logo
Кошечкин

Комментарий ко II части Налогового кодекса рф

С 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ. Правда, приняты пока только четыре главы, а именно: Глава 21 "Налог на добавленную стоимость", Глава 22 "Акцизы", Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" и Глава 24 "Единый социальный налог".

В Главе 21 "Налог на добавленную стоимость" определен порядок исчисления и уплаты НДС. С 01.01.2001 г. налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, кроме организаций, будут признаваться индивидуальные предприниматели.

Статьей 145 Кодекса предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Такой возможностью смогут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, у которых в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превысила 1 млн. рублей. Данное положение не распространяется на плательщиков акцизов. Отметим, что освобождение производится на срок, равный 12 последовательным налоговым периодам, т.е. на один год. По истечении указанного срока освобождение может быть продлено. Сохранилась общая ставка НДС в размере 20%, а также прежний перечень товаров, облагаемых налогом по пониженной ставке 10%. В этот перечень входят ряд продовольственных товаров первой необходимости, детская одежда и обувь (за исключением изделий из натурального меха и кожи), детские игрушки, а также ряд канцелярских товаров для школьников. Нулевая ставка НДС устанавливается на сырье и товары, предназначенные для экспорта (за исключением нефти и газа, поставляемых в страны СНГ).

По налогу на добавленную стоимость Налоговый кодекс предусматривает изменение состава налогоплательщиков. К ним отнесены наряду с организациями индивидуальные предприниматели. Однако если их налоговая база без учета НДС и налога с продаж не превысит 1 млн. руб., то организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты НДС. Уточнены объекты обложения, операции, освобождаемые от налогообложения. Выявлены особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также особенности определения налоговой базы при выполнении договоров финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессия), договоров поручения, комиссии и агентских договоров и др. Установлены три группы налоговых ставок, в том числе 0%, 10% и 20% от налоговой базы. Определен порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%. Это направлено на устранение возможности для необоснованного применения налоговых льгот, в частности при реэкспорте товаров. Установлен состав и порядок применения налоговых вычетов, возмещения налога, налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

На 2001 г. предусмотрена стопроцентная централизация НДС в доходах федерального бюджета, тогда как в 2000г. централизация составляла 85%. За счет 15% НДС создается Фонд компенсаций, подлежащий перераспределению между всеми субъектами РФ и имеющий строго целевое назначение — финансирование социальных нужд, установленных федеральными законами “О ветеранах”, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О государственных пособиях гражданам, имеющим-детей”. Это позволит полнее и своевременнее выполнять социальные обязательства государства, изыскивать дополнительные финансовые резервы для решения социальных проблем.

Акцизы с 1 января 2001 года будут регулироваться Главой 22. В первую очередь нужно сказать о значительном повышении ставок акцизов на основные виды подакцизных товаров. В частности, ставки на автомобильный бензин увеличены почти в три раза. Так, на бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно ставка возросла с 455 до 1350 руб. за 1 тонну, а на бензин автомобильный с иными октановыми числами - с 585 до 1850 руб. за 1 тонну. На спиртосодержащую и иную алкогольную продукцию ставки акцизов увеличатся в среднем на 3-10 процентов, на табачные изделия, нефть и стабильный газовый конденсат – на 20 процентов. В отношении автомобилей единая процентная ставка заменена дифференцированными ставками в абсолютных величинах, которые установлены в зависимости от мощности двигателя.

Вводится новый порядок исчисления и уплаты акцизов участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), которые теперь будут нести солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате акцизов. Следует отметить существенное изменение перечня подакцизных товаров, в который теперь включены все виды легковых автомобилей и мотоциклы, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей. Вместе с тем, не признаются подакцизными товарами в части спиртосодержащей продукции товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. Еще один момент, касающийся спиртосодержащей продукции. Согласно Кодексу указанная продукция признается подакцизным товаром, если объемная доля этилового спирта составляет не 12 процентов, как предусмотрено действующим законодательством, а 9 процентов.

По акцизам Налоговый кодекс внес корректировки в порядок его уплаты производителями этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной и табачной продукции, газа, моторного топлива, легковых автомобилей. При этом плательщиками 50% акцизов на алкогольную продукцию определены организации оптовой торговли. Акцизы на табачную продукцию увеличены в среднем на 50%, но импортируемое сырье для производства табачной продукции будет облагаться с 1 января 2002 г. по ставке 0%.

Увеличение акцизов на моторное топливо в 3,8 раза позволяет частично компенсировать отмену налога на пользователей автомобильных дорог, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога на приобретение автотранспортных средств. Перечисленные налоги с оборота служили целевыми источниками формирования Федерального и территориальных дорожных фондов. В связи с отменой перечисленных выше налогов начиная с 2001 г. ликвидируется Федеральный дорожный фонд. До 1 января 2003 г. сохраняется налог на пользователей автомобильных дорог в размере 1 % от выручки от реализации продукции (работ, услуг) или 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализуемых в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, поступающий в территориальные дорожные фонды или бюджеты субъектов РФ для целевого использования на финансирование затрат. Субъектам РФ дано право дифференцировать ставку налога.

Дифференцированы акцизы на легковой транспорт. Акцизы на природный газ, реализуемый на территории России и поставляемый в государства — участники СНГ, установлены в размере 15%, а на газ, реализуемый в другие государства, — 30%.

Изменение ставок акцизов может привести к росту цен, что в свою очередь потребует принятия ограничительных мер для недопущения раскручивания инфляционной спирали и падения жизненного уровня населения.

Таким образом, вторая часть Налогового кодекса в части НДС и акцизов уточняет и развивает действующее законодательство и направлена на повышение налоговой дисциплины.

Главой 23 "Налог на доходы физических лиц" с 1 января 2001 года вводится единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов. Налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении дивидендов, а также доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Доходы по договорам страхования, по банковским вкладам, а также выигрыши в лотерею, на тотализаторе и денежные призы будут облагаться налогом по ставке 35 процентов.

Налог на доходы физических лиц является преемником подоходного налога с физических лиц. Во второй части Налогового кодекса систематизированы все виды доходов физических лиц от источников в Российской Федерации и за ее пределами. Выявлены особенности определения налоговой базы при получении различных видов налогов. Установлен новый перечень налоговых льгот и социальных налоговых вычетов. К примеру, введены:. социальный налоговый вычет на суммы, уплаченные за обучение на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере до 25 тыс. руб. в год; социальный налоговый вычет на суммы, уплаченные за услуги по лечению в медицинских учреждениях РФ и приобретаемые медикаменты в размере до 25 тыс. руб. По дорогостоящим видам лечения сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Наряду с социальными вычетами предусматриваются также имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Субъектам РФ дано право устанавливать размеры налоговых вычетов с учетом региональных особенностей. Отменены ранее существовавшие льготы для военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и приравненных к ним лиц, а также судей и прокурорских работников.

Введена единая ставка налога на доходы физических лиц. Наряду с ней установлена ставка в размере 35% для отдельных видов доходов, включая: выигрыши и призы; страховые выплаты по договорам добровольного страхования, в части выплат страховщиками, превышающих ставку рефинансирования Банка России; процентных доходов по вкладам в банках и в части превышения сумм, рассчитанных исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Банка к налогообложению физических лиц, направлены на активизацию деятельности трудоспособного населения, повышение заинтересованности в результатах труда, легализацию доходов, выплачиваемых ранее через различные “серые” схемы.

Согласно Главе 24 "Единый социальный налог" вводится новый единый социальный налог, который объединяет отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Цель введения налога - мобилизация средств на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Механизм исчисления этого налога довольно сложный. Для каждой категории налогоплательщиков предусмотрена своя регрессивная шкала ставок. Установлено, что сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Уплата авансовых платежей по налогу производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Если налогоплательщик не представил в банк платежных поручений на перечисление налога, то последний не вправе выдавать своему клиенту средства на оплату труда.

Единый социальный налог (взнос) введен частью второй Налогового кодекса как источник финансовых ресурсов, перечисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. При этом он заменяет собой действовавшие ранее разрозненные отчисления в перечисленные фонды. Одновременно ликвидируется Государственный фонд занятости населения РФ, а расходы, финансирование которых ранее производилось из этого фонда, включены в расходные статьи федерального бюджета.

Введение единого налога не изменило действующую систему расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов. В то же время контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения взносов в указанные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ.

Единый социальный налог (взнос) неоднороден, поскольку его распределение отличается многоканальностью: единый налог на “входе” расщепляется на три части на “выходе”. Кроме того, он имеет регрессивную шкалу. Максимальная ставка единого социального налога (взноса) — 35,6% от выплат работодателями наемным работникам, а также от доходов, полученных от всех видов деятельности индивидуальными предпринимателями, родовыми семейными общинами малочисленных народов Севера, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, адвокатами, при максимальных размерах составляющих его элементов: 28% — в части Пенсионного фонда РФ, 4% — в части Фонда социального страхования РФ, 3,6% — в части Фонда обязательного медицинского страхования, в том числе 0,2% Федерального фонда и 3,4% территориальных фондов. Минимальная ставка единого социального налога (взноса) установлена в размере 2% при выплатах или доходах свыше 600 тыс. руб. и начнет действовать с 1 января 2002 г.

Таким образом, введение единого социального налога (взноса) позволит упростить систему взаимоотношений налогоплательщика с государственными внебюджетными фондами, повысить эффективность управления государственными финансовыми ресурсами, легализовать часть скрываемых от налогообложения доходов. В то же время единый социальный налог (взнос) может вызвать негативные последствия для системы социального страхования и пенсионного обеспечения, так как он не только уменьшает размеры взносов работодателей, но и лишает государственные социальные внебюджетные фонды напрямую взаимодействовать с плательщиками взноса.

***

Нельзя обойти вниманием и Закон о введении в действие второй части НК РФ. Отметим наиболее существенные положения этого Закона.

Во-первых, с вступлением в силу второй части НК РФ утрачивает силу, соответственно, целый ряд налоговых законов: о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге, о налоге на отдельные виды транспортных средств. Правда, некоторые льготы, предусмотренные законом о НДС, будут действовать до 1 января 2002 года. В частности, до указанной даты сохранятся льготы в отношении лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, работ и услуг по реставрации и охране памятников истории и культуры. По-прежнему от налога на добавленную стоимость будут освобождаться обороты от реализации продукции СМИ, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность.

Во-вторых, вводный закон вносит изменения в некоторые законы, в том числе в Закон РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации”. С момента вступления в силу второй части НК РФ налог на ГСМ и налог на приобретение автотранспортных средств упраздняются. Предусмотрено уменьшение в 2,5 раза налога на пользователей автомобильных дорог. С 1 января 2001 года этот налог будет устанавливаться в размере 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), или 1 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Сам же Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу с 1 января 2003 года.

***

Кроме того, внесены изменения в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. Согласно этим изменениям налог на прибыль предприятий и организаций зачисляется в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов. В-третьих, установлено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами. Таким образом, в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы будут вправе проводить все предусмотренные Налоговым кодексом РФ мероприятия налогового контроля, осуществлять взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов, проводить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога в соответствии с НК РФ. Что касается отсрочек (рассрочек) по уплате взносов и решений о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням, предоставленных и принятых до введения в действие части второй Кодекса, то они будут применяться в соответствии с условиями, на которых были предоставлены. Однако если с 1 января 2001 года налогоплательщик нарушит условия предоставления такой рассрочки, то в течение 5-ти дней налоговым органом принимается решение об отмене отсрочки. При этом сумма задолженности взыскивается налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления получили право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.

***

С 1 января 2001 г. отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, поступавший в местные бюджеты. В целях частичной компенсации выпадающих доходов предусмотрено зачисление в местные бюджеты налога на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не выше 5%.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть II.

3. АЛГОРИТМ ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОДГОНКИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ФИРМ   (Шаблон MS EXCEL)

4. Налоговое планирование (Учебное пособие. Файл. PDF)

5. Способы снижения налогов

6. Налогообложение малого бизнеса - выбор организационно правовой формы

 

Задачи

5.1. Затраты предприятия на приобретение сырья и материалов составляет 100 млн. руб. (без НДС). Предприятие реализует торговле изготовленные из этого сырья и материалов продукции на сумму 360 млн. руб. (с НДС).

Найти сумму НДС, которую предприятие должно внести в бюджет (НДС — 20 %).

5.2. Торговое предприятие продает эту продукцию (см. задачу 4. 1) продает эти товары населению на сумму 500 млн. руб. (с НДС).

Определить сумму НДС, которую торговое предприятие должно внести в бюджет.

5.3. Оптовая цена 1 бутылки виноградного вина — 10000 руб. Ставка акциза к отпускной цене 46,5 %. Найти сумму акциза.

5.4. Регулируемая цена 1 бутылки водки 10000 руб. Торговая наценка — 6,5 %. Определить сумму НДС и акциза (при ставке 90 %)

5.5. Облагаемая налогом прибыль (без льгот) 500 млн. руб. Затраты предприятия на капвложения — 194 млн. руб. Сумма начисленного износа ОФ — 41 млн. руб. Затраты на содержание социально-бытовых объектов — 154 млн. руб., в том числе в пределах норм, установленных администрацией города, 105 млн. руб. Отчисления на благотворительные цели — 12 млн. руб. Определить сумму налога на прибыль.

5.6. Ставка ЦБ РФ — 40 %, авансовые платежи предприятия за квартал составили 175 млн. руб. из расчета 50 млн. руб. облагаемой прибыли. Фактическая сумма облагаемой налогом прибыли составила 60 млн. руб. Ставка налога на прибыль — 35 %. Определить сумму налога на прибыль, которую предприятие должно внести в бюджет.

5.7 В феврале 1995 г. приобретено и введено в эксплуатацию оборудование стоимостью 150 млн. руб. с месячной нормой износа 1 %. От налога на прибыль была освобождена вся сумма затрат на приобретение оборудования. В январе 1996 г. оборудование было продано. Определить насколько увеличится налогооблагаемая прибыль.