logo
019315_61E45_lekcii_po_nalogam_i_nalogooblozhen

Вопрос 2 Украина.

Украина прошла довольно долгий путь, пока налоги вошли в экономику и стали зеркалом формирования бюджета и регулятором предпринимательской деятельности. Я считаю, что историю возникновения налоговой системы Украины со времён СССР можно разделить на несколько этапов.

После революции, в период гражданской войны налоги находились в натуральной форме. В октябре 1918 года ВЦВК был принят закон про натуральный налог. В это же время были приняты революционные налоги. Местным властям было разрешено ввести местные одновременные черезвычайные революционные налоги. В условиях “военного коммунизма” создаётся система натурального хозяйства, в результате которой денежные налоги не имеют еального значения. В феврале 1921 года удержание денежного налога было полностью остановлено и налоговый аппарат был расформирован. Формирование налоговой системы начинается в период НЭПа. Многообразие экономики вызывало потребность в разнообразных формах налогов. Основу налоговой системы состовляли прямые налоги. В течении 1921-1923 годов были введены промышленный подоходно-имущественный и общий селскохозяйственный налоги. Промышленный налог был введён в 1921 году. Его выплачивали промышленные производственные предприятия и кустарное производство. Налог складывался с патентного и сравнительного сборов. Патентный сбор удерживался при выдаче патентов на право заниматся промышленной и торговой деятельностью. Сравнительным сбором облагался оборот промышленных и торговых организаций. При его выплате учитывалась сумма патентного сбора. На мой взгляд, промышленный налог был первой формой налога с оборота. Наряду с промышленным налогом часть прибыли предприятий отчислялась ввиде подоходного налога и отчислений от прибыли. Государственные предприятия выплачивали и подоходный налог, и отчисления от прибыли. В 1924 году вводится подоходно-имущественный налог. Он положил начало развития подоходного налогооблажения граждан. Налогооблажению подлежит совокупный доход, который определялся на основании декларации плательщиков. Ставки налога зависят от размера дохода, а ставки налога на имущество устанавливаются отдельно. В 1924 году было отменено налогооблажение имущества, а подоходно имущественный налог реорганизован в подоходный. Подоходный налог был разделён на две части: основную и дополнительную, его плательщиков – на отдельные категории и группы. Налог удерживался в твёрдых ставках, дифферинцированных по категориям и группам плательщиков. Добавочный налог устанавливался в прогресивных ставках к совокупному налогу, который превышал определенный размер. В годы НЭПа были введены “комунальные налоги и сборы” : налог с построек в городах, квартирный сбор, сбор с владельцев транспортных средств, прописочный сбор. Их можно классифицировать как местные налоги и сборы. На Украине впервые местные налоги сборы были введены в 1993 году Дикретом Кабинета Министров “Про местные налоги и сборы”. Эти налоги дают возможность, учитывать особенности экономического и социального развития отдельного региона, дополнять доходную базу бюджета. Сельское население в первые годы НЭПа выплачивало налоги в натуральной форме с разных видов сельскохозяйственной продукции. В 1922 году их заменили общим натуральным налогом. Кроме него, существовали различные платежи и повинности. Для развития сельскохозяйственного производства в 1923 году все налоги были отменены: вместо них введён общий сельскохозяйственный налог, который с 1 января 1924 года стал выплычиватся только в денежной форме. Как непрямые налоги, использовались акцизы в виде надбавки на цены товаров. Ставки были дифферинцированны на товары. Самые высокие устанавливались на товары не первой необходимости. На протяжении 1930-1931 годов проводилась налоговая реформа. Была установлена двухканальная система платежей к бюджету: налог с оборота и отчисления от прибыли. В налог с оборота вошли промышленный, акцизы и другие налоги. К отчислениям от прибыли – подоходный налог, собственные отчисления от прибыли и другие. Для государственных предприятий были установленны отчисления от прибыли в размере от 10% до 81% фактически полученной прибыли. Кооперативные организации выплачивали подоходный налог, а для сельскохозяйственных предприятий сельхоз налог также был заменён подоходным. Эту реформу нельзя оценить однозначно. Позитивным я считаю унификацию налоговой системы. Например, налог с оборота вместил в себе 53 платежа. Это упрастило работу расчёта налогов и для предприятий и для государства. Но реформа имела негативные моменты: дифиринцирование отчислений от прибыли ставило предприятия в не равные экономические условия; были онулированы местные налоги, и доходная база низких бюджетов зависила от государственного, т.е. уже нельзя было говорить про самостоятельность бюджетной системы; налог с оборота стал единственным непрямым налогом, который выполнял только фискальную функцию. В середине 60-х годов появились негативные тенденции в развитии экономики. В 1965 году проводится хозяйственная реформа. Составляющей частью реформы был пересмотр взаимосвязей с бюджетом. Существующая система платежей к бюджету выполняла только фискальную функцию и не стимулировала производство. Поэтому для предприятий была установлена плата за основные производственные фонды и оборотные средства. Она выплачивалась с прибыли зависимо от стоимости производственных фондов. Для некоторых предприятий (которые имели более выгодные условия для своей деятельности) вводились фиксированные (рента) платежи. И последним платежем был свободный остаток прибыли. Он высчитывался, как разница между общей суммой прибыли, платой за производственные фонды и рентные платежи и суммой, которая направлялась в фонд экономической стимуляции. Это на некоторое время улучшило финансовое состояние предприятий. Начался поиск новых форм взаимоотношений между государством и предприятиями. Дополнительно к плате за производственнные фонды и рентные платежи была установлена плата за трудовые ресурсы; платежи свободного остатка прибыли были заменены на норматив отчисления от прибыли. Нормативы носили индивидуальный характер, устанавливались вышестоящими органами и достаточно часто носили субъективный характер. Единственной эффективной формой отношений между государством и плательщиками могут быть только налоги. Поэтому в 1991 году был принят первый Закон СССР “О налогах с предприятий, объединений и организаций”. Украина начала формирование собственной налоговой системы с 1992 года. Это достаточно короткое время для создания высокоэффективной налоговой сиситемы. Сегодня Украина находится на стадии формирования налоговой системы, главное задание которой – создать условия для развития предпринимательства и на этой основе обеспечить полное удовлетворение государственных и социальных потребностей. 22 августа исполнился год со дня подписания Президентом Украины Указа о создании Государственной налоговой администрации Украины. Может быть, потому что первый год её существования прошол в условиях заострения экономических и социальных проблем, работники налоговых органов небезосновательно считают эту дату началом нового этапа в развитии нового налогового дела на Украине. Сегодня уже можно подвести некоторые итоги годовой работы ГНА Украины. За это время ещё острее встали все проблемы налогового поля Украины, ещё нагляднее стали для разрешения вопроса, связанные с выплатой налогов. Увеличился процент выявления нарушений налогового законодательства. Например, в прошлом году нарушения налогового законодательства были обнаружены у 52% п роверенных предприятий, а за результатами 9 месяцев текущего года - уже у 56%. Понять непосредственную связь между бюджетом страны и благосостоянием каждого гражданина, в том числе и предпринимателя, должен каждый. Недоплачивая налоги в бюджет, каждый из нас прямо или косвенно обворовывает сам себя. Представте себе удачливого и богатого предпринимателя, в офиссе которого (а сейчас нередко и дома) систематично выключают электроэнергию и воду, не работает отопление. Даже самые современные модификации автомобилей становятся беспомощными на наших неосвещённых дорогах, покрытых ямами. Как бы это нибыло грустно, но это реальность нашей жизни, как при всём этом некоторые особы нередко восхищаются тем, что они каким-то образом отклонились от уплаты налогов. Тогда позвольте спросить: вигрывают ли они от этого? На первый взгляд (с учётом одномоментной выгоды в денежном выражении), может быть, и так, но если посмотреть глубже – ни в коем случае. Государство, которое не имеет достаточно средств, становится беспомощной в деле защиты своих граждан, как в социальном, так и в общегосударственном плане. Вывод простой: отношения между государством и предпринимателем должны строится на основах паритетности и взаимовыгоды, а регулироваться могут только через сбалансированную налоговую систему. Принимая во внимание вышесказанное, хотел бы остановиться на одной из особенностей экономической ситуации , которая сложилась на Украине. Существующая налоговая база способна обеспечить наполнение бюджета и даже больше. Одновременно безсистемное предоставление льгот платникам ( только за 1 полугодие 1997 года из-за этого бюджет недополучил 9 млрд. грн. при 11 млрд. грн. фактичных доходов сводного бюджета) и массовое уклонение субъектов предпринимательской деятельности от выплаты налогов принуждает государство разширять налоговую базу и ввести более жосткую систему взыскания налогов.Создается парадоксальная ситуация чем больше налогов пытаемся собрать, тем меньше платников их выплачивает.