logo
Бизн-планир рест сервиса Конспект Орловская

1.3. Понятия «план» и «планирование».

Обобщенное определение планированию дано известнейшим американским специалистом и международным консультантом в области планирования туризма Эдвардом Инскипом: «планирование – это органи­зация будущего для достижения ряда определенных целей и задач». Термин “планирование” противоположен термину “импровизация” (импровизировать - предоставить дело случаю, действовать без плана). Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономи­ки — это процесс непрерывной творческой деятельности, научно обос­нованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его пер­спективного развития, наилучших технических средств и организацион­ных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач. Оно позволяет каждому предприятию планировать и соизмерять свои за­траты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов и получаемых совокупных доходов на всех стадиях хозяйствования и уровнях управления.

Таким образом, планирование может рассматриваться как определение и упорядочение крупных задач организации (рис.2).

План это предвидимая и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия (фирмы) и всех его подразделений. План внутрихозяйственной деятельности предприятия содержит целую систему экономических показателей, представляющих общую программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала.

Рис.2. Планирование - упорядочение задач предприятия

План — это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д.

Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осу­ществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним из­менениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претер­певать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельно­сти. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появле­ния новых плановых проблем и выбора новых экономических целей.