Вопрос 3. Система налогообложения а России в начале XX в.
Российские экономисты осознавали, что отечественная налоговая система должна обеспечивать наполнение бюджета, способствовать росту экономического потенциала страны и стабилизации социальных отношений. В трудах российских ученых XIX - начала XX веков прослеживается идея многофункциональности налоговой политики.
Еще в начале Xlk в. российскими экономистами выделяется фискальная функция как прямое отчуждение части доходов отдельного человека или предприятия в пользу государства. При этом превалирует позиция установления объективных границ налогового бремени, необходимость отказа от «излишних»2 налоговых платежей. Таким образом, российскими финансистами делается первый шаг в поисках обоснованности налоговых сборов и оптимального давления налоговой нагрузки.
В обосновании правомерности налоговых сборов абсолютное большинство российских исследователей приходит к осознанию существования стабилизирующей функции налоговой политики, т.е.
Сперанский М. М. Просты и записки. М.-Л., 1961, с.233 .
восприятия налогов в качестве основы стабильного функционирования национального рынка и поддержания существующей общественно-политической структуры - «налог есть часть имущества и трудов… людей, уделяемый ими на удовлетворение нужд… общества»3.
Но если в XIX в. основными функциями налоговой системы в рамках государственной финансовой политики российскими учеными рассматриваются фискальная и стабилизирующая функции, то уже на рубеже Х1Х-ХХ вв. (особенно в исследованиях 20-х годов) появляется осознание возможности использовать налоги в качестве «орудия экономических и социальных реформ» , условия «развития производительных сил»5.
Таким образом, осознается возможность использования регулирующей и стимулирующей функций налоговой политики - использования налогов и сборов в качестве системы мер экономического воздействия на общественное производство: его структуру, динамику, направления и темпы модернизации.
Для российских исследователей в сфере теории налогов характерен также поиск оптимальной налоговой нагрузки, прежде всего, в сочетании систем прямого и косвенного налогообложения.
Таким образом, отечественными учеными уже к концу первой четверти XX века были в полной мере сформулированы и определены принципы реализации налоговой политики. Так, российской финансовой наукой признавались: фискальная, стабилизирующая, регулирующая, стимулирующая и социальная функции налоговой политики. Понятие «всеобщности налогов» обусловливало теоретическое обоснование наличия еще одной функции налогов - контрольной, которая призвана обеспечить непрерывное воспроизводство налоговой системы на всех уровнях отношений между государством и налогоплательщиками (т.е. воспроизводство самой фискальной функции).
Основными принципами налоговой политики признавались: всеобщность, определенность и справедливость налогообложения, нашедшие свое теоретическое обоснование в разработках оптимизации налоговой нагрузки посредством обоснованного сочетания систем прямого и косвенного налогообложения.
3 Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. - СПб., 1890, с. 238.
4 Озеров И. Х. Основы финансовой науки. Рига, 1923, с. 71. 5Твердохлебов Н. Н. Финансовые очерки. М., 1916, с. 49. 10
Автором проведен детальный анализ налоговой системы Российской Империи в начале XX в. в предвоенные годы, отражающий различные аспекты практической реализации многофункциональной направленности отечественной налоговой политики того периода. На основе анализа и статистической обработки обширного фактического материала показан значительный рост объемов налоговых доходов до 1914 г., наглядно демонстрирующий эффективность реализации фискальной функции налоговой политики.
В процентном отношении наибольший прирост дали пошлины и прямые налоги. Правительственные регалии, кроме казенной винной операции, т.е. преимущественно почтовые и телеграфные доходы, а также операции казенных железных дорог и доходы от других казенных имушеств заняли среднее место. На последнем - оказались казенная винная операция и косвенные налоги, если не считать возвратных и случайных поступлений, вообще незначительных в общем итоге бюджета (136 млн. руб. в 1913 г.).
В приведенном приросте доходов за десятилетие (1903–1913 гг.). бесспорно, известная доля влияния принадлежит естественному приросту налоговых доходов, зависящему от возрастания благосостояния населения. Тем не менее, из подсчета прироста налоговых доходов, произведенного в 1905 - 1907 гг., прирост этот в 1907 г. определялся в сумме около 150 млн. руб.
Министерство финансов в 1903–1913 гг. СПб., 1914, с. 6.
Проведение политики дифференциации акцизных ставок на производимую продукцию в зависимости от объемов продаж, освобождение от акцизов экспортируемых товаров, приостановление действия или понижение акцизов на новые виды производимой продукции, осуществляемые в это же время, - все это свидетельствует о первых шагах реализации в отечественной налоговой политике регулирующей и стимулирующей функций налогообложения.
Система прямых (реальных) налогов в Российской Империи, несмотря на их относительно небольшую долю в общих доходах бюджета, в значительной степени способствовала реализации стабилизирующей и социальной функций налоговой политики. На средства от сборов промыслового налога финансировалась деятельность российских учреждений технического образования и научно-технические исследования в сфере промышленности, поддержание международных научных контактов. На средства от сборов поземельного и подомового налога осуществлялись мероприятия по благоустройству городов, дорожному строительству, землеустройству,
В начале XX века в правительственных кругах Российской Империи рассматривался вопрос о введении прогрессивного подоходного налога. В 1907 г. Государственная Дума Российского государства впервые обсуждала проект введения прямого подоходного налога. Прогнозируемое снижение доли косвенного обложения позволило бы говорить о развитии прогрессивного характера российской налоговой политики, социальной ориентации изменений в распределении налогового бремени. Однако, начало первой мировой войны оборвало прогрессивные тенденции в развитии финансовой системы России и в значительной степени нивелировало ее многофункциональный характер.
Вторая группа проблем включает исследование процессов трансформации основных направлений налоговой политики в Советской России 20–30-х годов, прежде всего анализ системы налогообложения в годы НЭПа, а также исследование основных направлений и результатов налоговых реформ 30-х годов.
Огромный рост финансовых потребностей и обесценение денег в годы Первой мировой войны значительно снизили реальное значение налогов. Л с национализацией кредитных и промышленных предприятий, ликвидацией частной собственности на землю, значительным сокращением частной торговли круг объектов, подлежащих налогообложению, все больше сужался. Политика всеобщих национализации и конфискаций, запрещение в конце 1918 г. частной торговли и переход к карточной системе распределения продуктов питания и личного потребления через единый заготовительный и распределительный государственный аппарат - Компрод (декрет СНК от 21 ноября 1918 г.) - привели к фактическому отмиранию и прямых налогов, и акцизов, и пошлин.
Отношение Советской власти в целом к налоговой системе в 1919–1920 гг. определялось такими словосочетаниями, как «бессмысленность денежных налогов», «помеха делу естественного отмирания денег и денежного оборота»." Насколько в то время господствовала эта точка зрения, показывает резолюция Всероссийского съезда финработников в мае 1919 г.: «развитие и укрепление натурального обложения в форме предоставления Государству части продуктов труда в натуральном виде и в форме трудовой повинности должно послужить основной целью советской налоговой политики, а в деле устранения денежного хозяйства - это одна из главных задач Советской власти»7.
В связи с предполагавшейся отменой денежного обращения и внедрением натурального хозяйства 3 февраля 1921 г. был издан декрет об отмене всех денежных налогов и сборов, а 9 февраля 1921 г. налоговый аппарат был распущен.
Исследуя налоговые отношения в годы НЭПа, автор отмечает своеобразный трансформационный парадокс, когда в середине 1921 г. г началом реализации новой экономической политики появилась необходимость возврата к еще недавно отмененной налоговой системе. Разрешив предприятиям реализовывать часть, а крестьянству всю свою продукцию на рынке и позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, государство заявило о необходимости создания механизма обложения дополнительных источников дохода. Восстановление налоговой системы началось с восстановлением 26 июля 1921г. промыслового налога и акцизов на спирт, табачные изделия, папиросную бумагу и спички.
Наиболее четко суть налоговой политики 20-х годов выражена в определении проф. А. Д. Соколова: «под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или достижения каких-либо задач экономической политики»8.
Налоговая политика РФ, а затем СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.
- Содержание:
- Тема 1 . Основные положения теории налогообложения Вопрос 1 Экономическое содержание налогов, его эволюция.
- Вопрос 2. Функции налогов.
- Вопрос 3. Элементы налога и основная налоговая терминология.
- Вопрос 4. Классификация налогов.
- Вопрос 5. Современные теории налоговых отношений.
- Вопрос 6 Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- Тема 2 Генезис налогообложения в России Вопрос 1. Развитие налогообложения в Древней Руси.
- Вопрос 2. Налогообложение в России XVII-XIX вв.
- Вопрос 3. Система налогообложения а России в начале XX в.
- Вопрос 4. Налогообложение в России периода нэпа.
- Вопрос 5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой.
- Тема 3 Нормативное регулирование налоговых отношений Вопрос 1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения.
- Вопрос 2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации.
- Вопрос 3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения.
- Тема 4 Общая характеристика налоговой системы российской Федерации, ее структура и основные принципы построения Вопрос 1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- Вопрос 2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития.
- Вопрос 2. Определение налогооблагаемой базы.
- Тема 5 Налог на прибыль (доход) предприятий (организаций) Вопрос 1.Роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль.
- Вопрос 3. Налоговые льготы.
- Вопрос 4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль.
- Вопрос 5. Налог на отдельные виды доходов.
- Вопрос 6. Налог на доходы от капитала.
- Вопрос 7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на временный доход.
- Тема 6 Налогообложение имущества предприятий Вопрос 1. Налог на имущество предприятий.
- Вопрос 2. Налог на недвижимость.
- Тема 7 Платежи за природные ресурсы Вопрос 1 Значение платежей за природные ресурсы.
- Вопрос 2 Платежи за пользование недрами.
- Вопрос 3 Плата за пользование водными объектами.
- Вопрос 4 Плата за землю.
- Вопрос 5 Лесной доход.
- Тема 8 Налог на добавленную стоимость Вопрос 1 Экономическая роль налога на добавленную стоимость.
- Вопрос 2 Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, налоговая база.
- Вопрос 3 Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- Вопрос 4 Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет.
- Вопрос 5 Налогообложение экспортных операций.
- Вопрос 6 Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства.
- Тема 9 Акцизы Вопрос 1 Экономическое содержание акцизов.
- Вопрос 2 Плательщики налога, объект налогообложения.
- Вопрос 3 Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.
- Тема 10 Налог с продаж
- Тема 11 Таможенные платежи Вопрос 1 Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства.
- Вопрос 2 Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф.
- Вопрос 3 Порядок определения таможенных платежей.
- Тема 12 Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, Уплачивающих налоги на территории рф.
- Тема 13 Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Тема 14 Другие налоги и сборы с физических лиц Вопрос 1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц,
- Вопрос 2 Налог на доходы физических лиц.
- Вопрос 3 Налоги на имущество физический лиц
- Вопрос 4 Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
- Вопрос 5 Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- Тема 15 Налогообложение организаций финансового сектора экономики Вопрос 1 Налогообложение коммерческих банков
- Вопрос 2 Налогообложение страховых компаний
- Вопрос 3 Налогообложение инвестиционных фондов профессиональных участников рынка ценных бумаг.
- Тема 16 Налогообложение некоммерческих организаций Вопрос 1 Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций
- Вопрос 2 Особенности налогообложения и методика расчета налога на прибыль по бюджетным организациям .
- Тема 17 Налоги и сборы целевого назначения Вопрос 1 Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- Вопрос 2 Другие налоги и сборы целевого назначения.
- Тема 18 Платежи в социальные внебюджетные фонды Вопрос 1 Значение и структура социальных внебюджетных фондов.
- Вопрос 2 Единый социальный налог (взнос) и его роль в реализации социальной политики.
- Тема 19 Налоговое планирование на макроуровне Вопрос 1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов.
- Вопрос 2 Концептуальные положения организации налогового процесса.
- Вопрос 3 Порядок расчета контингентов важнейших налогов.
- Тема 20 Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта Вопрос 1 Содержание налогового планирования на предприятии.
- Вопрос 2 Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- Вопрос 3 Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах.
- Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета
- Тема 21 Налоговый контроль Вопрос 1 Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- Вопрос 2 Права и обязанности налогоплательщиков.
- Вопрос 3 Права и обязанности налоговых органов.
- Вопрос 4 Организация работы налоговых инспекций.
- Вопрос 5 Виды, методы и программы налоговых проверок.
- Вопрос 6 Полномочия органов Федеральной службы налоговой инспекции.
- Вопрос 7 Виды ответственности за налоговые правонарушения.
- Вопрос 8 Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами.
- Вопрос 9 Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- Тема 22 Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Тема 23 Налоговые системы унитарных государств Вопрос 1 Налоговая система Франции
- Налог на добавленную стоимость
- Подоходный налог
- Вопрос 2 Налоговая система Бельгии
- Тема 25 Особенности налоговых систем стран снг Вопрос 1 Республика Казахстан.
- Вопрос 2 Украина.
- Вопрос 3 Республика Беларусь.
- Вопрос 2 Концептуальные направления реформирования налоговой системы России.
- Вопрос 3 Предполагаемые изменения в налогообложении прибыли.