logo search
Otvety_k_ekzamenu_po_OZZ

73.Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.

Профилактика — предохранение, предупреждение; это сфера деятельности, направленная на выявление причин заболеваний, их предупреждение или ослабление среди отдельных людей, групп и всего населения.

Уровни профилактики:

Личная профилактика относится к образу жизни.

Медицинская профилактика — вид деятельности службы здравоохранения, направленный на раннее выявление, снижение риска развития заболеваний и снижение воздействий неблагоприятных факторов окружающей среды на организм человека.

Мед профилактика является частью межведомственных сфер, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.

Выделяют несколько уровней профилактического воздействия:

Пример: профилактика сахарного диабета

1) первичная — меньше сахара, больше движения, диета

2) вторичная — лекарственные средства, ограничения в питании

3) третичная — предотвращение осложнений в виде микроангиопатий и макроангиопатий и проч.

Центры здоровья.

Приказ МЗ РФ от 19.08.2009 №597 «Об организации деятельности центров здоровья по формированию ЗОЖ у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака»

Формирование ЗОЖ — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, пропаганду ЗОЖ, мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье, здоровье детей, разработку индивидуальных подходов по формированию ЗОЖД, просвещение и информирование населения о вреде табака, алкоголя, наркотических средств.

Центр здоровья создается на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований, включая учреждения здравоохранения для детей (на базе центров мед профилактики или кабинетов мед профилактики).

Центры здоровья рассчитаны на здорового человека, повышение уровня его знаний и практических навыков по ведению ЗОЖ.

ЦЗ осуществляют комплекс мероприятий, направленных на:

К основным функциям относят формирование ЗОЖ, информирование граждан о вреде курения и алкоголизма, формирование у граждан четкой ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей, составление индивидуальных программ по предотвращению вредоносного влияния на организм человека факторов ОС, индивидуальных программ питания, двигательной активности, занятий спортом, режиму сна и проч, дача рекомендаций по сохранению здоровья, индивидуальное динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина.

Услуги центр здоровья оказывает разным категориям лиц, в тч: - лицам, направленным в ЦЗ лечащим врачом (из категории 1- здоров и 2 — практически здоров), обратившиеся самостоятельно впервые или для динамического обследования, направленные работниками образовательных учреждений, направленных работодателем по заключению врача.

Структура ЦЗ:

Центром здоровья заведует заведующий отделения, который назначается на пост главой ЛПУ, подразделением которого является ЦЗ.

Основном принцип работы — экспресс-методы диагностики, которые занимают в среднем 40 минут (аппаратные тесты, элементарные лабораторные исследования типа холестерина, глюкозы крови и тд), а также осмотр врача. По итогам обследований врач выносит оценку состояния здоровья, перечень возможных факторов риска здоровью, прогнозы состояния здоровья, проводит беседу по ЗОЖ, составляет индивидуальную карту по ЗОЖ.

При выявлении подозрения на заболевание, врач дает рекомендации по обращению в ЛПУ к специалисту.

На каждого посетителя заводятся следующие документы: 1) Карта Центра здоровья — 025/у, 2) Карта здорового образа жизни — 002/у, 3) Талон амбулаторного пациента — 025-12/у. Талоны амбулаторного пациента отправляются в соответствующее подразделение ЛПУ для формирования реестров счета для оплаты по программе ОМС.

ЦЗ создается из расчета 1 на 200 тысяч человек.

Заведующий из расчета 1 должность на 8 врачей.

Младший мед персонал — 1 на 6 врачей.

Средний мед персонал — не менее 0,5 на 1 врача.

Время работы врача с 1 пациентом — не менее 40 минут.

Врач 0,4 ставки на 10000 человек

Ответственность за обеспечение деятельности ЦЗ по реализации мероприятий по ЗОЖ возлагается на:

  1. руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ (города)

  2. руководителей муниципальных образований (ЛПУ)

  3. руководителей ЦЗ

Гигиеническое воспитание — это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения, восстановления здоровья и трудоспособности, формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни, ЗОЖ общества в целом.

2 основных направления работы по формированию ЗОЖ:

  1. пропаганда ЗОЖ, формирование здорового стиля жизни, ответственного подхода к собственному здоровью, желания работать над собой

  2. устранение или снижение пагубного влияния на организм

Гигиеническое воспитание включает разделы:

1) по общим вопросам (формирование ЗОЖ, организация труда и отдыха, вопросы первичной и вторичной профилактики)

2) по специальным вопросам, ориентированным на определенный контингент

  1. по возрастам (дошкольники, школьники, зрелое население, пожилое население)

  2. по состоянию здоровья: здоровые, под угрозой болезни, больных, излеченных, диспансеризируемый

  3. со специфическими потребностями: лица, находящиеся в особых условиях труда и быта, женщины, беременные, роженицы, военнослужащие и прочие

Методы обучения и воспитания:

  1. индивидуальные методы — консультация, телефонная служба, личная корреспонденция.

  2. Воздействие на группу лиц. Эффективность определяется однородностью интересов группы, наличием обратной связи, возможностью применения практического обучения, наглядных и печатных средств информации.

  3. Методы массовой коммуникации — отсутствует полный контакт, нет обратной связи, не обеспечивается создание устойчивой системы знаний. Это СМИ, кинотеатр, форум, Интернет, театр, выставка и проч.

Средства, используемые для пропаганды:

  1. демонстрационные и обучающие средства: натуральные предметы (спортивный, гимнастический инвентарь), искусственные предметы — муляжи, модели, обучающие и проверочные технические средства, учебная панель, автоматический справочный инвентарь

  2. речевые и изобразительные средства — лекция, памятка, книги, журналы, брошюры, газеты, плакаты, лозунги, буклеты

  3. аудиовизуальные средства: кинофильмы, слайды, видеозапись, плакат, компьютерные игры

  4. малые формы: наклейка, аппликация, почтовые марки, календари

  5. символы гигиенического воспитания: условные изобразительные знаки, используемые для проведения массовых кампаний.

МЕТОДЫ:

  1. устная пропаганда — беседа, лекция, доклад, дискуссия, викторина, конференция, инструктаж

  2. печатная пропаганда — брошюра, буклет, статья, журнал, газета, листовка, инструкция, памятка, стенгазета

  3. изобразительная пропаганда

- плоскостные (плакат, схема, слайд, картограмма)

- объемные — муляжи, макет, фантом

- натуральные объекты — средства оказания первой МП

- технические средства пропаганды

  1. Комбинация этих методов.