logo
Otvety_k_ekzamenu_po_OZZ

70.Организация санаторно-курортной помощи населению. Порядок направления больных на санаторно-курортное лечение

СКЛ (санаторно-курортное лечение) — это вид или этап лечебно-профилактической помощи и мед реабилитации, проводимые в специализированных санаторно-курортных учреждениях и основанный на преимуществах применения природных лечебных факторов.

Санаторно-курортные учреждения-это специальные мед организации в благоприятной климато-географической местности, в которой осуществляется комплекс мер по лечению, реабилитации и профилактике заболеваний с использованием природных лечебных факторов в соответствии с установленным для него медицинским профилем.

Санаторий-профилакторий — это лечебно-профилактическое учреждение в ведомственной принадлежности предприятия, расположенного в непосредственной близости от места проживания и работы сотрудников и осуществления лечебно-профилактических мероприятий без отрыва от производства (солярий, сауна, бассейн, отделение физиотерапии и проч).

Природно-лечебный фактор — природные ресурсы, используемые в лечебных и профилактических целях. К ним относят:

Медицинская реабилитация — это комплекс мер медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных или компенсационно утраченных функций пораженного органа или систем организма, поддержание функции организма в процессе патологического процесса, также направленных на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидизации, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его соц интеграцию в общество.

Санаторно-курортные услуги — услуги по оказанию профилактической, лечебной, реабилитационной помощи, а также проживания, питания, проведения досуга и другие сервисные услуги, оказываемые на курорте в лечебно-оздоровительной местности и санаторно-курортных организациях.

Документы, на которых основано сан-курортное лечение:

  1. Приказ МЗ РВ 29 декабря 2012 г №1705н «О порядке организации мед реабилитации»

  2. Приказ МЗ РФ 9 марта 2007 года №156 «О порядке организации мед помощи по восстановительной медицине»

  3. Приказ МЗ РФ от 27.01.2006 №44 «О долечивании (реабилитации) больных в условиях санатория»

  4. ФЗ №26 (от 1995 года)

  5. ПП РФ о выдаче путевок

  6. Приказ МЗ НО 26 февраля 2010 №264 «О восстановительном лечении после стационарной помощи в условиях санатория»

Санаторно-курортный комплекс включает в себя различные медицинские организации: санаторий (для взрослых, детей, для детей с родителями), бальнеологическую лечебницу, грязелечебницу, курортную поликлинику, санаторий-профилакторий, центр восстановительной медицины и реабилитации и др. Всего на территории России в 2006 г. функционировало 4490 санаторно-курортных организаций (СКО) на более чем 760 тыс. коек, в которых ежегодно оздоравливаются более 10 млн человек. Координацию деятельности сети СКО и учреждений восстановительного лечения (реабилитации) осуществляет МЗиСР РФ.

В лечебном процессе СКО, кроме природных факторов, широко используют диетическое питание, лечебную физкультуру, физиотерапию, психотерапию, гомеопатию, фитотерапию, акупунктуру, мануальную терапию и другие методы лечения.

Основным типом СКО является санаторий, который возглавляет главный врач, имеющий заместителей по лечебным вопросам и административно-хозяйственной части.

Структура санатория приближена к больничному учреждению и включает в себя приемное отделение, палатные корпуса, специализированные лечебные кабинеты (физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, водных процедур, грязелечения, кислородотерапии, психотерапии и др.), диагностические подразделения, административно-хозяйственную часть. В палатных корпусах организуют круглосуточные посты медицинских сестер, которые выполняют врачебные назначения и в случае необходимости оказывают первую медицинскую помощь.

Сроки лечения больных в санаториях зависят от характера заболевания и эффективности природных лечебных факторов данного курорта. В большинстве санаториев они составляют 24–30 сут.

Больным, не нуждающимся в постоянном медицинском наблюдении, проводят амбулаторно

курортное лечение, которое осуществляют в курортных поликлиниках, бальнео- и грязелечебницах, питьевых галереях минеральных вод, ингаляториях, расположенных как в самом санатории, так и на территории курорта.

Профили санаториев:

- органов дыхания

Отбор и направление на санаторно-курортное лечение взрослых

Отбор пациентов на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение, как правило, осуществляют учреждения здравоохранения. Лечащий врач на основании анализа объективного состояния пациента, результатов предшествующего лечения, данных лабораторного и инструментального обследования определяет медицинские показания для СКЛ. В сложных и конфликтных ситуациях по представлению лечащего врача (заведующего отделением) заключение о целесообразности санаторно-курортного или амбулаторно-курортного лечения выдает врачебная комиссия (ВК) этого учреждения. Также ВК выдает заключение о показанности или противопоказанности СКЛ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано СКЛ, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, контрастность климато-географических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.

Больных, которым показано СКЛ, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, следует направлять в близко расположенные СКО необходимого профиля.

При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний пациенту выдают на руки «Справку для получения путевки» (ф. 070/у-04) с рекомендацией СКЛ, о чем лечащий врач делает соответствующую запись в «Медицинс­кой карте амбулаторного больного» (срок действия справки – 6 мес).

Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справку для получения путевки выдают на основании заключения ВК лечебно-профилактического учреждения.

Справку вместе с заявлением больной представляет по месту выдачи путевки (региональные отделения Фонда социального страхования, органы управления здравоохранением, СКО, туристические фирмы).

Получив путевку, больной обязан не ранее чем за 2 мес до начала срока ее действия явиться к лечащему врачу с целью проведения дополнительного обследования. При соответствии в путевке профиля СКО данной ранее рекомендации лечащий врач заполняет и выдает больному «Санаторно-курортную карту» (ф.072/у-04), о выдаче которой лечащий врач также делает соответствующую запись в «Медицинской карте амбулаторного больного».

Если пациент приобретает путевку самостоятельно, лечащий врач организует необходимое обследование и при наличии медицинских показаний для данного курорта выдает «Санаторно-курортную карту».

Направление работников на долечивание (реабилитация). В 2006 г. соответствующим Приказом МЗиСР РФ утвержден порядок направления больных из числа работающих застрахованных граждан на до-лечивание в специализированные санатории (отделения) непосредственно после стационарного лечения (приказ МЗ РФ 27 января 2006 года №44 «О долечивании больных в условиях санатория».

Лечебно-профилактическое учреждение осуществляет отбор и направляет на долечивание в специализированные санатории больных:

    1. после острого инфаркта миокарда, и нестабильная стенокардия напряжения

    2. операций на сердце и магистральных сосудах,

    3. острого нарушения мозгового кровообращения,

    4. операций по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, других заболеваний,

    5. а также после пролеченных заболеваний беременных женщин из групп риска.

Санаторно-курортные путевки на долечивание в санатории выдают лечебно-профилактические учреждения, заключившие соответствующий договор с региональным отделением Фонда социального страхования РФ.

По данному приказу (№44) распределение больным путевок в санатории осуществляется больнице1й, а не работодателем, оплата путевки осуществляется региональным филиалом Фонда социального страхования, заключение о необходимости долечивания делает ВК, направляет МСЭ. Чаще всего направляются в санатории близлежащих местностей.

МЗ РФ 2 октября 2001 года «Организация санаторно-курортного лечения лиц, пострадавших в результате несчастных случаев или проф заболеваний»

Группы больных:

    1. острые и хронические интоксикации

    2. заболевания от промышленных аэрозолей

    3. заболевания кожи

    4. заболевания, вызванные контактом с канцерогенными веществами

    5. заболевания, вызванные контактом с биологическими вредностями

    6. --- с химическими вредностями

    7. --- с физическими факторами (температура, вибрация и проч)

Порядок приема и выписки больных. По прибытии в СКО больной предъявляет путевку, санаторно-курортную карту и полис обязательного медицинского страхования.

После первичного осмотра лечащий врач СКО выдает больному «Санаторную книжку», в которую записывает назначенные лечебные процедуры.

• возможность оставления больного в СКО для проведения бальнеологического, климатического, медикаментозного или другого лечения;

• необходимость перевода больного в больницу или транспор-тировки с выделением сопровождающего по месту жительства;

• необходимость оказания содействия в приобретении проезд-ных билетов и др.

По завершении курса СКЛ больному выдают обратный талон санаторно-курортной карты и «Санаторную книжку» с данными о проведенном в СКО лечении, его эффективности, рекомендациями по режиму работы, питания и отдыха. Обратный талон санаторно-курортной карты больной обязан представить в лечебно-профилактическое учреждение, которое ее выдало.

Приказ (неизвестный номер) — закрытие ЛН направившей на сан-курортное лечение организацией (поправка от 24 января 2004 года — о закрытии ЛН санаторием).

71.Организация донорства крови и ее компонентов в России. Федеральный закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов": задачи, основные принципы донорства. Учреждения переливания крови, организация их работы.

ФЗ РФ 20 июля 2012 года №125 «О донорстве крови и ее компонентов»

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, экономические и социальные основы развития донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации в целях организации заготовки, хранения, транспортировки донорской крови и ее компонентов, обеспечения ее безопасности и клинического использования, а также охраны здоровья доноров крови и ее компонентов, реципиентов и защиты их прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1) донация крови и ее компонентов (далее - донация) - процесс взятия донорской крови и (или) ее компонентов;

2) донор крови - лицо, добровольно прошедшее медицинское обследование и добровольно сдающее кровь или ее компоненты;

3) донорская кровь - кровь, взятая от донора и предназначенная для клинического использования, производства компонентов крови, лекарственных средств и медицинских изделий, а также для использования в научно-исследовательских и образовательных целях;

4) донорская функция - добровольное прохождение донором медицинского обследования и донации;

5) донорство - добровольная сдача крови и (или) ее компонентов донорами, а также мероприятия, направленные на организацию и обеспечение безопасности заготовки крови и ее компонентов;

6) заготовка донорской крови и (или) ее компонентов - совокупность видов медицинского обследования донора, а также донация, процедуры исследования и переработки донорской крови и (или) ее компонентов;

7) клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов - медицинская деятельность, связанная с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов реципиенту в лечебных целях, в том числе создание запасов донорской крови и (или) ее компонентов;

8) компоненты донорской крови - составляющие части крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, криопреципитат), взятые от донора или произведенные различными методами из крови донора и предназначенные для клинического использования, производства лекарственных средств и медицинских изделий, а также для использования в научно-исследовательских и образовательных целях;

9) мобильный комплекс заготовки крови и ее компонентов - специализированное транспортное средство службы крови для осуществления заготовки крови и ее компонентов;

10) обращение донорской крови и (или) ее компонентов - деятельность по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов, а также по безвозмездной передаче, обеспечению за плату, утилизации, ввозу на территорию Российской Федерации и вывозу за пределы территории Российской Федерации донорской крови и (или) ее компонентов;

  1. реципиент - физическое лицо, которому по медицинским показаниям требуется или произведена трансфузия (переливание) донорской крови и (или) ее компонентов;

Донорство крови и (или) ее компонентов основывается на следующих принципах:

1) безопасность донорской крови и ее компонентов;

2) добровольность сдачи крови и (или) ее компонентов;

3) сохранение здоровья донора при выполнении им донорской функции;

4) обеспечение социальной поддержки и соблюдение прав доноров;

5) поощрение и поддержка безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов.

Служба крови:

Это система организаций, объединенных для обеспечения заготовки, хранения, транспортировки и использования крови и ее компонентов. К ним относятся: государственные медицинский организации и организации, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Координацию службы крови осуществляет федеральный орган исполнительной власти.

В законе оговорена пропаганда донорства крови и ее компонентов, к которой относится информирование населения о социальной значимости донорства крови и ее компонентов в целях привлечения потенциальных доноров к сдаче крови и (или) ее компонентов, осуществляемое через средства массовой информации, а также посредством издания и распространения произведений науки, литературы и рекламных материалов, организации тематических выставок, смотров, конференций и использования других способов информирования населения, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Также организуются мероприятия по добровольной сдаче крови, которые причисляются к пропаганде донорства. Пропаганду обеспечивают входящие в службу крови организации и органы в сфере охраны здоровья.

Государственное регулирование в сфере обращения донорской крови осуществляется посредством:

1) установления в техническом регламенте требований безопасности донорской крови и ее компонентов при их заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании;

2) ведения единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов (далее - база данных донорства крови и ее компонентов);

3) государственного контроля в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов относятся:

1) проведение единой гос политики в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов и пропаганды донорства крови и ее компонентов;

2) организация и осуществление государственного контроля;

3) развитие службы крови и координация деятельности органов исполнительной власти;

4) установление единой системы статистического учета и отчетности;

5) организация заготовки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских организациях и организациях, включающих военную службу или приравненную к ней;

6) финансовое обеспечение;

7) принятие при оказании гуманитарной помощи решений о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе за пределы территории Российской Федерации донорской крови и (или) ее компонентов;

8) осуществление международного сотрудничества Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов.

Кроме того, МЗ утверждает:

1) порядок прохождения донорами медицинского обследования, а также утверждение перечня медицинских противопоказаний (временных и постоянных) для сдачи крови и (или) ее компонентов и сроков отвода, которому подлежит лицо при наличии временных медицинских противопоказаний, от донорства крови и (или) ее компонентов;

2) порядок представления информации о реакциях и об осложнениях, возникших у реципиентов в связи с трансфузией;

3) установление примерного пищевого рациона донора, сдавшего кровь и (или) ее компоненты безвозмездно;

4) определение порядка осуществления ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России";

5) определение случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также установление размеров такой платы;

6) определение случаев возможности замены бесплатного питания донора (по установленному пищевому рациону донора) денежной компенсацией;

7) установление правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов.

Требования к донору, его права и обязанности

Донором вправе быть:

-дееспособное лицо

- гражданин РФ

-старше 18 лет

-имеющий добровольное желание сдать кровь

- прошедший медицинское обследование

- не имеющий противопоказаний к сдаче крови

Донор имеет право на:

1) сдачу крови и (или) ее компонентов безвозмездно или за плату в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) защиту государством его прав и охрану здоровья;

3) ознакомление с результатами его медицинского обследования;

4) полное информирование о возможных последствиях сдачи крови и (или) ее компонентов для здоровья;

5) получение бесплатной медицинской помощи в случаях возникновения у него реакций и осложнений, связанных с выполнением донорской функции;

6) возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью в связи с выполнением донорской функции;

7) меры социальной поддержки.

Донор для выполнения донорской функции обязан:

1) предъявить паспорт или иной удостоверяющий личность документ;

2) сообщить известную ему информацию о перенесенных инфекционных заболеваниях и проч;

3) пройти медицинское обследование.

Донор, умышленно скрывший или исказивший известную ему информацию о состоянии здоровья при выполнении донорской функции, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, если такие действия повлекли или могли повлечь за собой нанесение вреда жизни или здоровью реципиентов.

Заготовка, хранение, транспортировка донорской крови и (или) ее компонентов

Заготовку и хранение донорской крови и (или) ее компонентов осуществляют следующие субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов:

1) медицинские организации государственной системы здравоохранения;

2) организации федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

Данные учреждения должны иметь лицензию на переливание, заготовку и хранение крови. Кроме того, в учреждении обязательно должен находиться врач, который прошел подготовку по гемотрансфузии и имеющий на это сертификат.

Обеспечение кровью осуществляется по ОМС, то есть бесплатно для реципиента.

Активно ведется занесение информации о реципиентах в базы данных, в которых имеется регист доноров, в которые заносится ФИО донора, паспортные данные, дата включения в регистр, даты сдачи крови, информация об осложнениях, о перенесенных заболеваниях донора и проч.

Методы социальной помощи донорам, сдающим кровь безвозмездно и донором, получившим знак «Почетный донор России»:

Знаком «Почетный донор России» отмечаются доноры, сдавшие кровь 40 раз и плазму крови 60 и более раз. Права почетных доноров:

 Субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляющие заготовку, хранение, транспортировку, клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов, несут ответственность за несоблюдение требований безопасности технического регламента о безопасности крови.

Субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляющие их клиническое использование, несут ответственность за несоблюдение требований безопасности технического регламента о безопасности крови, а также за несообщение или сокрытие информации, предусмотренной частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Несоблюдение субъектами обращения донорской крови и (или) ее компонентов требований безопасности технического регламента о безопасности крови при заготовке, хранении, транспортировке, клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.