logo
Бизн-планир рест сервиса Конспект Орловская

3.7. Технология разработки бизнес-плана.

Менеджеры компании постоянно работают в условиях динамично изменяющейся среды. Поэтому достоверное планирование, являясь важной частью деловой активности, обеспечивает надежность функционирования предприятия. Однако в значительном числе компаний реальное планирование далеко не всегда является комплексным и завершенным, поскольку многие менеджеры порой стараются его избегать, считая эту работу скучной, рутинной и необходимой только для крупных компаний. В кругу этого персонала бытует мнение, что можно эффективно руководить компанией без формально составленного бизнес-плана, являющегося лишь атрибутом бюрократической системы управления. Лишь не многие менеджеры реально занимаются плановой работой, понимая свою недостаточную квалификацию. Отсутствие реального планирования обходится компаниям очень дорого. Так, работники, не понимая целей и зная планы компании, порой не воспринимают и ее требований к своей работе.

Процесс планирования бизнеса - это также самооценивающая деятельность, имеющая существенное значение для компании. Она должна осуществляться на регулярной основе, даже вне зависимости от воздействия, такого привлекательного фактора как возможное дополнительное финансирование. Самооценка компании, к примеру, может быть представлена в совокупности с финансовым бюджетом последующего года.

Цели компании могут уточняться в результате периодической ее оценки. Это позволяет лучше понять стратегию и тактику их достижения. Реалистичные и конкретные цели необходимо устанавливать по всем функциям управления бизнесом, основываясь на анализе отрасли, рынка и компании.

Перед составлением бизнес-плана для нового проекта рекомендуется, в первую очередь, обеспечить предварительную возможность его изучения. Необходим ли он? Если да, то должны быть сделаны определенные дополнительные исследования по изучению проекта.

В последующем, после установления целей компании, составляется стратегический план, включающий постановку задач для всех функций управления бизнесом. Этот план координирует функции управления, связывая воедино плановые показатели и исходную информацию.

Что мы обычно де­лаем, когда берем в руки новую незнакомую книгу? Скорее все­го, смотрим предисловие, содержание и сведения об авторе - ведь эта информация может помочь нам решить, стоит ли вообще чи­тать эту книгу. Точно так же инвестор или партнер, которому мы предлагаем участвовать в проекте, должен из первых нескольких страниц документа - резюме бизнес-плана и описания компании получить максимум полезных сведений, чтобы решить, стоит ли дальше иметь дело с нами и нашим проектом. Значит, с одной стороны, в этот раздел бизнес-плана имеет смысл включить как можно больше важной информации. Но, с другой стороны, люди, распоряжающиеся значительными финансовыми ресурсами, высоко ценят свое время и не будут тратить его зря, поэтому оформление бизнес-плана должно быть очень кратким - не более 2-3 страниц. Со­блюсти одновременно оба эти требования - емкости и краткос­ти - непросто, но без этого бизнес-план может потерять по­ловину шансов на успех, и это одна из причин того, что оформление обычно делается после того, как разработан весь бизнес-план в целом - так проще выделить наиболее важные и значи­мые для инвестора сведения.

Первое, а иногда и основное, впечатление о создателе плана и его проекте у потенциального инвестора складывается от внешнего вида и оформления бизнес-плана. Поэтому желательно, чтобы бизнес-план был напечатан красиво, на хорошей бумаге, начинался с об­ложки и оглавления, указывающего, на каких страницах можно найти те или иные сведения.

В принципе, весь бизнес-план можно представить в виде ответов на определенные вопросы, которые задает инвестор, прежде чем вкладывать средства в проект.

  1. В чем состоит цель предлагаемого проекта?

  2. В какой области и что именно будет делать компания?

  3. Чем компания и/или продукция отличается от существующих на рынке, в чем основные преимущества?

  4. Как именно будет реализован проект (этапы, сроки, последователь­ность действий)?

  5. Сколько средств необходимо вложить в проект и на каких условиях (формы кредита или участия в прибылях, проценты по кредиту, доля инвестора в акционерном капитале)?

  6. Каковы основные источники финансирования проекта (сколько компания может вложить собственных средств, откуда планирует получить дополнительные ресурсы и т.п.)?

  7. Какими финансовыми показателями характеризуется проект (сроки окупаемости проекта и возврата вложенных средств, рентабельность, прибыль на вложенный капитал и т.п.)?

  8. Какие риски существуют в проекте (потери вложенных средств, недостижение запланированной прибыли и т.п.), и насколько вероятны различные исходы?

Смотря на качественное и грамотное оформление бизнес – плана, инвестор (партнер, кредитор) должен получить определенные представления о компании или проекте и сделать вывод, имеет ли смысл читать дальше и подробно рассматривать пред­ложенный бизнес-план. План должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоления потенциальных трудностей. Бизнес-план должен быть представлен в привлекательной, а не сверхсложной форме и размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров. Многие менеджеры некорректно оценивают продолжительность времени, в течение которого разрабатывается план. Но включившись в этот процесс, менеджер понимает, что хотя трудность его разработки чрезвычайно велика, но этот процесс трудно переоценить с точки зрения нормального функционирования компании.