Вопрос 3 Плата за пользование водными объектами.
Правовую основу расчета платы за пользование водными объектами составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения, к которым относятся:
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ред. от 6 июня 2003 г.);
Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (ред. от 7 августа 2003 г. с изм. от 24 декабря 2002 г.);
постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов";
постановление Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии";
постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 716 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов";
постановление Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам";
инструкция Госналогслужбы РФ от 12 августа 1998 года N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (ред. от 15 февраля 2002 г.).
Необходимо отметить, что Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ред. от 6 июня 2003 г.), плата за пользование водными объектами отнесена к федеральному налогу (подпункт "ф" п. 1 ст. 19), а Федеральным законом от 17 июня 1999 г. N 112-ФЗ (ред. от 31 декабря 2002 г.) "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отменен региональный налог - плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
Основные элементы платы за пользование водными объектами установлены Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (ред. от 7 августа 2003 г. с изм. от 24 декабря 2002 г.). Особенность данного платежа, впрочем как и других природоресурсных платежей, проявляется в конкретизации ряда элементов в подзаконных актах (чаще всего это относится к ставкам платы). В нашем случае, это постановление Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам". Естественно, сложившаяся коллизия должна быть разрешена. На наш взгляд, это случится с момента, когда окончательно будет определено место данного платежа в системе налогов и сборов Российской Федерации, с разделением его на два самостоятельных платежа.
Теперь рассмотрим непосредственно основные элементы платы за пользование водными объектами.
Объектом платы за пользование водными объектами является пользование поверхностными водными объектами, внутренними морскими водами, территориальным морем Российской Федерации с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:
- осуществления забора воды из водных объектов для ее использования в производственном, технологическом процессе и для собственных нужд, хозяйственно-питьевых, прочих нужд и для реализации другим водопотребителям;
- удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
- использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ;
- осуществления сброса сточных вод, попадающих в водные объекты.
Данный перечень объектов платы за пользование водными объектами является исчерпывающим. Необходимо отметить, что объекты платы ограничиваются целями пользования.
Законодатель также определяет какие объекты не могут облагаться данным платежом.
Не могут быть объектами налогообложения пользование водными объектами в следующих целях:
- забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
- забора воды сельскохозяйственными организациями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;
- забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
- проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, осуществляемого Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) совместно со специально уполномоченными государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
- осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;
- осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;
- забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
- проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
- использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения (плотины, шлюзы и т.п.);
- строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);
- сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.
Следующим основным элементом платы за пользование водными объектами являются плательщики.
Плательщиками водного налога являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Плательщики различаются в зависимости от видов пользования водными объектами. В этом перечне самые разные виды организаций: от военных организаций до организаций жилищно-коммунального хозяйства.
К плательщикам платы за пользование водными объектами при заборе воды из водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод относятся: промышленные организации; организации транспорта (автомобильного, железнодорожного, речного, морского и т.д.); строительные организации; бюджетные организации, включая военные организации; организации жилищно-коммунального хозяйства; организации по водоснабжению сельского населения и (или) сельскохозяйственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции; организации, имеющие животноводческие комплексы и фермы, включая птицефабрики и птицефермы, при осуществлении непосредственного (нецентрализованного) забора воды из водного объекта; иные организации и предприниматели.
К плательщикам платы за пользование водными объектами при сбросе сточных вод, попадающих в водные объекты (включая сброс дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике) относятся: промышленные организации; организации транспорта (автомобильного, железнодорожного, речного, морского и т.д.); строительные организации; организации по отводу хозяйственно-бытовых стоков от сельского населения и (или) сточных вод от сельскохозяйственных организаций по переработке сельскохозяйственной продукции, животноводческих ферм и комплексов, включая птицефермы и птицефабрики; садоводческие и огороднические объединения граждан; сельскохозяйственные организации и предприниматели (включая сброс сточных вод с орошаемых земель); бюджетные организации, включая военные организации; организации жилищно-коммунального хозяйства; иные организации и предприниматели.
К плательщикам платы за пользование водными объектами при пользовании водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод относятся: организации, осуществляющие эксплуатацию гидроэлектростанций; организации, занимающиеся сплавом древесины в плотах и кошелях; организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для добычи полезных ископаемых, в том числе торфа, сапропеля и лечебных грязей; организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для осуществления строительных, буровых, ремонтных и изыскательских работ в водном объекте (кроме водоохранных), эксплуатации надводных и подводных объектов, установок, сооружений, коммуникаций, зданий и оборудования (кроме сооружений и объектов для защиты от вредного воздействия вод), извлечения затонувшей древесины, если это не связано с охраной водного объекта, создания искусственных территорий намывом или засыпкой водного объекта; организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для организованной рекреации, в том числе водного туризма, спорта и купания; организации (пароходства, базы и т.д.) и предприниматели, занимающие акваторию водного объекта для стоянки плавательных средств; иные организации и предприниматели.
Однако при передаче сооружений, технических средств или устройств, которыми осуществляется пользование водными объектами, в аренду, плательщиками платы за пользование водными объектами являются лица, которым в соответствии с выданной лицензией предоставлено право пользования водными объектами.
Не являются плательщиками платы за пользование водными объектами пользователи обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), не включенными в реестр водных объектов, осуществляющие пользование, не подлежащее лицензированию. При этом, в соответствии со ст. 122 Водного кодекса РФ, по таким обособленным водным объектам взимание платы осуществляется в порядке, предусматриваемом законом о плате за землю.
Для плательщиков устанавливается отчетный период, за который взимается плата за пользование водными объектами: каждый календарный квартал - для предпринимателей, малых предприятий, использующих акваторию водного объекта, и каждый календарный месяц - для остальных плательщиков.
Следующим элементом платы за пользование водными объектами определяется платежная база.
Налогооблагаемая база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:
- объем воды, забранной из водного объекта;
- объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды, в том числе:
- для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций, базой обложения будет количество вырабатываемой электроэнергии;
- для плательщиков, осуществляющих сплав леса, базой обложения будет объем сплавляемой в плотах и кошелях древесины;
- площадь акватории используемых водных объектов;
- объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Ставки платы. В соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (ред. от 7 августа 2003 г. с изм. от 24 декабря 2002 г.) и постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. N 826 утверждены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Следует отметить, что Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнении в Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" размеры минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами были увеличены (они стали применяться с 1 января 2002 г.).
1. Минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются в следующих размерах:
1) 60,0-370,0 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов, - для плательщиков, осуществляющих забор воды;
2) 2,0-7,0 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, - для плательщиков, осуществляющих забор воды;
3) 4,0-20,0 руб. за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии - для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;
4) 680,0-1400,0 руб. за одну тысячу кубических метров древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, на каждые 100 километров сплава - для плательщиков, осуществляющих сплав леса;
5) 5,2-21,9 тыс. руб. в год за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов - для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ;
6) 7,0-55,0 руб. за одну тысячу кубических метров сточных вод - для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.
Минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются постановлением Правительства РФ N 826. Минимальные и максимальные ставки платы за использование водных объектов в целях забора воды и сброса сточных вод устанавливаются в рублях за одну тыс. кубических метров забора воды в пределах установленных лимитов по поверхностным водным объектам и по подземным водным объектам, а также в рублях за одну тыс. кубических метров сброса сточных вод в пределах установленных лимитов.
Например, за использование поверхностных водных объектов в целях забора воды в пределах установленных лимитов в Северо-Западном экономическом районе в бассейне реки Волги минимальные и максимальные ставки равняются соответственно 161 и 187 руб. за 1 тыс. куб.м, а по подземным водным объектам 215 и 249 и за сброс сточных вод в пределах установленных лимитов 21,9-29,2 руб. за 1 тыс. куб.м.
За использование территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод минимальные и максимальные ставки платы рассчитываются в рублях за 1 тыс. куб.м забора морской воды, в тыс. рублях за один квадратный километр используемой акватории в год и, наконец, в рублях за 1 тыс. куб.м сброса сточных вод в пределах установленных лимитов (например, для Балтийского моря тарифные показатели будут соответственно равняться 3,1-4,7; 14,1-19,7 и 11,8-15,9).
При использовании водных объектов для целей гидроэнергетики и сплава древесины в плотах и кошелях по бассейнам рек, морей и озер минимальные и максимальные ставки платы рассчитываются в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии, вырабатываемой ГЭС и в рублях за тыс. куб.м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава (например, по реке Нева тарифы составят соответственно 10,5-14 и 952-1360).
Наконец, за использование акватории поверхностных водных объектов по экономическим районам минимальные и максимальные ставки платы рассчитываются в тыс. руб. за 1 кв. километр используемой акватории в год.
Конкретные ставки платы за пользование водными объектами (в интервале между определенными Правительством РФ минимальными и максимальными ставками) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следует обратить внимание на то, что до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации новых ставок платы по категориям плательщиков в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 111-ФЗ, прежние ставки платы, установленные в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ, с 1 января 2002 г. применяются с коэффициентом 2 (ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 111-ФЗ).
Кроме того, ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов, по которым производится определение сумм платы, подлежащей взносу в бюджет, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При заборе воды (кроме забора для водоснабжения населения) и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод.
При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения). Вышеназванное условие не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Порядок определения суммы платы. Сумма платы по итогам каждого отчетного периода определяется плательщиком самостоятельно, исходя из соответствующих ставок платы и налогооблагаемой базы. Сумма платы за пользование водными объектами определяется в следующем порядке:
При заборе воды и (или) сбросе сточных вод в пределах установленных лимитов для:
- плательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, добычу драгоценных металлов, в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод - как сумму произведения фактического объема забора воды и (или) сброса сточных вод на ставки платы в размере 30 процентов от ставок платы, установленных законом субъекта Российской Федерации для категорий плательщиков, и произведения объема забора воды для нетехнологических нужд на ставку платы, установленную законом субъекта Российской Федерации для категорий плательщиков;
- плательщиков, забирающих воду для водоснабжения населения и других нужд - как сумму произведения фактического объема забора воды для водоснабжения населения, включая и сверхлимитный забор воды, на установленную Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" ставку платы в размере не свыше 60,0 руб. за 1 тыс. куб.м забранной воды и произведения фактических объемов забора воды для других нужд и сброса сточных вод на установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставки платы для категорий плательщиков;
- остальных плательщиков - как произведение фактического объема забора и (или) фактического объема сброса сточных вод на установленную законом субъекта Российской Федерации ставку платы.
При заборе воды и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов сумма платы определяется как сумма произведения фактических объемов забора воды и (или) сброса сточных вод в пределах установленных лимитов на установленные законом субъекта Российской Федерации ставки платы и произведения разницы между фактическими объемами забора воды и (или) сброса сточных вод и установленными лимитами на увеличенные в пять раз ставки платы, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации без учета предоставленных льгот.
Сумма платы за пользование водными объектами без изъятия водных ресурсов определяется как произведение фактических показателей соответствующего вида пользования водным объектом на установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставки платы.
Учитывая, что при использовании акватории водных объектов для лесосплава ставка платы устанавливается на каждые 100 километров сплава, сумма платы определяется как произведение объема сплавляемой древесины на установленную законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставку платы и на расстояние сплава леса, деленного на 100.
Для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ, ставки платы устанавливаются в тысячах рублей в год за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов. Сумма платы определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы. Внесение платы производится равными долями каждый отчетный период (календарный квартал), независимо от количества месяцев использования акватории водных объектов.
При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) сумма платы для таких плательщиков определяется как сумма произведений фактических объемов по каждому виду пользования водными объектами на увеличенные в пять раз ставки платы по категориям плательщиков, установленные законом субъекта Российской Федерации.
Установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для водопользователей производится специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда по каждому водному объекту, виду водопользования, использования забираемых вод. До получения в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование (установления лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использования забираемых вод) и представления их водопользователями налоговым органам весь объем водопользования рассматривается как безлицензионный.
Расчет сверхлимитного пользования водными объектами (при заборе и (или) сбросе воды) производится исходя из фактического объема водопользования и установленных месячных (годовых) лимитов.
Исчисление платы за пользование водными объектами в целях забора воды производится организациями и предпринимателями, имеющими водозабор на водном объекте.
Объем воды, забранной из поверхностных водных объектов, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых водопользователем в журнале первичного учета использования воды по состоянию на 1 число каждого месяца. На предприятиях, не имеющих водоизмерительных приборов, объем забранной воды по согласованию с территориальным органом МПР России временно, до установления приборов, может определяться как объем установленных лимитов водоснабжения, а также на основании учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, по времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии, либо другими косвенными методами.
В случаях, когда водопользователь осуществляет забор воды не только для удовлетворения собственных нужд, но и для передачи другим водопотребителям, он вносит плату за весь объем, включая воду, переданную своим абонентам.
Объем сброса сточных вод, стоков животноводческих комплексов и ферм, рудничных и шахтных вод, сбросов из рыбоводных прудов, дренажных вод оросительных и осушительных систем и других видов стоков определяется на основании показаний измерительных приборов, отражаемых водопользователями в журнале первичного учета. При отсутствии измерительных приборов объем сточных вод и стоков определяется по нормам водоотведения, показателям работающих насосов, по расходу электроэнергии или другими косвенными методами, согласованными с территориальными органами МПР России.
При сбросе в водный объект сточных вод плательщик вносит плату за весь объем, включая сточные воды, принятые от своих абонентов, в том числе принятые в систему канализации от других абонентов.
В случае сброса дренажных, шахтных и карьерных вод для подтверждения их качества (объемов вод, концентрация вредных веществ в которых превышает (не превышает) концентрацию таких веществ в водоприемнике) плательщику необходимо не реже одного раза в отчетный период представлять в налоговый орган документы о качестве указанных сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике.
Для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций или сплав леса объем произведенной электроэнергии или сплавляемой древесины определяется по данным первичного учета.
По плательщикам, использующим акваторию водных объектов, площадь используемой акватории водного объекта определяется по данным лицензии (договора) и материалам проектной документации или другими методами, определяемыми органами, осуществляющими лицензирование пользования водными объектами.
Суммы платы за пользование водными объектами включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию с приложением расчетов по каждому виду использования забираемых вод при условии установления в связи с этим по ним разных ставок платы, а по месту пользования водными объектами - копии налоговой декларации.
Учет поступлений платы за пользование водными объектами по каждому водопользователю - плательщику ведется отдельно на карточках лицевых счетов по уровням бюджетов. Карточки лицевых счетов ведутся налоговыми органами по месту регистрации плательщика и месту пользования водными объектами.
Отчетным периодом, за который взимается плата за пользование водными объектами, является:
- для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, - каждый календарный квартал;
- для остальных плательщиков - каждый календарный месяц.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Сроки представления налоговых деклараций, а соответственно и сроки внесения платы, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
Порядок зачисления платы. При пользовании водными объектами, расположенными на территории двух или более субъектов Российской Федерации, часть суммы платы, направляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, вносится в бюджет субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется водопользование (на территории которых находятся такие водные объекты). При этом доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации определяется бассейновыми соглашениями между субъектами Российской Федерации или соглашением между законодательными (исполнительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
Сумма платы зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся водные объекты.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюджеты.
- Содержание:
- Тема 1 . Основные положения теории налогообложения Вопрос 1 Экономическое содержание налогов, его эволюция.
- Вопрос 2. Функции налогов.
- Вопрос 3. Элементы налога и основная налоговая терминология.
- Вопрос 4. Классификация налогов.
- Вопрос 5. Современные теории налоговых отношений.
- Вопрос 6 Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- Тема 2 Генезис налогообложения в России Вопрос 1. Развитие налогообложения в Древней Руси.
- Вопрос 2. Налогообложение в России XVII-XIX вв.
- Вопрос 3. Система налогообложения а России в начале XX в.
- Вопрос 4. Налогообложение в России периода нэпа.
- Вопрос 5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой.
- Тема 3 Нормативное регулирование налоговых отношений Вопрос 1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения.
- Вопрос 2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации.
- Вопрос 3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения.
- Тема 4 Общая характеристика налоговой системы российской Федерации, ее структура и основные принципы построения Вопрос 1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- Вопрос 2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития.
- Вопрос 2. Определение налогооблагаемой базы.
- Тема 5 Налог на прибыль (доход) предприятий (организаций) Вопрос 1.Роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль.
- Вопрос 3. Налоговые льготы.
- Вопрос 4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль.
- Вопрос 5. Налог на отдельные виды доходов.
- Вопрос 6. Налог на доходы от капитала.
- Вопрос 7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на временный доход.
- Тема 6 Налогообложение имущества предприятий Вопрос 1. Налог на имущество предприятий.
- Вопрос 2. Налог на недвижимость.
- Тема 7 Платежи за природные ресурсы Вопрос 1 Значение платежей за природные ресурсы.
- Вопрос 2 Платежи за пользование недрами.
- Вопрос 3 Плата за пользование водными объектами.
- Вопрос 4 Плата за землю.
- Вопрос 5 Лесной доход.
- Тема 8 Налог на добавленную стоимость Вопрос 1 Экономическая роль налога на добавленную стоимость.
- Вопрос 2 Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, налоговая база.
- Вопрос 3 Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- Вопрос 4 Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет.
- Вопрос 5 Налогообложение экспортных операций.
- Вопрос 6 Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства.
- Тема 9 Акцизы Вопрос 1 Экономическое содержание акцизов.
- Вопрос 2 Плательщики налога, объект налогообложения.
- Вопрос 3 Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.
- Тема 10 Налог с продаж
- Тема 11 Таможенные платежи Вопрос 1 Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства.
- Вопрос 2 Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф.
- Вопрос 3 Порядок определения таможенных платежей.
- Тема 12 Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, Уплачивающих налоги на территории рф.
- Тема 13 Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Тема 14 Другие налоги и сборы с физических лиц Вопрос 1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц,
- Вопрос 2 Налог на доходы физических лиц.
- Вопрос 3 Налоги на имущество физический лиц
- Вопрос 4 Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
- Вопрос 5 Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- Тема 15 Налогообложение организаций финансового сектора экономики Вопрос 1 Налогообложение коммерческих банков
- Вопрос 2 Налогообложение страховых компаний
- Вопрос 3 Налогообложение инвестиционных фондов профессиональных участников рынка ценных бумаг.
- Тема 16 Налогообложение некоммерческих организаций Вопрос 1 Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций
- Вопрос 2 Особенности налогообложения и методика расчета налога на прибыль по бюджетным организациям .
- Тема 17 Налоги и сборы целевого назначения Вопрос 1 Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- Вопрос 2 Другие налоги и сборы целевого назначения.
- Тема 18 Платежи в социальные внебюджетные фонды Вопрос 1 Значение и структура социальных внебюджетных фондов.
- Вопрос 2 Единый социальный налог (взнос) и его роль в реализации социальной политики.
- Тема 19 Налоговое планирование на макроуровне Вопрос 1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов.
- Вопрос 2 Концептуальные положения организации налогового процесса.
- Вопрос 3 Порядок расчета контингентов важнейших налогов.
- Тема 20 Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта Вопрос 1 Содержание налогового планирования на предприятии.
- Вопрос 2 Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- Вопрос 3 Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах.
- Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета
- Тема 21 Налоговый контроль Вопрос 1 Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- Вопрос 2 Права и обязанности налогоплательщиков.
- Вопрос 3 Права и обязанности налоговых органов.
- Вопрос 4 Организация работы налоговых инспекций.
- Вопрос 5 Виды, методы и программы налоговых проверок.
- Вопрос 6 Полномочия органов Федеральной службы налоговой инспекции.
- Вопрос 7 Виды ответственности за налоговые правонарушения.
- Вопрос 8 Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами.
- Вопрос 9 Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- Тема 22 Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Тема 23 Налоговые системы унитарных государств Вопрос 1 Налоговая система Франции
- Налог на добавленную стоимость
- Подоходный налог
- Вопрос 2 Налоговая система Бельгии
- Тема 25 Особенности налоговых систем стран снг Вопрос 1 Республика Казахстан.
- Вопрос 2 Украина.
- Вопрос 3 Республика Беларусь.
- Вопрос 2 Концептуальные направления реформирования налоговой системы России.
- Вопрос 3 Предполагаемые изменения в налогообложении прибыли.