2.3. Принципы планирования.
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были сформулированы пять основополагающих принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.
Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.
Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления. Внутрифирменное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия (фирмы).
Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки.
Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые также ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками “безопасности”, или “подушками”. При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину или размер таких резервов.
Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним окружением. Поэтому всякий план должен составляться с такой степенью точности, которую желает достичь само предприятие с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Следовательно, возможна любая степень точности планов, но при обеспечении допустимой эффективности производства.
Наряду с рассмотренными принципами необходимо использование на практике еще двух основных положений разработанного Р.Л.Акоффом метода интерактивного планирования:
- принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого: "Лучше планировать для себя — неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими не важно, насколько хорошо". Смысл этого: увеличивать свои желания и способности и удовлетворять потребности как собственные, так и чужие. Планирование другими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. Оно должно быть столь же радостным, сколь производительным.
- принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Каждая из них относится к своему измерению предприятия, которое разделено на уровни, а каждый уровень на объекты, различающиеся по выполняемым функциям: выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку.
Координация устанавливает, что деятельность любой структурной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.
Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.
Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования “сразу всеми” противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.
- В.П. Орловская бизнес-планирование ресторанного сервиса
- Санкт-Петербург
- Введение
- Тема 1. Введение в дисциплину
- 1.1. Место дисциплины в системе подготовки специалистов для предприятий туризма и сервиса
- 1.2. Планирование как основополагающая функция менеджмента.
- 1.3. Понятия «план» и «планирование».
- 1.4. Сущность и функции планирования на уровне макро- и микроэкономики.
- 2.2. Виды планирования.
- 2.3. Принципы планирования.
- 2.4. Методы планирования.
- 2.5. Стратегическое, оперативное и тактическое планирование.
- 2.6. Процесс планирования в экономической организации.
- 2.7. Система стратегического обновления предприятия ресторанного сервиса.
- Первая фаза: восприятие слабых сигналов
- Вторая фаза: творческая атмосфера как условие для создания альтернативных решений
- Третья фаза: отбор и развитие новых инициативных решений
- Четвертая фаза: укрепление предприятия; развитие предприятия как системы
- Контрольные вопросы к Теме 2.
- Тема 3. Цели, задачи и особенности составления бизнес-плана
- 3.1. Цели и задачи бизнес-плана.
- 3.2. Функции бизнес-плана
- 3.3. Работы, предшествующие составлению бизнес-плана.
- 3.4. Требования к бизнес-плану и особенности его составления.
- 3.5. Бизнес-план для привлечения инвестора.
- 3.6. Составители бизнес-плана.
- Заказать написать бизнес-план профессиональным консультантам.
- Поставить задачу написать бизнес-план перед персоналом собственного предприятия.
- Написать бизнес-план самостоятельно.
- 3.7. Технология разработки бизнес-плана.
- Этапы разработки бизнес-плана.
- 3.9. Оформление и стиль бизнес-плана.
- Контрольные вопросы к Теме 3
- Тема 4. Структура бизнес-плана
- 4.1. Чем определяется структура бизнес-плана.
- 4.6. Раздел «Продукт».
- 4.7.Раздел «Положение дел в отрасли».
- 4.8. Раздел «Рынки сбыта товаров и услуг».
- 4.9. Раздел «Конкуренция на рынках сбыта».
- 4.10. Раздел «План маркетинга».
- 4.11. Раздел «План производства».
- 4.12. Раздел «Организационный план».
- 4.13. Раздел «Правовое обеспечение деятельности фирмы».
- 4.14. Раздел «Оценка риска и страхование».
- 4.15 Раздел «Финансовый план».
- Контрольные вопросы к Теме 4.
- Тема 5. Использование программного продукта project expert при составлении бизнес-плана Изучив тему, Вы сможете:
- 5.1. Общая характеристика программы Project Expert и возможности ее использования при разработке бизнес-плана.
- 5.2. Работа с Project Expert.
- 5.3. Построение модели.
- 5.4. Определение потребности в финансировании и разработка стратегии финансирования предприятия.
- 5.5. Анализ эффективности проекта.
- 5.6. Формирование отчета.
- Контрольные вопросы к Теме 5.
- Тестовые задания (демонстрационная версия)
- Заключение
- Список литературы
- Терминологический словарь
- Приложение 1 Извлечение из рабочей программы дисциплины
- Тема 1. Введение в дисциплину
- Тема 2. Плановая деятельность на предприятии
- Тема 3. Цели, задачи и особенности составления
- Тема 4. Структура бизнес-плана
- Тема 5. Использование программного продукта