logo
Бизн-планир рест сервиса Конспект Орловская

4.14. Раздел «Оценка риска и страхование».

Задача данного раздела — рассказать будущим инвесторам или кредиторам фирмы о возможных рисках на пути реализации про­екта и основных методах защиты от их влияния.

Предпринимательство в любом виде всегда связано с риском. Предпринимательский (коммерческий) риск — это опасность потен­циальной возможности того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом либо получит доходы ниже тех, на которые рассчитывал.

Бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь или неудач. Поэтому вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогно­зированием и управлением ими, являются весьма важными, так как инвесторы (кредиторы) фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации.

Естественно, что в этих условиях предприниматель должен не избегать риска, а предвидеть его и понимать свои наиболее уязви­мые стороны, стремясь снизить риск до возможно более низкого уровня.

Глубина анализа рискованности дела зависит от конкретного вида деятельности предпринимателя и масштаба проекта. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятностей. Для более простых проектов достаточен анализ риска с помощью экспертных оценок.

Главное здесь — не сложность расчетов и не точность вычислений вероятности сбоев, а умение предпринимателя заранее предугадать все типы рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения, а затем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.

Ассортимент рисков весьма широк, а вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому от предпринимателя требуется хотя бы ориенти­ровочно оценить то, какие риски для него наиболее вероятны и во что они (в случае их реализации) могут обойтись фирме.

В основе методики оценки коммерческого риска используется математический аппарат теории вероятностей и график построения кривой нормального распределения. Исходным этапом оценки риска является построение кривой (или таблицы) вероятностей. Для этого необходимо выделить определенные области (зоны) риска:

Безрисковая зона — область, в которой потери не ожидаются, ей соответствуют нулевые потери или отрицательные (превышение прибыли), ее можно назвать областью выигрыша предпринимателя.

Зона допустимого риска — область, в пределах которой рас­сматриваемый вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т. е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли. Граница допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от биз­неса.

Зона критического риска — область, которая характеризуется возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой при­были, вплоть до величины даже полной потери расчетной выручки от бизнеса. Величина потерь в этой зоне заведомо превышает ожидаемую прибыль и в максимуме может привести к невозмеща­емой потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело.

Зона катастрофического риска — область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень, и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя.

Таким образом, для оценки риска необходимо сделать следующее:

  1. выявить полный перечень возможных рисков

  2. определить вероятность их проявления

  3. оценить ожидаемый размер убытков при осуществлении рисков

  4. проранжировать риски по вероятности их проявления

  5. определить зону допустимого, критического и катастрофического риска

  6. установить приемлемый уровень риска

  7. отбросить все риски, вероятность проявления которых ниже определенного уровня. Однако, если ущерб, возникающий при проявлении риска, велик, его целесообразно оставить в перечне, даже если вероятность его и мала.

После анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных предпринимателю необходимо указать для каждого из них организационные меры по его профилактике и нейтрализации.

Например, при риске сбоев на железнодорожном транспорте необходимо проработать альтернативы транспортировки грузов автомобильным или авиационном транспортом.

Что касается страхования, то здесь следует отметить, что оно слу­жит важным фактором стимулирования хозяйственной активности, дает сильные психологические мотивации экономической деятель­ности: стремление получить выгоду, желание рискнуть.