Тема 12. Стили управления
Первый миф науки управления состоит
в том, что она существует.
Keywords: Стили управления (авторитарный, либеральный, демократичный), Теории X и Y МакГрегора, Модель Лайкерта, Решётка Блейка-Мутона |
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.
Однако изучение только личных качеств дало противоречивые результаты. Обнаружилось, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что обладает некоторым набором личных свойств”, а “структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных”.
В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Но и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые ,например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.
Руководство, или лидерство, – способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.
Конечной целью деятельности руководителя является достижение целей организации, что он, естественно, делает не без помощи подчиненных. А привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации – это и есть стиль руководства персоналом.
По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке. Рис. 1 показывает Автократичный либеральный континуум.
Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют.
- Тема 1. Предприятие – как рационально действующая единица 3
- Тема 11. Функция управления - Мотивация 125
- 1.1. Виды предприятий
- 1.2 Организационно-правовые формы предприятий
- Предпринимательство без образования юридического лица
- Коммерческие и некоммерческие организации
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество
- Зарубежная практика
- Общество с ограниченной ответственностью
- Акционерные общества
- Прочие формы бизнеса. Кооперативы
- Специфические формы предпринимательства за рубежом
- Тема 2. Основные Фонды
- 2.1. Состав оф
- 2.2. Оценка основных фондов, или определение стоимости
- 2.3. Износ оф
- 2.4. Амортизация основных фондов
- Линейные модели
- Расчет амортизационных начислений линейным и методом объемов производства
- Нелинейные методы Нелинейные методы без начисления процентов на суммы амортизации
- Расчет амортизационных начислений методом постоянных долей и методом сумм
- C начислением процентов на суммы амортизации
- Способы амортизации основных фондов разрешённые в рф
- Сравнение различных методов
- 2.5. Показатели использования оф
- Тема 3. Оборотные средства
- 3.1.Обзор и основных понятий
- 3.2 Источники формирования ос
- 2. Привлеченные средства:
- 3.3 Нормирование ос
- Показатели эффективности использования ос
- 3.3 Управление оборотным капиталом политика предприятия в области оборотного капитала
- 3.4 Стратегии финансирования текущих активов
- 3.5 Компоненты оборотного капитала
- 3.6 Расчет финансового цикла
- 3.7. Модели управления запасами
- Модель Баумола
- Модель Миллера — Орра
- Тема 4. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
- 4.1. Себестоимость и ее структура
- Выделяют 2 способа расчета себестоимости:
- Себестоимость на предприятии рассчитывается в несколько этапов:
- 4.2. Выручка от реализации продукции
- 4.3. Прибыль
- Балансовая прибыль складывается из 3 элементов:
- 3. Внереализационные доходы и убытки (вду).
- Тема 5. Налогообложение предприятий
- 5.1. Налоговая система рф
- Налоговая система рф
- 5.2. Основные налоги, взимаемые с предприятий
- 5.2.3. Налог на прибыль предприятий
- 5.2.4. Налог на имущество предприятий
- Комментарий ко II части Налогового кодекса рф
- Тема 6. Ценообразование и ценовая политика
- 6.1. Принципы ценообразования
- 6.2. Методы ценообразования
- 6.3. Механизм ценовой политики и ценообразования
- Факторы, влияющие на величину цены
- Установление цены продажи
- Изучение цен
- Тема 7. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 2. Метод индекса рентабельности (рi)
- 3. Метод внутренней процентной ставки (irr)
- Тема 8.Финансовый план инвестиционного проекта
- Отчет о прибылях и убытках
- Отчет о движении денежных средств
- 2. Валюта баланса показывает величину собственных средств:
- Тема 9. Функция управления - планирование
- 9.1. Понятие, виды и методы планирования
- Существуютразличные методы планирования:
- 9.2. Стратегическое планирование
- 9.2.1. Основные понятия
- 9.2.2. Ситуационный анализ
- Анализ сильных и слабых сторон организации.
- Swot- анализ Microsoft.
- 9.2.3. Pims-анализ
- 1. Привлекательность рыночных условий:
- Зависимость прибыльности от доли рынка
- 9.2.4. Выбор миссии и стратегических целей.
- 9.2.5. Система целей предприятия
- Немонетарные цели
- Классификация целей менеджмента
- Примеры ключевых целей промышленного предприятия
- 9.2.6. Базисные стратегии развития организации
- Тема 10. Функция управления – организация
- 10.1. Проектирование оргструктуры предприятия.
- 10.2. Эволюция оргструктур. Бюрократические и органические организации
- Сравнительные характеристики типов структур управления
- 10.3. Традиционные типы организационных структур Линейная организация.
- Функциональная организация.
- Дивизиональная организация.
- Матричная организация
- 10.4. Новые методы построения организации.
- Эдхократическая организация.
- Многомерная организация.
- Партисипативная организация.
- Предпринимательская организация.
- 10.5. Экскурс. Реструктуризация российских предприятий. Управленческий аспект.
- Тема 11. Функция управления - Мотивация
- 11.1. Содержательные теории мотивации (бихевиористический или поведенческий подход) Теория мотивации по а. Маслоу.
- Теория мотивации Фредерика Герцберга
- Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
- 11.2. Процессуальные теории мотивации
- Теория ожиданий Виктора Врума.
- Теория справедливости.
- Теория мотивации л. Портера - э. Лоулера.
- Тема 12. Стили управления
- 12.1. Теории “х” и “y” МакГрегора
- Стили управления
- 12.2. Модель Лайкерта
- 12.3. Управленческая решетка Блейка и Мутона
- 12.4. Трехосевая таблица Реддина
- Тема 13. Реклама как инструмент продвижения продукта
- Понятие рекламы и планирование рекламной кампании
- Средние относительные затраты на рекламу
- Тема 14. Pr (Public Relations)
- Выделяют внешнюю и внутреннюю функции pr
- Свои функции pr могут выполнять в следующих сферах человеческой деятельности:
- Можно сформулировать следующие главные принципы pr:
- К методам pr относятся следующие:
- Тема 15. Контроллинг как управленческая концепция
- Концепция контроллинга
- Структура и содержание контроллинга
- Инструменты контроллинга
- Система показателей, используемых для проведения маркетингового исследования
- 1.2. Показатели для анализа спроса.
- 1.3. Показатели для анализа предложения
- 1.4. Показатели для анализа требований потребителя к товару и потребительских предпочтений
- 1.5. Показатели для анализа перспектив развития рынка
- Показатели, используемые для изучения форм и методов торговли на рынке*
- 2.2. Показатели для анализа и оценки деятельности на рынке фирм-конкурентов
- 2.3. Показатели для изучения фирм — потенциальных покупателей интересующего товара
- 2.4. Показатели для изучения коммерческой практики на рынке
- 2.5. Показатели для анализа транспортных условий
- 2.6. Показатели для анализа правовых условий
- 2.7. Показатели для анализа торгово-политических условий