73.Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.
Профилактика — предохранение, предупреждение; это сфера деятельности, направленная на выявление причин заболеваний, их предупреждение или ослабление среди отдельных людей, групп и всего населения.
Уровни профилактики:
-
личная (индивидуальная)
-
общественная (семья, группа сотрудников)
-
государственная (на уровне всего общества)
Личная профилактика относится к образу жизни.
Медицинская профилактика — вид деятельности службы здравоохранения, направленный на раннее выявление, снижение риска развития заболеваний и снижение воздействий неблагоприятных факторов окружающей среды на организм человека.
Мед профилактика является частью межведомственных сфер, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.
Выделяют несколько уровней профилактического воздействия:
-
первичная профилактика — комплекс медицинских и немедецинских мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращение заболеваний, общих для всего населения и отдельных (региональных, социальных, возрастных) групп и индивидуумов. К первичной профилактике можно отнести: формирование ЗОЖ, проведение вакцинаций, профилактические осмотры, экологически и санитарно-гигиенический скрининг с целью устранения неблагоприятных факторов окружающей среды
-
вторичная профилактика — комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и др мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений уже имеющихся заболеваний, а также мер по предотвращению снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности. Сюда можно отнести: диспансеризацию, школы здоровья, проверение оздоровительных и лечебных мероприятий по устранению отрицательных для здоровья факторов (санаторно-курортное лечение).
-
Третичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение или компенсацию органичений жизнедеятельности, утраченных вследствие заболеваний функций, с целью более полного восстановления социального и профессионального статуса (реабилитация больных).
Пример: профилактика сахарного диабета
1) первичная — меньше сахара, больше движения, диета
2) вторичная — лекарственные средства, ограничения в питании
3) третичная — предотвращение осложнений в виде микроангиопатий и макроангиопатий и проч.
Центры здоровья.
Приказ МЗ РФ от 19.08.2009 №597 «Об организации деятельности центров здоровья по формированию ЗОЖ у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака»
Формирование ЗОЖ — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, пропаганду ЗОЖ, мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье, здоровье детей, разработку индивидуальных подходов по формированию ЗОЖД, просвещение и информирование населения о вреде табака, алкоголя, наркотических средств.
Центр здоровья создается на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований, включая учреждения здравоохранения для детей (на базе центров мед профилактики или кабинетов мед профилактики).
Центры здоровья рассчитаны на здорового человека, повышение уровня его знаний и практических навыков по ведению ЗОЖ.
ЦЗ осуществляют комплекс мероприятий, направленных на:
-
пропаганду ЗОЖ
-
просвещение и информирование населения о вреде табака и алкоголя
-
борьбу с факторами риска развития заболеваний и предотвращение соц-значимых заболеваний
-
мотивация граждан к ответственности за собственное здоровье
-
разработка индивидуальных подходов по формированию ЗОЖ
-
сохранение трудового потенциала населения
К основным функциям относят формирование ЗОЖ, информирование граждан о вреде курения и алкоголизма, формирование у граждан четкой ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей, составление индивидуальных программ по предотвращению вредоносного влияния на организм человека факторов ОС, индивидуальных программ питания, двигательной активности, занятий спортом, режиму сна и проч, дача рекомендаций по сохранению здоровья, индивидуальное динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина.
Услуги центр здоровья оказывает разным категориям лиц, в тч: - лицам, направленным в ЦЗ лечащим врачом (из категории 1- здоров и 2 — практически здоров), обратившиеся самостоятельно впервые или для динамического обследования, направленные работниками образовательных учреждений, направленных работодателем по заключению врача.
Структура ЦЗ:
-
кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по программам формирования ЗОЖ и мед профилактике
-
кабинет мед профилактики
-
кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе
-
кабинеты инструментального и лабораторного обследования
-
кабинет ЛФК
-
школы здоровья
Центром здоровья заведует заведующий отделения, который назначается на пост главой ЛПУ, подразделением которого является ЦЗ.
Основном принцип работы — экспресс-методы диагностики, которые занимают в среднем 40 минут (аппаратные тесты, элементарные лабораторные исследования типа холестерина, глюкозы крови и тд), а также осмотр врача. По итогам обследований врач выносит оценку состояния здоровья, перечень возможных факторов риска здоровью, прогнозы состояния здоровья, проводит беседу по ЗОЖ, составляет индивидуальную карту по ЗОЖ.
При выявлении подозрения на заболевание, врач дает рекомендации по обращению в ЛПУ к специалисту.
На каждого посетителя заводятся следующие документы: 1) Карта Центра здоровья — 025/у, 2) Карта здорового образа жизни — 002/у, 3) Талон амбулаторного пациента — 025-12/у. Талоны амбулаторного пациента отправляются в соответствующее подразделение ЛПУ для формирования реестров счета для оплаты по программе ОМС.
ЦЗ создается из расчета 1 на 200 тысяч человек.
Заведующий из расчета 1 должность на 8 врачей.
Младший мед персонал — 1 на 6 врачей.
Средний мед персонал — не менее 0,5 на 1 врача.
Время работы врача с 1 пациентом — не менее 40 минут.
Врач 0,4 ставки на 10000 человек
Ответственность за обеспечение деятельности ЦЗ по реализации мероприятий по ЗОЖ возлагается на:
-
руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ (города)
-
руководителей муниципальных образований (ЛПУ)
-
руководителей ЦЗ
Гигиеническое воспитание — это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения, восстановления здоровья и трудоспособности, формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни, ЗОЖ общества в целом.
2 основных направления работы по формированию ЗОЖ:
-
пропаганда ЗОЖ, формирование здорового стиля жизни, ответственного подхода к собственному здоровью, желания работать над собой
-
устранение или снижение пагубного влияния на организм
Гигиеническое воспитание включает разделы:
1) по общим вопросам (формирование ЗОЖ, организация труда и отдыха, вопросы первичной и вторичной профилактики)
2) по специальным вопросам, ориентированным на определенный контингент
-
по возрастам (дошкольники, школьники, зрелое население, пожилое население)
-
по состоянию здоровья: здоровые, под угрозой болезни, больных, излеченных, диспансеризируемый
-
со специфическими потребностями: лица, находящиеся в особых условиях труда и быта, женщины, беременные, роженицы, военнослужащие и прочие
Методы обучения и воспитания:
-
индивидуальные методы — консультация, телефонная служба, личная корреспонденция.
-
Воздействие на группу лиц. Эффективность определяется однородностью интересов группы, наличием обратной связи, возможностью применения практического обучения, наглядных и печатных средств информации.
-
Методы массовой коммуникации — отсутствует полный контакт, нет обратной связи, не обеспечивается создание устойчивой системы знаний. Это СМИ, кинотеатр, форум, Интернет, театр, выставка и проч.
Средства, используемые для пропаганды:
-
демонстрационные и обучающие средства: натуральные предметы (спортивный, гимнастический инвентарь), искусственные предметы — муляжи, модели, обучающие и проверочные технические средства, учебная панель, автоматический справочный инвентарь
-
речевые и изобразительные средства — лекция, памятка, книги, журналы, брошюры, газеты, плакаты, лозунги, буклеты
-
аудиовизуальные средства: кинофильмы, слайды, видеозапись, плакат, компьютерные игры
-
малые формы: наклейка, аппликация, почтовые марки, календари
-
символы гигиенического воспитания: условные изобразительные знаки, используемые для проведения массовых кампаний.
МЕТОДЫ:
-
устная пропаганда — беседа, лекция, доклад, дискуссия, викторина, конференция, инструктаж
-
печатная пропаганда — брошюра, буклет, статья, журнал, газета, листовка, инструкция, памятка, стенгазета
-
изобразительная пропаганда
- плоскостные (плакат, схема, слайд, картограмма)
- объемные — муляжи, макет, фантом
- натуральные объекты — средства оказания первой МП
- технические средства пропаганды
-
Комбинация этих методов.
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет её изучения.
- 2. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.
- 3. Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды.
- 4. Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программы и плана исследования.
- I этап. Составление плана и программы исследования.
- II этап. Сбор материала (статистическое наблюдение).
- III этап. Обработка собранного материала.
- IV этап. Анализ полученных данных.
- 5. Этапы медико-статистического исследования. Генеральная и выборочная совокупности определения. Способы формирования выборочной совокупности.
- 6. Этапы медико-статистического исследования. Способы сбора статистического материала. Понятие о единице наблюдения и учетном признаке.
- II этап. Сбор материала (статистическое наблюдение).
- 1. По учету факторов во времени:
- 2. По полноте охвата единиц совокупности:
- 3. По способу наблюдения:
- 7. Относительные величины: виды, методика вычисления, сущность, использование в медицине и здравоохранении (показать на примерах).
- III этап. Обработка собранного материала.
- 8. Табличная сводка медико-статистического материала. Виды таблиц и правила их оформления.
- Распределение травм по локализации.
- Состав выбывших из стационара по диагнозу, полу и возрасту.
- Распределение пороков сердца среди детей различного возраста и пола.
- 9. Графические изображения результатов медико-статистических исследований: виды диаграмм, правила их построения.
- 10. Вариационные ряды: определение, виды, основные характеристики. Методика расчета моды, медианы, средней арифметической в медико-статистических исследованиях (показать на условном примере).
- Распределение обследованных рабочих по частоте пульса.
- Составление сгруппированного вариационного ряда.
- 11. Меры изменчивости вариант (амплитуда, среднеквадратичное отклонение, коэффициент вариации). Методика вычисления, сущность, оценка, применение.
- Оценка типичности средней арифметической.
- 12. Средняя ошибка средней арифметической и относительной величин: методика вычисления, сущность, оценка.
- 13. Достоверность разности средних и относительных величин: методика вычисления, оценка.
- 14. Динамические ряды: определение, виды. Цель и способы выравнивания динамических рядов (показать на условном примере).
- 15. Динамические ряды. Показатели динамики изучаемого явления: наименование, методика расчета, сущность (показать на условном примере).
- 16. Здоровье населения: определение воз, группы показателей здоровья и факторы, влияющие на него. Уровни основных показателей здоровья населения России.
- 17. Демография, медицинская демография: определение, разделы. Показатели статики населения и их применение в здравоохранении.
- Основные разделы медицинской демографии.
- 18.Демография. Механическое движение населения: виды, медико-социальное и экономическое значение.
- 19. Демография. Естественное движение населения: методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- 20. Рождаемость населения: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- Оценочные уровни показателей общей рождаемости.
- 21. Смертность населения: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- Оценочные уровни показателя общей смертности.
- 22. Материнская смертность: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- 23. Младенческая смертность: определение, причины, периоды. Методика вычисления показателей в каждом периоде.
- Оценочные уровни показателя младенческой смертности.
- 24. Перинатальная смертность: определение, основные причины, периоды, регистрация. Методика расчета показателей, уровни в России, оценка. Международные критерии живорождения и мертворождения.
- 25. Средняя продолжительность предстоящей жизни: определение, уровни в России и в других странах, факторы, формирующие уровень данного показателя. Понятие о геронтологии и гериатрии.
- 26. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (мкб-10): структура, принципы построения, применения в медицинских учреждениях.
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (мкб-10):
- Принципы построения мкб 10-го пересмотра:
- 27. Заболеваемость населения: определение, задачи и методы изучения. Первичная заболеваемость и распространенность заболеваний: определение, методика расчета показателей, их уровни в России.
- 28. Заболеваемость по обращаемости в лечебные учреждения: виды, регистрация.
- 29. Заболеваемость населения инфекционными и важнейшими неэпидемическими болезнями: определение, задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Заболеваемость населения Нижегородской области некоторыми инфекционными и паразитарными заболеваниями в 2008 г.
- Показатели заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований в Нижегородской области в 2007-2008 гг. И в рф в 2007 г.
- 30. Заболеваемость населения по данным госпитализации: задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- 31. Заболеваемости с временной утратой трудоспособности: задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- 32. Заболеваемость по данным мед. Осмотров населения. Регистрация. Виды мед. Осмотров и их задачи. Методика вычисления показателей.
- 33. Заболеваемость населения по данным изучения причин смерти: регистрация, уровни. Структура причин смертности в рф.
- 34. Физическое развитие как показатель здоровья населения: методы изучения и оценки.
- 35. Экспертиза трудоспособности: основные задачи. Нетрудоспособность: определение, виды. Понятие медицинских и социальных критериев.
- 36. Понятие о временной нетрудоспособности (вн). Экспертиза временной нетрудоспособности: определение, цели, задачи, уровни проведения, организация в лпу. Функции лечащего врача по эвн.
- 37. Вк: задачи, состав, организация и содержание работы.
- 38. Экспертиза временной нетрудоспособности в поликлинике. Правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих вн.
- 39. Эвн в стационаре. Правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих вн.
- 40. Эвн в женской консультации и стационаре родильного дома. Правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих вн.
- 41. Правила выдачи и оформления листка нетрудоспособности для санаторно-курортного лечения, при карантине и протезировании.
- 42. Правила выдачи и оформления лн по уходу за больными членами семьи.
- 43. Экспертиза стойкой нетрудоспособности. Бюро медико-социальной экспертизы: виды, состав, функции. Порядок направления больных на мсэ.
- 44. Инвалидность: определение, критерии, группы, причины. Методика вычисления показателей, уровни в рф, оценка.
- I группа
- II группа
- III группа
- 45. Заболевания системы кровообращения как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи при данной патологии.
- Перечень социально значимых заболеваний
- Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих
- 46. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи при данной патологии.
- 47. Травматизм как медико-социальная проблема. Организация медицинской помощи при данной патологии.
- 48. Нервно-психологические заболевания, в т.Ч. Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи при данной патологии.
- 49. Туберкулез как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи больным туберкулезом (т/б).
- 50. Профилактика: цель, задачи, виды, уровни.
- 51. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому (взрослому) населению. Городская поликлиника: задачи, структура, штаты и организация работы.
- 52. Организация работы и функции врача – участкового терапевта.
- 53. Показатели деятельности городской поликлиники: методика их вычисления и оценки.
- Показатели нагрузки на врачебную должность
- Показатели участковости
- 54.Диспансеры: виды, структура, общие принципы работы.
- Виды диспансеров.
- 55.Диспансеризация населения: этапы, группы учета, документация. Применение автоматизированных скрининговых систем в диспансеризации населения.
- 56.Порядок взятия на диспансерный учет лиц с хроническими заболеваниями, часто и длительно болеющих. Показатели организации, качества и эффективности диспансеризации: методика вычисления и оценки.
- 57. Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- 58. Организация работы и функции врача-ординатора больницы.
- 59. Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Обеспеченность населения стационарной помощью
- Уровень госпитализации
- Нагрузка врача в стационаре
- Средняя длительность пребывания больного в стационаре
- Оборот койки
- Показатель частоты совпадений клинических диагнозов с патологоанатомическими
- Летальность в стационаре
- 62. Организация медицинской помощи сельскому населению. Сельский врачебный участок. Задачи, структура, организация работы сельской участковой больницы, врачебной амбулатории.
- 62.Организация медицинской помощи сельскому населению. Сельский врачебный участок. Задачи, структура, организация работы сельской участковой больницы, врачебной амбулатории.
- 63.Центральная районная больница (црб): задачи, структуры, кадры, организационно-методическая работа.
- 64.Областная (краевая) больница: задачи, структуры, кадры, организационно-методическая работа.
- 65.Организация лечебно-профилактической помощи детям. Детская поликлиника: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- 66.Стационар детской больницы: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Организация акушерско-гинекологической помощи. Женская консультация: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- 68.Стационар объединенного родильного дома: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности
- 69.Организация скорой медицинской помощи городскому и сельскому населению.
- 70.Организация санаторно-курортной помощи населению. Порядок направления больных на санаторно-курортное лечение
- 72.Федеральная государственная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор): структура, функции, направления деятельности.
- 73.Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.
- 74.Система органов управления здравоохранением в России
- 75.Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края). (2-в-1)
- 76.Номенклатура и классификация медицинских учреждений.
- 77.Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
- 78. Экономика здравоохранения: предмет ее изучения, значение в современных условиях.
- 79. Виды эффективности здравоохранения и их показатели.
- 80. Экономические потери от заболеваемости с временной утратой трудоспособности (вут). Определение экономического эффекта и эффективности от снижения заболеваемости с вут.
- 81.Финансирование здравоохранения в России. Бюджетные и внебюджетные средства.
- 82. Смета лечебно-профилактического учреждения: части сметы, статьи.
- 83. Медицинское страхование: определение, виды, принципы. Законодательная база медицинского страхования в рф.
- 84. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Объект, субъекты, участники медицинского страхования (их права и обязанности).
- 86. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
- 87. Современные проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики.
- 88. Система последипломного медицинского образования в России. Понятие о сертификации, аттестации и лицензировании медицинских работников.
- 89. Программа государственных гарантий обеспечения граждан рф бесплатной медицинской помощью.
- 90. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации. Национальный проект «Здоровье».
- 91. Системы здравоохранения за рубежом.
- 92. Всемирная организация здравоохранения (воз): задачи, структура, направления деятельности.