Вопрос 2 Концептуальные направления реформирования налоговой системы России.
Налоговый правотворческий процесс выступает одним из элементов налогового процесса*(1). Необходимость включения в налоговый процесс налогового правотворческого процесса обусловлена тем, что с помощью последнего раскрывается порядок выработки нормативной правовой основы правового регулирования налоговых отношений, претворение исходных правовых идей в прямые и конкретные установки правового регулирования.
В процессе правотворчества осуществляется выявление потребности в правовом регулировании налоговых отношений, непосредственное создание налоговых правовых норм. Принятие государственно-управленческих решений по вопросам установления, введения, изменения или отмены налогов и сборов происходит именно в процессе налогового правотворчества. В этой связи спорной представляется точка зрения о том, что в состав налогового процесса не подлежит включению процедура принятия законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения, поскольку такая деятельность относится к законодательному, а не к налоговому процессу*(2). На наш взгляд, в решении этого вопроса необходимо исходить из того, что концепция налогового процесса не должна ограничиваться только правовыми рамками Налогового кодекса РФ. Комплексный системный подход определяет необходимость использования норм других отраслей права, в частности, конституционного права.
Налоговый правотворческий процесс является разновидностью правотворческого процесса и охватывает правотворческую деятельность только в налоговой сфере. Специфика налоговых отношений предопределяет особенности в порядке создания налоговых нормативных правовых актов, а также круг органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих соответствующей компетенцией.
В общей теории права вопрос понимания правотворчества, составляющих его процедур и достигаемых результатов в настоящее время остается дискуссионным. В юридической литературе правотворческий процесс трактуется в широком и узком аспектах.
Наиболее распространенным является представление о правотворчестве как форме государственной деятельности, направленной на установление, изменение или отмену правовых норм*(3), то есть правотворческий процесс связывается с процессуальной деятельностью различных органов государственной власти или местного самоуправления (узкий аспект). Так, сделав акцент на процессуальной стороне, А.А. Бессонов определяет правотворческий процесс как порядок, технологию создания нормативного правового акта, включающую в себя ряд последовательных стадий, итогом которых выступает нормативный правовой акт*(4). К.Н. Дмитриевцев и Л.Б. Бутханова дополняют понятие процесса правотворчества указанием цели данной государственной деятельности. Правотворческий процесс определяется как система юридически установленных процедур деятельности государственных органов, направленная на закрепление достигнутого социального компромисса в тексте нормативно-правовых актов и выражающаяся в строго регламентированном порядке их подготовки, обсуждения, принятия и опубликования*(5).
При широком подходе*(6) к пониманию правотворческого процесса выделяют предпроектный и проектный этап (или этап принятия правотворческого решения)*(7). В процесс правотворчества включается как подготовительный процесс формирования права, когда выявляется необходимость в правовом регулировании определенных общественных отношений, так и собственно правотворческий процесс в узком смысле.
Правотворчество не должно быть ограничено только процессом принятия нормативного правового акта, поскольку процесс подготовки нормативных правовых актов и непосредственно деятельность по осуществлению юридических процедур органически связаны между собой и должны рассматриваться как элементы единого целого. Несмотря на то, что в процессе предпроектной деятельности правовые нормы как таковые не создаются, он имеет важное значение для уяснения содержания правотворчества, поскольку позволяет выявить и исследовать правообразующие факторы, что способствует повышению эффективности принимаемых нормативных правовых актов.
Представляется, что налоговый правотворческий процесс можно разделить на два производства: производство по принятию законов о налогах и сборах представительными органами власти (законотворческий процесс) и производство по принятию налоговых нормативных правовых актов исполнительными органами власти.
В рамках предлагаемой статьи более подробно будет рассмотрен налоговый законотворческий процесс, обладающий особенностями, вытекающими из специфики общественных отношений, являющихся объектом законодательного регулирования. Законотворчество в налоговой сфере характеризуется обязательными поэтапно осуществляемыми юридическими процедурами, а также кругом субъектов, обладающих законотворческими полномочиями.
Согласно ст. 2 Налогового кодекса РФ в сфере налоговых отношений предмет законодательного регулирования составляют властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
С.Г. Пепеляев отмечает, что принципиальная концепция, лежащая в основе налогового законодательства Российской Федерации, - создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов*(8). Прерогативой по установлению и введению налогов обладают представительные органы государственной власти. Статья 57 Конституции РФ определяет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституционный Суд РФ также отметил, что "установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными"*(9).
В соответствии с п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой Налогового кодекса РФ понятие "законодательство о налогах и сборах" охватывает: во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых - законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ; в-третьих, включает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. Таким образом, Налоговый кодекс РФ содержит широкую трактовку законодательства о налогах и сборах, включая в него не только законы, но и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принимаемые представительными органами власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления. Акты органов исполнительной власти в законодательство о налогах и сборах Налоговым кодексом РФ не включены. Приоритет законодательной формы регулирования налоговых отношений обуславливает наделение представительных органов государственной власти соответствующими налоговыми полномочиями.
Законы (акты) о налогах могут быть признаны легитимными только при условии их принятия с соблюдением установленной Конституцией РФ и законодательством юридической процедуры. Применительно к законам о налогах и сборах применяются не только общие процедуры принятия законов, но и предусмотрены особые требования, обусловленные спецификой объекта законодательного регулирования.
Процесс принятия законодательства о налогах включает несколько стадий: законотворческая инициатива; принятие проекта закона о налоге Государственной Думой; одобрение проекта закона о налоге Советом Федерации; подписание Президентом РФ; официальное опубликование и обнародование.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). В общем, в Российской Федерации существует 723 субъекта права законодательной инициативы*(10).
В налоговых отношениях право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу проектов федеральных законов о налогах и сборах (законопроектов); законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы о налогах и сборах (либо о признании этих законов утратившими силу); поправок к законопроектам о налогах и сборах.
Конституция РФ содержит требования, фактически направленные на усложнение процедуры внесения законопроектов в сфере налоговых отношений. Часть 3 ст. 104 Конституции РФ предусматривает обязательность наличия заключения Правительства РФ на проекты законов при внесении законопроектов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Таким образом, в сфере налоговых отношений заключение Правительства РФ предоставляется по законопроектам о введении налогов; об отмене налогов; законопроектам, предусматривающим освобождение от уплаты налогов; законопроектам о налогах и сборах, предусматривающим изменение финансовых обязательств государства; законопроектам о налогах и сборах, предусматривающим расходование средств федерального бюджета. Однако следует согласиться с тем, что отсутствие единой методики расчета экономических последствий федеральных законов о налогах и сборах, единообразных критериев оценки экономических потерь государства от введения тех или иных налогов, предоставления налоговых льгот делает эффективное управление финансовыми потоками государства фактически невозможным.
- Содержание:
- Тема 1 . Основные положения теории налогообложения Вопрос 1 Экономическое содержание налогов, его эволюция.
- Вопрос 2. Функции налогов.
- Вопрос 3. Элементы налога и основная налоговая терминология.
- Вопрос 4. Классификация налогов.
- Вопрос 5. Современные теории налоговых отношений.
- Вопрос 6 Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- Тема 2 Генезис налогообложения в России Вопрос 1. Развитие налогообложения в Древней Руси.
- Вопрос 2. Налогообложение в России XVII-XIX вв.
- Вопрос 3. Система налогообложения а России в начале XX в.
- Вопрос 4. Налогообложение в России периода нэпа.
- Вопрос 5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой.
- Тема 3 Нормативное регулирование налоговых отношений Вопрос 1. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения.
- Вопрос 2. Налоговый кодекс – правовая основа налоговой системы Российской Федерации.
- Вопрос 3. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения.
- Тема 4 Общая характеристика налоговой системы российской Федерации, ее структура и основные принципы построения Вопрос 1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- Вопрос 2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития.
- Вопрос 2. Определение налогооблагаемой базы.
- Тема 5 Налог на прибыль (доход) предприятий (организаций) Вопрос 1.Роль налога на прибыль в налоговой системе рф. Плательщики налога на прибыль.
- Вопрос 3. Налоговые льготы.
- Вопрос 4. Ставки, порядок и сроки уплаты налога на прибыль.
- Вопрос 5. Налог на отдельные виды доходов.
- Вопрос 6. Налог на доходы от капитала.
- Вопрос 7. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса. Налог на временный доход.
- Тема 6 Налогообложение имущества предприятий Вопрос 1. Налог на имущество предприятий.
- Вопрос 2. Налог на недвижимость.
- Тема 7 Платежи за природные ресурсы Вопрос 1 Значение платежей за природные ресурсы.
- Вопрос 2 Платежи за пользование недрами.
- Вопрос 3 Плата за пользование водными объектами.
- Вопрос 4 Плата за землю.
- Вопрос 5 Лесной доход.
- Тема 8 Налог на добавленную стоимость Вопрос 1 Экономическая роль налога на добавленную стоимость.
- Вопрос 2 Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, налоговая база.
- Вопрос 3 Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
- Вопрос 4 Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет.
- Вопрос 5 Налогообложение экспортных операций.
- Вопрос 6 Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства.
- Тема 9 Акцизы Вопрос 1 Экономическое содержание акцизов.
- Вопрос 2 Плательщики налога, объект налогообложения.
- Вопрос 3 Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.
- Тема 10 Налог с продаж
- Тема 11 Таможенные платежи Вопрос 1 Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства.
- Вопрос 2 Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф.
- Вопрос 3 Порядок определения таможенных платежей.
- Тема 12 Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, Уплачивающих налоги на территории рф.
- Тема 13 Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
- Тема 14 Другие налоги и сборы с физических лиц Вопрос 1 Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц,
- Вопрос 2 Налог на доходы физических лиц.
- Вопрос 3 Налоги на имущество физический лиц
- Вопрос 4 Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
- Вопрос 5 Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
- Тема 15 Налогообложение организаций финансового сектора экономики Вопрос 1 Налогообложение коммерческих банков
- Вопрос 2 Налогообложение страховых компаний
- Вопрос 3 Налогообложение инвестиционных фондов профессиональных участников рынка ценных бумаг.
- Тема 16 Налогообложение некоммерческих организаций Вопрос 1 Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций
- Вопрос 2 Особенности налогообложения и методика расчета налога на прибыль по бюджетным организациям .
- Тема 17 Налоги и сборы целевого назначения Вопрос 1 Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- Вопрос 2 Другие налоги и сборы целевого назначения.
- Тема 18 Платежи в социальные внебюджетные фонды Вопрос 1 Значение и структура социальных внебюджетных фондов.
- Вопрос 2 Единый социальный налог (взнос) и его роль в реализации социальной политики.
- Тема 19 Налоговое планирование на макроуровне Вопрос 1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов.
- Вопрос 2 Концептуальные положения организации налогового процесса.
- Вопрос 3 Порядок расчета контингентов важнейших налогов.
- Тема 20 Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта Вопрос 1 Содержание налогового планирования на предприятии.
- Вопрос 2 Учетная политика как инструмент регулирования налоговых платежей
- Вопрос 3 Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах.
- Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета
- Тема 21 Налоговый контроль Вопрос 1 Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- Вопрос 2 Права и обязанности налогоплательщиков.
- Вопрос 3 Права и обязанности налоговых органов.
- Вопрос 4 Организация работы налоговых инспекций.
- Вопрос 5 Виды, методы и программы налоговых проверок.
- Вопрос 6 Полномочия органов Федеральной службы налоговой инспекции.
- Вопрос 7 Виды ответственности за налоговые правонарушения.
- Вопрос 8 Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами.
- Вопрос 9 Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- Тема 22 Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
- Тема 23 Налоговые системы унитарных государств Вопрос 1 Налоговая система Франции
- Налог на добавленную стоимость
- Подоходный налог
- Вопрос 2 Налоговая система Бельгии
- Тема 25 Особенности налоговых систем стран снг Вопрос 1 Республика Казахстан.
- Вопрос 2 Украина.
- Вопрос 3 Республика Беларусь.
- Вопрос 2 Концептуальные направления реформирования налоговой системы России.
- Вопрос 3 Предполагаемые изменения в налогообложении прибыли.