logo
Бизн-планир рест сервиса Конспект Орловская

2.5. Стратегическое, оперативное и тактическое планирование.

Весь процесс планирования в экономической организации мож­но разделить на две основные стадии: разработка стратегии дея­тельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).

Стратегическое планирование в общем виде представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь экономической системе достичь своих целей. Более детально стратегическое планирование характеризуется как процесс, в котором рациональный анализ сложившейся ситуации и будущих возможностей ведет к формулированию долгосрочных намерений, стратегий, целей, мероприятий с учетом возможных шансов и рисков.

Реальные возможности развития, ресурсные ограничения, а также количественные и качественные последствия процессов можно оценить только на этапе перспективного планирования в долгосрочном горизонте, который носит, прежде всего, концептуальный характер и выражает стратегию развития туристской фирмы.

Наиболее важными различиями стратегического и оперативного планирования являются следующие:

- в стратегическом планировании в отличие от оперативного в значительно большей степени играют роль субъективные ценностные установки руководства;

- общий возможный диапазон альтернатив в стратегическом планировании более широк, чем в оперативном;

- стратегическое планирование в большей степени, чем оперативное характеризуется неопределенностью; риски в рамках стратегического планирования оценить важнее;

- для стратегического планирования необходима большая информация об условиях окружающей среды, в то время как оперативное планирование в большей мере базируется на внутреннем анализе, а также на информации о совершившихся событиях;

- стратегическое планирование охватывает обычно более длительный период, чем оперативное, однако, может охватывать и короткий период времени;

- стратегические планы структурируются обычно в глобальном масштабе и содержат по сравнению с оперативным меньше деталей.

Стратегией не может быть простое определение желаемых це­лей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — это еще не значит разработать стратегию. Стра­тегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия — это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутрен­ние обстоятельства ее деятельности.

Обычно стратегическое планирование рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия ос­новывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для российских туристских фирм, действующих в условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, про­цессы неоднозначные. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития отрасли, территории, конкретной фирмы.

Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего ру­ководство экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного ох­вата действий менеджером. Плановая команда обеспечивает стра­тегическое планирование аналитическим подходом к принятию ре­шений о будущем фирмы.

Тактическое планирование

Термин “тактика” — первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей. Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является, как правило, предметом забот сред­него и низшего управленческого звена.

Основной вопрос стратегического планирования — что хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планирова­нием — это разница между целями и средствами.

Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Однако, термин “оперативное” более яр­ко, чем термин “тактическое”, подчеркивает, что это планирова­ние отдельных операций в общем хозяйственном потоке в корот­ком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планировани­ем понимают также составление бюджета организации.