logo search
019315_61E45_lekcii_po_nalogam_i_nalogooblozhen

Содержание:

Тема 1 . Основные положения теории налогообложения 7

Вопрос 1 Экономическое содержание налогов, его эволюция. 7

Вопрос 2. Функции налогов. 8

Вопрос 3. Элементы налога и основная налоговая терминология. 9

Вопрос 4. Классификация налогов. 10

Вопрос 5. Современные теории налоговых отношений. 12

Вопрос 6 Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики. 14

Тема 2 Генезис налогообложения в России 16

Вопрос 1. Развитие налогообложения в Древней Руси. 16

Вопрос 2. Налогообложение в России XVII-XIX вв. 19

Вопрос 3. Система налогообложения а России в начале XX в. 19

Вопрос 4. Налогообложение в России периода нэпа. 21

Вопрос 5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой. 23

Тема 3 Нормативное регулирование налоговых отношений 26

Вопрос 1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения. 26

Вопрос 2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации. 27

Вопрос 3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения. 32

Тема 4 Общая характеристика налоговой системы российской Федерации, ее структура и основные принципы построения 33

Вопрос 1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г. 33

Вопрос 2. Современная налоговая система РФ, ее элементы, принципы построения, тенденции развития. 34

Вопрос 2. Определение налогооблагаемой базы. 38

Тема 5 Налог на прибыль (доход) предприятий (организаций) 40

Вопрос 1.Роль налога на прибыль в налоговой системе РФ. Плательщики налога на прибыль. 40

Вопрос 3. Налоговые льготы. 42

Вопрос 4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль. 42

Вопрос 5. Налог на отдельные виды доходов. 43

Вопрос 6. Налог на доходы от капитала. 44

Вопрос 7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на временный доход. 44

Тема 6 Налогообложение имущества предприятий 45

Вопрос 1. Налог на имущество предприятий. 45

Вопрос 2. Налог на недвижимость. 46

Тема 7 Платежи за природные ресурсы 46

Вопрос 1 Значение платежей за природные ресурсы. 46

Вопрос 2 Платежи за пользование недрами. 47

Вопрос 3 Плата за пользование водными объектами. 50

Вопрос 4 Плата за землю. 55

Вопрос 5 Лесной доход. 58

Тема 8 Налог на добавленную стоимость 59

Вопрос 1 Экономическая роль налога на добавленную стоимость. 59

Вопрос 2 Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, налоговая база. 60

Вопрос 3 Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу 60

Вопрос 4 Исчисление НДС и порядок его уплаты в бюджет. 62

Вопрос 5 Налогообложение экспортных операций. 64

Вопрос 6 Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства. 65

Тема 9 Акцизы 66

Вопрос 1 Экономическое содержание акцизов. 66

Вопрос 2 Плательщики налога, объект налогообложения. 67

Вопрос 3 Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов. 68

Тема 10 Налог с продаж 69

Тема 11 Таможенные платежи 69

Вопрос 1 Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства. 69

Вопрос 2 Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф. 69

Вопрос 3 Порядок определения таможенных платежей. 73

Тема 12 Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, 81

Уплачивающих налоги на территории РФ. 81

Тема 13 Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц 82

Тема 14 Другие налоги и сборы с физических лиц 83

Вопрос 1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц, 83

Вопрос 2 Налог на доходы физических лиц. 85

Вопрос 3 Налоги на имущество физический лиц 86

Вопрос 4 Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. 88

Вопрос 5 Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц 88

Тема 15 Налогообложение организаций финансового сектора экономики 91

Вопрос 1 Налогообложение коммерческих банков 91

Вопрос 2 Налогообложение страховых компаний 93

Вопрос 3 Налогообложение инвестиционных фондов профессиональных участников рынка ценных бумаг. 94

Тема 16 Налогообложение некоммерческих организаций 96

Вопрос 1 Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций 96

Вопрос 2 Особенности налогообложения и методика расчета налога на прибыль по 99

бюджетным организациям . 99

Тема 17 Налоги и сборы целевого назначения 102

Вопрос 1 Налоги, зачисляемые в дорожные фонды 102

Вопрос 2 Другие налоги и сборы целевого назначения. 102

Тема 18 Платежи в социальные внебюджетные фонды 103

Вопрос 1 Значение и структура социальных внебюджетных фондов. 103

Вопрос 2 Единый социальный налог (взнос) и его роль в реализации социальной политики. 104

Тема 19 Налоговое планирование на макроуровне 109

Вопрос 1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов. 109

Вопрос 2 Концептуальные положения организации налогового процесса. 112

Вопрос 3 Порядок расчета контингентов важнейших налогов. 113

 Тема 20 Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта 113

Вопрос 1 Содержание налогового планирования на предприятии. 113

Вопрос 2 Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей 116

Вопрос 3 Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах. 117

Тема 21 Налоговый контроль 118

Вопрос 1 Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля 118

Вопрос 2 Права и обязанности налогоплательщиков. 120

Вопрос 3 Права и обязанности налоговых органов. 121

Вопрос 4 Организация работы налоговых инспекций. 122

Вопрос 5 Виды, методы и программы налоговых проверок. 123

Вопрос 6 Полномочия органов Федеральной службы налоговой инспекции. 125

Вопрос 7 Виды ответственности за налоговые правонарушения. 127

Вопрос 8 Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами. 132

Вопрос 9 Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом 133

Тема 22 Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран 135

Тема 23 Налоговые системы унитарных государств 136

Вопрос 1 Налоговая система Франции 136

Налог на добавленную стоимость 136

Подоходный налог 136

Вопрос 2 Налоговая система Бельгии 138

Вопрос 3 Налоговая система Японии 139

Особый интерес для изучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных стран представляет налоговая система Японии. Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. В современном виде она функционирует, начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа. Остановимся на некоторых аспектах этой системы, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран. В Японии функционируют государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные - за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций. [3] Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства - 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.[3] Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам: [3] Первая - это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц. Вторая - прямые налоги на имущество. Третья - прямые и косвенные потребительские налоги. Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами. Это предпринимательский, корпоративный муниципальный и уравнительный налоги. Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, величина каждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли. [1] Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и городского или (как в случае для Токио) соответственно городского и районного. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального (для Токио — городского) налога — 6%, городского (районного) — 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога). [1] Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1. [1] Рассмотрим структуру доходов местных органов власти в целом по стране по данным за 1990г. Общие доходы местных органов управления составили 80,41 трлн. иен. Из них собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных налогов (30), обеспечили 33,45 трлн. иен, или 41,6% доходной части местных бюджетов. Еще 14,33 трлн. иен, или 17,8%, дали отчисления от общегосударственных налогов. Государство выделило местным органам дотации на осуществление общенациональных мероприятий в сумме 10,65 трлн. иен, или 13,2%. Остальные 20,3 трлн. иен, или чуть больше четверти доходов местных бюджетов, - это неналоговые поступления, включая займы. [7] Как видно, местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии, России, играют отчисления от общегосударственных налогов. Достаточно интересна структура местных налогов. Приведем ее по данным 1990 г., исходя из указанной выше классификации групп налогов. Из общей суммы местных налогов (33,45 трлн. иен) 18,8 трлн. иен, или 56,2% приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, которые принесли 10,49 трлн. иен, или 31,4%. И только на третьем месте потребительские налоги - 4,16 трлн. иен, или 12,4% доходов местных налогов. [7] Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции одинаковы. Государственные подоходные налоги занимают долю 56,5% (почти такую же, как и среди местных налогов), имущественные - 25% и потребительские налоги - 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что существенная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты. Распределение различных групп налогов между государством и местными органами управления в Японии приведено в таблице1. [8] 139

Тема 24 Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств 140

Тема 25 Особенности налоговых систем стран СНГ 143

Вопрос 1 Республика Казахстан. 143

Вопрос 2 Украина. 145

Вопрос 3 Республика Беларусь. 147

Вопрос 4 Республика Азербайджан. 151

В Азербайджанской Республике устанавливаются и уплачиваются государственные налоги, налоги автономной республики, местные (муниципальные) налоги. Под государственными налогами подразумеваются налоги, обязательные к уплате на всей территории Азербайджанской Республики. Под налогами автономной республики подразумеваются налоги, установленные законами Нахчыванскои Автономной Республики и уплачиваемые в Нахчыванскои Автономной Республике. Под местными (муниципальными) налогами подразумеваются налоги и платежи, устанавливаемые и вступающие в силу решениями муниципалитетов и уплачиваемые на территориях муниципалитетов. Иные обязательные платежи, применяемые муниципалитетами, устанавливаются соответствующим законом. Муниципалитеты на своих территориях регулируют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, а также налоговые ставки в пределах, установленных налоговым законодательством. Налоговые суммы взимаются в следующих формах: непосредственно у источника (взимание налога до получения прибыли или дохода); по декларации (взимание налога после получения прибыли или дохода). К государственным налогам относятся: 1) налог на доходы физических лиц; 2) налог на прибыль юридических лиц; 3) налог на добавленную стоимость; 4)акцизы; 5) налог на имущество юридических лиц; 6) земельный налог юридических лиц; 7) дорожный налог; 8) промысловый налог; 9) налог по упрощенной системе. Предельные ставки всех государственных налогов устанавливаются налоговым законодательством. Ставки государственных налогов, устанавливаемые на каждый отдельный год, не могут превышать ставок, установленных ежегодно, при принятии закона о государственном бюджете Азербайджана, эти ставки могут быть пересмотрены. К налогам автономной республики относятся взимаемые в Нахчыванскои Автономной Республике государственные налоги, перечисленные выше. К местным (муниципальным) налогам относятся: 1) земельный налог физических лиц; 2) налог на имущество физических лиц; 3) промысловый налог на добычу строительных материалов местного значения; 4) налог на прибыль предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством, являются: - юридические и физические лица, признаваемые в соответствии с налоговым законодательством налогоплательщиками; - юридические и физические лица, признаваемые в соответствии с налоговым законодательством налоговыми агентами; - государственные налоговые органы Азербайджанской Республики; - таможенные органы Азербайджана; - финансовые органы Азербайджана - при решении вопросов, предусмотренных налоговым законодательством; - органы государственной власти, местные органы самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица. Налог - это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с налогоплательщиков в государственный бюджет, в местные бюджеты, а также в целевые государственные фонды в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципалитетов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда установлены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: 1) объект налогообложения; 2) налогооблагаемая база; 3) налоговый период; 4) налоговая ставка; 5) порядок исчисления налога; 6) порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы по основаниям, предусмотренным налоговым законодательством. Объектами налогообложения являются доход, прибыль, имущество, земля, полезные ископаемые, добавленная стоимость представленных товаров (работ, услуг) и иные объекты налогообложения. Налогооблагаемая база - это количественное выражение налогооблагаемой части объекта налогообложения. 151

Тема 26 Необходимость и концептуальные направления реформирования налоговой системы России 152

Вопрос 1 Основные недостатки действующей налоговой системы России 152

Вопрос 2 Концептуальные направления реформирования налоговой системы России. 152

Вопрос 3 Предполагаемые изменения в налогообложении прибыли. 154