и многовариантен, что обусловлено наличием неопределенностей в отображаемой им в будущем действительно-сти. Поэтому прогноз, не определяя параметры развития системы с абсолютной точностью, раскрывает возможные альтернативы, по-ложительные и отрицательные тенденции, противоречия и условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач. Он может иметь несколько вариантов в зависимости от вероятностного воздей-ствия различных факторов.
Поскольку прогноз строится на вероятностном развитии со-бытий, то он может иметь несколько сценариев: оптимистический, пессимистический, реалистический. Сценарий устанавливает ло-гическую последовательность событий, имеет системный характери учитывает факторы, позволяющие достичь поставленных целей. Прогнозы в здравоохранении могут разрабатываться по следую-
щим основным направлениям:
-
прогнозы здоровья населения;
-
прогнозы развития отдельных видов медицинской помощи, специализированных служб;
-
прогнозы финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения и др.
Хотя такие прогнозы и разрабатываются для отдельных служб, они между собой взаимосвязаны. На их основе должен разрабаты-ваться прогноз развития системы здравоохранения в целом, который, в свою очередь, должен стать составной частью прогноза социально-экономического развития страны.
-
РФ прогнозы социально-экономического развития разраба-тывают на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспек-тивы. В здравоохранении в зависимости от поставленных задач вы-деляют следующие формы прогнозов:
• оперативные (текущие);
• краткосрочные (годовые);
• перспективные (среднесрочные – 3–5-летние и долгосроч-ные – на 10 лет и более).
-
современной теории управления прогнозирование тесно свя-зано с математическим моделированием процессов, сценарии разви-тия которых предполагаются в будущем. Для построения таких ма-тематических моделей (например, прогнозирование рождаемости, смертности, структуры и уровня заболеваемости, физического здо-ровья населения, потребности здравоохранения в отдельных видах ресурсного обеспечения и др.) необходима исчерпывающая инфор-мация за значительный (не менее 10–12 лет) ретроспективный пери-од наблюдения. В основе разработки таких математических моделей лежат регрессионный анализ, а также построение и анализ динами-ческих рядов с экстраполяцией полученных данных.
Вместе с тем для получения качественных и достоверных про-гнозов развития той или иной ситуации нельзя ограничиваться толь-ко математическим моделированием. Построение математических моделей целесообразно сочетать с другими способами построения прогнозов, в первую очередь с методами экспертных оценок (Дель-фи, ПАТТЕРН и др.). Эксперты, используя методы качественного и количественного анализа, отбирают наиболее важные факторы, оце-нивают их взаимосвязи, влияние на тенденцию в развитии того или иного явления и определяют тем самым вероятность достижения тех или иных результатов в будущем.
-
теории и практике управления известно более 150 методов прогнозирования, которые объединяют в 4 основные группы:
• экспертные оценки;
• экстраполяция;
• моделирование;
• комбинированные прогнозы.
-
здравоохранении прогнозирование является важнейшей функцией управления, так как ценой ошибок в принятии управлен-ческого решения может быть здоровье и даже жизнь десятков и сотен тысяч людей.
Планирование в здравоохранении
Как уже отмечалось, прогноз предполагает вероятность того или иного события, явления. План выражает наиболее оптимальный вариант развития ситуации, ориентирует на получение прогнозиро-ванных результатов, обязателен для выполнения и должен быть обе-спечен необходимыми ресурсами.
План – надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно сформулированные цель, задачи, пути и средства их достижения, предвидение конечных результатов. По существу, план – это программа деятельности отдельных организаций, систе-мы здравоохранения в целом.
Исходя из сказанного выше, планирование в здравоохранении – это процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффек-тивного их использования для решения задач повышения качества и доступности медицинской помощи, достижения конкретных по-казателей здоровья населения. Планирование в системе здравоохра-нения РФ должно строиться на единых принципах и методических подходах, имея главной целью реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья.
Принципы планирования в здравоохранении
В бывшем СССР накоплен уникальный опыт государственного планирования здравоохранения, который не потерял своего значе-ния и ныне. Планирование базировалось на принципах директивно-сти, комплексности, выделения приоритетов, соблюдения интере-сов государства и общества. В то время эти принципы сыграли свою положительную роль, но в процессе политических и социально-экономических реформ сформировались новые принципы планиро-вания в здравоохранении, другие подверглись изменению, а некото-рые утратили свою значимость.На современном этапе основными принципами планирования в здравоохранении являются:
-
системный подход;
-
сочетание отраслевого и территориального планирования;
-
выделение приоритетных направлений;
-
директивность планов;
-
единство методических подходов к планированию на всех уровнях управления системой здравоохранения;
-
обеспечение сбалансированности в развитии всех секто-ров здравоохранения: государственного, муниципального, частного.
Системный подход. Сущность его состоит в том, что каждый объ-ект, согласно теории управления, должен рассматриваться как боль-шая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы. Системный подход в управлении здравоохранением – это подход, при котором система здравоохранения рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (входящих в нее органи-заций здравоохранения), имеющая вход (ресурсы), выход (цель), взаимосвязь с внешней средой (коммуникации).
Говоря о системном подходе в планировании здравоохранения, можно говорить о некотором способе организации действий на этапе разработки планов с целью выявления закономерностей и взаимос-вязей в системе здравоохранения, а также методов более эффектив-ного использования ресурсов для достижения поставленных целей.
Сочетание отраслевого и территориального планирования.
Суть этого принципа состоит в том, что план развития здравоохранения (как отрасли) является частью общего плана социально-экономического развития субъекта РФ, его муниципальных образований. Он должен быть связан с общим планом единством целей и задач, поэтому со-ставляется с учетом перспектив, прежде всего таких отраслей, как культура, образование, наука, санитарно-эпидемиологическое благо-получие населения, физическая культура, социальное обеспечение, сельское хозяйство, строительство и др. Взаимосвязь этих планов до-стигается на основе статистических показателей, утвержденных со-ответствующим Указом Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Выделение приоритетных направлений. Принцип является особенно значимым для разработки планов в условиях ограниченных ресурсов, так как предполагает необходимость концентрации име-ющихся ресурсов в приоритетных направлениях для достижения конкретных результатов. Реализация этого принципа позволяетдостигать максимальных результатов с наименьшими затратами. Принцип выделения приоритетных направлений преимущественно используется для разработки целевых медико-социальных программ, касающихся, например, охраны здоровья матери и ребенка, профи-лактики, диагностики, лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности населения трудоспособного возраста и др.
Профилактическое направление является главным приорите-том в деятельности системы здравоохранения РФ.
Директивность планов. Принцип предполагает, что план, утверж-денный на вышестоящем уровне, по своим основным показателям является обязательным для исполнения на нижестоящих уровнях управления. В то же время этот план является базовым (рамочным), поэтому не исключается возможность внесения в него необходимых корректив и дополнений с учетом региональных особенностей здо-ровья населения и системы здравоохранения. Например, на феде-ральном уровне утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее – программа), на ее основе в субъектах РФ утверждаются территори-альные программы, в рамках которых в муниципальных образовани-ях разрабатывают муниципальные заказы.
Единство методических подходов к планированию на всех уровнях управления системой здравоохранения. Принцип реализуется прежде всего в разработке единых методических подходов для установления нормативов материальных, финансовых, трудовых ресурсов для воз-мещения затрат на оказание тех или иных видов медицинской по-мощи с учетом региональных особенностей здоровья населения и функционирующей системы здравоохранения. Этому принципу не-обходимо также следовать при разработке статистических показате-лей для оценки эффективности использования ресурсов.
В итоге все это должно обеспечить одинаковые условия, каче-ство и доступность медицинской помощи населению, проживаю-щему в различных регионах РФ, в соответствии со стандартами, установленными на федеральном уровне. Например, затраты на проведение операции по поводу острого аппендицита в Республике Саха (Якутия) и Новгородской области будут разные. Это связано с влиянием таких факторов, как районные коэффициенты, транспорт-ные расходы, действующая система оплаты труда и др. В то же вре-мя условия и качество оказания медицинской помощи должны быть одинаковы.
Обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здра-воохранения: государственного, муниципального, частного. Принцип действует в условияхформирования рыночных отношений в здраво-охранении. С одной стороны, органы управления здравоохранением при разработке планов должны в первую очередь предусматривать развитие государственного и муниципального секторов здравоох-ранения для обеспечения населения бесплатной медицинской по-мощью. С другой стороны, в рамках законодательства, регламенти-рующего лицензирование медицинской деятельности, – создавать условия для формирования частного сектора здравоохранения. При этом работа по развитию этих секторов должна идти параллельно, сбалансированно, с обеспечением конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи.
Виды планирования в здравоохранении
С учетом политической и социально-экономической ситуа-ции в стране, приоритетов и поставленных задач в области охра-ны здоровья населения выделяют следующие виды планирования
-
здравоохранении:
-
стратегическое;
-
перспективное;
-
текущее.
-
Стратегическое планирование определяет цели, задачи, приоритеты, ресурсы, прогнозируемые результаты деятельности системы здравоохранения в целом и отдельных медицинских организаций на перспективу 10 и более лет.
Стратегическое планирование осуществляется на 2 уровнях управления: федеральном; субъекта РФ.
Стратегическое планирование на федеральном уровне. Министерство здравоохранения и социального развития РФ разрабатывает
-
утверждает:
-
стратегические цели, задачи и приоритеты развития здраво-охранения РФ;
-
прогнозируемые показатели состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения;
-
федеральные нормативы, стандарты и методику их разработ-ки с учетом региональных особенностей субъектов РФ;
-
федеральные целевые медико-социальные программы.
-
Стратегическое планирование на уровне субъектов Российской
Федерации. Задачей органов управления здравоохранения субъек-тов РФ является разработка стратегических планов формирования эффективной системы оказания населению территории доступной медицинской помощи на перспективу 10 и более лет. Эта работа осу-ществляется на основе индикаторов (показателей), устанавливаемыхна федеральном уровне с учетом региональных особенностей состоя-ния здоровья и действующей системы здравоохранения.
Разработка стратегических планов на уровне субъекта РФ пред-усматривает следующие этапы:
-
анализ и прогноз состояния здоровья населения субъекта РФ на расчетный период;
-
определение цели, задач и приоритетов развития здравоохра-нения на расчетный период;
-
расчет прогнозируемых показателей деятельности системы здравоохранения субъекта РФ;
-
разработку и утверждение региональных нормативов для пла-нирования развития системы здравоохранения субъекта РФ;
-
определение необходимых для достижения поставленных це-лей и задач ресурсов, источников их получения;
-
разработку и утверждение планов и целевых медико-со-циальных программ развития системы здравоохранения субъекта РФ.
Перспективное планирование предусматривает разработку пла-нов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муници-пальных образований в рамках утвержденных стратегических пла-нов, как правило, на 3–5 лет. Методология составления этих планов и программ в здравоохранении муниципальных образований должна в целом соответствовать подходам перспективного планирования на уровне субъекта РФ, но при этом учитывать имеющиеся особенно-сти социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.
Текущее планирование предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения субъ-ектов РФ, муниципальных образований и конкретных организаций здравоохранения в соответствии с перспективными планами и про-граммами, утвержденными на уровне субъекта РФ и муниципально-го образования.
Методы планирования в здравоохранении
В теории управления здравоохранением используют многие методы планирования: аналитический, нормативный, балансовый, экономико-математический, организационного эксперимента и др. В практическом здравоохранении в основном применяют два мето-да: нормативный и балансовый.
Нормативный метод используется в стратегическом, перспектив-ном и текущем планировании на основеутвержденных нормативов. Норматив – расчетная величина затрат материальных, фи-нансовых, временных и других ресурсов, применяемая при норми-ровании труда, планировании производственной и хозяйственной деятельности.
Нормативы разрабатываются и утверждаются МЗиСР РФ или другими уполномоченными органами исполнительной власти.
По своей сути норматив – это количественная мера затрат фи-нансовых, материальных, временных и других видов ресурсов, не-обходимых для оказания определенного объема медицинских услуг соответствующего качества.
Классификация нормативов по видам ресурсов:
-
материальные, устанавливающие уровень затрат в натураль-ном выражении (расход энергоносителя на 1 м3 отапливаемых по-мещений, количество комплектов белья на 1 больного или 1 койку, расход продуктов питания на 1 койко-день и др.);
-
финансовые, устанавливающие уровень затрат в денежном выражении (расход финансовых средств на лекарственные препара-ты на 1 койко-день, подушевое финансирование, расход финансовых средств на 1 койко-день в отделениях различного профиля и др.);
-
временные, устанавливающие уровень затрат во времени (норматив времени выезда бригады скорой медицинской помощи, норматив среднечасовой нагрузки врачей отдельных специальностей на амбулаторно-поликлиническом приеме и др.).
Использование нормативов в планировании здравоохранения является неотъемлемой частью механизма государственного регули-рования в условиях рыночной экономики.
Балансовый метод является одним из основных методов плани рования в здравоохранении и позволяет увязывать потребности на-селения в тех или иных видах медицинской помощи с их ресурсным обеспечением. С помощью балансового метода вскрываются диспро-порции в развитии отдельных видов медицинской помощи, напри-мер амбулаторно-поликлинической и стационарной, определяются оптимальные соотношения между соответствующими разделами комплексного плана развития здравоохранения, выявляются резер-вы, устанавливается макроэкономическое равновесие здравоохране-ния с другими отраслями.
В практике планирования здравоохранения используют следу-ющие системы балансов:
-
натуральные (материальные);
-
стоимостные (денежные);
трудовые (кадровые)
-
межотраслевые (например, баланс потребности в работниках здравоохранения и возможности их подготовки в системе медицин-ского образования).
В сложившейся практике планирования здравоохранения нормативный и балансовый методы, как правило, используют вместе, дополняя один другим.
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет её изучения.
- 2. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.
- 3. Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды.
- 4. Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программы и плана исследования.
- I этап. Составление плана и программы исследования.
- II этап. Сбор материала (статистическое наблюдение).
- III этап. Обработка собранного материала.
- IV этап. Анализ полученных данных.
- 5. Этапы медико-статистического исследования. Генеральная и выборочная совокупности определения. Способы формирования выборочной совокупности.
- 6. Этапы медико-статистического исследования. Способы сбора статистического материала. Понятие о единице наблюдения и учетном признаке.
- II этап. Сбор материала (статистическое наблюдение).
- 1. По учету факторов во времени:
- 2. По полноте охвата единиц совокупности:
- 3. По способу наблюдения:
- 7. Относительные величины: виды, методика вычисления, сущность, использование в медицине и здравоохранении (показать на примерах).
- III этап. Обработка собранного материала.
- 8. Табличная сводка медико-статистического материала. Виды таблиц и правила их оформления.
- Распределение травм по локализации.
- Состав выбывших из стационара по диагнозу, полу и возрасту.
- Распределение пороков сердца среди детей различного возраста и пола.
- 9. Графические изображения результатов медико-статистических исследований: виды диаграмм, правила их построения.
- 10. Вариационные ряды: определение, виды, основные характеристики. Методика расчета моды, медианы, средней арифметической в медико-статистических исследованиях (показать на условном примере).
- Распределение обследованных рабочих по частоте пульса.
- Составление сгруппированного вариационного ряда.
- 11. Меры изменчивости вариант (амплитуда, среднеквадратичное отклонение, коэффициент вариации). Методика вычисления, сущность, оценка, применение.
- Оценка типичности средней арифметической.
- 12. Средняя ошибка средней арифметической и относительной величин: методика вычисления, сущность, оценка.
- 13. Достоверность разности средних и относительных величин: методика вычисления, оценка.
- 14. Динамические ряды: определение, виды. Цель и способы выравнивания динамических рядов (показать на условном примере).
- 15. Динамические ряды. Показатели динамики изучаемого явления: наименование, методика расчета, сущность (показать на условном примере).
- 16. Здоровье населения: определение воз, группы показателей здоровья и факторы, влияющие на него. Уровни основных показателей здоровья населения России.
- 17. Демография, медицинская демография: определение, разделы. Показатели статики населения и их применение в здравоохранении.
- Основные разделы медицинской демографии.
- 18.Демография. Механическое движение населения: виды, медико-социальное и экономическое значение.
- 19. Демография. Естественное движение населения: методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- 20. Рождаемость населения: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- Оценочные уровни показателей общей рождаемости.
- 21. Смертность населения: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- Оценочные уровни показателя общей смертности.
- 22. Материнская смертность: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- 23. Младенческая смертность: определение, причины, периоды. Методика вычисления показателей в каждом периоде.
- Оценочные уровни показателя младенческой смертности.
- 24. Перинатальная смертность: определение, основные причины, периоды, регистрация. Методика расчета показателей, уровни в России, оценка. Международные критерии живорождения и мертворождения.
- 25. Средняя продолжительность предстоящей жизни: определение, уровни в России и в других странах, факторы, формирующие уровень данного показателя. Понятие о геронтологии и гериатрии.
- 26. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (мкб-10): структура, принципы построения, применения в медицинских учреждениях.
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (мкб-10):
- Принципы построения мкб 10-го пересмотра:
- 27. Заболеваемость населения: определение, задачи и методы изучения. Первичная заболеваемость и распространенность заболеваний: определение, методика расчета показателей, их уровни в России.
- 28. Заболеваемость по обращаемости в лечебные учреждения: виды, регистрация.
- 29. Заболеваемость населения инфекционными и важнейшими неэпидемическими болезнями: определение, задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Заболеваемость населения Нижегородской области некоторыми инфекционными и паразитарными заболеваниями в 2008 г.
- Показатели заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований в Нижегородской области в 2007-2008 гг. И в рф в 2007 г.
- 30. Заболеваемость населения по данным госпитализации: задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- 31. Заболеваемости с временной утратой трудоспособности: задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- 32. Заболеваемость по данным мед. Осмотров населения. Регистрация. Виды мед. Осмотров и их задачи. Методика вычисления показателей.
- 33. Заболеваемость населения по данным изучения причин смерти: регистрация, уровни. Структура причин смертности в рф.
- 34. Физическое развитие как показатель здоровья населения: методы изучения и оценки.
- 35. Экспертиза трудоспособности: основные задачи. Нетрудоспособность: определение, виды. Понятие медицинских и социальных критериев.
- 36. Понятие о временной нетрудоспособности (вн). Экспертиза временной нетрудоспособности: определение, цели, задачи, уровни проведения, организация в лпу. Функции лечащего врача по эвн.
- 37. Вк: задачи, состав, организация и содержание работы.
- 38. Экспертиза временной нетрудоспособности в поликлинике. Правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих вн.
- 39. Эвн в стационаре. Правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих вн.
- 40. Эвн в женской консультации и стационаре родильного дома. Правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих вн.
- 41. Правила выдачи и оформления листка нетрудоспособности для санаторно-курортного лечения, при карантине и протезировании.
- 42. Правила выдачи и оформления лн по уходу за больными членами семьи.
- 43. Экспертиза стойкой нетрудоспособности. Бюро медико-социальной экспертизы: виды, состав, функции. Порядок направления больных на мсэ.
- 44. Инвалидность: определение, критерии, группы, причины. Методика вычисления показателей, уровни в рф, оценка.
- I группа
- II группа
- III группа
- 45. Заболевания системы кровообращения как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи при данной патологии.
- Перечень социально значимых заболеваний
- Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих
- 46. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи при данной патологии.
- 47. Травматизм как медико-социальная проблема. Организация медицинской помощи при данной патологии.
- 48. Нервно-психологические заболевания, в т.Ч. Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи при данной патологии.
- 49. Туберкулез как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи больным туберкулезом (т/б).
- 50. Профилактика: цель, задачи, виды, уровни.
- 51. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому (взрослому) населению. Городская поликлиника: задачи, структура, штаты и организация работы.
- 52. Организация работы и функции врача – участкового терапевта.
- 53. Показатели деятельности городской поликлиники: методика их вычисления и оценки.
- Показатели нагрузки на врачебную должность
- Показатели участковости
- 54.Диспансеры: виды, структура, общие принципы работы.
- Виды диспансеров.
- 55.Диспансеризация населения: этапы, группы учета, документация. Применение автоматизированных скрининговых систем в диспансеризации населения.
- 56.Порядок взятия на диспансерный учет лиц с хроническими заболеваниями, часто и длительно болеющих. Показатели организации, качества и эффективности диспансеризации: методика вычисления и оценки.
- 57. Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- 58. Организация работы и функции врача-ординатора больницы.
- 59. Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Обеспеченность населения стационарной помощью
- Уровень госпитализации
- Нагрузка врача в стационаре
- Средняя длительность пребывания больного в стационаре
- Оборот койки
- Показатель частоты совпадений клинических диагнозов с патологоанатомическими
- Летальность в стационаре
- 62. Организация медицинской помощи сельскому населению. Сельский врачебный участок. Задачи, структура, организация работы сельской участковой больницы, врачебной амбулатории.
- 62.Организация медицинской помощи сельскому населению. Сельский врачебный участок. Задачи, структура, организация работы сельской участковой больницы, врачебной амбулатории.
- 63.Центральная районная больница (црб): задачи, структуры, кадры, организационно-методическая работа.
- 64.Областная (краевая) больница: задачи, структуры, кадры, организационно-методическая работа.
- 65.Организация лечебно-профилактической помощи детям. Детская поликлиника: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- 66.Стационар детской больницы: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Организация акушерско-гинекологической помощи. Женская консультация: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- 68.Стационар объединенного родильного дома: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности
- 69.Организация скорой медицинской помощи городскому и сельскому населению.
- 70.Организация санаторно-курортной помощи населению. Порядок направления больных на санаторно-курортное лечение
- 72.Федеральная государственная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор): структура, функции, направления деятельности.
- 73.Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.
- 74.Система органов управления здравоохранением в России
- 75.Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края). (2-в-1)
- 76.Номенклатура и классификация медицинских учреждений.
- 77.Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
- 78. Экономика здравоохранения: предмет ее изучения, значение в современных условиях.
- 79. Виды эффективности здравоохранения и их показатели.
- 80. Экономические потери от заболеваемости с временной утратой трудоспособности (вут). Определение экономического эффекта и эффективности от снижения заболеваемости с вут.
- 81.Финансирование здравоохранения в России. Бюджетные и внебюджетные средства.
- 82. Смета лечебно-профилактического учреждения: части сметы, статьи.
- 83. Медицинское страхование: определение, виды, принципы. Законодательная база медицинского страхования в рф.
- 84. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Объект, субъекты, участники медицинского страхования (их права и обязанности).
- 86. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
- 87. Современные проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики.
- 88. Система последипломного медицинского образования в России. Понятие о сертификации, аттестации и лицензировании медицинских работников.
- 89. Программа государственных гарантий обеспечения граждан рф бесплатной медицинской помощью.
- 90. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации. Национальный проект «Здоровье».
- 91. Системы здравоохранения за рубежом.
- 92. Всемирная организация здравоохранения (воз): задачи, структура, направления деятельности.