logo
019315_61E45_lekcii_po_nalogam_i_nalogooblozhen

Вопрос 3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации.

Помимо учета налогоплательщиков налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок. Налоговым кодексом предусмотрено два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится непосредственно по месту нахождения налогоплательщика. В отличие от камеральной налоговой проверки для проведения выездной налоговой проверки требуется специальное решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, определяющее налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, предмет проверки, период проверки, а также должностных лиц налогового органа, уполномоченных на ее проведение. При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода.

Налогоплательщики акциза определены в статье 179 НК. К ним относятся:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Указанные лица признаются налогоплательщиками акцизов при одном условии: если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК. Налоговая база по операциям реализации природного газа определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 188 НК РФ. В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары как на возмездной, так и безвозмездной основе. В случае реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам перехода права собственности от комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к агенту на реализуемый природный газ не происходит. Поэтому акциз на природный газ, реализованный по договорам комиссии, поручения, агентским договорам, уплачивается собственниками природного газа. При реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам в целях налогообложения применяется вся выручка от реализации, включающая и вознаграждение комиссионера, поверенного или агента.

Организации и индивидуальные предприниматели определяются в пункте 2 статьи 11 части первой НК РФ. Нормы пункта 2 статьи 11 конкретизируются в подзаконных нормативных правовых актах. Так, согласно пункту 2.1 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, и природный газ" N 58, утвержденной Приказом МНС РФ от 22 марта 2000 года N АП-3-03/109, плательщиками акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, в том числе производимый из давальческого сырья, являются производящие и реализующие ее организации, являющиеся в соответствии с законодательством РФ юридическими лицами, иностранные юридические лица, международные организации, обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории РФ, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели.

По общему правилу плательщиком акцизов является декларант, уплачивающий их до или в момент принятия грузовой таможенной декларации. В отдельных случаях, предусмотренных таможенным законодательством, налогоплательщиком может быть и иное лица - владелец таможенного склада, таможенный перевозчик и т.д. Контрактодержатель (указывается в графе 9 грузовой таможенной декларации "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование") может выступать субъектом налоговых правоотношений по уплате акцизов в случае предоставления отсрочки платежей, их пересчета, например, в связи с корректировкой таможенной стоимости, а также во всех случаях взыскания налогов в бесспорном порядке.

По сравнению с кругом налогоплательщиков, определенных Законом "Об акцизах", ст.179 НК РФ не внесла никаких изменений. Исключение из числа плательщиков акцизов филиалов и других обособленных подразделений организаций вызвано изменениями, происшедшими в налоговой системе России с 1 января 1999 года в связи с вступлением в действие первой части НК РФ и понятийным аппаратом, введенным для целей налогообложения ст.11 НК РФ.