logo
019315_61E45_lekcii_po_nalogam_i_nalogooblozhen

Вопрос 4. Классификация налогов.

Категория "налог" в российском законодательстве последнего десятилетия проделала сложную эволюцию от "широкого" понимания к дифференцированному. Речь идет о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием "налоговая система". В литературе налог подчас определялся как всякий "общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц"*(1). Ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Далее законодатель указывал: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Включение "других платежей" в сферу правового регулирования налогового законодательства не оставляло сомнения в их налоговом характере. Примечательно, что в тексте указанного Закона все вышеперечисленные платежи охватывались понятием "налог", используемым как обобщающая категория. Таким образом, действовавшее до НК РФ налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов.

С принятием НК РФ и Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) налоги и сборы как правовые категории были нормативно отграничены от иных (неналоговых) платежей. В частности, БК РФ четко разграничил налоговые и неналоговые платежи, закрепив в п.1 ст.41 "Виды доходов бюджетов", что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. При этом БК РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В настоящее время термином "налоговые платежи" охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.

Статья 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Речь идет о законном изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства.

На основе статусного критерия классификации и согласно Налоговому Кодексу РФ налоги можно рассматривать как обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС);

  2. акцизы на отдельные виды и группы товаров;

  3. налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

  4. налог на операции с ценными бумагами;

  5. налог на доходы физических лиц;

  6. единый налог на совокупный доход субъектов малого предпринимательства;

  7. платежи за пользование природными ресурсами, в том числе:

    • платежи за пользование недрами;

    • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    • плата за пользование водными объектами;

    • плата за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду;

    • плата за право пользования объектами животного мира;

    • плата за пользование водными биологическими ресурсами;

  8. налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

  9. налог на игорный бизнес;

  10. налог с владельцев транспортных средств;

  11. налог на отдельные виды транспортных средств;

  12. сбор за пограничное оформление;

  13. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

  14. сборы за выдачу лицензии на производство и оборот спирта этилового, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

  15. гербовый сбор;

  16. таможенная пошлина;

  17. государственная пошлина;

  18. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

  1. налог на имущество предприятий;

  2. налог с продаж;

  3. единый налог на вмененный доход для определенных видов дея­тельности.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы охватывают:

  1. налог на имущество физических лиц;

  2. земельный налог;

  3. региональный сбор за предпринимательскую деятельность;

  4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

  5. курортный сбор;

  6. сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разо­вого талона или временного патента);

  7. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство тер­ритории, на нужды образования и другие цели;

  8. налог на рекламу;

  9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

  10. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

  11. сбор за парковку автотранспорта;

  12. сбор за право использования местной символики;

  13. сбор за участие в бегах на ипподроме;

  14. сбор со сделок, совершаемых на биржах;

  15. сбор за право проведения кино- и телесъемок;

  16. сбор за уборку территорий населенных пунктов (с юридических и физических лиц - владельцев строений);

  17. сбор с владельцев собак (кроме служебных);

  18. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

  19. сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);

  20. сбор за выигрыш на бегах;

  21. сбор с физических лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

  22. сбор за открытие игорного бизнеса.

По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.