10.5. Экскурс. Реструктуризация российских предприятий. Управленческий аспект.
Начиная с 3O-x годов и вплоть до начала перестройки экономика бывшего СССР была подвержена гигантомании. Предприятия-гиганты появлялись один за другим. В настоящее время, деятельность почти каждого из них является неэффективной (нерентабельное производство, постоянное увеличение убытков от основной деятельности, большой объем неиспользуемых мощностей, крупные суммы задолженности перед бюджетом и кредиторами, сокращение числа рабочих и служащих).
Одним из реальных путей выхода крупных предприятий из кризиса является реструктуризация, т.е. изменение структуры управления предприятием. Ведь в настоящее время большинство российских предприятий используют линейно-функциональную структуру управления.
Существует несколько вариантов реструктуризации. Рассмотрим некоторые.
Передача прав собственности на неиспользуемые основные фонды.
Данный вариант является наиболее простым выгодным для крупных промышленных структур. Как отмечалось, их основные фонды используются не полностью и являются своего рода балластом. Во-первых, не принося ни какой прибыли, они увеличивают сумму налога на имущество, что еще больше увеличивает сумму задолженности предприятия перед бюджетом. Во-вторых, наличие таких фонде негативно сказывается на структуре баланса вызывая чрезмерное ее утяжеление и в конечном счете затрудняя взаимодействие со структурами финансового сектора, что отражаете на наличии оборотных средств.
Крупным предприятиям зачастую выгодно избавиться от неиспользуемых основных фондов, которые нужны малым. Последние имея более легкий доступ к кредитным средствам, могут помочь гигантам в решении проблемы погашения задолженности и поиска оборотных средств.
Таким образом, современное состояние экономических отношений в России обусловливает необходимость взаимосвязанного развития крупных и малых предприятий.
Рассмотрим три наиболее простых механизма взаимодействия.
Продажа неиспользуемых основных фондов малому предприятию. К преимуществам данной процедуры относится быстрое получение значительной суммы денежных средств, в которых крупные предприятия остро нуждаются. Более того, для предприятий, финансовое положение которых является очень тяжелым, такой подход можно определить не только как оптимальный, но и единственно целесообразный. Недостаток его - безвозвратная потеря части основных фондов, а следовательно, отсутствие возможности быстро (без новых капиталовложений (увеличить объем производства. Очевидно, что для предприятии, находящихся на грани банкротства, это неактуально. Для тех, кто испытывает временные трудности, такой подход можно охарактеризовать как излишне радикальный.
Отметим заинтересованность и возможность участия местной администрации. С одной стороны, данная операция предполагает развитие малого предприятия (налогоплательщика), что увеличит доходную часть местного бюджета. С другой стороны, крупное предприятие (должник) получает определенную сумму средств, которая будет использоваться на покрытие задолженности перед федеральным и местным бюджетами. Местная администрация может участвовать в качестве эксперта в переговорах по оценке имущества, чтобы избежать необоснованного завышения или занижения цен.
Продажа основных фондов крупных предприятий малым осуществляется либо непосредственно, либо при содействии финансового посредника (чаще банка, хотя на самом деле в этом участвуют не только финансовые структуры, но и торгово-посреднические и даже производственные). Появление последнего в процессе сделки обусловлено отсутствием у малого предприятия необходимой суммы для единовременного платежа, поскольку крупные предприятия в большинстве случаев нуждаются в них безотлагательно (каждый день увеличивает как объемы задолженности, так и суммы пени и штрафов на них).
В любом случае приобретение банком части основных фондов крупного предприятия - своего рода товарный кредит, поэтому при достаточно высокой его ставке этого банк скорее всего пойдет на такую операцию.
Передача малому предприятию части основных фондов на основании договора аренды. Из активов реструктуризируемого предприятия в качестве объектов аренды могут выступать производственные и непроизводственные основные фонды. При этом из их состава исключается часть непроизводственных, т.е. функционирующий жилой фонд, коммерческое использование которого запрещается. Исключаются также активы, приносящие собственнику доход, превышающий величину потенциальной арендной платы.
Арендная плата складывается из суммы амортизационных отчислений и комиссионных, выплачиваемых арендодателю за предоставление имущества в хозяйственное пользование, представляющих собой процент от стоимости передаваемого имущества (как правило. близкий к проценту по долгосрочному банковскому кредиту. В случае если арендатор связан с арендодателем поставками продукции (услуг производственного характера), в величину арендной платы может быть зачтена стоимость поставок.
Имущество, передаваемое в аренду, может быть оценено по остаточной стоимости либо на основе сложившейся величины договорных цен на имущество, обладающее соответствующими эксплуатационными характеристиками. В случае, если арендатор связан с арендодателем поставками продукции (услуг производственного характера), арендодатель на момент заключения договора аренды имеет значительную задолженность перед арендатором, стоимость передаваемого имущества может быть уменьшена на величину задолженности. Тот же самый механизм зачета может быть применен, если имущество выкупается арендатором у арендодателя.
Если арендодатель, приобретающий у арендатора продукцию (услуги производственного характера), не в состоянии своевременно рассчитываться за поставки, сумма долга может списываться при периодическом перезаключении договора аренды.
Менее очевидна целесообразность аренды в отношении имущества вспомогательного производства. Если технико-экономический вариант реструктуризации предполагает сохранение подразделений основного производства в структуре предприятия, встает вопрос о сохранении производственно-технологических связей между организационно разделяемыми частями имущественного комплекса. Предметом сравнения при принятии решения являются отпускные цены внутреннего оборота (удельные затраты на содержание подразделений вспомогательного производства), ориентировочные затраты предприятия на приобретение услуг будущих малых предприятий, образованных на основе этих подразделений (договорные цены) и поступления от арендных платежей. Если разница между затратами на продукцию (услуги производственного характера) после разделения и рассчитанными за этот же срок арендными платежами будет меньше затрат до разделения, сдача в аренду имущества подразделений вспомогательного производства малым предприятиям, образованным на их основе, для реструктуризируемого предприятия экономически целесообразна.
Таким образом передача части имущества в возмездное пользование позволяет:
возместить расходы на содержание имущества;
улучшить структуру баланса и повысить рентабельность активов;
сделать более выгодными условия поставок ресурсов (Услуг производственного характера), если арендатором выступают, подразделения вспомогательного производства, преобразованные в малые предприятия;
получать доходы на имущество, не принимая на себя риски хозяйственной деятельности.
Арендатору (малому предприятию) использование имущества крупных предприятий сулит преимущества:
осуществлять хозяйственную деятельность без крупных первоначальных инвестиций;
выкупить арендуемое имущество по истечении срока аренды и при условии несения выкупной стоимости;
возможность списывать арендные платежи на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую прибыль;
избежать уплаты налога на имущество при пользовании этим имуществом.
• Проведение взаимозачетов между крупной структурой, предприятиями-кредиторами и региональным бюджетом. Рассмотрим ситуацию, когда крупное предприятие имеет большие суммы задолженности перед контрагентами и местным бюджетом, не имея при этом "живых" денежных средств, а следовательно, возможности покрыть долги и отвечать по текущим обязательствам. Кредиторы же требуют немедленного погашения задолженности, включая штрафы, пени и т.п. Именно в такой ситуации предприятию не остается другого выбора кроме предложения о проведении взаимозачета, при котором реальная стоимость части основных фондов предприятия будет равна сумме задолженности. Таким образом, долги крупных предприятий погашаются путем передачи части основных средств с баланса должника на баланс кредитора.
Сам механизм взаимозачета достаточно типичен и не представляет особого интереса. Гораздо привлекательнее подход к передаче имущества во владение малым предприятиям со стороны предприятий-кредиторов и местной власти. Оба новых владельца могут продать основные средства малому предприятию, сдать в аренду или использовать в качестве взноса в уставный капитал образуемых малых предприятий.
Положительной стороной при покупке основных средств малым предприятием является получение недорогого (по сравнению с новым) имущества в собственность. Отрицательных сторон в данном варианте намного больше:
необходимость единовременной выплаты сравнительно большой суммы средств до того момента, как имущество начнет окупаться; обязанность уплаты налога на имущество; в случае недостатка собственных ресурсов - получение заемных средств, а следовательно возникновение дополнительных расходов по обслуживанию долга;
сложность реализации имущества в будущем, если надобность в нем отпадет.
Получение основных средств в аренду означает для малых предприятий, с одной стороны, отсутствие необходимости уплаты налога на имущество, снижение величины налогооблагаемой прибыли за счет арендной платы и сохранение ликвидной структуры баланса, с другой - отсутствие права собственности в отношении имущества; в ряде случаев возможно, что арендная плата превысит экономию на налогах, амортизации и процентах по займам.
В пользу получения основных средств малым предприятием в качестве взноса в уставный капитал говорит передача имущества в собственность; формирование капитала за счет собственных средств; поддержка со стороны учредителя, а если последним является местная власть - льготного режима пронзводственно-хозяйственной деятельности.
Против такого решения выступает необходимость уплаты налога на имущество, а также отчисления части прибыли в качестве дивидендов учредителям и тем самым сохранения зависимости от них.
На наш взгляд, наиболее удачным является вариант, при котором основные средства передаются малым предприятиям на условиях аренды.
Вычленение каких-либо подразделений из общей структуры в самостоятельные предприятия. Основная причина неэффективности непрофнльных и вспомогательных производств на крупном предприятии - незначительность их вклада в общие финансовые результаты работы. Крупному предприятию проще содержать небольшие убыточные производства, чем тратить средства на их оздоровление.
С этой точки зрения появление собственника, для которого непрофильное производство окажется основным, несомненно, должно положительно повлиять на результаты хозяйственной деятельности.
Таким образом, в качестве общего условия целесообразности вычленения является более высокая прогнозируемая эффективность функционирования подразделения вне крупного предприятия, чем в его составе. Принятие решения о том, какие подразделения целесообразно вычленять из структуры крупного предприятия, должно основываться на анализе, во-первых, спроса на продукцию подразделения вне предприятия, во-вторых, степени гибкости производственного процесса каждого подразделения, т.е. без существенных изменений технологии перейти на выпуск другого вида продукции и, в-третьих, степени взаимной производственно-технологической зависимости подразделений.
Убыточность основного производства по организационно-экономическим (не связанным с инвестициями и структурными изменениями) причинам свидетельствует о возможности вычленения, если давление убыточных вспомогательных и непрофильных производств на издержки основного производства ощутимо и вспомогательные производства имеют более эффективные каналы реализации своей продукции (услуг) и соответственно могут быть прибыльными.
В отдельных случаях сохранение вспомогательных (непрофильных) производств в структуре крупного предприятия более целесообразно, чем их вычленение. В большей степени сказанное касается вспомогательных подразделений, особенно если приемлемых альтернатив их продукции (услугам) у крупного предприятия нет. В меньшей степени это относится к непрофильным производствам, если они не используют условия и косвенные результаты деятельности крупного предприятия (например, производственную инфраструктуру и отходы).
Возможности самостоятельной хозяйственной деятельности вспомогательного подразделения определяются:
наличием товарного выпуска и долей последнего в общем объеме производства;
фактическими темпами роста товарного выпуска (в натуральном выражении и по стоимости) и требуемыми для обеспечения безубыточной работы в случае прекращения основного производства предприятия;
уровнем рентабельности товарной продукции;
фактической (и прогнозируемой после вычленения) степенью технологической зависимости от других подразделений предприятия (например, измеряемой долей затрат на продукцию этих подразделений в себестоимости производства).
Таким образом, общим условием вычленения вспомогательных (непрофильных) подразделений является наличие спроса на их продукцию (услуги), достаточного для того, чтобы компенсировать сокращение загрузки мощностей в результате закрытия основного производства.
Результатом вычленения может быть образование нового предприятия любого размера. Создание крупного предприятия возможно в случае вычленения какого-либо передела основного производства. Экономической предпосылкой образования именно такой производственной структуры считается значительный масштаб производства. Это предполагает, что есть массовый рынок продукции вновь образованного предприятия (например, полуфабрикатов, комплектующих изделий); сохраняется поточное предметно-специализированное производство; источником дохода являются низкая цена и высокая скорость оборота.
В остальных случаях речь может идти об образовании малых предприятий, ибо смена специализации основного производства с предметной на технологическую чревата неизбежной потерей экономии на масштабах производства;
вспомогательное (непрофильное) производство как подразделение производственной (социальной) инфраструктуры обслуживает локальные потребности и не рассчитано на массовый выпуск;
Таким образом, в качестве предпосылки образования малых предприятий на базе реструктурируемых крупных выступает наличие не просто спроса, а именно низкоэластичного по цене спроса на продукцию (услуги).
Дробление крупных предприятий на ряд мелких
В некоторых случаях используется еще один вариант реструктуризации, при котором крупное предприятие по собственной инициативе разделяется на несколько более мелких. При этом руководство, как правило, прилагает максимум усилий к тому, чтобы основная сумма убытков и задолженности по всем статьям была "взвалена" только на одну из новых структур, а разделительные балансы всех других оставались бы "чистыми".
При таком подходе первая структура со временем прекращает существование и своим имуществом покрывает задолженность всего крупного предприятия. Все же остальные структуры оказываются свободными от долгов своего предшественника и при одновременном изменении организационной структуры, подхода к маркетингу и финансовой политики могут начать рентабельное производство.
Выбор варианта реструктуризации зависит от состояния конкретного предприятия в момент принятия решения по этому поводу, а также целей и задач предприятия. Непременно должны учитываться интересы работников предприятия, бюджета, кредиторов и экономики в целом.
- Тема 1. Предприятие – как рационально действующая единица 3
- Тема 11. Функция управления - Мотивация 125
- 1.1. Виды предприятий
- 1.2 Организационно-правовые формы предприятий
- Предпринимательство без образования юридического лица
- Коммерческие и некоммерческие организации
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество
- Зарубежная практика
- Общество с ограниченной ответственностью
- Акционерные общества
- Прочие формы бизнеса. Кооперативы
- Специфические формы предпринимательства за рубежом
- Тема 2. Основные Фонды
- 2.1. Состав оф
- 2.2. Оценка основных фондов, или определение стоимости
- 2.3. Износ оф
- 2.4. Амортизация основных фондов
- Линейные модели
- Расчет амортизационных начислений линейным и методом объемов производства
- Нелинейные методы Нелинейные методы без начисления процентов на суммы амортизации
- Расчет амортизационных начислений методом постоянных долей и методом сумм
- C начислением процентов на суммы амортизации
- Способы амортизации основных фондов разрешённые в рф
- Сравнение различных методов
- 2.5. Показатели использования оф
- Тема 3. Оборотные средства
- 3.1.Обзор и основных понятий
- 3.2 Источники формирования ос
- 2. Привлеченные средства:
- 3.3 Нормирование ос
- Показатели эффективности использования ос
- 3.3 Управление оборотным капиталом политика предприятия в области оборотного капитала
- 3.4 Стратегии финансирования текущих активов
- 3.5 Компоненты оборотного капитала
- 3.6 Расчет финансового цикла
- 3.7. Модели управления запасами
- Модель Баумола
- Модель Миллера — Орра
- Тема 4. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
- 4.1. Себестоимость и ее структура
- Выделяют 2 способа расчета себестоимости:
- Себестоимость на предприятии рассчитывается в несколько этапов:
- 4.2. Выручка от реализации продукции
- 4.3. Прибыль
- Балансовая прибыль складывается из 3 элементов:
- 3. Внереализационные доходы и убытки (вду).
- Тема 5. Налогообложение предприятий
- 5.1. Налоговая система рф
- Налоговая система рф
- 5.2. Основные налоги, взимаемые с предприятий
- 5.2.3. Налог на прибыль предприятий
- 5.2.4. Налог на имущество предприятий
- Комментарий ко II части Налогового кодекса рф
- Тема 6. Ценообразование и ценовая политика
- 6.1. Принципы ценообразования
- 6.2. Методы ценообразования
- 6.3. Механизм ценовой политики и ценообразования
- Факторы, влияющие на величину цены
- Установление цены продажи
- Изучение цен
- Тема 7. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 2. Метод индекса рентабельности (рi)
- 3. Метод внутренней процентной ставки (irr)
- Тема 8.Финансовый план инвестиционного проекта
- Отчет о прибылях и убытках
- Отчет о движении денежных средств
- 2. Валюта баланса показывает величину собственных средств:
- Тема 9. Функция управления - планирование
- 9.1. Понятие, виды и методы планирования
- Существуютразличные методы планирования:
- 9.2. Стратегическое планирование
- 9.2.1. Основные понятия
- 9.2.2. Ситуационный анализ
- Анализ сильных и слабых сторон организации.
- Swot- анализ Microsoft.
- 9.2.3. Pims-анализ
- 1. Привлекательность рыночных условий:
- Зависимость прибыльности от доли рынка
- 9.2.4. Выбор миссии и стратегических целей.
- 9.2.5. Система целей предприятия
- Немонетарные цели
- Классификация целей менеджмента
- Примеры ключевых целей промышленного предприятия
- 9.2.6. Базисные стратегии развития организации
- Тема 10. Функция управления – организация
- 10.1. Проектирование оргструктуры предприятия.
- 10.2. Эволюция оргструктур. Бюрократические и органические организации
- Сравнительные характеристики типов структур управления
- 10.3. Традиционные типы организационных структур Линейная организация.
- Функциональная организация.
- Дивизиональная организация.
- Матричная организация
- 10.4. Новые методы построения организации.
- Эдхократическая организация.
- Многомерная организация.
- Партисипативная организация.
- Предпринимательская организация.
- 10.5. Экскурс. Реструктуризация российских предприятий. Управленческий аспект.
- Тема 11. Функция управления - Мотивация
- 11.1. Содержательные теории мотивации (бихевиористический или поведенческий подход) Теория мотивации по а. Маслоу.
- Теория мотивации Фредерика Герцберга
- Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
- 11.2. Процессуальные теории мотивации
- Теория ожиданий Виктора Врума.
- Теория справедливости.
- Теория мотивации л. Портера - э. Лоулера.
- Тема 12. Стили управления
- 12.1. Теории “х” и “y” МакГрегора
- Стили управления
- 12.2. Модель Лайкерта
- 12.3. Управленческая решетка Блейка и Мутона
- 12.4. Трехосевая таблица Реддина
- Тема 13. Реклама как инструмент продвижения продукта
- Понятие рекламы и планирование рекламной кампании
- Средние относительные затраты на рекламу
- Тема 14. Pr (Public Relations)
- Выделяют внешнюю и внутреннюю функции pr
- Свои функции pr могут выполнять в следующих сферах человеческой деятельности:
- Можно сформулировать следующие главные принципы pr:
- К методам pr относятся следующие:
- Тема 15. Контроллинг как управленческая концепция
- Концепция контроллинга
- Структура и содержание контроллинга
- Инструменты контроллинга
- Система показателей, используемых для проведения маркетингового исследования
- 1.2. Показатели для анализа спроса.
- 1.3. Показатели для анализа предложения
- 1.4. Показатели для анализа требований потребителя к товару и потребительских предпочтений
- 1.5. Показатели для анализа перспектив развития рынка
- Показатели, используемые для изучения форм и методов торговли на рынке*
- 2.2. Показатели для анализа и оценки деятельности на рынке фирм-конкурентов
- 2.3. Показатели для изучения фирм — потенциальных покупателей интересующего товара
- 2.4. Показатели для изучения коммерческой практики на рынке
- 2.5. Показатели для анализа транспортных условий
- 2.6. Показатели для анализа правовых условий
- 2.7. Показатели для анализа торгово-политических условий