Вопрос 4. Налогообложение в России периода нэпа.
Фискальная функция в период 1922–1928 гг. была реализована успешно в значительной степени за счет расширения сферы косвенного и, прежде всего, акцизного обложения (табл. 3).
Регулирующая функция налоговой политики, реализующая политические задачи «конфискации у буржуазии остатков уцелевшего в ее руках имущества»9, в конечном счете также обеспечивала расширение сферы реализации фискальной функции налогообложения.
Необходимо отметить, что политика усиления налогового давления в зависимости от величины доходов и капитала, принадлежащего налогоплательщику дела, решала в большей степени политические, чем экономические задачи. В сфере поимущественного обложения промышленного производства тяжесть налога прогрессивно возрастала по мере роста размеров капитала. В итоге, всякое слияние капиталов, способствующее созданию эффективных, конкурентоспособных производств приводило к многократному yвeличefшю обложения.
Аналогично система прогрессивного возрастания сельхозналога в зависимости от количества пашни и скота приводила к сдерживанию процесса производственного накопления в сельском хозяйстве, дроблению крестьянских хозяйств, а часто и просто к свертыванию объемов сельскохозяйственного производства. Тяжесть налогообложения падала на те доходы, которые служили источником накопления в земледелии (доходы крупных и средних хозяйств), и не затрагивали потребления.
В сфере промышленного производства роль предприятий как самостоятельного товаропроизводителя быстро снижалась. В середине 20-х годов инстанции государственного аппарата (наркоматы, главки, синдикаты) свободно распоряжались не только прибылью трестов, но и их капиталами и производимой ими продукцией, директивно вмешивались во внутреннюю жизнь хозрасчетных предприятий. Вслед за экономической практикой шло и законодательство. Декрет о трестах 1927 г., напротив, приравнивал существовавшие в то время акционерные общества к обычным казенным предприятиям, завершив превращение акционерной формы организации предприятий в пустую формальность. Отождествление государственного предприятия с государственным аппаратом означало, что вся прибыль и все капиталы этого предприятия принадлежат государству, и придавало налогообложению доходов предприятия чисто формальный, «воспитательный» характер.
В итоге следует констатировать, что в годы НЭПа:
- фискальная функция налоговой политики в наибольшей степени реализовывалась за счет системы косвенного налогообложения, в основном, за счет акцизного и таможенного обложения товарных групп самого массового спроса;
- регулирующая функция налоговой политики выполняла роль эффективного политического инструмента, обеспечивая последовательное сокращение капиталистического накопления, способствуя свертыванию воспроизводственных процессов в сфере частного бизнеса и на селе, и в промышленности, делая расширение и модернизацию производства в частных хозяйствах экономически невыгодными;
- социальная функция налоговой политики также приобрела политическую направленность. Она реализовывалась посредством прогрессивного налогообложения имущества и доходов граждан, владеющих частной собственностью, с возрастающей прогрессией в зависимости от объемов собственности и создания льготных условий обложения для плательщиков, не имеющих объектов частного владения, с минимальными доходами. В целом система прямых налогов ориентирована на практически полное изъятие личных доходов граждан, получаемых сверх прожиточного минимума;
- в сфере налогообложения государственных предприятий налоговая система в течение 20-х годов постепенно сдавала свои позиции в качестве системы экономических методов управления производством, уступая место прямому административному регулированию.
В 1930 г. началось осуществление налоговой реформы, коренным образом изменившей систему взимания налогов на территории СССР. Это было связано в тем, что действовавшая в 20-е годы система налогообложения практически полностью выполнила стоявшие перед ней политические задачи: был ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле, а его доля в сельском хозяйстве оставалась минимальной. Соответственно утратила свое значение вся сложная система прямого налогообложения частного сектора, направленная на свертывание процессов капиталистического накопления и изъятие капитализированных доходов.
Фундаментальные изменения происходили и внутри государственного сектора. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1929 г. прекратили свое существование хозрасчетные тресты. Сверхцентрализация управления в лице «хозрасчетных» объединений (всего во всей промышленности их насчитывалось в 1930 г. 32) делала излишней сложную налоговую систему взаимоотношений промышленности и торговли с бюджетом.
Основные направления налоговой реформы 1930 г. сводились к следующему.
Во-первых, акцизная система налогообложения, промысловый налог и ряд других налогов были сведены в единый налог с оборота,
Введение налога с оборота означало введение нового синтетического налога взамен значительного числа статей доходной части бюджета, или, если говорить строго, - введение нового механизма формирования доходной части бюджета.
Во-вторых, налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, консолидировались в единый платеж - отчисления от прибыли, и этот платеж отождествлялся., сливался с ведомственным распределением прибыли, т.е. фактически переставал быть налогом. Первоначально этот единый платеж пытались упорядочить, установив общую норму отчислений - 81% от прибыли. Однако скоро выяснилось, что централизованное распределение прибыли по своей природе качественно отлично от налогообложения и поддается реальному нормированию.
Одновременно в ходе реформы 1930 г. исчезли такие важнейшие формы налогообложения, как рента с городских земель и гербовый сбор с внутрихозяйственных операций. Это было неизбежно, поскольку к 1930 г. была ликвидирована экономическая основа для этих форм налогов.
Сложившаяся в тот период налоговая система включала в себя помимо налога с оборота и налога на доходы предприятия также сельскохозяйственный налог и налог с единоличных хозяйств, имевших лошадей, подоходный налог и целевой сбор на нужды хозяйственного и культурно-бытового строительства. Наряду с этим существовала система местных налогов и сборов, перестроенная в соответствии с новыми политическими и экономическими задачами, стоявшими перед государством.
В основе серии налоговых реформации 30-х годов лежал поиск действенных экономических механизмов, способных обеспечить централизованное регулирование экономики, форсировать процесс ускорения государственных накоплений на реализацию планов индустриализации промышленности, усилить контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий.
Введение в налоговую систему налога с оборота и новых методов расчета налогов на доходы промышленных предприятий и сельскохозяйственных кооперативов, колхозов и совхозов изменили форму реализации ее фискальной фунщии.
В результате, методы включения в розничные цены товаров и услуг налога с оборота и последующего его изъятия в бюджет обеспечили непрерывный и стабильный поток поступлений в бюджет.
- Содержание:
- Тема 1 . Основные положения теории налогообложения Вопрос 1 Экономическое содержание налогов, его эволюция.
- Вопрос 2. Функции налогов.
- Вопрос 3. Элементы налога и основная налоговая терминология.
- Вопрос 4. Классификация налогов.
- Вопрос 5. Современные теории налоговых отношений.
- Вопрос 6 Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- Тема 2 Генезис налогообложения в России Вопрос 1. Развитие налогообложения в Древней Руси.
- Вопрос 2. Налогообложение в России XVII-XIX вв.
- Вопрос 3. Система налогообложения а России в начале XX в.
- Вопрос 4. Налогообложение в России периода нэпа.
- Вопрос 5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой.
- Тема 3 Нормативное регулирование налоговых отношений Вопрос 1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения.
- Вопрос 2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации.
- Вопрос 3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения.
- Тема 4 Общая характеристика налоговой системы российской Федерации, ее структура и основные принципы построения Вопрос 1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- Вопрос 2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития.
- Вопрос 2. Определение налогооблагаемой базы.
- Тема 5 Налог на прибыль (доход) предприятий (организаций) Вопрос 1.Роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль.
- Вопрос 3. Налоговые льготы.
- Вопрос 4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль.
- Вопрос 5. Налог на отдельные виды доходов.
- Вопрос 6. Налог на доходы от капитала.
- Вопрос 7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на временный доход.
- Тема 6 Налогообложение имущества предприятий Вопрос 1. Налог на имущество предприятий.
- Вопрос 2. Налог на недвижимость.
- Тема 7 Платежи за природные ресурсы Вопрос 1 Значение платежей за природные ресурсы.
- Вопрос 2 Платежи за пользование недрами.
- Вопрос 3 Плата за пользование водными объектами.
- Вопрос 4 Плата за землю.
- Вопрос 5 Лесной доход.
- Тема 8 Налог на добавленную стоимость Вопрос 1 Экономическая роль налога на добавленную стоимость.
- Вопрос 2 Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, налоговая база.
- Вопрос 3 Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- Вопрос 4 Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет.
- Вопрос 5 Налогообложение экспортных операций.
- Вопрос 6 Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства.
- Тема 9 Акцизы Вопрос 1 Экономическое содержание акцизов.
- Вопрос 2 Плательщики налога, объект налогообложения.
- Вопрос 3 Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.
- Тема 10 Налог с продаж
- Тема 11 Таможенные платежи Вопрос 1 Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства.
- Вопрос 2 Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф.
- Вопрос 3 Порядок определения таможенных платежей.
- Тема 12 Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, Уплачивающих налоги на территории рф.
- Тема 13 Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Тема 14 Другие налоги и сборы с физических лиц Вопрос 1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц,
- Вопрос 2 Налог на доходы физических лиц.
- Вопрос 3 Налоги на имущество физический лиц
- Вопрос 4 Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
- Вопрос 5 Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- Тема 15 Налогообложение организаций финансового сектора экономики Вопрос 1 Налогообложение коммерческих банков
- Вопрос 2 Налогообложение страховых компаний
- Вопрос 3 Налогообложение инвестиционных фондов профессиональных участников рынка ценных бумаг.
- Тема 16 Налогообложение некоммерческих организаций Вопрос 1 Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций
- Вопрос 2 Особенности налогообложения и методика расчета налога на прибыль по бюджетным организациям .
- Тема 17 Налоги и сборы целевого назначения Вопрос 1 Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- Вопрос 2 Другие налоги и сборы целевого назначения.
- Тема 18 Платежи в социальные внебюджетные фонды Вопрос 1 Значение и структура социальных внебюджетных фондов.
- Вопрос 2 Единый социальный налог (взнос) и его роль в реализации социальной политики.
- Тема 19 Налоговое планирование на макроуровне Вопрос 1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов.
- Вопрос 2 Концептуальные положения организации налогового процесса.
- Вопрос 3 Порядок расчета контингентов важнейших налогов.
- Тема 20 Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта Вопрос 1 Содержание налогового планирования на предприятии.
- Вопрос 2 Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- Вопрос 3 Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах.
- Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета
- Тема 21 Налоговый контроль Вопрос 1 Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- Вопрос 2 Права и обязанности налогоплательщиков.
- Вопрос 3 Права и обязанности налоговых органов.
- Вопрос 4 Организация работы налоговых инспекций.
- Вопрос 5 Виды, методы и программы налоговых проверок.
- Вопрос 6 Полномочия органов Федеральной службы налоговой инспекции.
- Вопрос 7 Виды ответственности за налоговые правонарушения.
- Вопрос 8 Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами.
- Вопрос 9 Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- Тема 22 Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Тема 23 Налоговые системы унитарных государств Вопрос 1 Налоговая система Франции
- Налог на добавленную стоимость
- Подоходный налог
- Вопрос 2 Налоговая система Бельгии
- Тема 25 Особенности налоговых систем стран снг Вопрос 1 Республика Казахстан.
- Вопрос 2 Украина.
- Вопрос 3 Республика Беларусь.
- Вопрос 2 Концептуальные направления реформирования налоговой системы России.
- Вопрос 3 Предполагаемые изменения в налогообложении прибыли.